Итоги 2017 года по Dota 2

Минувший год для Dota 2 выдался крайне ярким: это и The International 7 с самым крупным призовым фондом в истории киберспорта, и ряд серьезных турниров, прошедших на территории СНГ, это также новая система The Dota Pro Circuit, кардинально изменившая подход к Доте как к киберспортивной дисциплине и безумные капиталовложения из самых неожиданных источников в мир Dota 2, которые, несомненно, выводят ее на новый уровень.

Начнем обзор с краткого экскурса в самые главные турниры года в мире Dota 2. И не претендуя на звание серьезных аналитиков, попытаемся показать, какое в целом значение имели данные мероприятия и как на них отличились главные команды планеты. Далее же отметим другие любопытные факты и тенденции, связанные с Dota 2, а в конце попытаемся дать общую оценку развитию дисциплины за последний год.

Dota 2 Asia Championships 2017

Один из самых масштабных турниров, проводившихся в Азии (на тот момент), с призовым фондом 611 997 $, который проходил с 27-го марта по 4-ое апреля. Первое в истории Dota 2 мероприятие, где комментирование в зале проводилось не на английском языке. На отборочных мы увидели жесточайшую конкуренцию в Европе, в то время как в самом Китае уже довольно давно между собой играет лишь ряд фаворитов. А вот в СНГ-регионе произошла настоящая сенсация: Virtus.pro выбыли с турнира, не сыграв ни одной карты. В первом матче ребят подвел краснодарский интернет-провайдер. И если это можно было объяснить простым "не повезло", то второй матч уже превратился в полную феерию. Менеджмент принял решение ехать в интернет-клуб для избежания неприятностей, но команда стала жертвой DDOS-атаки. Менеджер команды, Андрей "Kimi" Квасневский был практически сразу уволен с должности.

Тем не менее плэй-оффы получились и без того отменные. В первом же матче сошлись победители двух предпоследних The International – Evil Geniuses и Wings. Мы также увидели абсолютно невнятную игру от Team Liquid и выход Team Empire в шестерку лучших команд. В финале же сошлись две такие разные команды, как OG и Invicus Gaming. И хотя европейский коллектив весь турнир выглядел крайне стабильно и уверенно, но китайцы при поддержке родных трибун устроили показательное избиение гостей.


The Kiev Major

Одно из главных событий года в мире Dota 2, по совместительству второй в истории турнир не с англоязычными комментариями в зале. Призовой фонд составил 3 000 000 $, а проходило мероприятие с 24-го апреля по 30-ое. Несмотря на масштаб мероприятия, не обошлось и без ряда проблем: это и скандал с билетами на турнир, когда онлайновая компания просто технически не могла их продать, это и организаторы, которые "забыли заранее упомянуть", что англоязычных комментариев не будет, это и классические проблемы с визами (филиппинская команда TnC Pro Team) и это не сказать, что очень масштабный для такого мероприятия зал на 3000 человек.

news_5a47924a6c1b5.jpg

Впервые мы увидели игры по "швейцарской системе". И хотя не все команды хорошо о ней в итоге отозвались, но отсутствие вылетевших команд по результатам групповой стадии, несомненно, снизило накал борьбы.

Говоря о самом противостоянии, самым любопытным, пожалуй, был путь Virtus.pro, у которых буквально накануне сменился капитан команды. Поэтому для бывшего лидера Na'Vi, Ивана “ArtStyle” Антонова, этот мэйджор был "испытательным сроком". И "медведи" не разочаровали, уверенно проехавшись аж по трем подряд китайским коллективам в плэй-оффах, уступив только OG в финале. 

Турнир также поставил рекорд для русскоязычных стримов: битву между Virtus.pro и OG посмотрели около 400 000 тысяч зрителей.

