Время Mvp

В своей новой статье stuchiu анализирует, чем обусловлен успех таких игроков, как Life, TaeJa, Zest и soO, а также задается вопросом о том, почему Mvp в свое время смог так долго пробыть на вершине соревновательного StarCraft 2.

Если посмотреть на карьеры самых великих игроков всех времен, то можно заметить одну закономерность. Пик их формы, период, в течение которого они считаются лучшими игроками мира, обычно длится от 6 месяцев до одного года. За исключением Mvp, который доминировал на сцене в течение двух первых лет.

В этой статье проводится анализ периодов доминирования самых лучших игроков. Речь идет о том, почему они стали лучшими, и о том, почему они в итоге сошли в вершины. А также объясняется, почему Mvp смог нарушить существующую закономерность и пробыть на вершине не один, а два года, даже несмотря даже на преследовавшие его травмы.

Помимо Mvp, есть еще трое игроков, которые отличились от других более продолжительным периодом доминирования. Это Life, TaeJa и KZest. Также сюда можно добавить soO, хотя указанный критерий применим к нему в меньшей мере.

У Life’а было два периода доминирования, каждый из которых продлился примерно по полгода. Первый - с момента его первый победы на GSL в сентябре 2012 года до марта 2013 года, когда игрок одержал победу на в Heart of the Swarm, став победителем MLG. Тогда Life смог стать лучшим благодаря двум факторам. Во-первых, он изменил парадигму игры за зергов, увеличив количество доступных зергам тактических опций и, тем самым, повысил темп игры. Другие зерги начали перенимать придуманные им нововведения через несколько месяцев после того, как игрок показал их на GSL 2012. И, во-вторых, его первый пик совпал с эрой брудфесторов, благодаря чему всегда было понятно, как должна была выглядеть армия в конце игры и всегда был способ справиться с террановским мехом и протоссовской армией на поздних стадиях игры (у Life, исторически, всегда были проблемы и с тем, и с другим). Окончание периода доминации обусловлено тем, что другие игроки начали лучше понимать стиль игры Life’а, а в HotS появилась новая композиция армии в виде ММММ. Life, казалось, либо не хотел, либо не мог справиться с новой метой и тогда не особо проявлял себя до самого конца 2013 года.

Второй пик игрока также продлился 5-6 месяцев: начавшись с победы на BlizzCon 2014, он тянулся примерно до апреля-мая 2015 года. В этот раз Life не изменял метаигру, как раньше, но вновь вышел на свою пиковую форму (и позже было официально подтверждено, что игрок просто не брался за игру всерьез до того момента, когда до BlizzCon’а остался один месяц). Life демонстрировал различные тактические решения в разные периоды мета-игры, но при этом он всегда интуитивно очень хорошо понимал свой собственный стиль и очень хорошо знал, как отыгрывать серию матчей и когда использовать алл-ины. Благодаря этим трем аспектам он смог вновь подняться на вершину SC2-сцены и пробыл там до того момента, пока его "правление" не прервал Dream, дважды сумевший его одолеть (Dream сыграл, возможно, лучшие BiovZ-игры из всех, что терраны показывали против Life’а). В дополнение ко всему, мы увидели нерф роевиков, после чего сильнее стали как армия протосса на поздниях стадиях игры, так и террановский мех – и Life так и не нашел ключа к решению этих игровых проблем до самого конца 2015 года.

Случай с TaeJa более сложный. С конца 2012 и до начала 2013 года он был близок к тому, чтобы стать лучшим терраном, но решил принимать участие в WCS Северной Америки и переход в новый формат занял у него несколько месяцев. И затем в течение следующих полутора лет он был одним из лучших терранов мира (если не самым лучшим). Его успех заключался в уникальном оборонительном стиле, который всем другим игрока за его расу было очень сложно перенять – ведь его эффективность, во многом, была обусловлена тем, что TaeJa обладал таким уровнем игрового чутья и понимая игры, что сравниться с ним в этом могли разве что самые лучшие игроки в истории. Вопрос лишь в том, можно ли эти полтора года побед TaeJa считать полноценным трендом: ведь он, хоть и раз за разом обыгрывал лучших игроков мира на международных турнирах, при этом не принимал участия в GSL. Получается, что TaeJa вновь оказывается своего рода аномалией – в зависимости от критериев, период его доминирования либо не считается, либо же он оказывается вторым после Mvp игроком, чей пик продлился более года.

Наконец, мы подходим к Zest’у и soO. Они оба доминировали на сцене в течение примерно одного года (soO даже дольше, если посчитать его первый финал GSL в 2013 году). И оба изменили парадигму игры. Zest определял стандарт игры за протоссов в каждом матч-апе, но особенно сильно это коснулось PvP. Это очень важно, потому что протоссы доминировали на сцене начиная с блинк-эры с начала 2014 года и, пускай в меньших масштабах, их доминация продолжалась до самого конца того сезона. Примерно аналогичной выглядит и ситуация,в которой находился soO – он был лучшим зергом в каждом матч-апе, но здесь его лидерство определялось, скорее, не столько отточенными билдами, сколько сочетанием лучшей из всех игроков за зергов на тот момент (и, может быть, вообще за все время) механики, невероятной решительности (финалы – вычеркнуть) и очень тщательной подготовки к матчам. Благодаря всему этому soO в 2014 году смог подняться над всеми остальными игроками. За исключением Zest’а.

Во всех описанных случаях мы можем отметить одну закономерность. Величайшие игроки превозносятся над всеми остальными на какой-то период времени (обычно от 6 месяцев до года) потому, что они либо изменяют мета-игру в плане стратегии и тактики, либо же оказываются сильнее других за счет механики или игрового стиля. Доминация игроков заканчивается тогда, когда они либо больше не могут поддерживать свою форму, либо когда принесенные ими в игру изменения перенимаются другими игроками.

Но как тогда Mvp продержался два года? Его первый год был аналогичен случаю Zest’а и soO. Он был одним из лучших игроков в плане механики, он отлично умел готовиться к матчам и он изменил парадигму игры. Но в начале 2012 года он оказался больше не способен поддерживать свою форму и, если бы он последовал по пути TaeJa, Life’а, Zest’а и soO, то он не смог бы удержаться в ранге самого лучшего. А он, вместо того, чтобы уйти, обрел новые силы.

Успех Mvp в 2012 году был обусловлен вещами нематериальными и неуловимыми. Это, по-первых, его хватка. У него было практически патологическое нежелание уступать без боя – что в игре, что за ее пределами. Стоило Life’у зайти в тупик в мета-игре – и он, казалось, сдавался и не пытался ничего поделать с этим до самого конца года, когда пора было ехать на BlizzCon. В этом его отличие от Mvp, который продолжал искать решения несмотря на неблагоприятную мета-игру, собственные травмы и угасающую игровую форму.

Во-вторых, Mvp был праотцом терранов в SC2 и поэтому обладал широчайшим арсеналом билдов и все их мог достойно исполнить. Владение билдами он дополнял знанием мета-игры. Под знанием мета-игры в данном случае подразумевается знание как стандарта для каждого матч-апа, так и осознание своей собственной репутации и того, какого мнения его соперники придерживаются о нем и чего они от него ожидают. Mvp постоянно заставал соперников врасплох. Если они думали, что он будет играть в макро – он чизил. Если от него ждали стандартной игры – он халявил. Если от него ждали чиза – он халявил сверх всякой меры. В сочетании с обширным арсеналом билдов это означало, что его игру было невероятно сложно предсказать. И все свои достоинства игрок умело сочетал, выстраивая план на игру.  Rain был эталоном сейфовой игры за протоссов, но Mvp начал свой с матч против него с алл-ина и тем самым заставил Rain’а еще больше опасаться его, а сам в дальнейшем играл в сверхжадное макро и обыгрывал Rain’а на поздних стадиях. Rain же в итоге боялся и ранней, и поздней игры, и все карты в серии отыграл именно так, как было нужно Mvp.

Наконец, мотивация. За время своих выступлений Mvp создал множество билдов, которые были предназначены для того, чтобы удивлять соперников и заставать их врасплох. Он дважды изменил парадигму TvP и TvZ для того, чтобы стать чемпионом (речь об игре в три командных центра через геллионов и банши против зергов и выход с КСМ против Rain’а). У него также было множество "нишевых" билдов (например, раздел карты с крейсерами против Squirtle’а).

Mvp пробыл на вершине два года, но при этом второй год в корне отличался от первого. Историю первого года множество раз повторили другие игроки – NesTea, MC, Life, Zest, soO. Но даже если бы у Mvp и не было второго года, то он все равно был бы одним из величайших игроков. Однако период доминации Mvp стал уникальным именно благодаря второму году. Практически каждый серьезный его соперник знал, против кого играет, и при этом превосходил Mvp в механике. Но Mvp продолжал побеждать – за счет хитростей, опыта и стратегического мышления. Если мы рассуждаем о периодах доминирования величайших игроков в SC2, то мы должны принимать во внимание контекст их выступлений. В случае с Mvp его 2012 год это одно из самых больших чудес, какие только видел StarCraft 2. За счет своих сильных сторон и хватки Mvp установил планку успешной карьеры на недосягаемую для других игроков высоту.


  • Автор оригинального материала: stuchiu @ TeamLiquid.net
  • Графика: TanyaJuliet @ TeamLiquid.net
  • Редактор: CosmicSpiral @ TeamLiquid.net
  • Автор фотографии: silverfire @ TeamLiquid.net