WC3-воспоминания: uPro Multigaming
В новой рубрике по WC3 мы будем вспоминать каких-то людей, события, матчи... В общем, былые времена WC3. И первый выпуск – это интервью с Павлом "FriDay-13" Борисовым, бессменным лидером организации uPro Legends, которую, наверняка, хорошо помнят все, кто пристально следил за WC3 в СНГ.
Для начала - попрошу представиться. Конечно, я думаю, что большая часть людей, которые будут читать этот материал, тебя и так знают и помнят, но тем не менее... Представься.
Всем привет. Меня зовут Павел, но если меня кто-то и помнит, то только по нику uPro.FriDay-13 ) Я являюсь основателем проекта uPro (который мы заморозили в 2012 году).
Вот, да. Наша основная цель, зачем как раз вообще и пишется эта серия материалов – это вспоминать людей и команды. Так что, будем вспоминать. Можешь рассказать, как ты пришел в WC3, и как и когда появился проект uPro?
В начале 2000х в нашем компьютерном клубе все подсели на Age of Empire, рубились целыми сутками. Как только появился интернет - начали в нем искать все, что было связано с игрой. Так случайно узнали о том, что вот-вот будет мега турнир по AoE – World Cyber Games 2001. Понимая, что попасть на такой турнир, играя только в рамках своего города не возможно, мы решили узнать, какие еще есть стратегии, в которые можно играть по интернету и по которым бывают турниры (ну кроме SC). Так узнали о WC3 и все плавненько на него подсели и перешли.
Когда я только начинал играть в WC3 – у нас были постоянные кланвары, но общая организация внутри той команды очень хромала. Мы, имея хороших игроков постоянно проигрывали, из-за чего все нервничали или уходили в другие команды. В один прекрасный день так сделал и я, предложив некоторым ребятам уйти со мной. Мы ушли и организовали свою команду по WC3. Это был, вроде бы, 2004 год. Примерно 2-3 года мы так и были только составом по данной игре (пользуясь случаем хочу передать привет ребяткам из Липецка, а так же NoMaD и Warriorу).
Вот, кстати, ты очень к месту вспомнил бывших участников вашего проекта. Насколько я помню, в uPro никогда не было особо много людей. "Футбольных составов" вы не держали. Или я ошибаюсь?
У нас не было цели иметь футбольные составы. Мы больше стремились к качеству при минимуме. Иногда, конечно, брали на перспективу, но в общем и целом состав у нас был не большой и очень дружный.
Можешь рассказать, какие игроки сыграли наибольшую роль в истории команды?
Если брать именно WC3, тогда обязательно нужно отметить и вспомнить следующих ребят: NoMaD, west и Kosta (в плане упраления), а так же игроков: Warrior, Sin, Agg, Nightmare, KraGesh, Koldyn, JadeDark, Morgan - это те, кто внес целую частичку себя в этот тэг.
Morgan, FriDay-13 и ParaDise
Ты сейчас остаешься на связи с кем-то из партнеров по команде?
Последние 4 года я практически не общался ни с кем, чтобы не затянуло обратно в киберспорт. Но в этом году снова нашел контакты, общаюсь, интересно узнать, как сейчас дела у парней.
У всех все хорошо?
Да, конечно. Большинство сейчас уже семейные или почти семейные люди, у некоторых (как и у меня) уже есть дети. Приятно видеть, что они смогли реализоваться в жизни столь же успешно, как и в компьютерных играх.
И у тебя даже дети, говоришь? Все серьезно! И что, неужели еще немного боишься, что может затянуть обратно в киберспорт?
На данный момент у меня дочь, ей 3,5 года. У Agg'а, я знаю, сынишка (тоже 2-3 года). Мы как раз заморозили наш проект ввиду того, что "совсем не до игр" стало. Затянуть может в плане того, чтобы снова проект возродить, опыт и связи остались, мозгов даже больше стало, и сам киберспорт уже вышел на серьезный уровень (в коммерческом плане).
А как бы ты тогда охарактеризовал киберспорт в то время, когда активно варился в этой теме? История uPro началась с 2004 года, проект заморозили в 2012 - это 8 лет варкрафта, ну и других игр тоже. Как менялась ваша команда, да и как менялась WC3-сцена (особенно - в СНГ) в течение этого времени? Да и как вообще менялся киберспорт, на твой взгляд?
Лично я считаю, что WarCraft 3 как киберспортивная игра – одна из лучших, интересных и сбалансированных. Золотое время было, самое крутое за эти 8-9 лет. Наши СНГ ребята всегда на равных конкурировали с остальным миром. Начиная от Maloy на первом WCG, и заканчивая более молодыми HoT, TitaN, Happy (это я только по WCG вспомнил).
Что касательно нас – мы всегда старались бороться за топ-1 в регионе и за возможность повоевать за топ-3 внутри СНГ (Россия, Беларусь, Молдова). Было бы тогда столько разных Дримхаков и ESL остановок, как сейчас – было бы куда интереснее. Глядишь и удалось вырасти до такого же уровня, как Fnatic, например.
Все 8 лет были одинаково хорошими и успешными для вашей команды? Наверняка ведь был какой-то период, который мы можешь назвать самым лучшим - может быть, когда были самые лучшие результаты, или когда была какая-то запоминающаяся атмосфера, или что-то еще...
