Автобиография: как MC стал прогеймером
Несколько дней назад Мин-Чул МС Чан опубликовал на сайте Inven свою автобиографию. Жизнеописание игрока затрагивает период с момента принятия решения стать прогеймером до исполнения заветной мечты в возрасте 18 лет, а в качестве персонажей второго плана в повествовании встречаются такие известные старкрафтеры, как KaL, PuMa, Hydra и другие.
Для тех, кто не знает: МС начал свою карьеру в качестве игрока в Brood War. В этой игре он так и не смог добиться успехов и впоследствии одним из первых перешел на StarCraft 2, где ему было уготовано стать одним из самых успешных игроков, когда-либо выступавших в этой дисциплине. Первую часть своей карьеры игрок провел в Корее, где в период с конца 2010 года по конец 2012 года дважды стал чемпионом GSL и показал еще несколько топ-финишей.
Вскоре после окончания 2012 года MC переехал из Кореи в Европу и начал выступать на WCS EU, где стал одним из самых успешных игроков. Вместе с этим он открыл тимхаус для тех корейских игроков, которые приезжали в Европу для выступлений в европейском чемпионате WCS. Он уже не входил в число сильнейших игроков мира, но по-прежнему оставался опасным соперником даже на самом высоком уровне соревнований. После окончания карьеры в SC2 игрок в итоге перешел в League of Legends, где занял позицию главного тренера команды Kongdoo Monster.
Перед вами – история игрока, написанная с его собственных слов. По ходу повествования мы будем делать небольшие отступления, в ходе которых объясним контекст тех или иных ситуаций, связанных с жизнью и карьерой игрока. Такие отступления будут выделены в тексте курсивом.
MC: Я уже в раннем возрасте лишился отца, и впоследствии меня воспитывала только мама. Благодаря ее наследству мы вплоть до 6 лет жили в достатке, но после международного финансового кризиса моей маме пришлось устроиться на работу. В итоге, получилось так, что я много времени начал проводить дома в одиночестве. Тогда же один из моих друзей познакомил меня с видеоиграми.
До того, как начать играть в StarCraft, я переиграл в множество игр. The Land of the Wind, Maple Story и Asgard. Со StarCraft’ом меня познакомил один из моих друзей, и т.к. я не представлял себе, как установить игру на компьютер, то играл в основном из компьютерных клубов. Именно в то время я понял, что у меня талант к видеоиграм.
* Очень интересный фрагмент истории. В это время – а это 2004 год – МС было примерно 13 лет. Это был самый пик бума популярности PC Bang’ов. Его случай для того времени является не такой уж и редкостью, потому как в то время многие подростки и дети собирались в этих компьютерных клубах для того, чтобы поиграть в игры. Это было дешевое и доступное развлечение, и StarCraft: Brood War по ряду причин захватил в PC Bang'ах доминирующие позиции. Эта игра могла запускаться на дешевых компьютерах, не требовала нескольких лицензий и появилось на рынке прямо в момент начала роста популярности компьютерных клубов.
МС: Во время обучения в начальной школе я играл на картах 3:5 и 2:6. Когда я был в шестом классе, мой друг рассказал мне про Brain Server, а потом установил игру на мой компьютера и сказал мне играть кастомы. В итоге игры меня затянули.
Так началась моя история в StarCraft. Будучи в шестом классе, я вступил в гильдию. Не помню, как она называлась, но старшие игроки, с которыми я в ней познакомился, рассказали мне о мире прогейминга. Я очень заинтересовался возможностью заработать кучу денег, играя в игры, – а игры в то время были моим лучшим другом.
