15 лучших игроков StarCraft II. Первое место

Вторая часть статьи о лучшем игроке за всю историю StarCraft II по версии статьи-рейтинга stuchiu. Автор этого материала проанализировал огромный объем данных и предоставил много полезной информации. В статье присутствует голосование.

Невероятное чудо. Часть вторая

Первая часть статьи.   

И вот настало время седьмой игры. В четвертой MVP снизил темп, в пятой он преподнес сюрприз и накалил атмосферу так, что любой другой игрок не выдержал бы. В шестой игре он опять сменил темп и попытался закончить игру быстро, но это не сработало. MVP сделал все, чтобы Squirtle забыл о существовании билда 11/11. Ради этого MVP сыграл шесть игр, ни разу не сделав двух баракв. Кроме того, карта Atlantis Spaceship — самая неподходящая карта для такого чиза и имеет самую большую дистанцию для быстрой атаки. Но, несмотря на все давление и накал страстей, Squirtle был достаточно осторожен и разведал, что у MVP на базе не было барраков. И тому ничего не осталось, кроме как быстро отменить пуш. Для другого игрока последовало бы скорое поражение, но не для MVP. Squirtle всегда делал ранний выход сталкерами. Это имело смысл, так как в микро он был сильнее MVP, так что морпехов ему можно было не бояться. К тому же, все это происходило после неудавшейся попытки сделать 11/11. Однако MVP напал раньше и, как на третьей карте, попытался окружить сталкеров противника. В этот раз MVP устроил засаду Squirtle, оставив юнитов за барьерами, которые скрывают войска от взгляда оппонента, тем самым он использовал архитектуру карты, чтобы получить преимущество. Затем он создал небольшой фланг и вывел своих рабочих, которые отобрали победу из рук Squirtle.

Говоря о стиле MVP, напоследок нужно упомянуть о так называемом парадоксе MVP. Этот феномен встречается не только в StarCraft 2 и имеет разные названия. В CS:GO, например, это называется NiP Magic. В FGC - Wong Factor. Это момент, когда кажется, что все потеряно, когда все оборачивается против тебя. Это когда один из игроков NiP выигрывает решающий раунд или матч против оппонента на благоприятной для него карте. Это когда Justin Wong использует единственный последний пиксель без X factor. Это когда выигрывают просто каким-то чудом.

И в 2012 году фанаты, комментаторы, профессионалы в один голос заявляли: "У Mvp травма и он устал после перелетов, так что, ему не выиграть... Но это же Mvp". Или: "Это самый худший матчап для MVP, и противник у него просто великолепный, так что, ему не выиграть... Но это же MVP". Или: "У MVP не осталось шансов, он уехал в Европу, а сейчас ему предстоит играть с лучшим игроком мира... Но это же MVP". "MVP должен противостоять брудо-инфесторам в матче против лучшего зерга, так что, ему не выиграть... Но это же MVP".

Люди часто называют таких "пробивных" игроков MVP-шными. Таких игроков, как Naniwa, Jin Air.sOs или TY, игроков, которые могут рискнуть и сделать олл-ин на последней карте. Эта храбрость и сделала MVP таким особенным. Но дело не только в этом. Дело в том, что даже после того, как его олл-ины обнаруживали и отменяли, он все равно выигрывал. Он мог победить во что бы то ни стало, даже с травмой, даже после перемены часовых поясов, даже играя против лучших игроков мира, даже при неблагоприятной мете, даже в худшем из матчапов, даже в безвыходной ситуации.  

