15 лучших игроков StarCraft II. Первое место

Первая часть статьи о лучшем игроке за всю историю StarCraft II по версии статьи-рейтинга stuchiu. Автор этого материала проанализировал огромный объем данных и предоставил много полезной информации, а также сделал подборку ВОДов лучших матчей игроков. Приятного прочтения.

 Первое место: MVP

Невероятное чудо

О чем я мечтал? Я просто хотел дом побольше.

Кто бы мог подумать, что с этой маленькой мечты начнется карьера самого великого игрока в истории StarCraft 2. Семья MVP была небогата, но все же, у него была возможность играть в Brood War. Отец разглядел талант MVP и подтолкнул его стать профессиональным игроком сначала в BW, а потом и в SC2.

В первый год существования StarCraft 2 MVP доминировал, как никто другой. Он выиграл три титула GSL, MLG, WCG Korea, WCG и Blizzcon. Он продолжал побеждать лучших игроков мира и де-факто сам стал единственным лучшим игроком в мире.

Это был лучший год в профессиональной карьере MVP, но он знал, что его время на исходе. Он получил травму, которую нельзя было полностью излечить, и которая мучила его до конца его карьеры.

Дела с шеей совсем плохи, и из-за болей в позвоночнике у меня иногда немеет рука. Плечи тоже болят. Иногда я даже не могу поднять мышку. У меня нет выбора - мне придется сократить часы тренировок. Мне постоянно нужно придумывать новые стратегии и билды, а также проверять их на практике, но мне очень тяжело играть. Я сижу перед компьютером стиснув зубы, но боль неизбежно останавливает меня. Если профессиональный игрок не может даже как следует тренироваться, как он сможет улучшить свои результаты? Будет чудом, если он хотя бы сможет поддерживать себя на определенном уровне.

Но как он мог остановиться? Семья нуждалась в деньгах, а он, впервые за всю свою карьеру, зарабатывал достаточно, чтобы поддержать ее. Однако, его уход был неизбежен. С такой травмой с каждым днем было бы все сложнее и сложнее тренироваться. Да и та практика, что у него была не шла бы на пользу, потому что боль постоянно отвлекала его. Разница между ним и его конкурентами сократилась: такие игроки, как SBENU.DongRaeGu и Acer.MMA уже наступали на пятки, а новая волна свеженьких игроков была уже на подходе. MVP боролся со временем. Он осуществил свою мечту и купил дом, но он хотел сделать больше для своей семьи, которая до конца поддерживала его. Он не хотел уходить вот так, потеряв так рано свою профессиональную карьеру из-за какой-то прихоти судьбы.

Мог ли он сотворить чудо, когда все было против него? Он знал, что мог. В конце концов, он собственными глазами видел, как Nestea первым сотворил чудо из своей собственной карьеры. Теперь пришло время для MVP.

В начале 2012 года у него не было иллюзий: "Честно говоря, среди игроков, участвующих в GSL, мой скилл ниже всех".

Он знал без тени сомнения, что его время прошло. Если бы вы просто посмотрели его игры, вы бы увидели четкую разницу в том, как он выигрывал тогда и как он выигрывал, будучи на пике своей формы. В 2011 году он уничтожал игроков своей механикой и осторожной игрой. Его можно было бы сравнить с KT_Zest’ом, если бы Zest был лучше в микро. Его можно было бы сравнить с SKTT1_INnoVation’ом, если бы INnoVation был посильнее в стратегии. Его можно было бы сравнить с Liquid.Taeja, если бы Taeja знал, как идеально спланировать свои серии.

Но MVP растерял все, и он знал, что в его арсенале осталось только три вещи: ум, воля и опыт. Из этих трех составляющих он и собирался сделать невероятное чудо.

В GSL Season 2 он еле-еле выбрался из обоих групповых этапов, проиграв при этом Naniwa и HerO. Это были времена революции протоссов, времена, когда они очень быстро учились, создавали новые билды, композиции, ответные реакции, тайминги и меты. Тогда Naniwa сыграл свои лучшие игры, а MVP был никакой, и это был для него худший матчап. Профессионалы, эксперты и фанаты предсказывали, что Naniwa выиграет в напряженных сериях со счетом 3:2, когда они снова встретятся в четвертьфинале. Но MVP выиграл.   

