Grubby: "Я счастлив делать то, что делаю"

Представляем вашему вниманию перевод АМА-сессии с Grubby, проведенной сайтом readmore.de. Большая часть материала посвящена WarCraft 3, но были и вопросы, касающиеся StarCraft 2 и Heroes of the Storm.

По поводу возможного турнира по WarCraft 3 на HomeStory Cup и по поводу своего участия на этом турнире:

Не слышал ничего про WC3 на HSC – ни от TaKe’а, ни от кого-либо еще. Поэтому сложно отвечать на подобные вопросы – ведь у меня толком нет информации. Если отвечать в общих чертах, то я сейчас не принимаю участия в соревнованиях по WC3. Даже шоу-матч стал бы очень серьезным исключением из этого правила. Я привык, что к подобным событиям тренируюсь 24х7, а сейчас у меня ведь расписан график стримов, плюс личная жизнь. В будущем мне также предстоит комментировать турниры по Heroes of the Storm. Поэтому если кто-то хотел бы пригласить меня для участия в шоу-матчах, то стоит связаться со мной заранее и обсудить детали. В отношении HomeStory Cup’а такого, пока что, не произошло.
Я думаю, что после ухода таких игроков, как Naniwa и IdrA, StarCraft 2 заметно потерял в развлекательном плане. Что ты думаешь по поводу драмы в киберспорте? Я считаю, что ты всегда был очень вежлив и демонстрировал хорошие манеры. Считаешь ли ты, что все должны быть вежливы по отношению друг к другу, или же не помешает немного драмы и хорошее противостояние между игроками?
Драма это хорошо, но ее источником не должны становиться отдельные игроки. Соперничества также могут быть хорошим источником драмы, но не нужно вести себя, как капризный ребенок. Причина, по которой Naniwa и Idra умели хорошо развлекать людей, заключается не только в том, что они не отвечали за свои действия, но и в том, что они оба были очень успешными игроками. Если бы не их игровое мастерство, то их бы не запомнили так, как помнят сейчас. Большая часть западной киберспортивной аудитории будет поддерживать практически любого игрока, способного показать, что он может соперничать с корейцами и при этом не уподобляющегося камню в эмоциональном плане. К сожалению, подобных игроков очень мало. Я думаю, сейчас на развлекательной ценности игры в большей степени сказывается отсутствие сильных иностранных игроков, способных тягаться с корейцами, нежели отсутствие игроков, которые ведут себя, как капризные дети. StarCraft’у нужно больше таких профессионалов, как Stephano, и меньше ребят типа "я не буду готовиться к этому BlizzCon’у".
Почему ты не подался в League of Legends? Просто не твоя игра или ты упустил момент, когда можно было переключиться на нее и стать про?
Я был большим поклонником SC1,  BroodWar’а – и кампаний, и мультиплеера. Я также играл в такие игры, как Baldur’s Gate, Civilization, Planescape Torment, Diablo и так далее.
Когда я начинал играть в WarCraft 3, хорошие игры по-прежнему выпускались. Но я не хотел, чтобы какие-то другие игры отвлекали меня. Я был влюблен в WC3, хотел играть только в эту игру. Можем быть, в течение одного дня в неделю я и играл во что-то другое, но потом все равно всегда возвращался к WarCraft’у. Одна из главных тому причин – это то, что эта игра просто великолепна. Другая причина – я хотел добиться успеха в соревнованиях. А если отвлекаться на другие игры, то на самый верх выбраться не получится.
Крупные MMORPG и MOBA-игры были, пожалуй, главными причинами того, что люди перестали профессионально играть в WC3 – ну, если не принимать во внимание еще и реальную жизнь. До League of Legends был World of WarCraft. После League of Legends были бета StarCraft , Dota 2, Smite, Hearthstone и так далее. Постоянно появлялись новые игры, вокруг которых было много шума, к которым было приковано внимание общественности.