MVP и KT_Life

Это будет финальная битва. Если смотреть на престиж турниров, в которых эти два игрока принимали участие, то он примерно одинаков. В плане постоянства и доминирования, MVP и Life тоже примерно равны. Даже сложность самых крупных турниров, где они выступали, примерно одинакова. Давайте посмотрим на подробный список их достижений:

MVP

Турниры первой величины:

  • IEM WC — 1 место - HuK, July, San, MKP;
  • August 2011 Code S — 1 место - MC, Polt, Nestea, HuK, July, MKP;
  • GSL October 2011 Code S — 2 место - Clide, Bomber, Nestea, Ganzi, поражение от MMA;
  • GSL Nov 2011 - Top 4 - aLive, MKP, jjakji, GuMiho, sC, поражение от Leenock;
  • Blizzcon 2011 — 1 место - поражение от Nestea, Sen, Nestea;
  • GSL Season 2 Code S 2012 — 1 место - поражение от Naniwa, Puzzle, Ryung, July, поражение от HerO, Leenock, Naniwa, PartinG, Squirtle;
  • WCG Korea — 1 место - Happy, Supernova, MKP;
  • WCS EU Season 1 2013 — 1 место – Stephano;
  • WCS Season 1 Finals - Top 4 - Ryung, Losira, ForGG, поражение от INnoVation;
  • Blizzcon 2011 — 1 место - поражение от Nestea, Sen, Nestea;
  • MLG Providence - Top 4 - Rain, Bomber, поражение от MC, HerO, Haypro, MC, поражение от Leenock;
  • Blizz Cup 2011 - Top 4 - MC, HerO, Stephano, поражение от DRG, Polt, поражение от MMA;
  • GSL Season 4 Code S 2012 — 2 место - поражение от Taeja, MMA дважды, MKP, Symbol, Rain, поражение от Life.

Турниры второго уровня:

  • MLG Anaheim — 1 место - Ganzi, DRG, Boxer, MMA;
  • IEM Cologne 2012 — 2 место - Nestea, VortiX, Nerchio;
  • IEM WC 2013 - Top 4 - Stephano, поражение от YoDa.

Турниры третьего уровня:

  • WCG 2011 — 1 место — никого значительного.

 

Life

Турниры первой величины:

  • GSL Season 4 Code S 2012 — 1 место - Nestea, Seed, MKP, Taeja, MVP;
  • MLG Fall 2012 — 1 место - Violet, Taeja, Flash, Leenock;
  • Blizz Cup 2012 — 1 место - Sniper, Rain, DRG, Leenock, PartinG;
  • MLG Winter Championship — 1 место - Polt, Last, MC, Flash;
  • DH Bucharest - Top 4 - Supernova, поражение от Taeja;
  • DH Winter — 2 место - MMA, Polt, StarDust, JYP, Naniwa, INnoVation, поражение от Taeja и еще одно поражение от Taeja ;
  • GSL Season 1 2014 - Top 4 - RorO дважды, Maru, поражение от soO;
  • IEM Toronto - Top 4 - Scarlett, MC, First, поражение от Zest;
  • Blizzcon 2014 — 1 место - Zest, San, Taeja, MMA;
  • DH Winter 2014 — 2 место - Taeja, San, Leenock, Bunny, First, поражение от ForGG, Taeja, поражение от ForGG;
  • SSL - Top 4 - Classic, herO, Dear, поражение от Dream;
  • GSL Season 1 Code S 2015 — 1 место - GuMiho дважды, YoDa, Soulkey, INnoVation, herO, PartinG;
  • IEM Taipei — 1 место - ForGG, Soulkey, HyuN, PartinG, Maru.

Турниры второго уровня:

  • Iron Squid 2 — 1 место - Creator, Leenock, MKP, DRG;
  • IEM NY 2013 — 1 место - поражение от HyuN, Zest дважды, HerO, Curious, Naniwa;
  • DH Bucharest 2014 — 1 место - Leenock, StarDust, INnoVation, Impact.

Турниры третьего уровня:

  • ASUS Northcon - Top 4 - INnoVation, VortiX, поражение от Scarlett.

Начнем с первого для MVP на GSL, где он обыграл топ 2 зерга, топ 5 и топ 4 протоссов, топ 1 зерга и топ 2 террана. Выступать на GSL всегда сложно, поэтому сравним его с MLG Winter 2013, в котором принимал участие Life, победив топ 5 террана, Last’а, который был близок к уровню пяти лучших, топ 5 протосса и топ 3 террана. Оба турнира проходили на ранних этапах WoL и HotS соответственно. Но GSL все же престижнее и требует больше подготовки, к тому же MVP попались сложные на тот момент соперники, поэтому добавим в довесок Life его тусклое выступление на ASUS Northcon.

