Провал китайской сцены: Что произошло?
В последнее время большие проблемы возникли на китайской Dota 2 - сцене. Команды Поднебесной уже давно не одерживали побед на крупных турнирах. Портал Gosugamers.net попытался разобраться в чем проблема китайских команд в Dota 2, а мы сделали перевод.
Третье марта стало мрачным днем в истории китайской доты. Ни одна из китайских команд не смогла попасть в топ 8 на Shanghai Major. Для поклонников китайской сцены этот ивент стал трагичным. Вопрос, который требует ответа: что же случилось с китайской Dota-сценой и отчего качество игры настолько ухудшилось?
Тактическое поражение в Шанхае
Глядя на провал китайских команд на Shanghai Major, очевидно, что у игроков азиатского региона значительно меньше пул героев и полное отсутствие понимания особенностей текущего патча. В итоге, в своих играх китайские команды ориентировались только на сигнатурных героев: Chen или Enigma для Puppey, Earth Spirit для Jerax. С такой же проблемой столкнулись CDEC в гранд-финале с EG (The International 5): они были вынуждены забанить Techies, потому что у них не было опыта игры против минера. Китайской сцене откровенно не хватает инноваций в игре и на стадии драфта. Ярким примером является то, что даже после победы Alliance на The International 2013 с IO, китайские команды не осознали силу данного героя. В итоге, все пики на сегодня крайне ограничены.
На TI5 китайские коллективы в основном копировали мета-пики, которые изобрели западные команды. После патча 6.86 усиленный Outworld Devourer стал использоваться EHOME, но это связанно с тем, что у команды гибкий стиль игры, который обусловлен ограниченным пулом героев у Eleven'а. По существу, мета-герои китайской Dota 2-сцены всегда позади, в сравнении с западными командами. Кроме того что пул героев у китайских команд крайне ограничен, им очень нравятся герои наподобии Morphling. Минус таких нравов - очень слабая и пассивная позиция героя на ранней стадии игры. Также стоит отметить, что никто из китайских команд (кроме Chuan) не использует таких героев как Beastmaster и Enchantress, которые являются одними из сильнейших на прошедшем Major'е. Активно используя данных героев, западные коллективы смогли навязать свою игру.
Стриминг
В последние несколько лет стримерство приобрело большую популярность. Twitch стал одним из самых посещаемых сайтов. В Китае же Twitch недоступен из-за интернет-фильтра китайского правительства. Следовательно, в Китае начали появляться свои стриминг-платформы: DouyuTV, ZhanqiTV, HuomaoTV. Данные платформы стали альтернативой "твичу" и дали китайским зрителям возможность наблюдать за своими любимыми игроками. В сравнении с Twitch, у китайских стрим-платформ есть свои особенности. Стримеры с Twitch в таких играх как Hearthstone, зачастую могут жить на доходы от рекламы и пожертвования от подписчиков, в то время как Dota 2-игроки относятся к этому как к дополнительному источнику заработка.
На Douyu же и других китайских платформах игрокам предлагаются годовые контракты с невероятными суммами. Одним из примеров является YaphetS, который был когда-то известен как лучший игрок на Shadow Fiend. Сумма контракта YaphetS с DouyuTV в 2014 году была семизначной. Из последних случаев: Ruru (менеджер коллектива LGD) заявила, что Zhanqi предложили Sylar годовой контракт, стоимость которого составила 800,000 RMB (около 123 тыс. долларов). Не стоит забывать, что это стоимость без учета зрительского доната. Для неосведомленных о жизни в Китае, данной суммы достаточно для жизни одного человека в солидного размера квартире в среднем китайском городе. Другими словами, у китайских профессиональных игроков в Dota 2 есть большие перспективы для заработка на разнообразных стримерских порталах в Китае.
Теперь, установив финансовые мотивы для игроков, необходимо это также учесть с точки зрения организации. Ранее, на Weibo, Ruru также упоминала, что стримерские платформы также заинтересованы в размещении популярных игроков у себя на сайте. В данном случае возникает конфликт интересов: организации зачастую не мешают развитию стриминга профессиональных игроков, потому что сотрудничество со стриминговыми организациями ценно для команд, но в то же время менеджмент команды старается акцентировать внимание на турнирных победах в целях повышения популярности бренда.