Эту историю МС рассказывал на одном из своих стримов. Во время одной из совместных со State трансляций он рассказывал, как однажды его мать застукала человека, у которого они снимали квартиру, за тем, как он мастурбировал на нее. К сожалению, у семьи просто-напросто не было денег для того, чтобы переехать куда-то еще, поэтому МС поставил перед собой цель заработать денег. Его отец умер, когда Чану был всего год, а когда ему исполнилось 8, то мать вновь вышла замуж. Его отчим прогорел в бизнесе и оброс долгами. Прошло более 10 лет, и за счет выигранных в StarCraft 2 денег МС смог купить маме машину и дом, а также оплатить упомянутые долги.
МС: Тогда я начал играть 1х1 за случайную расу. В кастомах я выбил расу под соперника. Забавно, но я тогда предпочитал играть считавшиеся неудобными матч-апы – против террана ставил зерга, а против зерга – протосса, а против протосса – террана. Я тренировался в 1х1 примерно 2 месяца, после чего мне поступило предложение от более старшего игрока, который рассказал мне о прогейминге.
"Эй, Мин-Чул! У нас есть гильдия на азиатском сервере, я в ней зам гилд-мастера. Мы все хотим стать профессиональными игроками. Хочешь к нам"?
* Если говорить об обласканной комментариями инфраструктуре корейского киберспорта, то подобные объединения представляют ее низший уровень. Несколько целеустремленных игроков собираются в группу и начинают упорно тренироваться в надежде в один прекрасный день стать про.
МС: В то время у меня не было денег на то, чтобы купить игру. Когда я сказал этому парню, что я не могу играть на азиатском сервере, потому что у меня нет ключа, он сказал, что купит мне StarCraft, если я буду играть вместе с ними.
Так я вступил в гильдию, которая называлась Siz. Нашим гильд-мастером в то время был некто с ником Siz)Player. Я до сих пор помню его имя: Су Хон Мин.
Сейчас мне кажется, что той жизнью, которая у меня есть теперь, я обязан Siz)Player’у и Siz)Gravity. Player проводил много времени за просмотром VOD’ов и в качестве зрителя, и постоянно давал игрокам советы. Когда я только пришел в гильдию, там было три очень хороших игрока: Siz)o.Oy, он же Хван Чхан-гю; Siz)KaL, он же Ку Хьен Ким; и еще игрок за зергов, имя и ник которого мне сейчас не вспомнить.
Я играл за случайную расу, но после того как увидел игру o.Oy, я принял решение выбрать протоссов. Стиль этого игрока очень напоминал нынешний стиль игры Bisu.
* Bisu является самым известным и почитаемым игроком за протоссов в истории Brood War. Он получил прозвище "Революционер" за сотворенный им переворот в PvZ, где он обыграл находящегося на пике карьеры sAviOr’а. Иногда баланс в играх правят патчами, а для Brood War таким патчем стало появление Bisu. Если бы не он, то очень вероятно, что зерги серьезно доминировали бы в PvZ и по сей день.
МС: KaL был лучшим игроком в нашей гильдии, блистал и в командных играх, и в 1х1. Каждый день я смотрел его игры и учился. И хотя KaL был очень хорошим игроком, o.Oy был еще лучше. Вот так, имея в составе трех протоссов и одного зерга, мы играли против других команд на азиатском сервере. И o.Oy всегда побеждал.
* Из всех упомянутых МС игроков того периода KaL является наиболее известным. В 2006 году он вступил в ряды STX SouL. В 2007 он начал регулярно выступать на Пролиге. За его фирменную игру шаттлами, которых он регулярно спасал "на красных хитпоинтах", его стали называть "Красный шаттл". В течение периода времени, который длился с последней четверти 2008 года по первую четверть 2009, игрок входил в число "шести драконов". Именно в это время он пробился в топ-4 Club Day Online MSL. Он также отметился очень хорошим выступлением в 2010 году, когда пробился в топ-4 двух старлиг. В 2012 году KaL перешел в команду Air Force Ace, где у игроков была возможность продолжать играть, проходя при этом воинскую службу. Он также недолго поиграл в SC2 в период перехода KeSPA на новую дисциплину. После возвращения из армии он в течение короткого времени выступал за Prime, после чего завершил карьеру.
МС: Мой день в то время выглядел следующим образом. Я возвращался из школы, играл тренировочные игры, смотрел VOD’ы o.Oy’а или KaL’а и копировал их билды, после чего отправлялся спать. Примерно тогда же я познакомился с другим игроком, который хотел стать про – его хвали Хо Джун Ли (PuMa, - прим. переводчика). Он тогда наигрывал по-максимуму игр для того, чтобы присоединиться к нашей гильдии.
Он был в том же возрасте, что и я, поэтому нам было легко найти общий язык. Мы стали близкими друзьями и начали упрашивать наших старших товарищей принять Ли в нашу гильдию (требовалось получить одобрение трех участников).
Сначала Ли играл очень плохо, но впоследствии я был поражен тем, как быстро он прогрессировал. Сейчас мне кажется, что это просто я едва ли как следует старался улучшать свою игру. И как раз в то время прошел первый KeSPA Cup. Наша гильдия решила принять в нем участие, для чего нужно было выставить состав из четырех игроков.
Я тогда был еще слишком неопытен для того, чтобы принимать участие в таких соревнованиях. Меня добавили в заявку, но играли, по факту, три других игрока. Таким вот был мой первый оффлайн-турнир.
Тогда я впервые вживую встретился с KaL’ом. Помню, был в одежде, которую мне купила мама, а KaL щеголял в очень модном наряде. До сих пор помню его рубашку в цветочек.
o.Oy, KaL и тот парень за зергов, чьего имени мне сейчас не вспомнить, вышли в финал, но проиграли там гильдии под названием Rex. KaL тогда показывал очень хорошую игру – он выиграл все свои игры 1х1. А вот o.Oy проиграл в матче 1х1, а потом и в командном матче, после чего чувствовал себя очень виноватым.
Когда я увидел оффлайн-турнир, то мне еще больше захотелось стать профессиональным игроком. Я продолжил тренироваться, а в скором времени к нам гильдию начали подтягиваться многие хорошие игроки.
CoZy, Kai, Flash, Fantasy, probe, han – эти шесть игроков стали очень весомым дополнением к нашему составу.
Йен Хун Хан, Кынг Хо Пак, Йен Хо Ли, Мюн Хун Чжен, До Сэп Бьен, Су Бэм Пак – я до сих пор помню их имена. И компанию этим шестерым игрокам составляли o.Oy, KaL, я и Хо Чжун.
o.Oy тогда решил отказаться от цели стать про. Помню, что это было вызвано какими-то личными причинами. И вот как-то раз во время тренировки наш гильд-мастер сделал важное объявление: "Ребята, мы направляемся на Запад"!
В то время командые матчи игрались на азиатском сервере, тогда как 1х1 проходили на западном. Все хорошие команды были там. Поэтому для тренировок мы переходили на западный сервер. Все вместе мы переключились на новый сервер и начали там играть. И постепенно наша игра становилась все лучше и лучше.
Тогда же я узнал о "матчах карьеры". Думаю, впервые я принял участие в 14-м таком матче. Смутно помню, что одной из карт была Rush Hour. Это была одна из моих первых поездок в Сеул, и сопровождала меня в ней моя мама. Хах.
KaL стал первым игроком нашей команды, которому удалось выиграть "матч карьеры" и стать профессионалом. Он был безусловно лучшим игроком нашей гильдии, так что это было естественно. Потом матч карьеры выиграл Хо Чун – он тоже стал про. Я думал, что сначала покорить эту вершину удастся Flash’у или Fantasy, и очень удивился успеху Хо Чуна, потому как он был худшим терраном нашей команды.
Думаю, все дело в том, что Хо Чун просто очень сильно постарался, и его упорная работа принесла свои плоды. Наверное, мне в моем возрасте было просто сложно это понять. А так один за одним мои партнеры по гильдии становились профессоинальными игроками. Я же работал не так усердно, как они, и наивно верил словам окружавших меня людей, которые постоянно говорили, что я играю очень хорошо.
Я несколько раз появлялся на матчах гильдий YMBC и BarbaraTV, но и понятия не имел о том, что настоящие прогеймеры проводят свою подготовку "в тени". После я принял участие в Elite School League и стал лучшим игроком своей школы. Одного за другим я обыгрывал представителей других школ и в итоге встретил Дон Вон Шина (Hydra) и Сан Гиль Ли.
Мы с ними играли на одном уровне и поочередно занимали первое место на турнирах, которых проводились в Чунане. Мы подружились и стали называть себя детьми Чунанского старкрафта.
Позже я, по рекомендации Вон Ги Кима, попробовался в команду Astro и в качестве партнера для тренировок занял место в их тимхаусе. Это был мой первый тимхаус, и он был очень хорош. Дом находился в Гангнаме, и я был приятно удивлен его размерами.
Сразу после того как распаковал чемоданы, я принялся играть с другими игроками Astro. Помню, как за меня взялся тренер Дон Чжин Ким, который постоянно заставлял меня подстраивать рабочих. Благодаря ему я перестроил контрольные группы армии с 1 и 2 на 0 и 9, которые через какое-то время начал прожимать уже просто на автомате.
Во время пребывания в тимхаусе я испытывал огромные стресс, но в то же время обзавелся несколькими очень хорошими привычками. А уже на второй день тренер приказал мне побрить голову и ложиться спать на полу. Он также сказал мне, что мне нужно будет убирать жилье и готовить остальной команде завтрак. Понять, почему мне нужно брить голову, заниматься уборкой, готовить завтрак и спать на полу, когда есть кровати, я не мог.
* Подобное часто практикуется в большинстве корейских киберспортивных команд. Хотя это первый случай, когда я встречаю требование побриться налысо. Обычно топовые корейские команды стремятся к облику "корейского бойз-бэнда", стараются завоевать сердца девушек-болельщиц. Так что могу предположить, что этот тренер был не очень-то компетентным.
МС: Тогда мне было всего 14 лет.
Меня серьезно заботил вопрос о том, где я найду себе деньги на стрижку, и еще я не мог понять, почему должен выполнять все предписанные задания, но тренеру все-таки сказал, что я его понял. Вечером я спросил у знакомых игроков, приходилось ли им проходить через то же самое. Они посоветовали мне перейти в другую команду, сказав, что там условия отличаются.
Так через три дня я покинул Astro. Для меня прогейминг означал работу мечты, где я мог бы зарабатывать деньги и где меня поддерживали бы во всех начинаниях. Поэтому реальность оказалась довольно-таки обескураживающей. Я стал профессиональным игроком, но не получал зарплату еще в течение года, а позже у меня наконец-то появилось жалование – 6000 $ за год.
* Мама МС очень радовалась за своего сына, но сам игрок поставил перед собою четкую цель – и происходившее пока что никак не походило на ее достижение.
MC: Мне раз за разом повторяли, что такая же ситуация и во всех других командах. Я же раз за разом задавался вопросом о том, почему я так и остаюсь игроком-любителем, тогда как другие окружающие меня люди переходят на профессиональный уровень. Хотя я, пожалуй, знал, почему так происходило.
Я просто недостаточно упорно работал.
Но я продолжал искать себе оправдания – то говорил, что был в плохой форме, то ссылался на невезение при посеве. Я проиграл три матча карьеры и начал чувствовать себя неполноценным по отношению к другим игрокам, которые успешно перешли в стан профессионалов. Я был уже готов отказаться от мечты стать про.
* Поиску оправданий подвержены даже некоторые из лучших профессиональных игроков. Тот факт, что МС уже в столь раннем возрасте сможет преодолеть эту идею, в дальнейшем будет очень заметен в течение всей его карьеры. Хватало случаев, когда МС не был лучшим игроком в SC2, но он никогда не списывал себя со счетов раньше времени.
МС: Я сказал моей маме, которая очень поддерживала меня и мою мечту, что я попробую еще раз, и если у меня не получится, то этот раз будет последним. Я начал готовиться к своему решающему матчу.
Думаю, я никогда раньше не тренировался так, как тогда. Игра шла легко, я не чувствовал никакого напряжения. Я выиграл 37-ой матч карьеры и официально стал игроком-любителем.
Но теперь я столкнулся с проблемой поиска команды. Во время драфтов топовые команды выбирали себе игроков из более слабых коллективов. Наиболее важных для себя игроков команды выбирали первым и вторым пиками.
У меня не было никаких связей с какими бы то ни было командами, поэтому я вознамерился привлечь к себе внимание каким-нибудь необычным и безбашенным поступком. Один из моих друзей познакомил меня с тренером MBC Хьюк Сэп Кимом, и хотя в первый драфт меня не выбрали, благодаря полученной рекомендации я все же смог напроситься на вступительные испытания.
* MBC – это одна из команд Пролиги того времени, и именно этот коллектив в итоге рекрутировал МС.
МС: В качестве вступительного испытания нам предстояло отыграть 14 игр против игроков из MBC, включая ребят из третьего состава. В этом соревновании я занял второе место.
Первое место осталось за Сэ Ги О, который играл под ником tiny[s.g.]. В общей сложности испытание прошли 6 игроков, которые затем получили место в командном общежитии. Во время нашего там пребывания мы играли ранкед-матчи и командные матчи.
Когда испытательный период закончился, главный тренер МВС Тэ Ги Ха пригласил нас в любое удобное время присоединиться к тимхаусу. Я позвонил через неделю – мне хотелось быть ближе к более опытным игрокам. Я пришле в тимхаус в день, предшествовавший матчу открытия Пролиги против Lecaf.
Именно тогда я впервые посмотрел матч Пролиги.
Я помню, какое счастье испытывал, когда шел на матч за остальными нашими игроками; когда здоровался с теми же людьми, с которыми здоровались и они; когда мои партнеры по команде на вопрос о том, кто я такой, отвечали, что я самый молодой игрок их команды.
Я словно уже стал игроком МВС. В тот день мы выиграли со счетом 3:0, и после матча я отправился на встречу с болельщиками нашей команды, где около 50-60 человек общались с игроками и дарили им подарки.
Там было много красивых девушек и очень много подарков. Тогда я подумал, что рад тому, что хочу стать прогеймером. Я был рад видеть, как игроки получают свои подарки (обычно это была еда). А пироги и пончики, которые я, с их разрешения, ел, оказались очень вкусными.
Я понял, что тоже хочу показывать хорошую игру и получать такие подарки. В общей сложности я провел с МВС три дня – и эти дни были похожи на сон. А потом я вернулся домой и начал совмещать тренировки с учебой в школе. Летом же я отправился в тимхаус для того, чтобы тренироваться там в качестве новичка-аматора.
Забавно, но в то время я просто ужасно вписывался в жизнь в тимхаусе. Я не знал, как жить вместе с другими людьми, и вел себя очень невежливо. Тренеры постоянно меня ругали, и сейчас я, оглядываясь назад, могу сказать, что на их месте я бы отправил такого парня домой.
Потом был второй драфт. И меня не выбрали.
Я впал в уныние, и хотя более старшие игроки и пытались меня утешить, мне казалось, что мой путь окончен. Ни одна команда не захотела взять меня в состав. Так что я вернулся домой и взялся за учебу. Мне было 18 лет, и мне казалось, что если я очень постараюсь с учебой, то смогу найти работу.
Где-то через четыре месяца тренер Ким, который стал главным тренером МВС, вышел со мной на связь по телефону. Он сказал, что хочет дать мне еще один шанс.
Я не знал, что мне делать. С одной стороны, я уже порядочное количество времени не занимался ничем, кроме учебы, и мне еще предстояло упорно заниматься в течение летних каникул, дабы я мог наверстать упущенное. С другой стороны, я отдал этой игре четыре года своей жизни. Я отправился за советом к моей маме.
Она сказала, что если мне дают последний шанс, то нужно попытаться – если, конечно, действительно хочется. Вот так вот я и вернулся в Сеул и начал вновь налаживать работу с командой.
Пришло время третьего драфта. В первом пике меня не выбрали, а во втором пике выбрали другого игрока. Я почувствовал, что мой мир рушится буквально у меня на глазах. Ведь я был абсолютно уверен в том, что меня выберут хотя бы во втором пике.
Я почти уже перестал верить, когда третьим пиком снова взяли не меня. И уже когда я готов был расплакаться, я услышал голос тренера, который произнес мое имя в качестве четвертого пика.
Сейчас я думаю, что тренер мог сделать так специально, чтобы подчинить меня своей власти.
Вот так я за пять лет, начав в тринадцатилетнем возрасте, прошел путь от простого игрока до прогеймера.
Послесловие
Теперь настало время немного вспомнить путь МС от начала профессиональной карьеры до выхода на должность главного тренера Kongdoo.
Итак, игрок сумел-таки пройти в состав МВС, но карьеры у него, считай, не было. Говорить буквально не о чем – ни результатов, ни запоминающихся выступлений. KaL заработал себе прозвище "Красный шаттл", Bisu стал "Революционером". А что МС? Его стали называть протоссом-самоубийцей, ибо перед одним из матчей он показал жест с перерезанием горла, после чего уверенно проиграл.
После анонса SC2 наш герой медлил с переходом на новую дисциплину. Главной тому причиной был тот факт, что переход означал вновь остаться без зарплаты. В итоге же МС все-таки выбрал SC2 и стал одной из самых заметных и популярных фигур в истории этой игры. Он был самым доминирующим игроком за протоссов в ранней истории StarCraft 2 и сумел завоевать бешеную популярность благодаря своему характеру и поведению (вспоминается его танец мурлока, выход в стиле Гробовщика на OSL, танцы и пение караоке). МС стали называть не иначе как "Boss Toss".
Его история нашла отражение в карьерах многих великих чемпионов StarCraft 2 и продолжается по сей день. Сам же МС в определенный момент понял, что его время в этой игре подошло к концу, хотя смириться с этим он до последнего не мог. Менеджер команды SK Мин Сик "reis" Ко (который сейчас работает на ELEAGUE) рассказывал, как на одном из турниров серии HomeStory Cup он сказал МС, который никак не мог смириться с тем фактом, что он больше не является лучшим, перестать переживать по этому поводу – ведь он по-прежнему мог зарабатывать очень хорошие деньги.
Если и вести через карьеру МС какую-то красную линию, то этой линией должно стать желание заработать деньги, благодаря которым он мог бы поддерживать свою семью. Именно по этой причине он покинул SC2 после закрытия Пролиги. Его бывший партнер по МВС Сэ "SharK" Гьюн Чон нанял его на пост главного тренера команды Kongdoo по League of Legends.
Напоследок МС обратился к SC2-сообществу со следующими словами:
Я знаю, что вы опечалены моим уходом из StarCraft 2.
Но, знаете, рано или поздно всем нужно уходить… в другую жизнь.
Поэтому, пожалуйста, не переставайте болеть за меня. Это не предательство.
Мы любим киберспорт, и мы по-прежнему вместе.
И продолжайте болеть за StarCraft 2.
Многие корейские игроки по-прежнему хотят играть в эту игру, так что..
Да. На этом, пожалуй, все.
- Автор перевода с корейского на английский язык: Эндрю Ким @ slingshotesports.com.
- Комментарии: Стивен Чиу @ slingshotesports.com.