Может быть, вы удивитесь тому факту, что я не перешел на League of Legends, несмотря даже на то, что у этой игры было больше поклонников, там было больше зрителей, больше призовых. Но я просто хотел больше играть в WC3. А потом в SC2.
Какими качествами нужно обладать для того, чтобы стать профессиональным игроком? Что, в плане тренировок и отношения к игре, отделяет успешных игроков от менее успешных?
Два самых важных момента: во-первых, нужно любить игру и любить соревноваться в ней. Играть соревновательно сложно, и даже если у вас есть дисциплина, сила и уверенность в собственных силах, вы не сможете добиться успеха, если не получаете удовольствия.
Следующие три компонента это, во-первых, игровое мастерство, во-вторых, обстоятельства (ситуация у вас дома, наличие времени, страна проживания и так далее) и, в-третьих, счастье. Мастерство не измеряется в каких-то цифрах или в каких-то величинах – мастерство это вы в целом.
Какие профессиональные игроки в WC3 и SC2 заслуживали больше, чем получили? Были ли такие игроки, после встреч с которыми или после игр против которых ты думал, что однажды они будут на самом верху, но они так и не смогли туда забраться? Если да, то как ты думаешь, что стало тому причиной?
Я бы сказал, что думал, что FoV сумеет добиться гораздо большего после своей победы на ESWC 2004. Он был очень хорошим игроком, он упорно тренировался, но так и не смог выиграть еще какой-нибудь другой турнир. Он очень умный, очень быстро учится и он знал, что такое триумф. Но по какой-то причине не сложилось. Может быть, потому, что он играл за нежить? Или же почему-то еще. Знаю, что он был занят и другими делами – пытался найти девушку, сбросить вес и так далее. Может быть, ему помешало то, что мы зовем реальной жизнью.
Радостно видеть, что ты снова получаешь удовольствие от игры в WC3. Есть ли смысл надеяться на то, что ты сыграешь шоуматч против yAwS’a или кого-нибудь еще? Ждать ли твоим фанатам твоего участия на каких-нибудь соревнованиях (но не на онлайн-турнирах)?
Мне интереснее всего играть в ладдерные игры, потому что раньше я тренировался именно таким образом. Шоуматч же – это, скорее, турнир или соревнование, к нему мне нужно будет готовиться. Я не играю в WC3 на полную, потому что 75% времени, уделяемого играм, я посвящаю Heroes of the Storm. Но несколько месяцев назад я сыграл best-of-5 против Sonik’а, матч закончился со счетом 3:2.
Почему ты не рассматриваешь вариант с полноценным возвращением в качестве профессионального игрока в WC3? Сейчас в этой дисциплине вновь хватает соревнований и призовых, и даже Blizzard стали уделять этой игре больше внимания.
Я понимаю, что вы хотите снова увидеть меня на турнирах по WC3. Да, какая-то часть меня хотела бы сделать это, хотела бы вернуться в WC3. Такая перспектива выглядит заманчивой, поддерживает во мне дух борьбы. Но, в то же время, у меня есть желание быть хорошим стримером. Для меня это очень важно. Ведь таким образом я могу играть каждый день, получать от этого удовольствие, взаимодействовать с аудиторией на уровне, который раньше был мне недоступен. Мне кажется, что я словно рожден для этого. Если я вернусь в качестве профи, то смогу играть на турнирах по WC3 каждый месяц, или же каждые три месяца. Но если я занимаюсь стримами, то я могу "выступать" перед аудиторией каждый день.
