Далее в нашей программе

Знаете, почему тележурналисты так не любят писать, в большинстве своем, просто не переваривают это занятие? Да оттого, что текст – только начало, лихая вожжа под хвост процессу со сладкой аббревиатурой ТВ. Впереди подбор «картинки», монтаж, поспродукция, тяниталкай музыкальными вкусами со звукорежиссером и целый ворох нудных, отнюдь не творческих мелочей. Другим словом, текст - это фундамент.
А в «ленточную» эпоху заморочек было еще на порядок больше

Стучать по клавишам в пользу Интернета куда приятнее. Отчеркнул, приправил картинками и вот он - законченный результат. Ляпота ;)

Год 2009-ый сулит мне на порядок больше именно такой, «сетевой» работы. А потому хотелось бы расставить по периметру несколько тезисов. Куда, по моему мнению, движется игровое E-СМИ? Куда стоит двигаться? Ну и вывод, он же ответ на главный вопрос – как уйти от хэдшота со стороны Mr.Crisis’а? Но начну, как водится, с исторического затакта.

 Встаю на цыпочки и достаю с верхней стеллажной полки первый(!) номер «Игромании». Сентябрь 97-го, морщинистый вояка вперил в действительность кибернетический глаз. Раритет страшный, а теперь уже документальная ценность. Внутри однотипные статьи о прохождении геймерских новинок: Redneck Rampage, Theme Hospital, NFS2, KKND и прочая, и т.д., etcetera. Журнал-первопроходец сметали с лотков не ради упоительного чтения, не ради знакомства с авторской point of view, а чтобы сложить в голове хоть какую-нибудь картинку. Мощные игровые продукты с шумом заполняли интерактивный вакуум. Переход от аутотренинговой установки успею переиграть во все на нет, черт возьми, никак не успею для многих протекал болезненно. Действительность опережала запросы. А журналистика спешно конспектировала происходящее, не вдаваясь особо в качественный анализ. Обладать таким конспектом значило худо-бедно поспевать за лектором по имени Время.  

Первые геймеры России - это «стиляги» девяностых. Тот же парадоксальный романтизм в унылых декорациях разрушенной страны, тоже неприятие обществом, та же конспиративная лексика на устах. Жанровых предпочтений почти нет, с выходом очередного «родоначальника» все резко меняют объект обожания. Проще говоря, мы все перебывали «дюнщиками» и «думерами», «героистами» и «нидфоспидерами». Равно благоволили оффлайну и онлайну, стремительно плыли вниз по течению нарождающейся игровой индустрии. Было здорово =)

Вся классика еще умещалась в одном «флаконе»

Но годы, как обычно бывает, шли. И бурный поток стало разводить на реки и ручейки. Обособились стратеги, РПГшники, поклонники симов и квестов, ушли в ностальгию олдгеймеры, появились и тут же обнаглели киберспортсмены ^^ В действительности таких «разломов» внутри играющего человечества намного больше, и год от года количество игровых субкультур только растет (см. WoW, офисные казуалки, демейки и т.д.).

Как же на это все прореагировала журналистика? А вот она, родимая, стала это расползающееся на лоскутки одеяло посильно сшивать. Под «крышей» одной глянцевой обложки или портала стали находить трибуну поклонники самых разных жанров. Появились превью и ретровью, были освоены все возможные стили публицистической речи. Игровые СМИ выросли и поднялись именно за счет всех этих расслоений в индустрии, спаразитировали на них, но и не дали ситуации окончательно разложиться. Именно благодаря им слово «геймер» все еще звучит собирательно: геймером мы спокойно провозглашаем и казуала, и хардкорщика – ценность этого обстоятельства еще предстоит оценить в будущем.

Остался лишь один персонаж, к которому братия игроописателей так и не смогла по-настоящему подступиться. А все из-за щегольской приставки «про». И действительно, прогеймерство, кибератлетизм – явление непростое, самобытное и, безусловно, самодостаточное (будь оно иначе, даже не стал бы затевать эпопею с двумя телепрограммами). Главным же признаком цельности e-sport движения является своя, ни на что не похожая репортерская практика. Шутка ли, несколько тысяч заинтересованных по России обслуживают раз, два, три, четыре(!) маститых портала! Делить им нечего, а они все равно делят!… но, это уже из другой оперы, а мы продолжим ;)

Два подхода, две противоположные методы: журналисты-классики оценивают игру, киберспортивные авторы препарируют человека за игрой. Казалось бы, им следовало дополнять друг друга, но практика указывает на сложности во  взаимоотношениях. Стас Ломакин не удержал киберспортивный раздел в «Игромании» (теперь только отдельные новости на первых страницах), «Страна Игр» расщедривается редкими статеечками за копеечку (читай, весь материал сугубо джинсовый), а раздел в «Навигаторе», хоть и радует содержанием, но требуется признать его инородность – собственных авторов на тему в «Нави» не держат, весь материал им присылают Goodgame’овцы. Прецедентов дружбы игровых и киберпорталов (за исключением провозглашенной, кажется, только на бумаге связки igromania.ru/a-gaming.ru) не замечено вовсе.


Для нас главное не игры, а люди (пафосно, но факт )))

Спорту присуще стремление к рекорду, исключительности. Журналистам киберспорт порталов также лестно ощущать свою кастовость. На первом этапе, этапе становления субкультуры, весьма полезное качество. Ищется свой язык изложения, сочиняются термины, выстраивается пантеон идолов. Но рано или поздно приходит осознание перевариваемости в собственном соку. Внутренние резервы (как творческие, так и банально денежные) исчерпываются и необходимо обратиться во вне. Ходов, как видится, немного, и кризисная ситуация подстегивает серые клеточки руководителей киберквартета к решительным электроимпульсам реформ.

iGC выбирает покер: с киберспортом его связывает азарт состязательности и посылка, что, дескать, все киберы в душе покеристы. Лично мне сложно уловить связь между варкрафтом и дамой червей, но маркетологам сайта виднее. Главное, что выбор сделан и у занятного проекта iGC есть солидная и весьма денежная внекиберспортивная опора. Зер гут.                 

Однако дружить с троюродным дядей,  когда под боком родной старший брат, согласитесь, странно. Всем вышеизложенным текстом я пытался сказать, что все мы вышли из воды... простите, Игры, и рано или поздно туда вернемся. Генетически, киберспортивная журналистика близка игровой, а волны казуализации и мультиплееризации всего игрового контента в конечном счете смоют все различия в аудитории. Не уловить этот момент, значит, перестать прогрессировать. Для человека, пишущего это, равносильно творческой смерти.

Не стоит бояться за священных коров (CS, SC, WC), пасущихся на вершине киберспортивного Эвереста. Никто их не тронет. Но расширять описательный ореол требуется уже сейчас, а для этого порог входа в киберспорт-сообщество нужно как следует понижать, постепенно приведя его к простой и понятной формуле: есть мультиплеер – есть и киберспорт. Элитарность «великих дисциплин» при этом никак не дискредитируется, как не пошатнулся трон шахмат с появлением домино. Скорее уж, наоборот, в наглядном сравнении придет истинное уважение: есть игры для гроссмейстеров, а есть для простого народа.     

Два года назад я начинал телевизионный цикл о киберспорте презентацией широкой общественности Дмитрия Dilvish Смита, глубокоуважаемого человека с репутацией главного идеолога движения. Он говорил: «Киберспортсмен - есть тот, кто игрой против себе подобных зарабатывает на жизнь». В этой простой формулировке вся гордость юнца: «Смотрите, я не развлекаюсь, я зарабатываю»!


Дмитрий Смит рисует первую «лоцию» киберспорта

Юнец вырос, многого не заработал – и определение устарело. Применительно к журналистике совершенно точно. Киберспортсмен – есть тот, кто игрой против себе подобных зарабатывает удовольствие. Все. Ни больше ни меньше.

Эмоция – необходимая и достаточная питательная среда для журналиста. Считать мизерные (по сравнению с другими видами спорта) призовые в карманах иностранцев противно, обсасывать перебежки одних и тех же персонажей в одни и те же команды пошло. А вот порадовать людей статеечкой о тренировочных буднях отвязных Guitar Hero’истов (походя снабдя ее врезкой о «симулируемых» рок хитах), или же углубиться в сравнительную характеристику бесстрашных «выживающих» и зомби в свежеиспеченном хите Left 4 Dead – вот что интересно и завлекательно для массового читателя. Консоли осваивают онлайн? Замечательно! Пройдемся пером и по этому, еще не вспаханному полю. О старом добром читателе естественно забывать не стоит: вознаградим его хорошей статьей на проверенную тему, положим демок, организуем трансляцию – и благодарности его не будет предела. Но кто приведет хотя бы один убедительный довод, что одно исключает другое? Нет таких доводов, есть узость кругозора и консерватизм. Когда-то он был здоровым консерватизмом, а вот теперь приболел.

  

Таких вот лиц не хватает E-sport журналистике ;-)) (George Boothby, Guitar Hero III)

Время повернуться лицом к универсальной тематике, увидеть себя в большой семье электронных развлечений и, как следствие, освоить ее бюджеты. Проще говоря, объединить усилия с тем, кто тебе близок. В лихой экономический период переговорочные уши вырастают даже у самых закрытых доселе контор. Подтверждаю на личном опыте.              

Если все пойдет хорошо, то в самое ближайшее время мне предстоит взяться именно за такой проект. Телевизионный взгляд на индустрию во всей ее красе: игры, события, люди, казуальность и хардкорность, незамутненные развлечения и киберспорт. Кроме того, на GoodGame появится что-то типа рубрики о мире «обыкновенных» игр за моим авторством. Надо же как-то руку набивать ;-)