Образцово-показательный Epicenter
В минувшие выходные завершился один из лучших киберспортивных ивентов в истории СНГ. Московский Крокус Сити Холл посетили именитые Dota 2 коллективы, среди которых были и чемпионы The International двух последних лет. Предлагаем вашему вниманию не совсем спортивный обзор этого во многом уникального для России мероприятия.
Moon и Fly в Москве. Вместо предисловия
Кто помнит 2007 год, когда к нам в гости приехали азиатские суперзвезды WarCraft 3 на турнир GameX? Moon, ReMinD и Fov сражались с Deadman'ом и другими нашими варкрафтерами за внушительный для того года призовой фонд. С одним из главных исторических курьезов в киберспорте, когда из кастомной карты никак не умирающей стратегии выросла целая МОВА индустрия, можно сравнить появление на сцене Крокуса нового Moon'a: луноликого инопланетянина сменил игрок OG Девид Тан. Стратегии в реальном времени и шутеры уступили первенство, и последние киберспортивные масштабные события в России проходили именно по МОВА играм. Кто знает, может быть, эти локомотивы потянут за собой и другие дисциплины.
Путь к сердцу фаната киберспорта лежит через LAN'ы
Многочисленные поклонники игры Dota 2 в России, наконец, дождались своего крупного турнира с участием именитых гостей из-за рубежа и внушительным призовым фондом. Баталии между топовыми командами мира, например, на The International, мажорах или финалах крупных лиг, большинство из нас могли лицезреть лишь на экранах мониторов, причем трансляции зачастую проходят ночью, в неудобное для СНГ региона время.
В начале этой весны общественности стало известно о проведении масштабного киберспортивного мероприятия в Москве. Недоверие, выработанное многими "успешно-реализованными" громкими анонсами, исчезло после объявления приглашенных участников и размера призового фонда. Привычка заставляет нас сравнивать этот турнир с TI или с миллионными мажорами. Предлагаем не сопоставлять турниры в СНГ с аналогичными ивентами, проводимыми за рубежом. Рекламные, спонсорские, инвестиционные возможности несравнимы, тем более, после падения курса рубля.
Усилия организаторов сложно переоценить, и для российского киберспорта этот турнир способен стать флагманом продвижения не только Dota 2, но и всего игрового сообщества. Эпицентр и финальный матч Континентальной лиги не только успешно привлекают фанатов на трибуны, но и не чураются брать за билеты справедливую цену. Помните моcковcкий DreamHack 2014, по многим параметрам крупнейшее событие последних лет, где на топовых игроков StarCraft 2 и не самые плохие Dota 2 команды пришло посмотреть очень небольшое количество людей? Вход тогда был бесплатным. На недавних финалах Континентальной лиги LCL 2016 Spring трехтысячный зал Олимпийского был забит битком, что удивило многих, так как вход был платный (минимальная стоимость билета составляла 300 рублей), да и зарубежных звезд не было. Есть уверенность, что во время финальных матчей Эпицентра зал на 7000 мест тоже был полон, даже несмотря на весьма дорогие билеты.
Не хотелось так много говорить про финансовую составляющую, но именно успешный опыт двух вышеназванных LAN'ов показывает, что, при должном подходе, наша киберспортивная публика весьма платежеспособна, а также не ленится оторвать себя от монитора и лично посетить турнир, да и крупный призовой фонд – это не только статус турнира или лишний повод топовым командам дать согласие на участие: он повышает престиж всей российской киберспортивной сцены.
Зрелище для ценителей
Уже в первый день в вестибюле крокуса было многолюдно, посмотреть на игру чемпионов TI двух последних лет: NewBee и Evil Geniuses, - пришло несколько тысяч человек. Прогуливаясь по холлу, мы заметили не только косплей, конкурсы и магазин атрибутики, но и места продаж раритетных музыкальных пластинок классических и джазовых исполнителей, а также миниатюрную выставку картин. Возникшая в голове шутка о высоком искусстве и дотерах в одном помещении быстро улетучилась, когда прозвучал театральный звонок, и зрителей пригласили занять свои места, после чего весьма цивилизованно выглядящая публика неспешно потянулась ко входам в зал.
Как полагается, после третьего звонка турнир начался с церемонии открытия. Эпичный видеоряд сопровождал пробирающий низкий звук голосов героев Доты, в этот момент по спине пробежали мурашки, то ли от того, что Крокус специально оборудован для проведения музыкальных шоу, и специалисты подобрали АСМР частоты, то ли от осознания начала чего-то масштабного и легендарного.
За исключением неполадок со звуком, в первой игре, когда микрофоны комментаторов фонили словно гитары на концерте в местном баре – стоило им прекратить разговаривать, как тут же поднимался свистящий шум, технических ляпов замечено не было на протяжении всех четырех дней турнира. Некоторые команды жаловались на излишне яркий свет в кабинках, но это скорее дело вкуса. Большинство игроков, с которыми мы разговаривали и брали интервью, отметили отличную звукоизоляцию кабинок и сами игровые места в них. Аналитики и ведущие тоже не жаловались, только Ярослав aka NS посетовал на размер экранов в столах комментаторов, но здесь, скорее всего, сказываются высокие требования чемпиона The Defense. От себя добавим, что работа с представителями прессы также была организована на высшем уровне.
Зрители, пришедшие на турнир лично, точно не пожалели об этом, ведь сравнивать просмотр игр этого турнира из зала и с помощью трансляции через интернет невозможно в принципе. Модно и по-взрослому оформленная "живая" сцена с выдыхающим языки пламени Рошаном в центре, большие экраны, меняющие цветовую гамму под каждую карту, а также смена дня и ночи в небе над сценой всеми силами отвлекали внимание болельщиков от Доты – хотелось рассмотреть еще какие-то интересные мелочи на сцене и на экранах, ведь именно внимание к мелочам отличает просто хорошие мероприятия от классных. Каждая "первая смерть", двойное убийство или RAMPAGE сопровождались стильными оповещениями на боковых экранах и цветным буйством на трибунах, для чего каждому пришедшему выдавались браслеты с лампочками, загорающимися определенным цветом по сигналу режиссеров. Из многих подобных составляющих складывается совсем другое восприятие игры – это уже не Dota 2, это шоу или представление, не чуждое и интересное даже стороннему от киберспорта зрителю.
Отдельно стоит отметить презентацию новых кадров из фильма Варкрафт и интересный разговор с режиссером экранизации Дунканом Джонсом и актером, сыгравшим орка Оргрима Молота Рока – Робертом Казински. Мы даже встретили в Крокус Сити Холле человека, совсем не интересующегося Дотой и посетившего турнир только ради мероприятия по Warcraft. За 10 дней до премьеры было приятно услышать некоторые детали сюжета и процесса создания киноадаптации, а также своими глазами лицезреть Молот Рока!
Спортивную составляющую EPICENTER 2016 мы осветим в отдельном материале, как это делали в превью к турниру "Epicenter. Пост-шанхайский период". Также обязательно заходите в галерею события и смотрите интервью, взятые на месте проведения у Артема "fng" Баршака, Ярослава NS Кузнецова и Сергея God Брагина.