В следующем раунде его соперником стал FlashWolves.PartinG, который в то время лучше всех в мире играл в PvT. PartinG был абсолютно уверен в себе, пророча себе победу 3:0, или, как он сказал, 3:1, потому что это же все-таки MVP. И опять MVP выиграл.

В то время IM.Squirtle был чуть ли не лучшим протоссом в мире. Он видел все предыдущие серии MVP и все его TvP матчи того сезона. Все думали, что выиграет Squirtle. Он сам думал, что он выиграет. Перед игрой даже строили маленькое шоу, собрав комментаторов, фанатов и профессиональных игроков, и все, как один, отдали победу Squirtle. И кто их за это осудит? В конце концов, механика MVP была максимум уровня Ro32. Бесспорно, он хорошо подготовился к встрече с Naniwa, а PartinG’а обыграл благодаря беспощадной психологической войне. Конечно, он бы мог выиграть, если бы придумал совершенно новую стратегию, если бы контролировал свое психологическое состояние от начала и до конца, и, если бы застал Squirtle врасплох множеством непредсказуемых билдов. И Mvp это сделал - эта победа во втором сезоне GSL была настоящим чудом.

Мне кажется, в плане качества зрелища и эмоций трудно найти подобный матч, даже если учитывать BW. От эмоций просто мурашки бегали. И не только в финальном сете, но и в предыдущей игре с крейсерами. Атмосфера была идеальна. Это был самый лучший матч.

 


Для кого-то хватило бы и этого чуда, но не для MVP. Он достал вдохновение из чертог своего разума и снова поднялся к вершине. В этот раз он довел до ума мех, чтобы побороть брудо-инфесторов, и выиграл IEM Cologne, создав совершенно новый билд.

Затем он отправился на Ro32 четвертого сезона GSL. Ему удалось выбраться из группы, одержав победу над своим давним соперником ММА. В Ro16 он не без труда обыграл JYP и Prime.MarineKing, и тем самым продвинулся в Ro8. Там он встретился с Symbol’ом, игроком, который должен был стать следующим лучшим зергом после DRG. Этот макро зерг разгромил всю команду IM в лучшем матче за всю историю StarCraft 2, когда игрок проигрывающей команды выходит и убивает всех игроков противника. Он был фаворитом фанатов и экспертов, предсказывающих счет 2:1. MVP сравнял его с землей на всех фронтах, заставив всех вспомнить свою былую славу 2011 года.

Потом пришла очередь топ 3 протосса mYi.Rain’а. MVP проиграл первую игру из-за громадной ошибки и казалось, что он уже готов уходить. Но тут MVP начал игры разума со своим оппонентом. Он сделал олл-ин два раза подряд. Первый нужен был для того, чтобы внушить Rain’у страх и показать, что MVP был настроен агрессивно. Второй был просто рискованной авантюрой, так как два раза подряд этот фокус мог н пройти. MVP удалось выиграть только первый олл-ин. В четвертой игре MVP начал с упором на экономику, так как понял, что Rain будет играть супер осторожно и обороняться. MVP рванул вперед и сравнял счет в серии. В финальной игре MVP чувствовал, что Rain был напуган, поэтому еще раз сыграл билд через три командных центра. Потрясенный таким поворотом Rain наделал темных тамплиеров, но MVP догадался, что планировал сделать этот SKT протосс, и приготовился защищаться. Он отбился от дарков, додавил противника непобедимыми КСМ и вышел в финал. 

В финале его поджидал KT_Life, второй величайший игрок всех времен и эпохи брудо-фесторов в частности. С такими композициями не справлялись и здоровые игроки, но MVP, как никто другой знал, что значит творить невозможное. Он специально выбрал мех билд, чтобы законтрить раннюю агрессию лингами Life и ударить именно тогда, когда Life был на стадии превращения каррапторов в хозяев стаи. Он делал это семь игр подряд, то ли потому, что знал, что это лучший способ одолеть Life, то ли потому, что это было все, на что он был физически способен. Вопреки всяким ожиданиям, MVP довел второго величайшего игрока, вместе с его коронной связкой юнитов, до отчаяния, так как дело дошло до решающей седьмой игры. Несмотря на то, что он все-таки проиграл, он со своими травмами сделал то, чего никто даже представить себе не мог. И это было третье чудо, которое сотворил MVP.