Я стримлю по 150-200 часов каждый месяц, у меня ежемесячно 200 тысяч уникальных посетителей. Если я сейчас снова начну играть на турнирах, то это будет означать, что мне придется отказаться от всего этого. Если вы серьезно подходите к соревнованиям, то не можете позволить себе показывать свои стратегии перед турнирами, и не можете отвлекаться на взаимодействие со зрителями, если ежедневно работаете ради того, чтобы стать на еще половину процента лучше. Я знаю, о чем говорю – я побывал на обеих сторонах.
В общем, если коротко, то вероятность мое возвращение возможно в том случае, если как-то изменятся обстоятельства. А на данный момент я счастлив делать то, что делаю.
Бывали ли у тебя финансовые проблемы в твою бытность профессиональным игроком в WC3? Я спрашиваю это потому, что сейчас некоторые организаторы турниров задерживают выплаты призовых, или даже вовсе не выплачивают игрокам выигранные деньги. И как тебе удавалось тренироваться день за днем, повторяя одно и то же снова и снова? Можешь ли дать какой-нибудь совет тем, кто пробовал делать так же, но сдавался после 4-5 игр? И еще: каково это – каждую неделю путешествовать в новое место и работать там? Выматывает ведь, да?
Моим первым крупным турниром был Cyber X Games. Победителю обещали 10 тысяч долларов, но эти деньги так и не были выплачены, они были украдены спонсорами. У моей первой команды 4Kings был отличный послужной список в плане игровых достижений, но с финансовыми вопросами там был полный бардак. Я не знал, что наш менеджер был патологическим обманщиком, который присваивал себе крупные суммы, выделяемые нам спонсорами. При этом, нам часто задерживали наши небольшие зарплаты – иногда на 5-12 месяцев. В итоге нам приходилось самостоятельно оплачивать перелеты, проживание в отелях… И в итоге нам даже не возместили эти расходы, потому как 4K в итоге распались.
Деньги, конечно же, не были главной причиной, по которой я был профессиональным игроком. Но вас не может постоянно водить за нос человек, с которым вы работаете. Мне не выплачивали призовые, не выплачивали зарплату, не возмещали мои собственные расходы. Киберспорт – все еще очень молодая индустрия, в которой написанное в контракте зачастую значит очень мало, потому как определенные люди имеют целый арсенал всяческих трюков, благодаря которым они могут воровать деньги у ничего не подозревающих детей и даже молодых совершеннолетних и при этом избегать проблем с законом. Игроки ведь в основном заняты тем, чтобы становиться лучше в игре и оставаться лучшими.
Что касается путешествий, то да, постоянные перелеты могут быть очень стрессовыми, но если вы можете так много путешествовать – то лучше считайте, что вам повезло, пусть даже в большинстве случаев вам удается увидеть лишь отель и здание, в котором проходит турнир. Вы ведь все равно знакомитесь с большим количеством новых людей, и это очень динамичный и интересный стиль жизни. А еще у вас много возможностей поиграть на самых разных соревнованиях – и это очень здорово.
Что бы ты изменил в балансе WC3?
Прежде всего, я хочу сказать, что все, что я сейчас скажу – это само по себе. Игра есть такая, какая она есть. Над ней долго работали, и у нее много поклонников. Тем не менее, есть возможные изменения, которые, на мой взгляд, смогли бы благоприятно сказаться на разнообразии стратегий и балансе. Я не готовил ответ на этот вопрос заранее – если бы готовил, то сказал бы что-то более определенное. Но вот то, что приходит ко мне в голову на ходу:

Альянс:

  • Осадные танки дают больше опыта. Если уничтожение каждого танка означает большее количество получаемого опыта, то игрокам за альянс нужно будет более бережно с ними обходиться, использовать посох или дирижабль, чтобы спасать этих юнитов.

  • Сторожевые башни и наблюдательные башни получают уникальные тип брони "броня башни" – этот тип брони аналогичен тяжелой, но при этом получает дополнительный урон от осадных орудий. Тогда игрокам легче противодействовать стратегиям, предполагающим игру в масс башни, используя труповозки, баллисты и так далее. Но при этом башни по-прежнему эффективны против юнитов с магическим уроном или воздушных юнитов.

  • Время перезарядки способности Похищение маны у Чародея Крови увеличено на 2 секунды. Либо же нужно сократить дальность применения этого навыка.

  • Сфера огня наносит сплэш-урон, равный 20% от урона, наносимого героем, а не просто распределяет 5 единиц урона между целями, попадающим под сплэш.

Орда:

  • Критический урон, наносимый Повелителем клинка, рассчитывается без учета экипированных предметов; в расчет принимается только ловкость героя и базовое количество урона. Таким образом, Повелитель клинка, которые в среднем наносит 40 единиц урона и еще +20 урона за счет предметов, при критической атаке должен будет наносить 40х3+20=140, а не 60х3=180.

Ночные эльфы:

  • Горному гиганту нужно 6 единиц пищи, а не 7
  • Время действия заклинания "циклон" на героев уменьшено на 1 секунду
  • Количество получаемого после атаки сферой яда урона снижено с 88 до 70
  • И еще за убийство дриад дается чуть меньше опыта.

Нежить:

  • Скелеты живут дольше, и для этого не нужен апгрейд. Благодаря этому игроки за нежить, возможно, смогли бы добавлять в свою армию некромантов для того, чтобы разведывать карту, а также получать материал для Смертельного ритуала и Смертельного соглашения, при этом не покупая постоянно посох некромантии за 150 золота
  • Может быть, я бы еще как-то незначительно усилил бы некромантов
  • Апгрейд на кровожадность вурдалакам добавляет им 30 единиц здоровья – благодаря этому этих юнитов можно будет эффективнее использовать в поздней игре. Они интересные, но им легко противодействовать, особенно если у соперника есть мощный АоЕ-урон.

Нейтральные герои:

