Проблемы среднего класса. Part I: Культ личности

 Активно формирующийся киберспорт, как и любое другое начинание, имеет ряд проблем. С одной стороны сложнорешаемых, с другой - обильно обсуждаемых. Некоторые из них зачастую обходят нас стороной, малозаметны и не получают порции должного внимания. В связи с этим во время, когда все нормальные люди спят, было принято решение о создании цикла взаимосвязанных статей, посвященных неочевидным нюансам.

Идея данного цикла как истина – всегда была где-то рядом. Приобретать реальные очертания упорно не хотела, но захватив ловким движением в лассо вдохновения неподвластную и желанную тему для беседы, начнем же реализовывать ее в буквенном эквиваленте. Трудности очевидны, тонкости чувствуются, а нюансы зарыты в глубоком подсознании, но уже рвутся наружу.

Объять необъятное невозможно, а хочется. Снабжать текст очередной порцией ненужной «воды» не имеет смысла, но куда без этого? И, наконец, потратить драгоценные часы жизни, так и не выпустив из-под клавишного пера чего-то стоящего, дерзкого и понятного, также не является приоритетной целью. Даже побочной не является. Но от желаний ничего обычно не меняется. Вопрос затрагивается фундаментальный, важный и необходимый, поэтому для любителей лаконичности, точности и четкости просьба нажать на волшебный крестик углу браузера.

Итак, начнем, как водится, издалека.

Профессиональный киберспортсмен. Популярный по меркам человека, далекого от масс-медиа; зарабатывающий серьезную сумму в глазах школьника, студента и даже менеджера младшего звена. Напудренный перед видео эфиром, невкусно пахнущий по утрам (впрочем, как и любой из нас), и имеющий завораживающую комбинацию букв перед вымышленным никнеймом. Сомнительный эталон успешности, но притягательный.

Молодой и амбициозный юноша (или даже девушка), тратящий драгоценные часы жизни на бесполезные в глазах родителей клики. Со сбитым графиком, нерегулярным питанием, но мечтой. Обычной такой мечтой, которая зарождается у любого человека еще в пубертатный период. В нашем случае – особенной. Хочется стать лучшим в том, что нравится. Не самое плохое желание.

Что объединяет этих людей в нашем случае? Любовь к игре. Паре десятков талантливых людей зачастую удается создать то, что потом становится хоть и временным, но очевидным смыслом жизни. Бурлящий в жилах максимализм стремится как минимум уподобиться лучшему, или даже более того – возвыситься над ним. Ведь человек красив в крайностях, поэтому яркий пример притягивает.

Простые описания, банальные принципы. Опять. Зачем? Все просто. На таких вот простых канонах начинает развиваться любое начинание. В нашем случае – киберспорт. Но из-за нелюбви автора к этому слову в будущем заменим его на звонкий и гордый «прогейминг». Привет, принцип Бритвы Оккама! Отсекаем все ненужное и имеем простую схему, работающую годами: люди начинают играть -> видят пример для подражания -> к нему стремятся. В случае провала (не забываем, что основной рассматриваемый контингент – человек в возрасте 16-22 лет) включается стандартный самозащитный рефлекс – отрицание. Недостаточное желание к осознанию определенных событий и, как следствие, желание полностью отдалиться от чего-либо, что к успеху не привело. Отрицание становится возможным благодаря нахождению более выгодной альтернативы, в которой рассматриваемая личность может за меньший срок добиться больших успехов. Своеобразная попытка самоутверждения, в надежде показать всем, мол, ребята, что ваше хобби пустое, ваши желания – бессмысленны. Сложно принять поражение; нелегко признать, что в чем-то ты бессилен. Лишь наслаждаться тем, что кому-то достается проще все то, чего хотел именно ты. И чего заслуживал!

Именно по таким принципам долгое время и формировалось немногочисленное, но стабильное комьюнити в российском прогейминге. Но мы широкими шагами вступаем в эру высоких компьютерных технологий, технологическая сингулярность не за горами и прогноз даты оной постоянно смещается на более ранний срок. Игры постепенно отвоевывают кусочки спортивной индустрии, доказывая свою серьезную и соревновательную составляющую, и, как следствие, уже сейчас все мы с вами переживаем один из важнейших… да что там важнейших, эпохальных этапов! Формирование полноценного зрительского комьюнити, с легкой руки одного человека названного «средним классом» (с) (найти автора, увы, не удалось, поэтому копипаст пока что будет пустым). Дешевый интернет, высокая доступность информации и вырабатывающаяся просвещенность начинает ломать привычную схему, и уже сейчас мы начинаем ощущать приток достаточно большого количества людей, ехидно прищурившихся при прочтении предыдущего абзаца. В них заключена магическая сила популяризации прогейминга. Именно они, а не бешенный шведский аим или магический корейский контроль способны вывести все на новый, более качественный уровень.

Пережившие личную трагедию, ныне вполне успешные и с улыбкой вспоминающие неопытные разочарования. Молодые ребята, почему-то видящие в игре лишь источник удовольствия, способные восхищаться (а не испытывать чувство зависти) при виде очередного полного полудохлыми юнитами дирижабля Moon. Да что там – даже представительницы прекрасного пола, разделяющие интерес знакомых, очень хорошо знакомых и даже очень-очень близко знакомых геймеров. Именно в их руках лежит судьба российского киберспорта. Но это пока мало кто осознает.

Вернемся к обсуждаемому вопросу. Культ личности. Что же это такое, в рамках обсуждаемого и всеми нами любимого предмета? Вполне честно заработанный авторитет в глазах большинства игроков и просто зрителей. Беспрекословное и практически бездумное согласие с любой точкой зрения, исходящей от оного человека. Подсознательное желание следования и поддержки данной персоны. Изначально положительное восприятие любого действия, совершаемого объектом восхищения.

Чаще всего это эпатажный, сверхсоциально адаптированный представитель профессиональной геймерской тусовки в прошлом, теперь повзрослевший, окрепший и являющийся примером для подражания. Добившийся многого в вашем увлечении, а затем вовремя сказавший «стоп» собственным амбициям. Весьма успешный в нынешнем обличии.

Казалось бы, развитие происходит благодаря подобным представителям человечества. Резонно, но не совсем так. Жизнь строится на мелочах, к ним и обратимся.

В целом, без таких людей не было бы ровным счетом ничего. В любом общественном объединении всегда необходим лидер. Табу, доказанное тысячелетиями. Их образ манит. Всеми своими действиями они притягивают в суровые и зачастую несправедливые лапы прогейминга, превращая очередного 4fun игрока в адепта 24х7.

Вроде бы все хорошо, но! На этом их функции завершаются. Они привели в цепкие лапы своих подопечных людей, а уж дальше должна идти совершенно не их работа.

В российском же киберспорте все не так. Культ личности проявляет свои оригинальные формы, и вместо того, чтобы сплочать и прививать людям культуру одного ресурса  (что в киберспорте является зачатком полноценного комьюнити), они просто тащат их живым прицепом за собой, что бы они ни делали. Обычный человек вынужден выбирать, за кем же ему нужно идти, определяться в своих пристрастиях к одному из представителей элиты, вместо того, чтобы всеми руками держаться за «любимый клуб». Трудно рассматриваемый переход к футбольным аналогиям не случаен. Любой спортивный болельщик с возрастом останавливается на пристрастии лишь к одной футбольной эмблеме. Он стоит горой за любимый ромбик, букву или овал, который навсегда расположен на майках в районе сердца. Символично? Учитывая, что у российского комьюнити в данный момент есть лишь рисунок «шокеда» на спине (да и за тот идет борьба), – очень. Если тренер и все игроки любимой команды перебегут в стан другой организации, то истинный спортивный фанат не изменит своих предпочтений (кто же хочет позорное клеймо gloryhuntera?), а лишь посмеется вслед (в лучшем случае), и будет оставаться верным своему любимому названию, которое стало частью его жизнью. Перебежали? Подумаешь. Появятся лучше и вернее. В случае прогейминга же все с радостью перескачут в стан новой команды из старых знакомых.  

На этом негативные влияния не заканчиваются. Культивируемые личности (далее КЛ - прим. авт.) зачастую затмевают собой сложную и изнурительную работу своих сотоварищей. Одним своим предложением они способны заработать больший фурор, нежели горка их подопечных десятками потраченных часов на черновую и не очень работу. Записанный на любительскую камеру материал с монологом де-факто успешней испепеляющего креатива, если он сделан КЛ. 15 минут озвученной игры всегда будут привлекать больше внимания, нежели десяток выверенных до мелочей репортажей, если он сделан КЛ. Два тривиальных абзаца имеют тысячу просмотров. Главное – ник КЛ под ними!

Кто-то может возразить, мол, это основано на логичном выборе человека, и только отдельно взятая персона может решать, что ей интересно, а что нет. Согласиться с этим можно, но не нужно. Давно известно, что блестящая обертка всегда имеет больший успех, нежели вкусная конфета. Бренд на то и бренд, что может окупать себя лишь за счет грамотного PR.

Как-то на телеканале Discovery было показано видео, в котором участвовало 2 пары джинсов: за 15$ и за 130$. Изначально людям показывали обе пары, и они должны были определиться, что бы они хотели себе. Выбирали, разумеется, второй вариант. Красив, элегантен и приятен на ощупь. А затем в каждый из образцов натолкали камней. И прокатились пару раз на машинах адских внушительных размеров. Получился такой дырявенький потрепанный арт. И тогда участникам эксперимента предложили выбирать уже из этих остатков, удивительным образом пальцем все тыкали на бюджетный вариант. Какова мораль? Обертка. Да, она самая. А вот после проверки может оказаться не так хороша. Вот только разница в том, что между КЛ и обычным автором в российском киберспорте разница не в 115$, а в целой тысяче минимум. Да и бульдозеролетов таких не найти для обкатки. Камешки лишь попадаются. Часто ли вы слышали, что человек перебегает с одного ресурса на другой, скажем, из-за asfalota? Вряд ли. А из-за одного из представителей касты КЛ?

Не нужно думать о каком-то обвинении в сторону КЛ. Они молодцы. Они – лучшие. Но их роль заметно переоценивается. И именно из-за этого образуется главная проблема в создании полноценного зрительского комьюнити, своеобразного клуба по интересам: КЛ зачастую не до этого, у них полно своих забот, да и нынешнее положение их устраивает. Кто-то может заявить, что вот на одном портале один из представителей КЛ пытается сплотить тусовку, придумывая разные конкурсы и активно поддерживая их политику. К сожалению, с этим сложно согласиться. Позиция данного человека конъюнктурна, и избрана из-за осознания отсутствия альтернатив. КЛ важно, чтобы его аудитория была максимально широка, но образование полноценного комьюнити – это не его рук дело. Оно появляется само собой, благодаря обычным людям, чуть более увлеченным и желающим творить и созидать. Наслаждающимся общением с людьми близкими по духу и взглядам.

С начала приятного, но порой очень тяжелого освещения сцены прогейминга, прошло достаточно много времени, но фактически не было создано ни одного по-настоящему качественного, стабильного и широкого объединения обычных зрителей, пользователей, - называйте как угодно. Чье общение выходило бы за порочную виртуальную грань. Всем нам, представителем жалкой галочки посещаемости по уникальному IP, не уделялось должного внимания. Жалкие подачки в виде шоу-матчей никогда не заменят полноценного комьюнити, нахождение в котором приятно даже с сугубо эстетической стороны. Вспомните свои первые клубные тусовки. Командные. Вряд ли у кого-то эмоции будут отличными от очень положительных. Как уже упоминалось в самом начале, именно от лайт-казульного сектора и зависит популяризация киберспорта в масс-медиа, но, судя по всему, волнует это не многих. Нужно ли что-то менять?

Как показывает практика, успех концовки лежит в незавершенности. Спрячем за столь концептуальным ходом факт израсходованных мыслей по поводу первой части. Лассо вдохновения имеет свойство рваться, а литраж источника идей не безмерен.

P.S. Вообще, писать Part I с усиленным осознанием того, что Part II скорее всего и не понадобится из-за весьма спорной, абсолютно необъективной и сумбурной точки зрения – занятие забавное. 

P.S.S. Все, кто считают, что смысл данной статьи – дешевый PR автора и его начинаний – вы правы. Зависть к ЛЧ со стороны автора? Тоже чистейшая правда.

P.S.S.S. 2 часа написания материала осуществлялись под неосознанный и цикличный повтор вот этой композиции в плей-листе. По-моему, очень милая штука.

P.S.S.S.S. Еще в тексте должны были быть прикольные картинки!