Вопреки всем проблемам, мете и сильным противникам на его пути, MVP каждый раз пробивался к победе. Его механика не соответствовала уровню Code S, и другой бы на его месте уже сдался. Большинство великих игроков не были способны на те чудеса, которые он уже сотворил — максимум на одно. Но MVP не остановился и на трех.

В первом сезоне 2013 года MVP перешел в WCS EU, выиграл этот турнир и вернулся в Корею на главные матчи первого сезона. Он успешно прошел групповой этап, но потом его ждала встреча с Mill.ForGG, с игроком, у которого было 94% побед в TvT. Для MVP это не стало проблемой. Затем он встретился INnoVation’ом, который во многом был полной противоположностью MVP — он тренировался при режиме KeSPA и у него была божественная механика. На тот момент он был самым опытным игроком, и самая популярная стратегия через дроп хелбатов, как нельзя лучше подходила его агрессивному стилю. MVP же последние полтора года пользовался только своей головой, силой воли и опытом. Он вновь оказался аутсайдером, потому что полностью не соответствовал уровню INnoVation’а. В то время в TvT механика решала многое, если не все. С новой способностью мидеваков ускорятся игроки были вынуждены атаковать, защищаться и микрить на нескольких фронтах одновременно, что не оставляло MVP ни малейшего шанса.

И вот во второй игре кошмар стал явью. INnoVation убил 23 рабочих, и у MVP осталось 9 рабочих против 30 INnoVation’а. Все это происходило в зеркальном матчапе, где нельзя нагнать количество рабочих ни с помощью бустов, ни с помощью инъекций. Но с MVP это происходило постоянно, и он решился еще на один подвиг. Он стал бы венцом его карьеры, памятником, последним напоминанием, что в HotS всегда будет только один король. Они вышли в среднюю стадию игры, где у INnoVation’а было на 40 лимита больше, но он никак не мог выиграть. MVP отчаянно защищался, и каждый раунд этого поединка приближал его лимит к лимиту противника. Он пользовался каждой ошибкой противника и старался сделать так, чтобы его не постигло молниеносное поражение. Каким-то чудом он набрал максимальную по лимиту армию, проскаутил и сравнял игру благодаря прекрасному чувству таймига. Он показал INnoVation’у, что механические действия решают далеко не все. Психическая стойкость, сила воли и стратегическое мышление оказались решающими в этой битве, и MVP сделал камбек.

Но чудеса не могут случаться вечно. В угасающем пламени славы игрок, который смог достойно противостоять игроку с самой выдающейся механикой, проиграл Soulkey, игроку, который никогда не был лучшим. MVP смог выиграть игру после потери 20 КСМ и почти выиграл серию. Это было последним чудом.

Когда-то мы уже говорили, что никнеймы в киберспорте уникальны, и они могут пролить свет на личность игрока. Сам по себе никнейм MVP довольно обычный, даже можно сказать, оптимистичный. И все же, как совпало, что игрок с ником MVP присоединился к команде IM, и все стали свидетелями самого зрелищного года в истории SC2. 

Мы восхищаемся и безмерно уважаем всех игроков, и корейских, и зарубежных. Мы видели много побед и поражений, но большинство без тени сомнения скажет, что среди всех игроков есть король, и имя его MVP.

Достижения

Турниры первой величины:

  • GSL WC — 1 место;
  • August 2011 Code S — 1 место;
  • GSL October 2011 Code S — 2 место;
  • GSL Nov 2011 - Top 4;
  • Blizzcon 2011 — 1 место;
  • GSL Season 2 Code S 2012 — 1 место;
  • WCG Korea — 1 место;
  • WCS EU Season 1 2013 — 1 место;
  • WCS Season 1 Finals - Top 4;
  • MLG Providence - Top 4;
  • Blizz Cup 2012 - Top 4;
  • GSL Season 4 Code S 2012 — 2 место.

Турниры второго уровня:

  • MLG Anaheim — 1 место;
  • IEM Cologne 2012 — 1 место;
  • IEM WC 2013 - Top 4.

