Пост-WCG: опасные перспективы
Сперва немного анализа и простых ответов на еще более простые вопросы.
Какое прилагательное лучше всего охарактеризует выступление нашего микса Putb?
Думаю, в данном случае идеально подходит слово «ожидаемое». Не слишком впечатляющий результат в целом был вполне прогнозируем любым человеком, играющим в CS и наблюдающим за российской сценой. К сожалению, на данный момент 1/4 любого мирового первенства – это максимально возможная ступень. В этот раз оступились на более ранней стадии, но грустить по этому поводу не стоит: не имеет значения, входишь ли ты в топ-16 или топ-8, главное – способен ли ты биться за медали. А на данный момент сложилась ситуация, в которой ответ очевиден и умещается в лаконичное слово «нет».
Хотя, нет. Стоп! Постойте. В данный ли момент?
Начнем, как водится, издалека. Наверняка многие из вас внимательно слушали, что говорил bull3t в своем интервью (посмотреть его можно здесь). Товарищ толковый, грамотный. И ему действительно не все равно, а это весьма важно. Итак, для большей наглядности окунемся в пост-М19 период, т.е. WCG с 2003 года и далее, дабы лучше понимать все детали процесса.
Год 2003. Перспективная команда hiGh побеждает на национальных отборочных и отправляется прямиком Сеул, где среди серьезных соперников в ее группе можно выделить лишь ex-aAa. Групповая стадия пройдена и со второго места команда попадает на SK Gaming, которые являлись, пожалуй, лучшей командой в истории Counter-Strike. Результат был неутешительным. Закономерный топ-16.
2004. На небосклоне зажигается звезда {TEAM-4|Virtus.pro} и все надежды возлагаются на эту команду, но, к сожалению, организаторы российского отборочного этапа делают накладку с ESWC и доминирующий коллектив делает ставку Париж, не прогадав и заняв 3-е место. На WCG квалифицируются M19, переживающие свое второе рождение, но 400kg не знает, что шутить при оформлении визы не стоит, и его заполнение анкеты оборачивается запретом на въезд в Штаты. В команду спешно берется инактивный MadFan, что резко уменьшает ее шансы. На самом WCG, впервые проходящим в Северной Америке, начинается полное сумасшествие, которое оборачивается в конфликт питерцев со всеми, кем только можно. В итоге команда не выходит из группы. Закономерно.
2005. Наконец-то {TEAM-4|Virtus.pro} едут на GF. И попадают там в топ-4, проиграв неожиданно выстрелившим казахам из k23. Вроде неплохой результат, скажите вы. Но нет, достаточно вспомнить соперников наших ребят на пути к полуфиналу: Япония, Беларусь, Румыния и Венгрия. Не очень весомо, согласитесь. Результат отчасти незакономерен, потому что в первых же играх против достойных оппонентов {TEAM-4|Virtus.pro} проигрывают.
2006. Вторая попытка подопечных Runcha. В свете прошлогоднего результата выступление обещало быть отличным. Но у ex-mousesports были иные взгляды на сей счет, посему останавливаются чемпионы России уже в 1/8, что для состава участников в том году является объективным местом {TEAM-4|Virtus.pro}.
2007. А вот и первый микс подъезжает на фуре к нам, ждущим. Первые украинские новообразования в рядах VP ставят крест на их выступлении на WCG. Но Virtus.pro|LeX не может отказать себе в третьей поездке на главный турнир года, и свеженабранным миксом берет квалификацию. Вообще, рассуждать об этом турнире объективно крайне сложно, но, думаю, все согласятся, что топ-8 можно считать хорошим результатом.
Пригвоздим в нашу статистику и результаты ESWC:Ну и напоследок самая приятная часть – финансовая. Что же имели победители российских отборочных:2004. VP – 3rd place
2005. VP&forZe – 2nd group stage
2006. VP – 1st group stage
2007. VP - 1/4, Begrip – 2nd group stage
2008. Болели за украинцев
WCG: RP 2003 - 13.000 $
WCG: RP 2004 - 14.400 $
WCG: RP 2005 - 12.200 $
WCG: RP 2006 - 12.200 $
WCG: RP 2007 - 12.200 $
WCG: RP 2008 - 12.200 $
Имея минимальный набор статистики, возвращаемся к Денису Самохину (менеджер российской сборной, если кто не знает). Разберем подробно некоторые его заявления, вызывающие определенные вопросы.
«В отношении Counter-Strike сделаны определенные выводы»
А не слишком ли поздно пошли выводы, да и правильны ли они? Для этого построим элементарный график, по результатам выступлений наших команд на двух крупнейших турнирах года.
Вот так уже наглядней. Продолжаем.
«Состав миксованный, в такой дисциплине шансов практически ноль»
Российский CS весьма специфичен, ввиду менталитета играющих людей. Поэтому можно с уверенностью заявлять, что в нашей стране до сих пор скилл превалирует над тимплеем. Удивительное дело, но миксованный состав на прошлом WCG показал второй по успешности результат, а с учетом всем известных конфликтов и откровенного вытягивания eMg, разнице между составами участников в 2005 и 2007, я без зазрения совести и вовсе могу его назвать лучшим в пост-М19 период.
«Сейчас в России с Counter-Strike происходят действительно очень неинтересные вещи»
Да нет, в России с Counter-Strike уже давно ничего не происходит. Достаточно взглянуть на статистику WCG и ESWC, дабы понять, что уже давно все зависит исключительно от формы {TEAM-4|Virtus.pro} на данный момент. Например, в году 2005 взлет был обусловлен потрясающей формой оных, что доказывало уверенное выступление на прошлогодних ESWC и KODE5, давших ребятам немало опыта, а также достаточно успешные результаты на ClanBase и стабильная игра на NGL. Выступление на WEG показало {TEAM-4|Virtus.pro} очень перспективным коллективом, но начавшиеся замены все-таки выбили из колеи сильнейший российский состав и к WCG 2006 он подошел не в лучшей форме. Хороший результат в 2007 можно объяснить, опять же, в первую очередь вливанием действительно свежей и качественной крови в состав, в результате чего на морали уничтожает все живое и микс (ну а как еще объяснить сумасшедшую игру 88-gaming_Mosk). А в 2008 году VP становятся более украинской командой, вследствие чего базовый костяк команды исчезает и мы уже имеем принципиально иной коллектив, который разбавляют своим присутствием лишь Virtus.pro|LeX и ROMJkE.
Причем можно отметить тот факт, что взлеты происходят именно в те года, когда у Virtus.pro появляется достойный оппонент на внутренней сцене (2005 – hiGh, 2007 – {TEAM-392|Begrip})
«Возможно, мы проведем отборочные по этой дисциплине, как мне видится, с гораздо меньшим призовым фондом»
Теперь читатель должен понимать, зачем вначале были приведены цифры призовых. Простой взгляд на них дает понять, что за счет инфляции, фактически, каждый год он уменьшается. Интересно, чем руководствуется человек, говоря об уменьшении и так смешных денег. Не кажется ли вам, господа, что лишь большая инвестиция способна привести к прогрессу, а подобные «наказания» путем уменьшения призовых денег лишь усугубят положение?
Попробуем оценить сие с нейтральной стороны, в чем нам поможет словарик.
Мотива́ция (от фр. Motif — побуждение) — 1) побуждение к действию; 2) динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; 3) способность человека через труд, удовлетворять свои материальные потребности.
1) Что побудит команду к действию: призовой фонд в 5 000$ или в 15 000 $?
2) Станут ли команды более организованно, активно и направленно готовиться к WCG, если призовой фонд в нем уменьшится? Увеличится?
3) Тут даже вопрос не нужен.
«Будем собирать сборную, как в футболе... устраивать буткемпы...»
Это заявление испугало меня более остальных. На фоне примера сборной Германии в 2007 году, когда большое количество топовых игроков просто проигнорировало или даже публично осудило подобную практику, сложно было представить, что у кого-то еще возникнет такая мысль. Но она возникла, и подобная перспектива пугает. Во-первых, очевидно противоречие: осуждая микс, г-н Самохин вновь предлагает собрать подобную солянку. Во-вторых, что самое главное, вероятность того, что те же Virtus.pro|LeX и ROMJkE (которые объективно заслуживают места среди лучших игроков России) смогут позволить себе продолжительный буткемп, ввиду наличия основной команды, которая абсолютно также нуждается в тренировках, весьма мала.
В общем, ситуация сложная. С одной стороны, очевидно, что рыба гниет с головы, и провал в российском Counter-Strike связан с отсутствием толковых мероприятий. Появление GamePlay лиги хоть как-то улучшит текущее положение вещей, а пока можно задаться лишь одним вопросом: как же допустили замену 1.6 на Source дальнозоркие товарищи из штата нашей сборной на лиге НПКЛ? Ведь именно благодаря ней произошел качественный скачок в 2006, который дал внутреннюю конкуренцию. Хорошо, что сейчас он все-таки будет возвращен, но на текущие результаты отсутствие уже повлияло.
И, если уж не устраивает ситуация, когда Virtus.pro|LeX может написать «need +4 hs fast», и через день выиграть с новым коллективом очередную поездку на WCG, то нужно продумывать что-то более гибкое, нежели какие-то очень спорные идеи со сборной. Например, ввести годовой рейтинг, благодаря которому определять лучшую команду сезона, заранее готовить ей документы; призовой фонд с WCG за первое место выплачивать им в качестве поощрения, а деньги, которые тратятся на организацию турнира + 2-3 места, тратить на их подготовку. Например, обеспечить им пару зарубежных ланов. Думаю, суммы будет хватать, к тому же схема дана навскидку и многое можно доработать. Представьте, какой ажиотаж вызовет подобная акция у команд? Появится тот самый стимул. Мотивация. И, что самое главное, команда будет держать форму в течение всего сезона, а не в спешном порядке тренироваться за две недели до WCG.