EPICENTER 2017

 Масштабный и весьма неплохо организованный турнир в Москве, в топ-4 которого… не попала ни одна команда из СНГ. Но конкуренция, надо сказать, была отнюдь не слабая: в группе В встретились трое полуфиналистов Kiev Major и вице-чемпионы The International 2016. Не обошлось и без сюрпризов: LGD.Forever Young стали настоящей сенсацией, уверенно выиграв группу. Победа Team Liquid в турнире стала финальным достижением, которое позволило им заработать прямое приглашение на предстоящий The International.

news_5a4792bb07c57.jpg

Мероприятие проходило 4-11-го июня с призовым фондом в 500 000 $. Турнир примечателен тем, что он вполне способен заложить добрую традицию качественного проведения киберспортивных мероприятий в России. Так, EPICENTER в 2016 году удостоился премии EUBEA 2016, как лучшее лайв-мероприятие в Европе, а еще дважды был номинирован на премию eSports Awards 2016 и 2017 годах.

The international 

Как можно еще раз не вспомнить эту завораживающую арену главного события года с самым большим призовым фондом в истории киберспорта - 24 787 916 $. Чтобы не быть излишне многословными, ниже попытаемся подчеркнуть лишь самые пестрые достижения и провалы самых разных команд на этом турнире.

news_5a47933fcaa3f.jpg


Команды, не оправдавшие ожидания 

Fnatic взяли второе место в квалификации Юго-восточной Азии, и многие люди предвещали им 9-12 места на чемпионате. Тем не менее состав взял только две карты, проиграв остальные 14 на групповом этапе, заняв лишь 17-18 место. 
OG – европейский микс, который прибыл на The International как один из фаворитов. Однако уже на групповой стадии было ясно, что что-то пошло не так и коллектив не играет на полную. В плэй-оффах им лишь удалось победить Infamous и взять реванш за прошлый год у TNC Pro Team, дальше же команда не справилась с LGD Gaming и покинула турнир на 7-8 месте, вопреки ожидаемому 5-6-ому.

Команды, которые удивили 

Одним из главных сюрпризов стали китайские коллективы LGD Forever Young и LGD Gaming, занявшие 2-ое и 3-ье места на китайских квалификациях. Множество аналитиков и игроков предвещали полный крах китайского региона, однако уже на групповой стадии оба состава вышли с верхних строчек, показав "экспертам", что те не всегда правы. Китайцы уверенно прошлись по таким фаворитам турнира, как Virtus.Pro (только LGD.FY, а что медведи сделали с LGD Gaming, смотрите ниже), OG и Invictus Gaming. По результатам турнира LGD.FY заняли 3-ье место, а LGD Gaming – 4-ое. И если LGD.FY уже показывали хорошие результаты на EPICENTER 2017 и Mars Dota 2 League 2017, то LGD Gaming показывали нечто невнятное весь сезон, и их 4-ое место стало реальной неожиданностью. 

Команда-сенсация 

Team Empire, несмотря на проблему с визой для Chappie, несмотря на его замену на Resolut1on, чей пулл героев полностью отличается, за день до начала турнира, выиграли у Cloud9 в плей-оффах, а потом неожиданно, наверное, даже для самих себя, уничтожили Evil Geniuses со счетом 2:0. В итоге "имперцы" заняли 7-8, что можно считать крайне неплохим результатом. 

news_5a4794811881a.jpg


Команда-провал 

Evil Geniuses показали весьма уверенный сезон, и многие люди пророчили им топ-4 на чемпионате, а букмекеры ставили на их победу с коэффициентом 4.5 – более низкий показатель был только у Virtus.Pro. Тем не менее с выходом из группы на верхней строчке успехи команды закончились: поражение от Newbee в первом же матче и далее разнос от Team Empire, что вылилось в 9-12 место для одних из фаворитов турнира.