Турниры третьего уровня:

  • WCG 2011 — 1 место.


Лучшие серии матчей

MVP против MMA - GSTL Finals

      Игра 9

MVP против Squirtle - GSTL Finals

      Игра 8

MVP против TOP - GSL August 2011 Финал

      Игра 1 | Игра 2 | Игра 3 | Игра 4 | Игра 5

MVP против Naniwa - GSL Season 2 2012 Четвертьфинал

      Игра 1 | Игра 2 | Игра 3 | Игра 4

MVP против PartinG - GSL Season 2 2012 Полуфинал

      Игра 1 | Игра 2 | Игра 3 | Игра 4

MVP против Squirtle - GSL Season 2 2012 Finals

      Игра 1 | Игра 2 | Игра 3 | Игра 4 | Игра 5 | Игра 6 | Игра 7

MVP против Rain - GSL Season 4 2012 Полуфинал

      Игра 1 | Игра 2 | Игра 3 | Игра 4 | Игра 5

MVP против Leenock - GSL November Полуфинал

      Игра 1 | Игра 2 | Игра 3 | Игра 4 | Игра 5

MVP против INnoVation - WCS Season 1 Полуфинал

      Игра 1 | Игра 2 | Игра 3 | Игра 4 | Игра 5

MVP против Tefel - WCS EU Season 2 2013

       Игра 1 | Игра 2 | Игра 3

MVP против Life - GSL 2012 Season 4 Финал

      Игра 1 | Игра 2 | Игра 3 | Игра 4 | Игра 5 | Игра 6 | Игра 7

MVP против MMA - GSL Code S Season 4 2014

      Игра 1 | Игра 2 | Игра 3

MVP против sLivko - IEM Cologne 2012

       Игра 1 | Игра 2 | Игра 3 | Игра 4

MVP против Snute - Red Bull Online отборочные #1

      Весь матч

MVP против DRG - Red Bull Online отборочные #2

      Весь матч

Стиль игры

Когда я смотрел игры MVP, я тоже не ожидал многого. В каком-то смысле я даже болел против него. Но, когда он выиграл две игры против Innovation’а, это было просто потрясающе. Сразу почувствовалась разница в образе мыслей MVP и других игроков. Обычно игроки терпят поражение, когда план, которого они придерживались, проваливался. Но MVP на протяжении всей игры постоянно менял свои планы. Когда он чувствовал, что что-то пошло не так, он сразу находил обходной путь, потому что очень быстро соображал. Он понимал, что раз он отстал в чем-то одном, он мог наверстать это где-то в другом месте. Его игра многогранна, и это делает его матчи намного эмоциональнее

Главное, что нужно знать о стиле MVP, так это то, что он начинал свою карьеру, как игрок с невероятно сильной механикой, который применял надежные проверенные стратегии, потому что хотел получить максимальный эффект от этой механики и своего великолепного понимания игры. Так он стал одним из первых терранов-инноваторов, который во многом усовершенствовал матчапы со всеми расами и заложил основы игры, которыми пользуются теперь все терраны. Ни один другой игрок, кроме MVP и IM.NesTea, не оказали такое огромное влияние на развитие своей расы.

В TvT он создал и усовершенствовал игру в мех против, как био, так и мех терранов. В ZvT он позаимствовал у MKP идеи контроля морпехов и придал этой стратегии прочный, надежный костяк, дополнив ее поддержкой танков. Он создал один из основных опенингов в TvZ: геллион-банши, и переход из него в мех или био. Также, в TvZ он начал пользоваться масс-призраками, из-за чего их впоследствии понерфили. В TvP он начал активно использовать КСМ, за что ему бесконечно благодарны INnoVation и KT_Flash.

Даже если не считать все новшества, которые MVP привнес в игру, у него было невероятное количество билдов, так что мог выйти из любой ситуации. Он был одним из немногих игроков, которые играли в мех против протоссов. А еще он использовал против них стиль био-танки и был единственным, кто решался на переход в лимит крейсеров. Казалось, что он знает все билды и все композиции, и в подготовке к матчам ему просто не было равных.

