Займитесь бумажными делами, я хочу играть!
Текущие события заставляют грустить многих любителей культовой стратегии. Назвать расформирование команд и реструктуризацию лиг положительным явлением может лишь человек определенно далекий от понятий логики. Или автор из раздела Counter-Strike.
Сменим ориентиры, направив взоры на Формулу-1? Оценим рушение коллективных связей как толчок к появлению профессиональных агентов игроков? Запросто! Помечтаем о прекрасном будущем? Разумеется!
Крах командного Warcraft III будоражит умы фан-сектора и заставляет задуматься уже не только игроков средней руки, но и вполне сильных и успешных представителей дисциплины. Казалось бы, что третий этап уже изрядно поднадоевшего, но липучего до невозможности кризиса поставил крест на дисциплине. Как минимум, создается ощущение наступившей стагнации – уровня выше текущего уже не достигнуть, Зион под натиском машин с эмблемой Starcraft II на неприличных местах не спасти, да и вообще, хочется упасть на подушку и зареветь. Ведь люди так любят верить в плохое. Хоть и не хотят.
Но не тут-то было. Спасибо, отвратительная экономика США! Пока весь мир судорожно строит свои любимые (пессимистичные, семиступенчатые) модели грядущего кризиса, вплоть до 3-ей мировой войны, прогейминг получает шанс. Шанс на обретение очередного элемента профессионализма, доселе такого недостающего.
Наш нарицательный герой не сверкает белозубым пафосом; не может позволить себе двухкорпусного гардероба и многоярусной полки с парфюмом, не говоря уже про Buggati Veyron. Хоть и сняли в честь него замечательную киноленту, влюбившую в себя кучу кинокритиков, он остается все таким же скромным и малозаметным. Имя ему – спортивный агент.
Сомнительная зрелищность
Недолгое и безоблачное существование WC3L подходит к концу. Наступает время перемен: руководители крупнейших компаний отныне не желают делать сумасшедшие ставки на собачьи бега. Сомнительные показатели Return of Investment (финансовой отдачи, если по-нашему) заставляют задуматься, нужны ли огромные вливания в поддержание полноценных организаций на перспективу. В свете туманного будущего прибыль нужна уже сейчас, поэтому ответ прост.
Внимание комьюнити в любом виде спорта приковано к трем китам: фактор непредсказуемости, личности и освещение. Над воплощением шоу-формата с каждым годом трудятся все больше и больше (привет, азиатские друзья); превосходных игроков, имеющих десятки тысяч поклонников, тоже хватает. А вот на чем держался первый параметр? Кто-то может вспомнить десяток феноменальных матчей, но ничто из них не перекроет знаковых побед на лигах, когда пара игроков ( Deadman & Caravaggio; Grubby & ToD) умудрялась поставить на колени слаженный и именитый коллектив.
Но эффект прецедента имеет свойство исчерпываться. Постепенно зрителя перестали удивлять сенсации в рамках командных лиг. Да и откуда им взяться? Титулованные коллективы укомплектованы железобетонным ростером азиатов (которые изредка разбавляются одним европейским игроком), а в противостоянии Кореи и Китая многие не видят полноценной интриги. Зрителя интересует не результат отдельно взятого CW, а наиболее значимые соло-противостояния из оного. Личности вышли на абсолютно первый план.
Индивидуальности в спорте всегда имели больше веса, чем полноценные команды. Конечно, представители фан-клубов могут оспорить это заявление, но они не составляют и пяти процентов от целевой аудитории. Новость про переход Роналду из МЮ в Реал вызовет куда больший информационный резонанс, нежели результат игры команд, участвующих в сделке.
Кроу
В действительности, даже в организационном плане игрок > команда:
-
Владельцу команд выгоднее послать на турнир 2 игрока, а не 4-5
-
Статус турнира возрастет, если 20.000 $ за первое место получит не лучшая четверка, а один человек (ведь его прибыль будет выше аж в 4 раза, пафос!)
Помимо этих пунктов существуют и косвенные. Один из них весьма значим – ввиду достаточно преклонного возраста Warcraft III (6 лет, все же, возраст), появилась определенная перенасыщенность. Даже обычный онлайновый турнир с призовым фондом в 100 евро способен подарить зрителю жаркую баталию с участием двух звезд стратегического прогейминга. Что предлагают лиги на этом фоне? Прямо скажем, максимальный интерес аудитории вызывают ключевые сражения игроков, входящих в мировой топ-20. А когда победа на финалах WC3L XI определялась тем, попадут ли 4Kings Zeus’ом в сильнейшего игрока противника, было несколько смешно.
Культовые теги тянут сердца преданных фанатов, но, согласитесь, удовольствие от игры имеет больший приоритет, нежели аббревиатура возле ника игрока.
Организаторы PGL, искусственно подогревающие интерес к турниру десятидневным форматом и плотной системой игр, подают развлекательный продукт несколько лучше, нежели организаторы WC3L, не находите?
Красная дорожка для бойцов невидимого фронта
Многие из вас слышали о спортивных агентах. Не всегда в положительном контексте – желающих навариться на таланте отдельно взятого человека хватало во все времена.
Кто же он такой, этот загадочный человек? Начинающий продюсер, менеджер, личный администратор, коммерческий директор, лучший друг! Чего только не входит в обязанности обладателей этой неблагодарной профессии. Многим может показаться, что в свете такого набора функций клиент (он же игрок, он же потребитель) предстает несколько вялым, асоциальным и ущербным элементом, но это далеко не так. Представьте, сколько среднестатистический геймер, отдавший предпочтение нестабильной киберспортивной карьере, тратит на урегулирование внеигровых проблем. Истинных специалистов в нашем сегменте пока нет – все строится на самоучках с изрядной долей таланта, огромным желанием и практически полном отсутствием профессионализма. Именно поэтому игрок вынужден многие спорные ситуации решать самостоятельно: от выбивания задержанных зарплат до оформления виз.
Насколько более благоприятными стали бы моральный настрой и практический уровень подготовки игроков, если бы они в один час лишились юридических, коммерческих и бытовых проблем?
Помимо увеличения профессионализма среди непосредственно игрового сектора, киберспортивная сфера получит отличный толчок к развитию, ввиду усилившейся конкуренции среди нынешних организаторов/менеджеров. К сожалению, уровень многих из них отнюдь не соответствует амбициям самовлюбленного геймерского движения. Класс отдельно взятого спортивного агента определяется множеством нюансов, из которых самыми значимыми являются:
-
Профессиональная репутация
-
Уровень связей и возможностей
-
Человеческие качества
Среди нынешнего сектора руководства не многие имеют положительные оценки даже в двух пунктах из трех. Также по-настоящему хорошему представителю необходимо вкладываться в минимальный start-up для раскрутки себя как работника, способного как обеспечить геймеру безбедную и насыщенную карьеру, так и выбить необходимые для этого средства у потенциального спонсора.
Введение подобных специалистов также укрепит и юридическую сторону киберспортивной сферы, которая на данный момент находится на глубине марианской впадины. Для урегулирования отношений вполне возможна разработка единого трансферного кодекса, которого сейчас так не достает. «Машна» станет достоянием прошлого (ввиду ее незаконности), а организационный сектор начнет очень бережно относиться к своей репутации – если командой можно руководить в нужном, хамоватом ключе, то успешный игрок просто развернется и уйдет, оставив своего подопечного без необходимого для жизни дохода.
бездарь
Хотелось бы рассмотреть один важный момент. Существование команд в Warcraft III, как правило, строилось по стандартному спортивному соотношению: 1-2 звезды, пара крепких орешков и пачка перспективных аутсайдеров. Управлять всей это сворой отдельно взятому человеку достаточно сложно: Михаэль Шумахер, изысканно проходящий повороты на диких скоростях, вряд ли бы стал чемпионом олимпийских игр по велотреку. «Главный» во многих современных коллективах заведомо тратит наибольшее количество времени на своих флагманов, в то время как многие оставшиеся игроки предоставлены самим себе.
Появление киберспортивных агентов позволит избавиться от этой проблемы «пирамиды» внимания, где на вершине находится лучший игрок, а у основания толкается 3-4 молодых таланта, жаждущих внимания. Так как доходы агента строятся на проценте с прибыли клиента, то вполне возможны распределения обязанностей: лучшие представители сего класса будут вести пару-тройку топовых игроков (ведь, скажем, 10% от ЗП Moon, Grubby и Lyn – это достаточно неплохие деньги), а остальные начинать реализовывать себя с десятка более слабых. Таким образом, будет достигнута необходимая дифференциация, в процессе которой по каждому сектору будут подобраны наиболее оптимальные методики.
Преобразование командной структуры
Радужная картина концентрации на личностях не должна пугать любителей командных лиг – выход есть. Разве во время проведения олимпиады внимание болельщиков сконцентрировано на отдельно взятом борце/фигуристе/прыгуне с шестом? Отнюдь, все судорожно смотрят на неофициальный командный зачет. И не зря в одном из предыдущих абзацев был упомянут семикратный чемпион Формулы-1. На роль наиболее оптимальной командной схемы в Warcraft III могла бы претендовать система «кубка конструкторов».
КК невероятно прост: очки, добытые в индивидуальном зачете участниками (обычно эта пара гонщиков), в конце сезона суммируются. По этому показателю и определяется лучшая «конюшня».
Выгода для многих организаций очевидна. Например, NGL могли бы не обособлять свои соло и командные лиги, а сделать из них единое целое. Немного операций с ножницами и клеем из школьного курса уроков «труда», и мир получает гораздо большее количество зрелищных игр, а команды запросто смогут обходиться двумя игроками вместо трех.
Своруем или сами отдадут?
Веяния кризиса, лишившие игроков возможности чувствовать себя частью футбольной команды, вовсе не имеют отрицательных сторон. Нужно радоваться тому, что нежизнеспособная система канула в лету под ударом экономического отбойного молотка. И если в глобальном плане моментально развернуться под влиянием новых идей практически невозможно, то начать внедрять грамотный подход изнутри ничего не мешает.
Заинтересованный в своем карьерном росте человек всегда дает больший толчок, нежели тот, кто просто отрабатывает свою зарплату. Финансовое благополучие агента напрямую зависит от его клиентов, поэтому он постарается раскрутить своего подопечного до максимальных высот. Даже действуя в своих корыстных целях, руководитель будет давать развитие игрокам и сфере в целом. Например, что услышит в свой адрес игрок, когда заикнется о покере? А вдруг среди знакомых наставника есть PR-менеджер крупной компании (не забываем про элемент связей) и он знает, что может выкачать из него денег, но способа не видит? Игрок получает хороший оклад, а агент свои законные проценты.
Агент будет лоббировать интересы своих подопечных везде и повсюду: не будет больше инвайтов на турнире посредством флеш-мобов в голосовании; над рассказами о том, что судьи меняют правила по ходу турнира, уже спустя пару лет будут смеяться; а лучшие представители цеха будут в состоянии дать толчок к созданию командной лиги в новом формате.
И хлеб, и зрелище.