Разум против техники
Мы продолжаем с интересом читать статьи, опубликованные аналитиками корейского, но англоязычного сайта Teamliquid.net в переводе автора с reps.ru Rus_Brain'а. На этот раз мы публикуем статью месячной давности, которая, без сомнения, достойна вашего внимания, однако которую вы могли запросто пропустить за обилием материалов. Приятного прочтения!
Автор: Riptide @ teamliquid.net
Оригинальное название: Mind over Mechanics
Перевод и оформление на reps.ru: Rus_Brain
Одна из главных прелестей игры - в том, что игра всегда имеет что-то новое, постоянно сохраняется ощущение, что еще ничего не изучено до конца. Игроки меняются, стили меняются. Игра сама по себе постоянно меняется. От Grrr... до Jaedong'а или Flash'а все ли на прежнем уровне? Определенно, нет!
Корейцы всегда были впереди планеты всей. И по технике, и по стратегиям, и по таймингу. Отчетливо видно, когда играют Jaedong или Flash. Сколько бы экспов у обоих не было, деньги практически не скапливаются, СКВ/Дрон закладывает новый эксп, армия постоянно пополняется. При этом и на поле битвы войска расходятся туда, куда нужно. Микро также на высоте. Уровень новых чемпионов полностью отличается от предыдущих. Сильнее они или слабее?
Чтобы поразмышлять над ответом, приведу цитату из статьи "Mind Games" Rage'а на TL.net:
"Подготовка, уверенность и решительность дают возможность одному победить другого".
В наше время нельзя "затащить" за счет одного билдордера, одного микро, одного макро и т.п. Конечно, все равно остается "класс" игрока как таковой, т.е. хоть у любого есть шанс обыграть того же Flash'а, общий счет может быть и 1:10, что в понятие "победы" не укладывается.
Но "класс", который раньше означал стиль, искусство игры, изюминку игрока, теперь означает подготовку, "отточку". Одним словом - технику. Это не значит, что Boxer, Nada или oov не тренировались. Еще как тренировались! И их многочисленные трофеи доказывают это. Тренировка в современном смысле - оттачивание одного и того же билда, пока он не станет совершенным, вымеренным по секундам, способным одолеть любого.
Такая тренировка вырабатывает приобретенные рефлексы что ли. И это в нашем случае хорошо. Если ты хорошо знаешь свой БО - у тебя "всегда все прет". Не бывает такого, что "не расконтролил", "не повезло" и т.п. Насколько логичным и красивым новый билд бы не казался, как Валькирии в TvZ, или механика Флеша, без превосходной "отточки" по секундам, этот БО бесполезен. Сыграйте с десяток игр с D~C рангами. Многие покажут нестандарты. Многие ли выиграют? Определенно, нет.
Кто решает? - Техники (думаю, вы уже догадались, что вместо техники и техников перводчик поставил другие слова, мы же заменили их на менее прямолинейные, - прим. ред.), под которыми я имею ввиду тех, у кого все параметры близки к стопроцентным. Jaedong, Flash. Разве не подходящие кандидаты?
Техники непобедимы?
Просмотрев историю прогейминга, сложно поспорить. Но опять же, исходя из того, что история повторяется с небольшой поправкой на прогресс, мы видим, что заточка уровня Jae или Flash'а - норма. Раз это норма, то не только эти два могут то, что могут. Скоро это смогут все. Кто выбьется из массы? Конечно, какой-нибудь сумасшедший новатор, как когда-то Lim Yo Hwan.
В пример возьмем OSL. Как GoRush уделывал oov'а? Чистый oldschool, пару раз даже с одной нычки против мегамакро. GGPlay vs Iris? ГГ показал, что техника в СК далеко не всегда решает. 2-0.
Jaedong стал таким популярным лишь потому, что он отличался от игроков своего времени. Тогда было время sAviOr'а. По сути, те же новаторские билды IPX'а, но отточенные до совершенства. Превосходные муталиски, отличные дефайлеры, и вот он легенда. Только три луза (не встречи, а игры) на EVER2007 OSL и GOMTV MSL S4 вместе взятых.