Другие интересные факты 

news_5a479bbb55d21.jpg

 

  • Огр-маг обладает 100%-ым винрейтом на TI7. 
  • Miracle стал самым "универсальным" игроком чемпионата, сыграв на 21 чемпионе. 
  • Еще ни один игрок в истории Dota 2 не поднимал Аегис над своей головой более одного раза. В этом году шанс был предоставлен Faith’у, но его команда проиграла Team Liquid в финале. 
  • Все игроки Team Liquid входят в топ-10 самых богатых киберспортсменов планеты, а их капитан, KuroKy, возглавляет этот список. 
  • Newbee проиграли на всех турнирах, где они встречались с Team Liquid (The Kiev Major 2017, Dota 2 Asia Championships 2017, The International 2016, The Manila Major 2016, EPICENTER: Moscow и The International 2017) 
  • Роман "Resolut1on" Фоминюк, который прибыл на турнир в качестве аналитика, в итоге выиграл две номинации как игрок – наибольшее количество крипов за один матч и наибольший показатель среднего количества крипов за каждую игру.

The Dota Pro Circuit 

Масштабный проект Valve, который является систематизацией всех крупнейших турниров игрового сезона. Введены такие понятия, как 11 турниров младшей лиги ("майноров") и 16 турниров старшей лиги ("мэйджоров"). Чтобы получить один из этих статусов, организаторы должны выполнить ряд условий:  проведение как минимум по одной квалификации в каждом из шести макрорегионов (Северная Америка, Южная Америка, Юго-восточная Азия, Китай, Европа и СНГ), организация LAN-финала и наличие призового фонда не менее 500 000 для мэйджоров и 150 000 для майноров.

news_5a4798b5c0c6f.png

Интерес для самих киберспортсменов к данной концепции заключается в том, что, помимо призового фонда, каждый игрок команды получает "отборочные очки". В конце сезона 8 команд с наибольшим количеством очков попадают на The International в обход квалификаций. Так, победители мэйджора получают 1500 очков, а майнора – 300. В связи с этим, регламентации подверглась и кадровая политика самих команд: период фиксации разбит на две фазы. И если в первую фазу составы коллективов могут меняться каким угодно образом (закончилась 22 сентября), то во вторую фазу игроков из команд прогонять уже нельзя, а все не принятые приглашения удаляются. 

Разумеется, будучи неотлаженной, в системе сразу же начали происходить некоторые коллапсы, которые вызвали бурные обсуждения в комьюнити. С одной стороны, из-за обилия квалификаций разных турниров и не согласованности их графиков команды зачастую не могли принять участие везде, где хотели. Так, Gambit Esports должны были параллельно играть в двух матчах, а на просьбу своих соперников в DreamLeague 8 перенести матч получили отказ, что означало автоматический вылет с турнира. С похожей ситуацией сталкивались Na’vi, когда после выступления на квалификации PGL Open Bucharest уже через час должны были участвовать в другом турнире.

news_5a479b368ce26.png

В целом, сообщество сошлось на том, что для более-менее сильных команд, которые часто получают прямые приглашения, это лишь чуть более нагруженный график, но для менее отличившихся коллективов (особенно в таких конкурентных регионах, как Европа) пытать удачу в разных соревнованиях возможностей стало меньше. 

ESL ONE HAMBURG 2017

В первом же мэйджоре этого сезона, который проходил 26-27 октября и обладал призовым фондом в 1 000 000, Virtus.pro показали настоящий класс. Встретившись в первом же матче турнира с действующими чемпионами мира, Team Liquid , медведи взяли свой реванш за TI 7. Далее Virtus.pro обыграли Keen Gaming, Team Liquid и Newbee, а финале разгромили Team Secret со счетом 2:0, что стало уже второй победой медведей в мэйджоре за год. Триумф их на этом однако не кончился, ибо капитан команды, Алексей "Solo" Березин, в голосовании за статус MVP турнира выиграл автомобиль от титульного спонсора - Mercedes Benz. 

news_5a47990c07138.jpg
 

DreamLeague Season 8

Второй мэйджор прошел 1-3 декабря cо становящимся уже традиционным призовым фондом для мэйджоров в 1 000 000 $. На радость всех СНГ-зрителей Европа получила целых 4 квоты, две из которых забрали Virtus.pro и Na'vi, которым и пришлось столкнуться друг с другом в первом же матче турнира. В силу отсустсвия групповой стадии, конкуренция сразу приняла серьезный оборот, в результате чего команды-полуфиналисты и сетка лузеров поделились ровно напополам на главных фаворитов и аутсайдеров турнира, что совпало на все 100% с прогнозами аналитиков. В финале же сошлись Team Liquid и Team Secret, в котором действующие чемпионы мира уступили со счетом 1:2.