Некоторые читатели могут подумать, что стриминг не мешает игрокам практиковаться, но ключевой целью стримерства является привлечение зрителей. В итоге, акцентирование на стримерстве вынуждает игроков меньше времени посвящать просмотру и анализу реплеев, а также разработке новых стратегий.
Один из игроков LGD - Sylar высказался по этому поводу в своем аккаунте Weibo, в ответ на сообщение Ruru:
Обратите внимание на мой профессионализм в сравнении с MMY. Спросите любого моего товарища по команде, думаете, я связался с этим из-за денег? Когда я играл за LGD, я просматривал реплеи, изучал игры, в то время как MMY стримил и тусовался с девушками. Тем не менее, платят нам одинаково.
В итоге, стримерство является одним из вариантов развития карьеры после ухода из киберспорта. Многие игроки из старой гвардии уже покинули ряды Dota-сцены. Большинство из них стали профессиональными комментаторами или тренерами, но самый выгодный вариант с финансовой точки зрения - это стриминг. Если текущие профессиональные игроки смогут обеспечить себе солидную зрительскую аудиторию, то стримерство останется запасным планом для них. Одни из самых популярных стримеров Dota 2 на сегодня: YYF, Zhou, LongDD и Xiao8.
Все вышеописанное приводит к нежеланию тренироваться и отсутствию самоотдачи в игре на китайской сцене. Вместо тренировок и посвящения себя игре, зрители и стримерство занимают первое место для большинства игроков.
Нездоровая игровая конкуренция
Китайские игровые организации очень консервативны при формировании состава. Перед TI5 мы видели не более трех выдающихся игроков на восточной сцене. Когда такие игроки как CTY, Maybe и Zyf начинали показывать свой потенциал на турнирах, то они уже играли на профессиональной сцене около трех лет.
Являясь одним из наиболее конкурентоспособных регионов, Китай не испытывает недостатка в новых талантах. Скорее всего, у молодых игроков просто не получается пробиться в команды топового уровня, потому что игроки-ветераны являются более надежным вариантом для игровых организаций. В результате, топовые игроки китайского региона не могут пробиться и показать свои навыки: им не хватает средств, чтобы сделать это.
Тем не менее, успех CDEC Gaming на TI5 показал новую перспективу для организаций. Об этом высказался один из игроков EHOME:
The International 5 является важной вехой для китайской Dota-сцены. Успех CDEC показал, что юные игроки смогут добиться успеха и без руководства ветеранов. Профессиональная сцена во главе с новыми игроками принесет новую эру доминирования китайской доты в ближайшем будущем!
После TI5 китайские организации начали активно собирать молодежные составы, такие как Newbee Young, Vici Potential, iG Vitality в попытке повторить успех CDEC. Обещания команд звучали громко, но несмотря на это, отношение к этим командам было весьма скептичным. Большинство из этих составов так и остались незамеченными зрителями и не были приглашены на множество турниров. Например, последний зарегистрированный матч для Newbee Young прошел два месяца назад, на отборочных MDL. В результате, единственным способом тренировок для данных игроков остается "паб".
Помимо трудностей в появлении новых звезд, на китайской сцене присутствует еще одна фундаментальная проблема: перенасыщенность сцены ветеранами. Как уже ранее упоминалось, китайские организации весьма консервативны и настойчивы на сохранении старых игроков, не давая возможности развиваться новым. В итоге, среди ветеранов пропадает конкуренция, потому что они осознают свое положение из-за своих прошлых заслуг. Все это порождает лень среди китайских игроков. Например, перед TI5 игроки, такие как Mu и Hao, часто играли разнообразные кастомные карты по 12 часов.
Будущее китайской сцены
Перед весенним "мэйжором" китайские команды начали принимать новых игроков. Ходят слухи, что Newbee будут полностью реструктуризировать свои составы путем смешивания ветеранов с новыми игроками. Очень важно, чтобы новые игроки получали возможность конкурирвать в верхних эшелонах. Vici Gaming также по слухам добавят двух новых игроков в основной состав: Snake и _Victoria из CDEC A. Если эти слухи верны, то китайские организации осознали важность привлечения "молодой крови" на сцену и сделали шаг в верном направлении.
Если китайские команды смогут выделить время на разработку новых стратегий и расширение пула героев, разрыв между китайский и западной сценой неизбежно сократится. Самым главным, однако, останется вопрос возвращения конкуренции на сцену. Если игроки не смогут поставить на первое место самосовершенствование, то уровень китайской сцены продолжит падать.