Далее Lee Young Ho - молодая легенда KTF'а. От "мастера чизов" к "маленькому монстру". Сравнительно с другими терранами, у него совершенное макро, уникальное чувство тайминга, великолепная скорость и точность. Flash показал зубки на Bacchus OSL, пройдя со статсом 11-4, напомнив fOrGG, убившему нового чемпиона-зерга, что техников просто так не возьмешь!
К этому времени тайминг был высчитан чуть ли не по таблицам. Стать таким техником не составляет особого труда, если иметь предрасположенность и уделять этому достаточно времени. Пошли протоссы. Best - представитель стиля "Dark Protoss". Эта машина SKT1 прошлась по таким именам, как Nada, Stork, Much, Luxury и достигла финала EVER2008 OSL. Ученик Kingdom'а был в одном шаге от чемпионского титула. July в своем интервью перед игрой сказал, что слаб для такого грозного противника, как Best. Большинство предполагало, что зерг проиграет. Всухую.
Но он столкнулся с JulyZerg'ом. В июле. Ветеран начал с 5пула, закончил ультралингами в третьей игре. July держал игру с самого начала до конца. Предполагалось, что это финал, аккуратная, безопасная игра. На деле - жадный зерг показал, как он может играть на самом деле. Удар по психологии техника в первой игре 5пулом, во второй игре 9пул спидлингами, и третья уже не была проблемой. Мозг победил технику.
Это очередной поворот в СК? Покажет лишь время.
Incruit 2008 OSL - мы видим нового техника, который на сегодняшний момент, пожалуй, самый техничный терран - Fantasy.
Nada, Mind, GGPlay отдались без шансов этому превосходно отточенному билду. В последней игре он даже показал нововведение - Валькирии в TvZ. Позднее этот билд нарекут TvZ-революцией.
Дальше Stork. В первой игре прокси-бараки, да еще и с пробками! Во второй - превосходный даркдроп. Fantasy, может, и больше тренировался, но что-то не давало ему переломить ход игры. Это больше, чем техника, это мозг. Терран, конечно попытался выиграть, и ему это почти удалось; но "почти" не считается.
В пятой игре Сторк вернулся вновь и держал игру с начала до конца, как прежде. Когда Fantasy вышел, сомнения в лучшем игроке не осталось. Сторк только что выкинул одного из самых перспективных терранов сезона.
Это как приливы-отливы.
"Прогеймерская арена - это состязание двух умов". Не поспоришь. July и Stork - доказательства.
Что сделал Stork и July, и чего не сделали, казалось бы, лучше подготовленные Fantasy и Best? Опыт? Может быть. Вероятнее, ключ в психологическом преимуществе. Победители подошли к игре иначе, чем с точки зрения техника. July и Stork не убрали такой важный фактор, как "психология". Не все можно замикрить или перемошнить.
В полуфинале Stork показал отменную игру против Best'а. Его тайминг-пуш выбил оппонента из колеи. Тот привык, что все происходит как по написанному, и вдруг пришлось думать. Быстро и четко. Оказалось слишком сложно.
July, "отпятьпулив" своего оппонента в первой игре, в третьей спокойненько, на уровне обычного [A]-Зерга, переиграл "куда-бы-деться-нового-тосса-чемпиона". Это мозг.
СК можно разделить на две главные составляющие. Речь не о микро и макро - это уже давным давно не актуально. Речь о "науке" и "искусстве". Механика (т.е. микро и макро), скорость, четкость - "наука", то что можно измерить цифрами. И каким бы перспективным игрок не был, если он не может быстро выполнить действия, если его "наука" - слабая сторона, чемпионом он никогда не станет.
Пример - Боксер. Нюк на нексус, или танк в дропшипе, убивающий 4 гуна - это искусство. Но разве в кривых руках сработало бы?
Игроки, которые лучше отточили свою технику, как Jae или Flash, имеют неоспоримое преимущество. Но эта отточка, вернее техника иногда стопорит мозг, отучает думать. И тогда появляются новые чемпионы и легенды.
Хотя в конечном итоге... В момент, когда пара дарков приманивают две минки к рабам оппонента, минки взрываются, унося добрые полторы пачки рабов, а дарки невредимы в шатле; разве есть разница, что это, техника или разум?