  • GSL Jan 2011 Code S — 1 место - Fruitdealer, Choya, Trickster, Nestea, MKP.

 

  • MLG Winter Championship 2013 — 1 место - Polt, Last, MC, Flash;
  • Asus Northcon - Top 4 - INnoVation, VortiX, поражение от Scarlett.

Теперь посмотрим на выступление MVP на турнире GSL WC. Многие скептично к нему относились, потому что в нем участвовало много зарубежных игроков, но немногие удосужились посмотреть с кем именно играл Mvp. HuK был топ 3, в худшем случае топ 5 протосс, July — топ 3 зерг, San — топ 2 протосс и MKP — топ 2 терран. Mvp обыграл четырех из шести лучших игроков того времени. Сравним этот результат с результатом Life на Fall MLG, где он одержал победу над топ 5 зергом, топ 3 и топ 5 терранами и топ 2 зергом.

 

  • GSL WC — 1 место - HuK, July, San, MKP.

 

  • MLG Fall 2012 — 1 место - viOLet, Taeja, Flash, Leenock.


На пути к победе в GSL August MVP пришлось сразиться с топ 1 протоссом, топ 5 терраном, топ 1 зергом, топ 5 протоссом, топ 3 зергом и топ 2 терраном. Этот турнир был просто напичкан отборными игроками, не хватало только ММА, поэтому в сравнение ему может пойти только GSL Season 4 2014, где Life занял первое место, обыграв топ 3 зерга, топ 3 протосса (Seed тогда был еще ничего), топ 5, топ 3 и топ 1 терранов.

  • August 2011 Code S — 1 место - MC, Polt, Nestea, HuK, July, MKP.

 

  • GSL Season 4 Code S 2012 — 1 место - Nestea, Seed, MKP, Taeja, MVP.  

На турнире GSL October MVP занял второе место, поборов топ 3 террана, топ 1 зерга, топ 5-10 террана, но проиграл ММА. По сложности это выступление сравнимо с выступлением Life на BlizzCup, где он тягался с топ 5 зергом, топ 3 протоссом, топ 5 и топ 2 зергами и топ 3 протоссом.

  • GSL October 2011 Code S — 2 место - Bomber, Nestea, Ganzi, поражение от MMA.

 

  • Blizz Cup 2012 — 1 место - Sniper, Rain, DRG, Leenock, PartinG.

Теперь посмотрим на второй сезон GSL Code S 2012, где MVP занял первое место после того, как одержал победы над топ 5 протоссом, топ 10 терраном, топ 3 зергом, топ 5 и топ 2 и топ 1 протоссами. В ответ на это Life может похвастаться своими выступлениями на Blizzcon и IEM NY. На Blizzcon он победил топ 1 протосса (хоть и подкошенного сменой часовых поясов), топ 10 протосса, топ 2 и топ 5 терранов. MVP выступал при лучшем формате, но на тот период в целом не благоприятствовал игре терранов против протоссов, поэтому чтобы честно сравнять счет, мы добавим сюда результат Life на IEM NY, где он обыграл Zest, который тогда вообще не был аргументом, топ 10 протосса, топ 10 зерга и Naniwa.

  • GSL Season 2 Code S 2012 — 1 место — поражение от Naniwa, Puzzle, Ryung, July, поражение от Hero, Leenock, Naniwa, PartinG, Squirtle.

 

  • Blizzcon 2014 — 1 место - Zest, San, Taeja, MMA;
  • IEM NY 2013 — 1 место -поражение от HyuN, Zest дважды, HerO, Curious, Naniwa.  

Следующим рассмотрим выступление MVP в четвертом сезоне GSL Code S 2012, где он занял второе место, дважды победив топ 5 террана, еще одного топ 5-7 террана, топ 5 зерга, топ 3 протосса и проиграл Life. Life же в свою очередь в первом сезоне GSL Code S 2015 обыграл топ 10 террана GuMiho, YoDa, который был примерно такого же уровня, Soulkey — топ 5-10 зерга, INnoVation’а — топ 3 террана, herO — топ 3 протосса и топ 3 протосса PartinG’а. MVP пришлось тяжелее, потому что терраны в ту пору были очень слабой расой, но для честности можем добавить еще его чемпионство на турнире WCG 2011, где он не одержал особо выдающихся побед.

  • GSL Season 4 Code S 2012 — 2 место — поражение от Taeja, дважды MMA, MKP, Symbol, Rain, поражение от Life;
  • WCG 2011 — 1 место — Никого значительного.

 

  • GSL Season 1 Code S 2015 — 1 место — дважды Gumiho, YoDa, Soulkey, Innovation, herO, Parting.

На GSL Nov 2011 MVP вошел в четверку сильнейших, одолев топ 5 TvT игрока, топ 3, топ 10 и еще одного топ 3 терранов. По сложности можно сравнить с DH Winter, где Life обыграл топ 10 и топ 5 терранов, топ 10 протосса, JYP, который тогда был неплох, Naniwa, еще одного топ 3 террана прежде, чем дважды проиграть Taeja.

  • GSL Nov 2011 - Top 4 - aLive, MKP, jjakji, Gumiho, sC, поражение от Leenock.

 

  • DH Winter 2013 — 2 место- MMA, Polt, StarDust, JYP, Naniwa, INnoVation, дважды поражение от Taeja.

Следующим пойдет Blizzcon, где MVP завоевал титул чемпиона благодаря победам над Sen’ом и Nestea. Престиж турнира довольно высок, но вот выступление было не очень сильным, поэтому сравним его с DH Bucharest, где единственным достойным соперником можно считать SuperNova, и первый сезон GSL 2014, где Life дважды обыграл топ 5 зерга RorO и топ 3 террана.

  • Blizzcon 2011 — 1 место — поражение от Nestea, Sen, Nestea.

 

  • DH Bucharest - Top 4 - SuperNova, поражение от Taeja;
  • GSL Season 1 2014 - Top 4 - RorO twice, Maru, поражение от soO.      

Следующей будет победа на турнире WCG Korea, где MVP играл против топ 5 TvT игрока, топ 5 и топ 2-3 терранов. Life же на SSL обыграл Classic’а, который был близок к пятерке лучших протоссов, топ 3 и топ 10 протоссов, а потом проиграл Dream'у. Обоим игрокам попался только один матчап, а по престижу победа MVP намного перевешивает, поэтому для пущей важности добавим выступление Life на IEM Taipei, где он выиграл у топ 10 террана, топ 5 зерга, у HyuN’а, который скатился до топ 10 зергов, топ 3 протосса и топ 1 террана. Чтобы укрепить победу MVP в этом раунде, добавим еще его выступление на Season 1 Finals, где он победил топ 5 TvT террана, топ 4 зерга и топ 5 террана.

  • WCG Korea — 1 место - Happy, SuperNova, MKP;
  • WCS Season 1 Finals - Top 4 - Ryung, Losira, ForGG, поражение от INnoVation.

 

  • SSL - Top 4 - Classic, herO, Dear, поражение от Dream;
  • IEM Taipei — 1 место - ForGG, Soulkey, HyuN, PartinG, Maru. 

Теперь пройдемся по мелочи. Чтобы завоевать второе место на DH Winter Life пришлось сразиться с топ 2 терраном, топ 10 протоссом, топ 10 зергом, топ 2 европейцем и топ 10 терраном. Второе место тоже почетное, поэтому сравним его с двумя турнирами MVP, где он вошел в топ 4. На MLG Providence он победил топ 3 протосса, топ 5 террана, топ 5 протосса, Haypro, для которого выступление на этом турнире стало лучшим в его карьере, и еще одного топ 5 протосса. А на IEM WC 2013 он одержал победу над Stephano, топ 1 европейцем на тот момент.

  • MLG Providence - Top 4 - Rain, Bomber, поражение от MC, HerO, Haypro, MC, поражение от Leenock;
  • IEM WC 2013 - Top 4 - Stephano, поражение от YoDa.