  • Я бы сократил время перезарядки способности Вызов кабана у Повелителя зверей на 5 или 10 секунд. Повелитель зверей, возможно, является лучшим героем из таверны, и значительная часть наносимого им урона приходится как раз на кабана.
  • Исцеляющее облако Алхимика должно восстанавливать в три раза больше здоровья, дабы я мог эффективнее чизить игроков на ладдере :DD (шутка)
Твой любимый герой в Heroes of the Storm?
Мне очень нравятся Артанис и Мясник! За обоих нужно играть очень агрессивно. Я не хочу сказать, что это самые сильные герои, но они, все же, могут быть очень сильны, если ими правильно играть. А еще у них какая-то безумная механика, которая позволяет поддерживать самих себя и заставать соперников врасплох. Особенно в тех случаях, когда игру никто не координирует.
Как изменился твой взгляд на WC3 после возвращения? Ты начал замечать какие-то проблемы с балансом, на которые не обращал внимания тогда, когда был прогеймером?
Так как я играл в StarCraft 2 и в Heroes of the Storm, то теперь я больше внимания уделяю контролю карты и лечению. Я часто использую троллей-знахарей против нежити, чего не делал раньше. Эти юниты могут очень многое.
И лечение теперь также кажется мне очень важным – поэтому я выбираю способности Исцеляющее облако и Эликсир ярости Алхимику. Раньше я всегда выбирал Эликсир ярости и Кислотную бомбу (и, конечно, это было правильно, ведь я использовал этого героя в качестве первого, а не третьего).
Еще после SC2, где я привязывал все врата к клавише 0, в WC3 я начал привязывать к этой клавише всех рабов, добывающих дерево. Это очень полезно, когда нужно контролировать логова.
Что касается баланса, то отмечу, что орку все еще очень тяжело справиться с ситуацией, когда игрок за альянс на Низинах идет в быстрый алтарь, зачищает лабораторию гоблинов, ему там выпадает книга опыта, а также костяные колокольчики или же мантия +6 к интеллекту. Тогда хуман просто приходит к тебе на базу, постоянно вызывает элементалей 2 уровня – и играть против этого ни интересно, ни приятно. Но это, пожалуй, единственное, что мне не нравится. Игра доставляет мне кучу удовольствия и я рад, что снова играю в нее :)
По каким причинам ты играешь в Heroes of the Storm, а не в Dota 2 или League of Legends? Это просто потому, что это игра от Blizzard и ты можешь легко выбиться в топы?
Мне важно играть в игру, от которой я получаю удовольствие. Мне важно, чтобы в эту игру играли люди, которых я знаю. И еще имеет значение то, что здесь есть вселенные и герои, которые мне знакомы. Но если бы я не получал  удовольствия от игры в Heroes of the Storm, то прекратил бы в нее играть. А если я так долго играю в эту игру – значит, она интересна мне. И в этом случае это главное. И я никогда не прикасался к Dota 2 и League of Legends, а поэтому не могу сравнивать.
Будешь играть 2x2 с тимспиком во время выходных стримов?
Буду рад сыграть с ToD’ом или yAwS’ом, если будет такая возможность. Я бы отметил, что профессионалам в WC3 не нужен тимспик для того, чтобы координировать свои действия. Я почти никогда не говорил со своими партнерами (Myth, ToD, Creo, Moon) во время игр. Когда играете вместе, то у вас вырабатывается определенное взаимопонимание. А где недостаточно этого взаимопонимания – там на помощь приходят пинги.
Если бы тебе пришлось жить в одной квартире с тремя другими прогеймерами, то кто бы это был?
sokol, он очень приятный человек, хороший друг и постоянно рассказывает интересные истории. Он бы начинал разговоры во время приемов пищи и вечеринок. Еще Creolophus – он очень трудолюбивый и все время на все жалуется. Это помогло бы нам не ссориться и убирать за собой. Ну и еще я бы взял своего будущего сына, тренировались бы с ним вместе.
Почему ты выбрал именно орков?
Мне нравятся Вождь тауренов, райдеры, тролли-знахари и шаманы! Они клевые. Еще мне нравится озвучка орков и то, что они говорят, если по ним покликать. Очень мило. Мне также подходит стиль игры за эту расу. В каждой схватке у вас много вариантов для микроконтроля, поэтому сражаться всегда интересно. Орки были моей первой любовью в WarCraft’е, если не принимать во внимание чизы с Хранителем рощи, которые я играл в самых первых своих играх. И еще у Хранителя есть способность захватывать юнитов соперника – поэтому понятно, почему мне нравятся райдеры!
Как ты расслабляешься? Как изменились методы тренировок с тех времен, когда ты профессионально играл в WC3? Как ты думаешь, будут ли в будущем игроки оттачивать какие-то определенные компоненты игры, а не просто много играть?
Большинство игроков сейчас тренируются неэффективно, и даже не знают, как стать лучше. Почти каждый прогеймер в мире тренируются в одиночку. Ну, может быть иногда помогают брат или близкий друг, которые дают подсказки или делятся знаниями. Почти ни у кого нет тренеров. Думаю, что в будущем, когда сцена станет еще больше, у нас будет много  тренеров. Но для того, чтобы они появились, нам нужно, чтобы игроки, которые начинали играть давно, в итоге стали этими самыми тренерами. По мере того, как будет увеличиваться количество игроков, которые закончили свою активную карьеру, будет увеличиваться и количество игроков, исследующих психологию спорта и тренирующих молодых игроков.
Ждешь фильма Варкрафт? Думаешь, хорошее кино будет? Тебя вообще интересует вселенная WarCraft’а или же игра тебе понравилась только благодаря соревновательному компоненту?
Ожидаю, что фильм будет на 6.8 из 10 для людей, не игравших в WarCraft, и на 9 из 10 для тех, кто играл и кому не так важна доскональная передача истории вселенной. И на 5 из 10 для фанатичных поклонников, которые хотят, чтобы абсолютно все было идеально. Думаю, что если вы не будете завышать ожидания, то фильм вам понравится.
И вот по этой причине, когда люди спрашивают меня, жду ли я выхода фильма, я отвечаю, что нет, не жду. Не хочу выстраивать ожиданий, дабы в итоге не разочароваться.
Мне интересна история мира WarCraft, но я и близко не так сильно в ней заинтересован, как некоторые отдельные личности. Мне нравится сюжет, но я не помню каких-то фактов, точных названий городов, важных событий и так далее.