Пришествие футбольных клубов в киберспорт – эксперимент или продуманный шаг?
Многие уже в курсе, что в киберспорт стали приходить большие и известные футбольные клубы. Новости о подписании какого-нибудь фифера или LoL команды уже не вызывают сильного удивления. К чему же приведет такая тенденция - читайте в статье.
Стоит признать, что киберспорт развивается семимильными шагами. Но прежде чем поговорить на эту тему, нужно упомянуть о тех, кто уже "ворвался в киберспорт". Итак, поехали!
Все началось в январе 2015 года. 20 января турецкое спортивное объединение "Бешикташ" объявило о подписании команды Aces High.
Спустя несколько месяцев свой первый шаг в киберспорт сделал немецкий футбольный клуб Вольфсбург. В мае 2015 года был подписан немецкий фифер Бенедикт "Salz0r" Сальцер. В январе 2016 года к нему присоединился англичанин Дэвид "DaveBTW" Байзевей.
6 мая 2016 года ФК "Вест Хэм" заявил о подписании фифера Шона "Dragonn" Аллена.
Следующим футбольным клубом, подписавший киберспортсмена стала итальянская Сампдория. Случилось это 21 мая 2016 года. Заключить контракт решено было с Маттой "Lonewolf92" Гуаррачином, бронзовый призером WCG и Samsung Euro Championship по FIFA.
Следующий врыв в киберспорт состоялся в июне. 7 июня ФК "Валенсия" объявил о сотрудничестве сразу с несколькими игроками по Hearthstone. Киберспортивное подразделение стало называться Valencia CF eSports. 8 июля был подписан состав по Rocket League. Ну а 14 июля был анонсирован состав по League of Legends.
27 июня немецкий футбольный клуб Шальке 04 объявил об открытии киберспортивного подразделения. В команду по FIFA были приглашены Марио "mario" Виска и Сехан "Cihan" Ясселан.
6 июля английский футбольный гранд Манчестер сити заявил о своем приходе в киберспорт. Заключить контракт решено было с англичанином Кираном "Kez" Брауном.
Россия также не осталась в стороне. ФК "Динамо" стал первым российским клубом, который объявил о сотрудничестве с киберспортивной организацией. Произошло это знаменательное событие 18 июля. Соглашение было заключено с TORNADO ROX. Сотрудничество предполагает проведение совместных мероприятий, буткемп, а также информационную поддержку. В будущем планируется организация динамовского чемпионата по киберспорту. Но кто знает, может и не далек тот день, когда ФК "Динамо" обзаведется собственными игроками.
20 июля испанская федерация по футболу объявила о создании целой киберспортивной лиги, которая сможет конкурировать с таким организациями, как ESL, DreamHack, Socialnat и LVP. Подробности станут известны в конце 2016 года.
22 июля португальский ФК "Спортинг" представил общественности своего первого киберспортсмена. Им стал Франциско "Quinzas" Круз, ранее выступавший за Team Dignitas.
Но самое удивительное произошло совсем недавно. 28 июля ульяновский футбольный клуб Волга объявил о подписании фифера Ильи "TaHCoP" Васильева, который ранее выступал за юношеский состав футбольной команды. TaHCoP стал первым в СНГ киберспортсменом, который заключит контракт с футбольным клубом. Теперь это исторический факт.
У многих возникает вопрос: "А зачем футбольным клубам это нужно?". Недолго думая, можно ответить, что это попытка популяризировать свой клуб на неосвоенном рынке, который бурно развивается в последние годы. Даже если не иметь четкого плана, игнорировать киберспорт глупо. Далеко не все любители киберспорта следят за классическим спортом. Они и являются главной целью клубов.
Одним из главных преимуществ футбольных клубов перед обычными киберспортивными организациями – это профессиональный менеджмент. Это люди имеющие соответствующее образование. К ним можно отнести маркетологов, экономистов, адвокатов, психологов и многих других. Все эти люди сделают все возможное, чтобы не допустить позорное отстранение своей команды на крупном международном турнире из-за подмены игрока во время важной игры. Конечно, подобные провалы случаются и в большом спорте. Например, в 2015 году Реал Мадрид был исключен из Кубка Испании за то что, в одном из матчей в составе королевского клуба вышел дисквалифицированный игрок. За это Реалу после завершения матча присудили тех. поражение со счетом 3-0. Но подобные случаи происходят крайне редко. В киберспорте грандиозные скандалы происходят по нескольку раз в год. Начиная от поддельной статистики официального сайта команды, заканчивая невыплатой заработной платы или призовых.
С другой стороны, футбольные клубы не так хорошо знакомы со спецификой киберспорта. Например, вечные проблемы с визами, меняющиеся дисциплины, менталитет и характер молодых игроков, непредсказуемые фанаты, отсутствие внятной организации (к примеру FIFA), которая решала бы спорные вопросы с контрактами и спонсорами. Им придется изучать все это с нуля.
С финансовой точки зрения пока не ясно, как собираются зарабатывать клубы на киберспорте. На продаже футболок много не заработаешь, особенно в ближайшие годы. Посмотрим, что будет в будущем.
Но успехи футбольных клубов в киберспорте не заставили себя долго ждать. Совсем недавно игрок Valencia CF eSports по HS Диего "Evagelion" Фуэнтес сумел выиграть домашний DreamHack Valencia 2016. Этот титул стал первым в истории клуба на киберспортивной сцене. А ведь про Evagelion не скажешь, что он супер популярная личность, как Amaz или титулованный игрок, как Kolento. Но его смогли где-то отыскать и предложить контракт.
Если заглянуть за пределы футбольного мира мы увидим, как известные баскетболисты такие, как Шакил О’Нил создают свои киберспортивные организации и становятся рекламными лицами крупных лиг и турниров.
Предполагается, что в будущем киберспортивные организации полностью исчезнут. Спортивные клубы рано или поздно смогут задавить "малых братьев" своими бюджетами, медиа возможностями, инфраструктурой и так далее. Никакие многомиллионные вложения олигархов не смогут конкурировать с бюджетами больших футбольных клубов. В нынешнее время одни только трансферы исчисляются десятками миллионов долларов. Посудите сами, любой футбольный клуб может предоставить свою базу для буткемпа своим киберспортсменам. На любом современном стадионе можно провести крупный киберспортивный фестиваль. Большие футбольные клубы уже давно имеют свои телеканалы с профессиональной аппаратурой. Количество подписчиков в социальных сетях исчисляются миллионами. И это только малая часть преимуществ у клубов. Зачем известному и титулованному геймеру играть за Virtus.pro или Natus Vincere, если он cможет выбрать Ювентус или Манчестер Юнайтед? Будьте уверены, что до конца года еще будет много анонсов о приходе того или иного футбольного клуба в киберспорт.
А что вы думаете по этому поводу?