  

  • DH Winter 2014 — 2 место - Taeja, San, Leenock, Bunny, ForGG, поражение от ForGG.

Возьмем победу MVP на MLG Anaheim, где он выиграл у Ganzi, который играл на уровне топ 5 терранов, потом обыграл топ 2 зерга, топ 7-8 террана и топ 2-3 террана, и сравним с Iron Squid 2, где Life занял первое место благодаря победе над топ 3 протоссом, топ 2 зергом, топ 6-7 терраном и топ 3 зергом. Но победа на MLG Anaheim считается более престижной, поэтому пришлось включить IEM Toronto, где Life вошел в четверку лучших, но, чтобы не было дисбаланса по количеству игроков, добавим еще BlizzCup 2011.

  • Blizz Cup 2012 - Top 4 - MC, HerO, Stephano, поражение от DRG, Polt, поражение от MMA;
  • MLG Anaheim — 1 место - Ganzi, DRG, Boxer, MMA.

 

  • IEM Toronto - Top 4 - Scarlett, MC, First, поражение от Zest;
  • Iron Squid 2 — 1 место - Creator, Leenock, MKP, DRG.

И наконец, перевесит ли первое место MVP на IEM Cologne первое место Life на DH Bucharest 2014? Да, Life обыграл топ 5 террана INnoVation’а, но MVP играл при неблагоприятной мете. Life играл против INnoVation до патча связанного с торами и минами, так что тогда у него было преимущество в матчапе ZvT.

  • IEM Cologne 2012 — 1 место - Nestea, VortiX, Nerchio.

 

  • DH Bucharest 2014 — 1 место - Leenock, StarDust, INnoVation, Impact. 

 

И даже после всех сравнений в арсенале MVP еще есть титул первого сезона WCS EU 2013, где он играл в финале против Stephano. В плане результатов MVP опережает Life, но опять же, все зависит от критериев оценки. В данном случае за MVP преимущество только в один турнир.

У MVP есть смягчающие обстоятельства. Он оставался топ 3 терраном на протяжении двух с половиной лет. В эти годы лучше него были только Nestea и MMA, да и то, максимум пять-шесть месяцев. То есть, примерно два года MVP был лучшим терраном и одним из лучших игроков мира. Life в свою очередь был топовым игроком два года. Как мы уже говорили, за исключением того периода, когда он был на вершине, между ним и другими лучшими игроками мира был огромный разрыв. На пике своей формы он был максимум год: со второй половины 2012 по первую половину 2013, и с конца 2014 по сегодняшний день. Тут он обходит MVP, но, если судить по стабильности и по пикам формы вместе взятым, MVP на год дольше продержался в топовых игроках.

Теперь поговорим о новшествах, которые они привнесли в игру. Без сомнений, Life изменил игру зергов. Поначалу большинству зергов было очень сложно играть, как Life, а остальным расам было очень трудно противостоять его стилю. Тем не менее, в 2013-2014 годах тяжелый контратакующий стиль Life’а позаимствовали и другие зерги, включая Soulkey, Jaedong’а, Solar’а, Curious’а и Byul’а. MVP создал терранов по своему образу и подобию. С помощью JinrO он заложил основы макро игры для терранов. Он довел до ума TvT композиции для сражений био-танков против био-танков и создал, а также довел до совершенства стиль через механику против терранов, а также мех против меха. В TvP он популяризировал использование био и танков, а также композиции мариков, геллионов и медиваков для контратакующих дропов, которые он использовал в 2012 и которые вновь вошли в моду в 2014 году. MVP первым придумал билд исключительно под атаку с рабочими. Для TvZ он создал стабильные надежные био-танк билды и стратегии через большое количество гостов, чем вынудил разработчиков понерфить их. Потом он создал самый важный опенинг для TvZ: геллионы и баньши. Геллионов и баньшей с одной базы уже делали раньше, но забросили после увеличения дальности атаки королевам. MVP понял, что, если сделать этот опенинг более макро ориентированным и выйти затем в две базы, то можно контролировать карту во время перехода в био или мех. И до сих пор, после всех бесконечных патчей и введения новых юнитов и стратегий в HotS, все стратегии терранов основываются на базисе, который заложил MVP. Не удивительно, что Life проиграл две грандиозные серии именно в TvZ против Mill.ForGG и SKTT1_Dream., которые использовали как раз этот опенинг через геллионов и баньшей. Даже когда MVP уже давно списан со счетов, он все еще продолжает преследовать Life через игровую механику между расами.