В целом, по двум мэйджорам уже видны первые ключевые последствия нововведенной The Dota Pro Circuit. Во-первых, фавориты своих регионов, такие как Virtus.pro и Team Secret  практически не заинтересованы в участии в майнорах, так как те приносят в 5 раз меньше очков для ИТ. С другой стороны, команды, не являющиеся фаворитами в самых конкуретных регионах, лишаются практически любой возможности побороться на мэйджоре, в силу чего вынуждены концентрироваться на майнорах. Во-вторых, попытка расширить киберсперотивную арену Dota 2 до масштабов всего мира привела к тому, что на каждом мэйджоре мы будем видеть такие команды, как Fnatic и Infamous, которые, безусловно нельзя назвать слабыми (особенно когда речь идет об уровне таких команд в рамках Юго-восточной Азии или Южной Америки), но которые заведомо уступают европейским лидерам, где киберспортивная традиция имеет под собой гораздо более богатый опыт, заинтересованность населения и, в конце концов, внушительное финансирование.


Расширяемся! 

Киберспорт все сильнее привлекает внимание организаций, которые ранее к нему не имели никакого отношения.

Так, в течение года мы увидели прямо-таки комические попытки футбольного клуба из Махачкалы «Анжи» и международного физкультурно-спортивного общества "Спартак" создать свои составы по доте , причем привлекая таких громких личностей, как Александр "ХВОСТ" Дашкевич (который, однако, надолго там не задержался).

news_5a4799cbcbb46.jpg

С другой стороны, киберспорт, набрав просто колоссальную фанатскую базу по всему миру стал отличной центральной темой для сьемок фильмов или сериалов. Например, китайцы сняли полноценный сериал под названием «Никогда не оправдывайся», где главные роли исполнили весьма известные китайские киберспортсмены: Бай "rOtK" Фан, Сюй "BurNIng" Чжилэй, Гун "ZSMJ" Цзянь, Ван "SanSheng" Чжаохуэй и владелец команды LGD Gaming Пан "RuRu" Цзе.

Не стоит забывать и про печально известный Dota 2 Allstar Weekend MANILA 2017 , одной из целей которого была съемка голливудского фильма "Underdog’s rising". Масштаба чуть-чуть не хватило: в пятнадцатитысячном зале были заняты только 200 мест, поэтому организаторы платили прохожим с улицы, чтобы те поучаствовали в массовке.

news_5a479a07c333e.jpg

Также любопытным явлением было вложение индийского миллиардера Ронни Скривалы 20 000 000 $ в развитие киберспорта в своей стране.

В целом, мы четко видим, что киберспорт, и Dota 2 в частности, привлекает серьезные инвестиции из самых разных источников, но пока что это все пребывает на зачаточном уровне. Тем не менее тенденция положена, и, возможно, через десять лет блокбастер про киберспортсменов будет полноценным жанром в Голливуде, а у ФК "Барселона" или "Бавария" появятся свои конкурентноспособные составы по Доте.

Valve сдерживают упадок

В 2016 и начале 2017 Dota 2 уверенно била рекорды, и не раз количество игроков превышало один миллион. Однако в июле этого года пиковый онлайн снизился на 100 000 человек, а IT 7 смог вернуть только 6% аудитории. В результате, сентябре-октябре пиковый онлайн не далеко уходил от 800 000 игроков. И несмотря на выход долгожданного патча 7.07, маловероятно, что Дота вернет свою прежнюю популярность среди игроков. 

news_5a479a8082629.png

Во-первых, система матчмейкинга, основанная на очках поведения, очевидно, пришлась не по вкусу основной массе игроков, и это плавно перетекает в "во-вторых" - практически пол года сообщество ждало серьезных обновлений в игре, а первые изменения в этой системе вышли только 3-го октября, где влияние рейтинга поступков было снижено. Если же вспоминать про патч 7.07, то в комментариях игроков проскакивало немало шуток о том, что введенная система Ранговых медалей не сказать, что очень свежая и революционная.

В-третьих, конкуренты поджимают Доту со всех сторон: про то, какую львиную долю аудитории оттянул PUBG даже не говорим; но ведь и множество других игр, которые мало кто воспринимал как киберспортивные дисциплины, теперь также собирают огромные залы и предлагают внушительные призовые фонды.


Итоги

Начнем с позитивного: Dota 2 в СНГ развивается. Virtus.pro взяли мэйджор и показывали весьма неплохую игру весь сезон, Team Empire крайне успешно выступили на TI 7, Na'Vi держатся на вполне конкурентном с Европой уровне - то есть, в СНГ действительно есть хорошие команды и талантливые игроки. С другой стороны, два турнира, которые были одними из крупнейших в году, проходили в Москве и Киеве. И наконец, как бы забавны ни были попытки футбольных клубов сформировать Dota-составы, это говорит о том, инвесторы в СНГ готовы вкладывать в это деньги, причем серьезные (чем не может похвастаться СНГ-сцена по League of Legends). 

Говоря о киберспортивной сцене всей планеты, она пытается сделать шаг вперед. На данный момент (как и во многих других дисциплинах) мы наблюдаем жесточайшую конкуренцию внутри Европы и Северной Америки (что приводит к соответственно высокому общему уровню) и только недавно начавшийся подъем Китая, ситуация же в других регионах оставляет желать лучшего. Поэтому стремление Valve развивать свое детище во всем мире пока что выглядит слишком амбициозно. Тем не менее условия для этого создаются: не говоря о многочисленных разговорах о включении киберспорта в олимпиаду, многие правительства уже поддерживают его развитие в своих странах, например, правительство Филиппин официально признало команду TNC представителями своей страны, а киберспортсменов в Китае готовят на университетском уровне. Однако по первым турнирам нового сезона уже становится ясно, что в ряде регионов Dota 2 еще не настолько развита, чтобы тягаться с регионами-ветеранами, поэтому сложно сказать, сколько еще потребуется лет, чтобы глобалистские планы Valve сработали.

В этом смысле The Dota Pro Circuit является очень логичным инструментом для реализации этих планов. Valve пытаются сделать из Доты настоящее зрелище, которое не будет отпускать зрителя целый год. То есть, если лет 6 назад киберспорт, и в частности Dota 2, существовали на частной, локальной инициативе, то теперь это четко систематизированное шоу, масштабами и финансовыми оборотами ничуть не уступающее подавляющему большинству других полноценных видов спорта.

Однако, говоря о Dota 2 как об игре, здесь все гораздо менее радужно. Упадок интереса игроков очевиден, и также не сказать, чтобы Valve всеми силами старались ему препятствовать. С одной стороны, возможно, действительно пришло время МОВА-играм уйти с пьедестала из-за резко возросшей конкуренции, с другой стороны, может быть, игроки подустали от Dota 2, а Valve просто не могут предложить им в рамках самой игры ничего кардинально нового. 

Суммируя все вышесказанное, хочется выдвинуть главный тезис (за который автор морально подготовился отбиваться от гневных комментариев) - Dota 2 превращается из игры для игроков в игру для зрителей. И хотя Дота, как многопользовательская игра, переживает не лучшие времена, её кибреспортивная составляющая находится в расцвете, и мы и дальше будем за ней с любопытством следить.


 


Итоги 2017 года по другим дисциплинам: