uThermal: "Сейчас есть смысл ездить на турниры"
В интервью Team Liquid uThermal поделился мыслями по поводу представленного в 2016 году формата WCS, а также рассказал о том, как изменилась жизнь иностранных игроков после изменения системы. Представляем вам перевод материала.
uThermal – одно из главных открытий 2016 года. Выиграв IEM Shanghai, он стал первым за очень долгое время иностранным терраном, которому покорился иностранный турнир. Он также входит в число игроков, которые больше всего выиграли от радикальных изменений формата WCS 2016. Мы обсудили с игроком плюсы и минусы нового формата WCS и то, как этот формат можно улучшить в будущем.
Соревновательный год WCS 2016 уже почти закончился. Как впечатления от нового формата? Хотя мне кажется, что тут ответ будет очевидным…
Для меня формат очень хорош. Просто он выглядит каким-то слишком уж экстремальным, потому что игроки WCS сейчас выигрывают гораздо больше денег, чем корейцы. Я провели aligulac.com, и вроде как пять лидеров рейтинга по количеству выигранных в 2016 году денег – все из WCS.
Думаю, Blizzard перешли из одной крайности в другую. Потому что раньше иностранцу было практически невозможно стать прогеймером. Я, наверное, что-то около 10 тысяч долларов в год раньше выигрывал – жалкая сумма. А сейчас заработал уже более 50 тысяч – разница впечатляющая. Хорошо, что теперь так, но по-моему с переходом на новый формат что-то пошло не так.
Самое худшее это то, что сначала корейцам очень долго можно было ездить на все турниры, а потом они ограничили им участие – и это по прошествии пяти лет. Получилось так, что было несколько корейских игроков, которые буквально жили за счет иностранных турниров – и их карьеры внезапно просто-напросто закончились.
То есть, судя по твоим словам, сейчас у игроков гораздо больше шансов что-то выиграть – можно не только выигрывать турниры, но и просто занимать высокие места.
Ага. Раньше ты ездил на DreamHack, ну, потому что ты прогеймер и это твоя обязанность. Но по факту это во многом было просто тратой времени – потому что на турнире всегда было бы около тридцати пяти корейцев, и скорее всего ты кому-нибудь из них проиграл бы уже в Ro32, ну или вроде того. Смысла ездить на турниры почти не было – разве что команду показать и, если повезет с сеткой, выйти в топ-8.
А теперь все иностранцы из кожи вон лезут, чтобы пробиться на каждый из турниров. Выигрывать чемпионства могут не все, но у всех есть шанс на топ-4 или топ-8. Теперь есть смысл ездить на турниры.
Если все так стараются – то как думаешь, стали ли все лучше? Замечал, что сейчас народ активнее тренируется и растет в уровне?
Ага. Я уверен, что сейчас уровень игры вырос. Еще можно обратить внимание на то, что у многих игроков сейчас появилась мотивация, какой не было раньше – Nerchio хороший пример. В HotS он был не так уж и хорош, но в LotV прибавил, а новый формат дал ему шанс. Сейчас он очень старается и очень далеко зашел.
Примерно то же самое и со мной. В прошлом году я очень старался в течение очень долгого времени. Когда результатом всех твоих усилий становится один-единственный выход в топ-8 и несколько выходов в Ro32, и что-то там еще в этом духе… В такие моменты казалось, что тренироваться вообще нет никакого смысла.
А теперь, например, Elazer и Drogo, и все игроки, у которых есть шанс попасть на BlizzCon – и я и все топовые игроки – очень сильно стараются. Я думаю, что сейчас мы лучше, чем когда бы то ни было.
Я читал интервью Harstem’а, и потом обсуждал это интервью с другими прогеймерами, и все посчитали, что он там сказал какую-то совершенную ересь. Заработал больше денег, хотя играет хуже? Но сейчас все думают, что он раз в 10 лучше, чем когда бы то ни было еще. Может, ему самому и кажется, что он плох, но раньше он был таким же игроком Ro32, как и я сам – а теперь он дважды чемпион. Он сейчас гораздо лучше играет, и мы все очень удивились тому, как он сам себя при этом воспринимает. Все прогеймеры сейчас думают, что наш уровень вырос – есть лишь несколько исключений, ну вот вроде Harstem’а.
Сейчас турнир WCS не так уж сильно отличается от предыдущей версии в плане участвующих корейцев. Как думаешь, так ли сильно изменился главный турнир WCS?
Нет. Определенно, нет. Это больше всего удивляет меня в комментариях. Я много читаю Reddit и TeamLiquid, читаю все комментарии. Иногда попадаются такие… Например, когда ShoWTimE стал чемпионом в Туре, то многие вели себя так, словно по сравнению с предыдущими годами ничего особенного в этом и нет – у нас же ведь теперь ограничение по региональному принципу. А мне кажется, что все осталось точно так же.
Да, было время, когда соревноваться на WCS было тяжелее – это когда в Германии жили шестеро корейских игроков. MC, YoDa, First и так далее. Тогда было потяжелее.
Но когда Lilbow выиграл WCS – тогда в плане сложности было точно так же, как и сейчас. Может быть, даже чуть полегче. Потому что были Polt и Hydra, а еще StarDust и Jaedong – которые, в принципе, по уровню были как иностранцы. Их в предыдущий год не воспринимали, как топовых игроков.
А сейчас стало чуть сложнее – потому что добавился TRUE. Но так мне кажется, что главный турнир WCS очень похож на то, чтобы было в прошлом году. Точно то же самое.
То есть, что действительно поменялось – так это шансы таких игроков, как ты, на турнирах вроде IEM, DreamHack и так далее.
В прошлом году… Давай я лучше покажу свои результаты.
На оффлайн-турнирах я в большинстве случаев проигрывал в первом или втором раунде. Я был на Gfinity – и дважды проиграл Sacsri в групповой стадии, на первом этапе турнира. На DreamHack Tours в групповых стадиях я проиграл PartinG’у, в Ro32 проиграл TRUE. На IEM в Ro8 я проиграл PartinG’у. И потом на Gfinity в первом раунде я проиграл MyuNgSiK’у.
Для того, чтобы становиться лучше, важно показывать результаты. Сложно объяснить, но если из-за корейцев ты намертво застрял на стадии Ro32, то ты не сможешь дальше расти и становиться лучшим игроком. Чтобы дальше учиться и становиться лучше тебе нужно проходить подальше на турнирах. Если ты все время проигрываешь в Ro32, то у тебя не остается никакого пространства для роста. Ранее все иностранцы, у которых что-то более-менее получалось, были теми игроками, которые играли в WoL с первых же дней и благодаря этому сумели набраться опыта на турнирах тогда, когда они еще не были такими тяжелыми. Но новичкам пробиться было невероятно сложно. Каждый раз, когда ты проигрываешь в Ro32, пусть даже и корейцу, ты все равно не чувствуешь себя хорошим игроком. А все, что у тебя раньше было – это постоянные проигрыши в первом или втором раунде. Теперь же многие игроки, которые раньше могли разве что добраться до Ro32, стали чемпионами – например, я, Drogo и Harstem.
Когда выходишь на такой уровень в плане результативности, то мне кажется, уже можно что-то противопоставить корейцам – ведь у тебя есть ощущение того, что ты чего-то добился и у тебя теперь есть опыт игры на более поздних стадиях турниров, где сильнее психологическое давление.
Как этот год изменил твой взгляд на продолжение карьеры прогеймера?
Меня не оставляло ощущение, что я могу продолжать играть профессионально. Если бы ничего не поменялось, то я бы, наверное, пораньше бы начал учебу. Если тебе 17 лет – по-моему, мне столько было, когда я впервые прошел на WCS – и все твои друзья работают в супермаркетах, а ты зарабатываешь 10 тысяч долларов за год, то это круто. Но когда тебе двадцать лет, или там двадцать один год, и ты по-прежнему зарабатываешь 10 тысяч долларов в год, то ты такой начинаешь подумывать: «Кажется, надо бы заниматься чем-то еще». А сейчас мы действительно зарабатываем деньги, и кажется, что нет ничего плохого в том, чтобы еще побыть прогеймером.
Что в WCS 2016 можно было бы сделать лучше? Какие изменения следует провести в формате в следующем году?
Мы все это обстоятельно обсудили с Blizzard на DreamHack Montreal. Думаю, главная беда – это форматы турниров в этом году. Они абсолютно никудышные.
Сетка на 32 игроков, которая играется в формате Single Elimination?
Ага. И вот хороший пример.
TRUE выиграл один-единственный турнир с сеткой Single Elimination, при этом обыграв двух лидеров рейтинга WCS. И я выиграл турнир с таким же форматом, обыграв четырех игроков, которые находились в топ-8 рейтинга. Формат того турнира, который выиграл TRUE, не был сложнее, сам турнир не был сложнее. Но он заработал и больше очков, и больше денег. Мне кажется, что я выиграл турнир, который был сложнее, а TRUE просто повезло выиграть нужный турнир.
Я считаю, что в этом самая главная проблема. Нужно как-то различать турниры, отделять их друг от друга. А то у нас везде Single Elimination. Мы сказали Эдриану (представителю Blizzard eSports), но если бы такой формат был на IEM или DreamHack Open, то никаких проблем. Но что вообще значит турнир WCS, если на нем играется просто сетка Single Elimination? Поэтому в первую очередь мы предложили взять другой формат для таких турниров. Большинство из нас – по-моему, двадцать из тридцати двух игроков, в том числе и китайские игроки – согласились с тем, что очень хороший формат можно было увидеть на DreamHack Winter, где в группах по 6 человек игралась круговая система.
Вы только представьте себе: за год играется всего три турнира WCS Championship. Вообразите, что было бы, если бы такая же система с сеткой Single Elimination использовалась бы на Dota-мейджорах или на The International. Просто представьте, насколько тупо это было бы. И именно в формате турниров заключается главная проблема текущей системы WCS.
Еще мы обсуждали условия, в которых находятся игроки. На некоторых турнирах игроков даже не обеспечивают питанием, на некоторых ужасные стулья… Всякое в этом духе. У Blizzard есть определенные требования для всех организаторов, которые хотят провести WCS-турнир вроде DreamHack’а, и мы сказали им, что можно требовать от организаторов лучших услвой для игроков. Например, на DreamHack Montreal, если вы играли на неосновном стриме, то это было очень даже хреново, потому что стулья были настолько низкими, что у вас все время болели. И что на главном, что на неосновном стриме столы были очень неустойчивыми и условия для игры большую часть турнира были так себе. Будь это DreamHack Open – тогда еще ладно. Но это же WCS Championship – здесь все должно быть на уровне.
Но если взять картину в целом, то ты нынешним годом доволен.
Думаю, да. Год довольно хороший. Ну, вроде как, сама идея нового формата WCS хороша, только исполнение не то чтобы великолепное. Много маленьких недоработок. Планирование турниров всегда очень плохое. Blizzard узнают даты квалификаций и всяких таких тем гораздо раньше, чем мы. Не в том смысле, что они знают за месяц, а мы узнаем за три недели. У Blizzard есть расписание со всеми своими турнирами, квалификациями и так далее. Например, про даты квалификаций на WCS Montreal Blizzard знали за три месяца, а нас оповестили за неделю. Такой подход к расписанию не очень-то хорош.
Окей, думаю, мы достигли той точки, где большинство читателей начинают терять внимание. Какие-нибудь комментарии напоследок? Что-нибудь забавное?
Ничего не приходит в голову. Я только недавно проснулся и мозги еще не варят.
Всегда рад поговорить с тобой.