Величие можно приобрести, лишь пройдя через суровые испытания. Конечно, если игрок сметает всех на своем пути к победе, он несомненно велик. Даже в эпоху брудо-инфесторов у Life были трудные времена с ZvZ, в то время, когда MVP доминировал в GomTvT эру. Несомненно, по отношению к Life это немного несправедливо. Когда он играл на турнире MLG Winter Championship зерги вообще не могли составить достойную конкуренцию другим расам. Сейчас зерги тоже немного слабее остальных рас: не так много первоклассных игроков зергов и они не так часто выигрывают турниры первой величины. Но дисбаланс-то и не в этом.

Посмотрите на MVP. Турнир GSL Season 2 в 2012 году проходил в самый разгар научно-технической революции у протоссов. Каждый игрок, включая FlashWolves.PartinG’а, Squirtle, MC, IM.YongHwa, Seed’а, Prime.Creator’а и Naniwa продвигал новую мету. В таком круговороте терраны были, возможно, даже слабее, чем зерги сегодня, но MVP продолжал придумывать все новые и новые стратегии. Еще более показательной является эра брудо-инфесторов. На тот момент было много карт подобных Daybreak и Whirlwind. Почти все их можно было зеркально-разделенными, на каждой карте можно было спокойно защитить третью базу, а поэтому на каждой карте Заразители и Хозяева стаи были применимы. Даже при неблагоприятных метах Life было кому подражать и у кого поучиться, например, у Solar’а, soO, SKTT1_Soulkey, SKTT1_Dark’а, Rogue или FlashWolves.Leenock’а. Они уже нашли решение многих проблем, поэтому Life оставалось лишь отточить эти наработки. MVP же в свое время встретился лицом к лицу с силами Айура и в одиночку противостоял всему рою. В финале против Life, он играл со вторым лучшим игроком мира в самом расцвете сил, при мете, когда зерги были сильны, как никогда, играл с травмой позвоночника, но все-равно бился до последнего и довел дело до решающей седьмой карты.

Life достоин звания лучшего игрока мира. Он великолепный игрок. Его трудно остановить, особенно, когда он поймал свою волну. А что MVP? В 2012 году он просто играл за слабую расу на неудачных картах при плохой мете, и был физически неконкурентоспособным в Code S. Все говорило, просто кричало, что ему не суждено побеждать, но вот парадокс, он продолжал побеждать снова и снова. И трудно себе представить, что должен сделать Life, сколько еще турниров он должен выиграть, чтобы действительно оказаться на голову выше MVP.

Thorin в своих интервью часто озадачивает профессиональных игроков вопросом, кого бы они взяли с собой спасать землю, если бы произошло нашествие пришельцев. И нужно назвать пять профессиональных игроков, и этот ответ скажет многое о том, что человек больше всего ценит в том или ином игроке.

А теперь представьте, если бы на Землю напали пришельцы, потом разыгралась война, настал зомби апокалипсис, и Землю заселили роботы из будущего, и вам, основываясь только на StarCraft 2 скилле, пришлось бы выбирать одного лидера, который должен вас спасти, кого бы вы выбрали?

Если вы выбираете игроков, оценивая их по пику своей формы, то можно выбрать любого кандидата из данного рейтинга. Но, если выбирать из тех игроков, которые прошли огонь и воду и в игре, и в жизни, которые играли против лучших в худших условиях и при этом выигрывали, то выбор определенно падает на MVP. Величие меряется не только статистикой, постоянством и вкладом в развитие игры. Величие, это когда через много лет вы смотрите игры и восхищаетесь теми чудесами, что творит игрок. Имя становится легендой, когда при одном только его звучании всплывают ассоциации со словами "победа", "смелость" и "сила воли". Слава королю!


Предыдущие части: