PROTOSSED, или история о том, как мы отказались понимать протоссов

Автор Team Liquid mizenhauer пытается разобраться в причинах, по которым многие игроки так не любят расу протоссов, а также предлагает взглянуть на представителей Айура с другой стороны и обратить внимание как на их положительные качества, так и на сложности игры за эту расу.

news_5a3df2e714077.png

"Это ж просто гребаная шутка … Да пошел ты…" - IdrA.

Это было неизбежно. Три игровых расы не могли быть созданы равными. У терранов – ковбои-мусорщики и наемники, у зергов – не обладающие собственным сознанием исчадия ада. У протоссов же – продвинутые технологии и ореол скорбного высокомерия. Шло время. Игроки, сюжеты и захватывающие дух игровые моменты укрепляли мифологию рас StarCraft 2. И сейчас суть игровых рас понятна, как никогда.

Коммьюнити в StarCraft 2 довольно-таки разношерстное, но хоть на каких-то фронтах здесь можно заметить нечто, напоминающее консенсус. Терраны – это яркие шоумэны этого мира, от микроконтроля которых захватывает дух. Рассекающие пространство маневры армии, носящиеся в суматохе медеваки, камбэки в самых невообразимых ситуациях. Все просто без ума от этих красавцев.

Зерги тоже не лишены привлекательности. Можно, конечно, посетовать на рутинную природу введения инъекций, но мы все равно испытываем какое-то первобытное, прямо-таки нутром ощущаемое удовлетворение, когда видим, как зерговский рой превращает поле боя в кровавую волну хитина и кислоты. Долгие годы сплита мариков и линг-бейн-муты породили романтический идеал, которым и измеряется качество StarCraft.

А где в этой схеме место протоссов?

Протосс так просто испытание первым взглядом не проходит. Даже самые ярые сторонники этой достопочтенной древней расы редко решаются спорить с тем, что игра, внезапно закончившаяся от рук адептов, оракулов или блинк-сталкеров – это честно. Есть в этих безнадежных попытках защититься, в на секунду запоздавшей турели, в одно лишнем раунде дронов, и наконец просто в неспособности как следует разведать и приготовиться к грядущему нечто, что заставляет игроков и зрителей в недоумении трясти головами. Сколько раз какой-нибудь из этих билдов оставлял зрителей с ощущением, будто их побили и ограбили?

Высший уровень старкрафтерской чести – это полноценная макро-игра. Да вот только у грязного отребья с Айура на этот счет другие мысли. Массы собираются под знаменем отвращения. Их пропагандой и занудными речами уже долгие годы воняют форумы и чат-каналы. Их девиз выглядит очень просто и являет собою капителью прописанное воплощение их горя: PROTOSSED.

"OP в общем и целом. Форс-филды OP, варп-гейты тоже OP." – Flash.

Может быть, мы уже слишком много раз видели "идеально исполненную"» протоссовскую тайминговую атаку. Еще со времен Wings of Liberty возможности варп-гейтов приводили к тому, что играть за протоссов неагрессивно было просто-напросто глупо. В результате игроки за эту расу занимались тем, что изучали тайминги, основываясь на бесконечных комбинациях юнитов, апгрейдов и баз. Силовые поля совершенно непропорционально простоте их применения решали исходы игры, позволяя даже игрокам, находящимся гораздо ниже уровня MC и PartinG’а, прорезать себе дорогу через самую стойкую оборону зергов.

Но мы ведь играем не против DRG и Mvp (ну или, если говорить о более современных реалиях, не против soO и TY). В матче против соперника по-настоящему элитного уровня просто так выехать на протоссовском имбалансе не получится. Ведь здесь для того, чтобы застать соперника врасплох, нужно очень четкое исполнение. Нужно сплитить адептов как Neeb в схватках против Rogue, чтобы получить какое-то преимущество в схватках. Нужно контролить призмой не хуже herO в его фирменных атаках для того, чтобы обмануть вражескую оборону.

Смотреть с 2:14.

Смотреть с 51 секунды.

И даже силовые поля – ставшая объектом множества шуток протоссовская кнопка "автовин" - уже нельзя воспринимать, как данность. PartinG, может быть, вполне способен спокойно поставить с дюжину полей так, чтобы в финале GSL сравнять счет из отставания 1:3. Но хватает примеров, когда протоссы чемпионского уровня сливали игру в случае, когда их силовые поля оказывались просто хорошими – тогда как требовались идеальные.

Смотреть с 5:45.

Смотреть с 9:30.

Смотреть с 7:20.

Смотреть с 17:24.

Из тысяч игроков, пробовавших в свое время Soul Train, только PartinG сумел сделать эту стратегию краеугольным камнем своего PvZ. Каждый до единого протосс в 2017 году играл феникс-адептов, но только herO смог вместе с этой стратегией завоевать трофей.

"В его алл-инах не было души. А еще он неправильно поставил силовые поля. Вот насколько ему не хватает души. Поэтому и победить он не может." - PartinG.

Может показаться, что в боях игроки за протоссов побеждают в одну калитку. Но это все потому, что они стали мастерами четкого микро и постоянного анализа ситуации. Играть за протоссов – это вам не наглухо зажимать "z", рисуя на карте зилотов. Играть за протоссов – это знать, куда именно на карте вызвать юнитов, и каких именно юнитов, для максимальной эффективности. Конечно, проломить вход на базу соперника, использовав для этого максимально возможное количество войск, может быть эффективно даже в финале GSL, но далеко не всегда все так просто.

Смотреть с 1:38:31.

Вспомните лето 2016 года, когда Classic в игре на карте "Апофеоз", решил обрушить темными тамплиерами скалы, отрезав мейн и натурал Dark’а от его войска. А к тому времени, когда зерг наконец-то очистил свои базы от протоссовских адептов, под осадой оказалась его четвертая база. Тут уж даже самые ярые ненавистники должны согласиться с тем, что действия Classic’а были, скорее, коварными, но уж никак не заслуживающими презрения.

Смотреть с 8:30.

Кстати, о коварстве. Старкрафтерская версия койота Wily E. – это прекрасный пример любви и ненависти, которые сообщество испытывает по отношению к протоссам. Так, например, очень сильно может озадачить вопрос о том, как такой игрок, как sOs, несмотря на свой чрезвычайно чизовый стиль игры, умудрился избежать всеобщей ненависти к протоссам. Ведь он себе карьеру сделал на совершенно отвратительных чизах, за которые какого-нибудь менее харизматичного игрока уже давно распяли бы. Харизма в данном вопрос действительно играет ключевую роль: люди хотят развлечений, вот только понятие того, что является этими развлечениями, у всех разное. Стоит игроку завладеть расположением со стороны сообщества – и его игры всегда будет восприниматься в выгодном свете. sOs в худшем случае всего лишь разгильдяй, но он ни в коем случае не может быть злодеем. А вот MyuNgSiK – мразота из мразот, вполне заслуживший те слезы после игры с Maru.

Такой вот предрассудок распространяется и на другие расы. herO дружно клеймят за то, что он в течение месяца полагался на абуз, тогда как Dark большую часть Legacy of the Void делает ставку на все тот же алл-ин с рэвэджерами и лингами – и ему это сходит с рук. Коммьюнити, руководствуясь какими-то неочевидными критериями, решает, как воспринимать тот или иной билд – либо как благотворный и правильный, либо как безморальный и подлый. Когда величайший игрок всех времен и народов Mvp в Wings of Liberty начал делать ставку на тайминги с выходом с КСМ, то это воспринималось как акт отчаяния, а не как то, чем это на самом деле было: использование уязвимостей в стиле игры протоссов того времени. Так что иногда и правда можно накрасить свинью.

Смотреть с 17:00.

"И-за того, что игроки за протоссов хорошо играют, все считают, что протоссы слишком сильные." - МС.

В пятом игровом дне второго сезона SSL Premier League Classic и Dear познакомили корейскую сцену с масс оракулами. Иностранных любителей игры, видевших игры Has’а, таким было не удивить, но корейские профи превратили практически билд-шутку в ощерившегося клыками монстра.

Сообщество мгновенно похваталось за вилы. Если и существует доказательство имбалансности протоссов – то вот оно, в чистом виде. Вершиной абсурдности стала игра между Classic’ом и Solar’ом, во время которой комментатор Wolf задался вопросом: "Могут ли 15 оракулов как-то сражаться с 30 гидралисками"? Когда пыль боя рассеялась, то в небе парили еще 6 оракулов, тогда как все гидралиски испарились. Если это и выглядело тупо, то только потому, что это на самом деле было тупо. Дэвид Ким о таком и подумать не мог тогда, когда у его команды только появилась идея добавить в игру оракула.

Смотреть на 28:18.

Понадобилось время, но зерги в итоге поняли, как бороться с этим билдом. Они разработали четкую и эффективную контр-меру, в результате чего игра через три старгейта ушла куда-то на периферию арсенала протоссовских стратегий. Протоссы это такая раса, которая время от времени должна полагаться на подобные стратегии и заслуженно пожинать плоды собственной изобретательности. Ведь только один тот факт, что ты рискуешь, еще не гарантирует тебе вознаграждение.

sOs с этим очень даже знаком. Его билды всегда очень тщательно спланированы и продуманы. Но не забывайте, что на каждый его раш фотонками, в результате которого он получает огромное преимущество в игре, находятся такие вот игры против Bunny, в которых армия из зилотов и оракулов, построенная на добытые с двух золотых баз ресурсы, проигрывает паре сапплаев.

Смотреть на 8:38.

Он  может выиграть игру, уничтожая либераторов фениксами с грейдом на дальность атаки, но может и слить финал GSL, попробовав нестандартный алл-ин с темными тамплиерами с блинком.

Смотреть на 2:14:00.

"Вы должны играть как машина, чтобы выигрывать за протоссов. Даже одна ошибка недопустима." - Rain

Драматичные алл-ины и развеселые билды это одно, но даже стандартное протоссовское макро вызывает тонны ненависти. Что же такое должны сделать зерг и терран, когда против них выходит армия с колоссами, высшими тамплиерами и скай-тосс, а в то это же самое время к ним на мейн варпаются 12 зилотов? Все, кто когда-либо видел максимальный протоссовский лимит, знают, насколько неостановимым он выглядит. Когда любимцы публики и, предположительно, превосходящие своих соперников в уровне игры INnoVation, Dark или Maru одинаково проигрывают одной и той же стратегии – вполне естественно впасть в отчаяние.

В то время как Maru сплиттил био и викингов, уклоняясь от штормов, при этом запуская в соперника ЕМП, и в то время, как Dark контролил инфесторов, вайперов и коррапторов, протосс словно бы просто делал а-клик, после чего туда-сюда раскидывал штормы. Посмотреть на такое несколько раз – и вполне можно уверовать в то, что в лейт-гейме протоссу ничего кроме упомянутого делать и не нужно. Но посмотрите на те же сражения еще разок другой, дабы заметить, что протоссам хватает своих проблем. Игроку за протоссов в мидгейме просто необходимо контролить блинк-сталкеров, силовые поля, тени адептов, чардж зилотов, фениксов и призму – и часто многое из этого нужно контролить одновременно. А в лейт-гейме к этим же юнитам добавляются еще и тамплиеры, и колоссы, и темпесты. Со стороны выглядит просто, но это лишь потому, что итоговый результат абсолютно кошмарен для соперника. Вот только для его достижения требуется такой уровень мастерства, который мало кто в мире сохранял на долгое время. Dark и, может быть, еще Rogue являются единственными зергами, которые способны управлять армиями аналогичной сложности, но протоссы вроде Stats’а и Zest’а делали это годами, едва ли заслужив при этом большое признание. ShoWTimE в своем четвертьфинале GSL vs The World превратил легкое в невозможное, когда оставил свои авианосцы в одиночестве – и это стоило ему практически уже взятой путевки в четвертьфинал.

Смотреть на 52:09.

А если получается так, что протосс в макро оказывается позади? Ну, удачи, что. Восстановиться из отставания в Legacy of the Void сложнее, чем в любой другой версии SC2, и протоссам здесь достается самый сок. Для того, чтобы создать армию достаточно сложную, сильную и многочисленную, протоссу нужно тратить ресурсы в максимально возможном количестве направлений. Когда на WCS Global Finals зерглинги Dark’а уничтожили третью базу herO, протоссу пришлось тщательно раздумывать над каждым построенным рабочим и юнитом, каждым исследуемым апгрейдом и каждым построенным зданием – только так можно было вернуться в игру. Когда зерговская линия рабочих превращается в дым, то зерг просто зажимает “D” и без особых хитростей возвращается в игру. Терран дропает мулов и продолжает производство войск, при этом захватывая инициативу с помощью дропов и харасса. А что же сделал herO? Выцелил базу соперника, отбил атаку и жонглировал архонами в призме так, как будто от этого зависела его жизнь. Да, можеть быть, у herO и не было классических инструментов камбэка, которые есть у других рас, но он использовал доступный ему арсенал достаточно точно для того, чтобы суметь занять третью локацию и далее уж с масс чарджлотами проголопировать к победе.

"Удалите протоссов из игры. Создайте их заново с нуля." - Scarlett

Если бы Blizzard получали 10 центов за каждую жалобу на протоссов, то призовой фонд BlizzCon’а уже вырос бы вдвое. Но ведь этой игре уже 8 лет, а зерги по-прежнему умирают от случайных заездов геллионов. Королевы оказались немного вне позиции – и вот уже от 10 до 20 рабочих погибают, объятые пламенем. Результат такой же, как у тайминга с резонирующими глефами. Просто когда подобное проворачивает терран – это же просто издевательство! – то вина перекладывается на зерга, который почему-то оказался не в состоянии справиться с таким простым давлением. А в другом случае этот же неаккуратный зерг проигрывает адептам и начинает на всю планету кричать об имбалансе. Почему-то его поражение теперь является виной протоссов и дизайна этой расы. Ну нет в поделенном на три части фандоме такой вещи, как объективность. В здешнем стеклянном доме сторонники других рас могут бесконечно клеймить протоссов за их победы, при этом игнорируя аналогичные проблемы, связанные с остальными сторонами конфликта.

Положительные качества протоссов часто игнорируются. На момент начала 2018 года протоссы владеют наиболее разнообразным из всех рас арсеналом. Называйте это легким режимом игры или чизовым стилем, то никакой другой расе не доступны подобные хирургической точности алл-ины и дикие нестандартные стратегии. Сейчас поклонники игры спешно заявляют о том, что протоссы несбалансированы, как никогда раньше, при этом забывая о всех тех играх, которые они смотрели, раскрыв рот, или же о выходках sOs’а, которые заставляли их выть от смеха. Да, может быть, расе протоссов с самого начала присуще стремление делать какую-то хрень. Но в целом протоссы не настолько плохие, какими мы их делаем.


Оригинальный материал:

  • Автор: Mizenhauer.
  • Редакторы: Wax, CosmicSpiral.
  • Изображения: Blizzard.
  • Графика: Hushfield.
  • Разное: stuchiu.