MVP отличался невероятной креативностью. Мы уже упомянули про его игру в мех, но если бы попросили назвать игру, в которой бы полностью раскрывался его талант, то это была бы игра против TOP’а на GSL Finals.

TOP превосходно играл в TvT, в те времена об был одним из лучших в этом матчапе. Кроме того, он был одним из немногих мех TvT игроков, которые понимали, как обороняться, делать перегруппировку войск и правильно делить карту. Во время матча оба игрока постоянно боролись за тактически важные высоты, чтобы поставить новые базы и одновременно атаковали экономику друг друга. К концу игры они поделили карту Рассвет и сделали ее непригодной для жизни. К этому моменту в TvT все ресурсы на карте могут уже закончиться. К тому же, если у медиваков нет улучшения на ускорение, они с трудом могут обойти оборонительные редуты из ракетных турелей. Artosis тогда сказал, что в этой ситуации игра затянется очень надолго, так ка оба игрока боролись за каждую пядь земли, чтобы поддерживать свои позиции. Он тогда не понял, что MVP был готов к поздней игре. За всю игру MVP ни разу не был пойман в неудобной для него позиции, и он не дал TOP’у ни малейшего шанса завоевать преимущество. MVP медленно скармливал свои ксм TOP’у, одновременно подстраивая смертельно мощный флот. И когда все было готово, MVP показал весь ад карты Рассвет.

MVP предпринял гениальный тактический ход, и даже четыре года спустя его невозможно превзойти. Он построил 4 призрака, 4 академии, приготовил 4 ядерные ракеты, 4 медивака, собрал 3 тора, 8 воронов и наштамповал 35 викингов. Он загрузил торов и призраков в медиваки и отправил их на мейн TOP'а, прикрывая все это викингами и воронами. MVP выгрузил все на мейне и бесчинствовал торами, прикрывая главный вход ядерными взрывами. ТОР был отрезан от собственной базы, и она исчезла с карты в мгновение ока. Оставалось только обороняться, поэтому ему пришлось сменить позицию, что позволило MVP сломать центр и, в каком-то смысле карьеру TOP'а, выиграв тот матч.

Он никогда не сдается, а если и идет ко дну, то тащит за собой своего противника. В этом он напоминает мне Boxer’а.

 

 

Как бы там ни было, нельзя говорить о стиле MVP, не упомянув о его упорстве. Многие помнят его безумные камбеки в играх против Dignitas.Tefel’а или INnoVation’а. Но про игру в полуфинале GSL Novermber, где MVP встретился с FlashWolves.Leenock’ом, обычно забывают. Leenock только недавно выиграл MLG Providence, и по праву считался одним из сильнейших игроков мира. Во второй игре он сломил атаку MVP , и соотношение по рабам у них получилось 58 дронов на 10 ксм, а разница по лимиту достигла 60 — 120 Leenock’а на 60 MVP. На 20 минуте Tastosis справедливо заявили, что игра окончена. Но это же был MVP. Он отбивался за счет каждого добытого минерала, каждого верного мува, за счет остатков энергии у его армии и командных центров, и продержался еще 20 минут игрового времени, сражаясь с противником при соотношении в лимитах 140 на 70, 120 на 60, 70 на 20 и 40 на 20. Эта игра вселяла трепет, и даже когда уже в двадцатый раз казалось, что сейчас он напишет gg, внутренний голос не уставал повторять: "Но это же MVP".

От MVP уже ничего не должно было остаться.

 

И сколько раз за игру мы повторяли эту фразу?

 

По подготовке к матчам в мире StarCraft 2 MVP тоже не было равных. Только он мог выиграть GSL благодаря практически одной подготовке и психологической борьбе. И доказательством тому служат серия MVP против Squirtle на финалах второго сезона 2012 года.

MVP знал, что Squirtle видел все его серии на GSL и, возможно, видел все его игры TvP вообще. На тот момент MVP прославился своими олл-инами, стандартной био игрой, игрой в биотанки и 1-1-1. Более того, MVP понимал, что он слабее Squirtle, ведь он причислял себя к игрокам уровнем ниже. Поэтому первую игру MVP начал так, как никогда еще в том сезоне: однобазовой атакой с мариками, гелионами и медиваками. Он подловил Squirtle, когда тот выходил со своей базы. Сюрприз сработал, и Mvp одержал победу.

Самое чизовое, что может сделать чизер - это сыграть в макро.

В то время MVP был главным чизером в TvP, поэтому он решил сыграть в макро. В том матче он слепо полагал, что Squirlte будет делать армию темпларов, и был застигнут врасплох, когда Squirtle вместо этого начал делать колоссов. Но у MVP было преимущество, и в позиционировании, которым бы гордился сам Polt, он предпринял массированное окружение армии Squirtle’а, кинул в сентрей EMP и выиграл сражение вместе с игрой.

Так, после двух игр с неожиданными стратегиями, они подошли к игре на карте Antiga Shipyard. Тут план MVP был прост: сделать сильную армию. Он сделал стандартный ход — пуш морпехами, но не атаковал прямо в лоб, а решил подождать, когда выдут сталкеры Squirtle и сделал контратаку с ближайшей к базе противника позиции. Вместо того, чтобы драться в середине карты, где сталкеры могли окружить или откайтить морпехов, MVP выбрал позицию, где Squirtle вообще не мог микрить. И опять выиграл игру.

Три игры — три разные стратегии. В первой и третьей игре все прошло по плану, во второй игре план не сработал, но MVP все-равно смог найти выход из положения. Он свел на нет всю подготовку Squirtle, потому что использовал билды и вариации билдов, которые тот никогда не видел. Он застал его врасплох, так как для серии выбрал схему агрессия-стандарт-агрессия, что не давало Squirtle расслабиться.

Однако Squirtle тоже был не промах. Многие считали, что он занял второе место на IPL 4 исключительно из-за моральной и физической усталости. Он отыграл трехдневный марафон, проиграл одну из самых противоречивых серий в истории SC2, поднялся из нижней сетки и должен был бороться в Bo5 против топ 3 TvP игрока.

Если бы это были Jin Air.sOs, Jin Air.Maru или INnoVation, они бы попытались побыстрее закончить все с помощью чиза. В конце концов, он выиграл три игры, почему бы не рискнуть и не попытаться одержать легкую победу. Почему бы просто не сделать четыре игры в два одинадцатых барака подряд и не понадеяться, что один из них сработает? Но в этом то и отличие между другими игроками и MVP. Он понимал, что одинадцатые бараки были его последней и единственной серебряной пулей, единственным билдом, который мог противостоять невероятной мощи Squirtle в средней и поздней игре. Но Squirtle видел такую пулю слишком много раз, потому что MVP много раз использовал этот билд.

Из всех его билдов больший шанс на успех имел именно чиз 11/11, но его сила заключалась в эффекте неожиданности. Это не TvZ, где Maru может использовать его и либо победить, либо легко перестроится в соответствии с тем, против кого он играет. Кроме того, MVP мог использовать этот билд только на двух картах. А что самое главное, MVP хорошо понимал Squirtle. Он знал, что у Squirtle железная хватка, что он доказал в финале IPL. Оставалось четыре игры, и MVP должен был придумать три стратегии, которые давали бы ему больше шансов на выигрыш, и в то же самое время заставить Squirtle забыть про 11/11. Это значило, что ему были нужны три макро билда, поэтому в четвертой игре MVP играл в макро, надеясь, что Squirtle просто не выдержит напора. Но Squirtle собрался и выиграл.

В пятой игре MVP сбавил темп, разделив с оппонентом карту, а потом выдал стратегию, которую никто никогда не видел: он сделал лимит 3/3 крейсеров. Но Squirtle испортил шедевр, отправив эту армию в воронку, и выиграл игру. В этом матче оба игрока действовали блестяще, но MVP создал совершенно новую стратегию, которой можно было воспользоваться только на одной карте, что должно было быть полным сюрпризом для Squirtle.


Шестая игра была продолжением пятой, только наоборот. Пятая игра началась неспешно и постепенно набирала обороты, в то время как, на средней стадии шестой игры MVP выбрал игру через танки и био, но вместо того, чтобы играть от обороны, как он делал против Naniwa, он пошел в атаку и почти разгромил противника, но Squirtle чудом спасся.

И вот настало время седьмой игры.

Продолжение следует..  


Предыдущие части: