Не некролог. История киберспортивного пути Deadman’а. Часть первая
История киберспорта знает много гениальных игроков, поражавших своим креативным мышлением и контролем, известны и личности неординарные, ставшие популярными благодаря эксцентричным поступкам. Сегодня мы начинаем рассказ об игроке, в котором эти две крайности сплелись настолько прочно, что самому человеку стало слишком тесно в этих оковах. Итак, Андрей Соболев, ака Apm 70, Deadman.
Вундеркинд с ужасной репутацией
Молодости свойственно грешить поспешностью.
Шекспир У.
Одна из ярчайших личностей в мире Warсraft 3, самый успешный российкий игрок, добившийся успеха на международной сцене во времена расцвета игры. Стоит ли говорить о его тотальном доминировании в России, если Deadman в течение нескольких лет на равных сражался с мировыми топами, а на территории СНГ брал только первые места. Умопомрачительное микро в совокупности с отличным контролем карты позволяли управлять юнитами сразу в нескольких местах, каждое действие было отточено до предела, добавьте к этому незаурядные стратегии, и вы поймёте, почему лучшие игроки мира боялись встреч с ним. Его креативные стратегии надолго остались в памяти российских олдскулов:
«Я помню, как он начал имбу dh+naga. Всегда испытывал какое-то давление перед матчем с ним. Как будто что-то давило сверху. Вспоминаю его немного странную манеру общения со своими странностями и приколами», – Вадим Ерохов aka KPECT (*)
«Помню, как я с ним танками играл, когда Сайлент только придумал эту страту. В Европе ни один эльф не мог сделать ни черта с ней, а Дедман с первой игры изи все разрулил», – Сергей Крапивенский aka spail (*)
Андрей начал играть в Warcraft с момента его выхода. В Москве начала 2000х существовало довольно много компьютерных клубов, но начал свою карьеру будущий чемпион России за домашним компьютером. Скорее всего, причиной этому было несоответствие юного возраста и вспыльчивого характера с необычайно зрелой и мастеровитой игрой. Талант и амбиции стали ключевыми понятиями на старте его карьеры. Стремление стать лучшим в кратчайшие сроки сбило Андрея с правильного пути. Установив мапхак, он ступил на более короткую, но темную и несомненно неправильную тропинку к вершине европейского ладдера. Это надолго испортило его репутацию, но зато он успел вдоволь поиграть с лучшими игроками Европы и как губка впитывал всё лучшее из их стилей игры. Возможно, мапхак позволил ему лучше понять игру, ведь в таком юном возрасте очень не хочется тратить время на просмотр реплеев и анализировать свои действия. С ним он сразу видел, какие ошибки совершают его оппоненты, а какие действия приводят к успеху. Вряд ли тогда он всерьез думал о профессиональной карьере, зарабатывать игрой на жизнь он начал гораздо позже. Первое место на ладдере было заветной мечтой и самой лучшей мотивацией для молодого игрока.
«Расскажу, как Андрей пришел первый раз на Lan турнир. Мы его проводили в клубе Final Fantasy (метро Менделеевское). Он пришел и очень сильно робел. Долго не хотел при регистрации свой ник называть. Как потом выяснилось - он с orkySoul повздорил в Инете и боялся, что Иван ему, цитирую: "морду набьёт". Но всё обошлось. Ваня с ним и вправду потом пообщался, но исключительно словесно», – Дмитрий Смит aka Dilvish (*)
Показывая отличные результаты на ладдере, один из лучших орков России не слыл в комьюнити хорошим игроком. Все знали, что он читер, и не воспринимали всерьёз. Андрей тратил всё свое время на игру в “Варик”, и это позволило ему высоко подняться в европейском ладдере. Формально добившись места среди лучших игроков Европы, apm 70 (самый известный аккаунт Deadman'a на европейском сервере) не посчитал свою миссию выполненной. Следующей его целью было стремление стать первым без использования читерских программ.
«Его главный плюс был, наверное, в том, что он был юн, в отличие от нас всех, и играл на энтузиазме, как я в свое лучшее время. Когда игра нравилась и хотелось побед ради победы, а не ради денег.Он ведь, когда уже почти никто не играл, продолжал тренироваться по 8++ часов в день. Молодость, азарт, амбиции и желание победить, как у всех в его годы.», – Александр Доценко aka bigman (*)
С выходом TFT в начале 2003 года многое в игре изменилось, изменился и сам Андрей. Он перестал использовать мапхак, сменил расу и с ещё большим желанием погрузился в игру. Теперь новоиспечённый эльф просматривал
демки и анализировал свою игру, а также игру своих соперников. Он стал больше времени проводить в компьютерных клубах вместе со своими единомышленниками. Более профессиональный подход привел его на первую строчку ладдера, и хотя соперники всё ещё считали apm 70 мапхакером, достаточно вспомнить Apm70MapHacks – знаменитый аккаунт голландца Grubby, всё-таки трудно было не заметить огромный прогресс в его игре.
«Я просто играл для удовольствия, много людей знают, что я использовал MapHack, этот чит программного обеспечения. Мне было всего 12 – 13 лет, но в конце концов, обман не славная вещь, и мне очень жаль. Но я все еще хочу, чтобы вы болели за меня несмотря на это. После релиза TFT, я начал серьезно играть в эту игру. В моем компьютерном клубе я упорно тренировался, с моими соклановцами и с друзьями, такими как Armor, skendel, zergoos, point, Goyo.», – apm70 в интервью PConline, март 2005.
Перспективного россиянина заметили французы. Крепкая европейская команда аrmaTeam предложила Андрею вступить в свои ряды. На столь серьёзный шаг организация пошла только после того, как убедилась в "чистой" игре apm 70. В России уже знали, что он способен побеждать на крупных LAN соревнованиях, но многие европейцы всё ещё считали его читером. Сразу после вступления в команду Андрей стал показывать отличные результаты на кланварах и командных турнирах, попутно побеждая на многочисленных московских клубных соревнованиях.
Андрей стал одним из первых, кто достиг 50 уровня в wc3. Даже если отчасти это случилось благодаря читам, нельзя не отдать должное трудоспособности и настойчивости молодого игрока. Сложно даже представить, сколько времени он проводил за игрой для достижения этого левела. Можно было не сомневаться, что, отбросив в сторону ненужные программы, с его упорством он сможет добиться очень многого. И совсем скоро Андрей это доказал.
Российский эльф уверенно пробился через онлайновую квалификацию на финал турнира ACON4. На крупный лан в китайском Шанхае приехали 16 лучших игроков, среди них были такие звезды, как Grubby, Sweet, Tak3r, HeMaN и FaTC. Андрей показал великолепную игру на своем первом зарубежном турнире, заняв в итоге второе место. На пути к финалу он обыграл многих хороших игроков, но в сражении за новенький автомобиль уступил американцу mTw|rushWizard'y, который находился в то время на пике своей формы. После такого успеха об apm 70 начали говорить как о звезде мирового масштаба. Прекратились разговоры о нечестной игре: все увидели настоящий уровень игры чемпиона России. На зарубежных сайтах появились первые статьи о российском вундеркинде. Примечательно, что на первый международный турнир Андрей поехал со своим отцом, что может говорить о положительном отношении родителей к его увлечению киберспортом, особенно, после того как сын выиграл 3500 $.
Следующим знаковым событием в карьере Андрея стало участие на ESWC 2004. В отсутствие конкуренции на СНГ сцене, apm 70 легко отобрался на финалы турнира во Франции. Обыграв своих соперников по первому групповому этапу, во втором Андрей встретился с двумя соклановцами SK.Madfrog и SK.Heman. Забегая вперёд, скажем, что именно эта команда сыграла во многом решающую роль в карьере и жизни Андрея. На парижском турнире 2004 года он не смог выйти в следующий этап, проиграв представителям SK gaming.
Очередной ступенькой в карьере Андрея должны были стать киберспортивные олимпийские игры, но этому не суждено было случиться. В интервью Apm 70 говорил, что не принял участие на WCG в силу возраста, но на момент проведения финалов Андрею уже исполнилось бы 16 лет, а значит, никаких преград не должно было возникнуть. Тем не менее, из-за некомпетентности менеджеров французской команды или не слишком разговорчивых организаторов российских отборочных лучший варкрафтер России пропускает крупнейший турнир в году.
Стремительный врыв в мировую элиту не мог не повлиять на молодого парня. Мало кто из вундеркиндов, в столь раннем возрасте добившихся успеха, сумел сохранить психологическую устойчивость. Испытание медными трубами он явно не прошёл. Частые споры и неприятные высказывания в игровом чате сменились склоками на LAN соревнованиях. Андрей не лез за словом в карман и говорил то, что у него на уме. Поступал так, как считал нужным, несмотря на возможную негативную реакцию его окружения. Этот имидж бунтаря закрепился за ним так же прочно, как и его образ суперталантливого игрока.
«Деадман несомненно талантливый, он увековечил себя в истории русского Варкрафта. В игре он проявлял удивительную скрупулёзность и скорость мышления. В жизни мне довелось с ним пообщаться дважды, мы играли вместе по сетке wcg и eswc.
Мое личное мнение: у Андрея наблюдалось присутствие социальной дезадаптации , что характерно всем гениям», – Игорь Ларионов aka Multick (*)
В ноябре 2004 года он покидает дышащую на ладан armaTeam и присоединяется к 64AMD, до его прихода не хватающую звезд с неба команду. В начале 2005 года в шестом сезоне WC3L, крупнейшей командной лиге, apm 70 приводит свой клан к чемпионству. Вместе с лучшим хуманом России Caravaggio они победили в финале престижнейшего турнира команду MYM 3:2, причем, два очка победителям принес именно Андрей.
Конец первой части.
(*) комментарий был дан
специально для этой статьи