Мне так кажется, что самыми лучшими были, примерно 2007-2008 года, когда большинство наших ребят отобрались в регионах на WCG, и все потом приехали в Москву на финалы. Впервые знакомились "вживую", играли, организовывали некое подобие "буткемпа".
uPro.x1t – один из игроков состава по Quake
Ты сказал, что в СНГ WC3-сцена всегда была сильной, что игроки всегда составляли конкуренцию на международной сцене. И сейчас СНГ остался одним из главных мировых "очагов" WC3. Как думаешь, с чем связана такая успешность игры у нас?
Ну во первых – у игры отличный баланс (в целом). В ней меньше аркадности, больше стратегии. Это позволяло многим игрокам не только поддерживать уровень, но и подымать его. Этот же факт цеплял и "перспективную" молодежь. Мне кажется, что в SC2 такого нет, потому в СНГ сейчас очень мало хороших игроков.
А вот StarCraft 2. Когда эта игра только вышла, все стали массово переходить на нее, открывать составы. Вы не были исключением, верно?
Да, верно. Мы тоже перешли. В большей степени из-за киберспортивной составляющей (т.е. ради турниров и возможности быть интересными для спонсоров).
Но, если я правильно помню, в SC2 особо успеха добиться не получилось?
У нас были неплохие результаты, за что спасибо Sin'у, Koldyn'у, MayDay и DwC, но они были нестабильны, игра приносила не так много удовольствия, при этом от нас требовался результат, ниже которого нельзя было опускаться. Кроме того, мы были уже далеко не школьники, требовалось время на работу и личную жизнь. Поэтому в итоге решили заморозить весь проект, отдохнуть, осмотреться и определить приоритеты.
FXO.Strelok и uPro.Koldyn
Мне вот кажется, что почти никто из варкрафтерских команд того времени не прижился в StarCraft'е. Хотя, нет, Empire и iP, наверное, вполне неплохо себя чувствовали.
Мне понравилось, как удалось развернуться Empire, когда они взяли себе в состав Kas'a и Happy. Это, наверное, лучшее, что было в СНГ по SC2.
Ты сейчас еще как-то наблюдаешь за варкрафт-сценой? Посматриваешь стримы одним глазком иногда, следишь за результатами? Может, видишь иногда какие-то знакомые никнеймы, с кем-то не из команды поддерживаешь связь?
Вот с этого года снова стал посматривать результаты, в том числе и вк3. Узнал, что СНГ-ребята сейчас хорошо выступают (Sonik, Foggy, OrcWorker, HawK), даже в Азию на ланы проходят. В этом плане у WC3 все по прежнему круто.
Если бы ты сейчас имел возможность вернуться в какой-то момент в прошлом, пускай даже в момент самого зарождения проекта - что бы ты изменил? И вообще были ли за все эти 8 лет какие-то вещи, о которых ты пожалел, которые затем посчитали неправильными? Которые исправил бы, если бы у тебя была эта вот самая возможность вернуться в прошлое?
Иногда кажется, что займи я эти годы чем-то другим, кроме киберспорта – я бы, наверное, стал бы более успешным в реальной жизни (например потратил бы их на то, что могло бы сделать меня более качественным специалистом). Но, с другой стороны, я бы не познакомился с огромным количеством отличных ребят, не пережил бы море эмоций. Наверное, если бы вернуть все назад, я бы снова пошел по тому же самому пути... Жаль, наверное, только то, что случилось под конец эпохи вк3 - это когда игры перестали быть играми, и все начали искать в них выгоду и зарплату. Мне кажется, что именно это немного подкосило нас в тот момент.
Вот тут соглашусь. Жадный народ до денег стал в то время. А, кстати, как у вас самих обстояли дела с финансированием в течение всего времени сущестсования проекта? Помнится, были времена, когда киберспортивные команды активно спонсировали покер-румы, кто-то искал себе "крышующие" мультигейминги, кому-то, вроде, даже удавалось находить спонсоров. Насколько остро финансовый вопрос стоял в вашей команде, и как вы его решали?
В нашей команде вопрос финансирования никогда не стоял остро. Были пробы и ошибки, мы пробовали играть в мультигеймингах, зачастую все быстро заканчивалось. Все понимали, что если что-то получится – хорошо, если нет – мы ничего не теряем.
Финансирование у нас было совсем небольшое, были также периодические попытки сотрудничать с производителями игровой периферии.
Зачастую мы делили имеющиеся деньги пропорционально показателям (результаты на КВ, внутренних турнирах, рейтингам в ладдере).
uPro.ParaDise
А, кстати! Ходил в кино на Варкрафт?
Да, жена сделала сюрприз – я даже не знал, что идем на Варкрафт! Фильм понравился, я практически все же знаю. Жду продолжение
А продолжение игры будешь ждать, когда его анонсируют? И когда, ты думаешь, это может произойти? Вообще, есть у тебя намерение сыграть сотню-другую каток в WarCraft 4, когда он выйдет?
Такая мысль есть. Игру жду, но понимаю, что сама же Blizzard задрала планку своих игр так высоко, что теперь WC4 должен быть круче всех игр, плюс интересным, плюс киберспортивным. А это не так просто и уж точно не быстро сделать.
Наверное, на этом вот, нацеленном в будущее моменте, мы и закончим. Я, по-моему, уже не знаю, что еще спросить. Как обычно в конце беседы – можешь передать какие-то приветствия, благодарности, а также обратиться к читателям!
Хочу передать привет всем, с кем мы пересекались за столь долго время в киберспорте. Особый привет хочу передать всем тем, кто когда-либо играл под нашим тегом (особенно x1t, FroL, kefir, ребятам из uPro.CS). Также хочется отметить такие СНГ-команды как RiF, es4x, ecLs, eQu. Они всегда мотивировали нас не останавливаться на достигнутом.