ИМХО: не рано ли говорить о финансовом успехе Overwatch League?

Недавно Activision Blizzard объявила, что Overwach League уже добилась финансового успеха и что со следующего сезона все организации, которые захотят принять участие в OWL, должны будут заплатить от 35 до 60 миллионов. Естественно, у многих возник вопрос: а не поспешили ли Blizzard с выводами, ведь OWL пока даже до середины первого сезона не добралась? Автор GoodGame "sp1n_and_roll" решил разобраться в причинах и последствиях такого решения.

Как это работает

Для начала, стоит объяснить, как киберспортивные турниры зарабатывают деньги. У стандартного соревнования по видеоиграм есть 4 основных источника дохода:

  • Спонсорские соглашения.
    • Если вы хотите быть названным официальным спонсором какого-то мероприятия, команды или игрока, то вам нужно заплатить. Размер спонсорского соглашения, в основном, зависит от того, насколько велика общая аудитория каждого конкретного турнира и насколько много среди зрителей трансляции представителей целевой аудитории спонсора.
  • Права на трансляции. 
    • Здесь все более или менее понятно: медиа-компания покупает у организатора соревнований права на трансляцию этих самых соревнований. Основная цель медиа-компании состоит в привлечении дополнительной аудитории, которая позволит отбить потраченные деньги с помощью рекламы. Естественно, что вопрос цены определяется, исходя из предполагаемого количества зрителей. Если права будут эксклюзивные, то заплатить медиа-компании придется больше.
  • Мерчандайз и билеты 
    • Продажи всевозможных физических и виртуальных вещей (в том числе билетов), так или иначе связанных с турниром. Здесь стоит отметить, что в большинстве случаев этот источник дохода выглядит достаточно блекло по сравнению с двумя вышеперечисленными. Хотя бывают и исключения из правил, вроде Valve и их The International. Из года в год они умудряются продавать все больше компендумов, которые оборачиваются огромной выручкой для компании.
  • Поддержка издателя игры
    • Своего рода спонсорское соглашение с разработчиком или издателем игры. Компания платит за то, чтобы сделать турнир по своей игре наиболее запоминающимся и интересным, что, в свою очередь, увеличит количество желающих приобрести или скачать их творение.

Составляющие успеха

Весной прошлого года dotesports опубликовали отчет Морган Стенли (одной из крупнейших финансовых корпораций в мире), в котором говорилось, что Overwatch League может приносить от 100 до 720 миллионов долларов ежегодной прибыли, что поставит ее в один ряд с WWE и Major League Soccer. Правда, чтобы добиться повсеместной популяризации киберспорта и сделать OWL успешной в финансовом плане, Морган Стенли назвали ряд базовых условий:

  • Среднее количество активных зрителей во время регулярного сезона должно держаться в районе 75 тысяч человек.
  • Среднее количество активных зрителей во время плей-офф должно быть от 7 до 12 миллионов человек.
  • Количество команд должно быть увеличено до 32.
  • Лига должна привлечь спонсоров, не связанных напрямую с киберспортом.
  • Лига должна транслироваться как на цифровых ресурсах, так и на телевидении.

Естественно, что если эти прогнозы окажутся правдой, то Overwatch League станет лакомым кусочком для инвесторов, и многочисленные компании выстроятся в очередь в попытке заполучить себе место в следующем сезоне, не оглядываясь на то, сколько им придется заплатить за входной билет. Давайте  пройдемся по списку и попробуем понять, можно ли назвать OWL успешной с финансовой стороны.


Спонсоры

Blizzard уже успели заключить парочку спонсорских соглашений с различными компаниями. Среди них можно выделить сделки с HP Omen и Intel, сумма которых составила 27 миллионов долларов. Подробности сделок с T-Mobile, Sour Patch Kids и Toyota разглашены не были.

К тому же, некоторые команды уже успели заключить соглашения со спонсорами, и количество желающих рекламировать свою продукцию на матчах OWL постоянно растет. Можно сказать, что в этом направлении у лиги дела идут очень даже неплохо.

Мы смогли заключить спонсорское соглашение с Netgear, чему мы крайне рады. В отношении спонсоров экосистема OWL продолжает стремительно развиваться, гораздо быстрее чем то, что я видел в других киберспортивных дисциплинах. В основном это заслуга того, что все планы были обговорены с командами заранее. Все четко понимают с какими спонсорами могут работать команды, и с какими спонсорами может работать лига. Поэтому мы можем начинать переговоры со спонсорами, не опасаясь возможных возражений со стороны руководства лиги.


Трансляции

За пару недель до старта OWL Blizzard все-таки удалось подписать сделку с Twitch, согласно которой у последних появляются эксклюзивные права на цифровую трансляцию матчей лиги на два года. Сумма этой сделки составила 90 миллионов долларов.

Первые матчи стали невероятно успешным, собрав до 450 тысяч зрителей. После этого их количество начало падать, но среднее число желающих понаблюдать за играми сейчас находится в районе 225 тысяч человек. Естественно, до плей-оффа еще далеко, а отметка в 7 миллионов зрителей кажется недостижимой, однако, кто знает, вдруг OWL удастся ее преодолеть. Тем не менее, на данный момент, большая часть инвесторов вполне довольна популярностью лиги.

 

Если бы вы спросили любого из владельцев команд о том, какое число зрителей регулярного сезона сделало бы Overwatch League успешной, большинство сказало бы, что 50 тысяч человек можно считать невероятным успехом. Это поставило бы OWL на одну ступеньку с турнирами по League of Legends. Сейчас на трансляциях собирается гораздо больше народу, чему крайне рады все владельцы команд.

Также хотелось бы отметить, что большая часть спонсорских соглашения заключалась до старта лиги и скорее всего основывалась на предполагаемом количестве зрителей. И судя по словам Кевина Чоу, эта цифра лежала как раз в районе 50 тысяч среднего онлайна на трансляциях. Поэтому если OWL удастся удерживать текущие показатели на протяжении всего первого сезона, то на следующий сезон как суммы, так и количество сделок со спонсорами могут заметно вырасти.

Что же до трансляций на телевизионные каналы, то с этим Blizzard решили не торопиться.

 

На данный момент сделка с телевизионными каналами не является нашим приоритетом. Та аудитория, которую мы можем охватить с помощью цифровых трансляций крайне велика. Сейчас мы должны заложить крепкую основу и лишь потом пытаться развиваться дальше. Конечно же мы начнем переговоры о трансляциях на ТВ, однако на данный момент нам нужно правильно распределять свои ресурсы.

 

Его слова подтверждает и Нейт Нанзер, главный распорядитель Overwatch League:

 

 

Киберспорт изначально предполагает трансляции на цифровых ресурсах и нам крайне важно вложить как можно больше усилий, чтобы сделать наш контент наиболее популярным в онлайне. Телевидение может помочь, особенно в плане международных трансляций, и нам хотелось бы начать переговоры с телевизионным компаниями, однако мы считаем, что OWL это в первую очередь цифровой продукт.

 

 

Отсутствие телевизионных трансляций может, конечно, сказаться на охвате аудитории и будущих сделках со спонсорами, но позиция организаторов Overwatch League вполне объяснима: лига все еще находится в самом начале своего развития, и попытка откусить слишком большой кусок пирога может привести к всевозможным негативным последствиям.


Расширение и цена за входной билет

Текст этого раздела по большей части был взят из статьи сайта EPSN. Приношу свои извинения, что источник не был указан изначально

Прим. Автора

По изначальной задумке Blizzard, Overwatch League должна была стать международным соревнованием с многочисленными командами во всех уголках мира. Однако поиск желающих приобрести себе команду для участия в первом сезоне оказался достаточно сложным занятием. Все-таки лига предлагала слишком инновационный для киберспортивной индустрии формат, а Overwatch не мог похвастаться слишком серьезной историей турниров. К тому же, 20 миллионов за входной билет и шансы на низкое количество зрителей вполне могли вылиться для инвесторов в потерю денег. Так что тот факт, что Blizzard удалось найти 12 инвесторов для первого сезона OWL, можно считать невероятным результатом.

Однако сейчас, имея на руках достаточно популярный продукт, Overwactch League ищет возможности для расширения. И основная проблема лежит в нахождении покупателей за пределами США. На данный момент, владельцами 11 из 12 команд, участвующих в лиге, являются инвесторы из Северной Америки. Если же лига хочет следовать своему первоначальному плану, то уже во втором сезоне это должно измениться.

Мы собираемся расширяться, и продажа "входных билетов" новым командам должна начаться ближе к концу этого года. Пока это все детали, которыми я могу поделиться.

 

Нейт Нанзер, в общении с журналистами EsportsObserver, подтвердил, что Blizzard постараются сфокусироваться на поиске новых членов среди организаций европейского и азиатского регионов.

И вот здесь начинаются проблемы. Все дело в том, что европейские инвесторы зачастую хотят защиты своих инвестиций, гарантий и более или менее глубокой истории бизнес отношений. Всего того, что OWL не сможет предложить после одного сезона. Достаточно ли будет заверений, что лига показывает неплохие финансовые показатели и собирает солидную аудиторию, чтобы переубедить их? Скорее нет, чем да.

Представители азиатского рынка тоже не проявляют особого интереса к Overwatch League. Корейские компании вроде SK Telecom, CJ Group и KT Corp. могли бы попробовать свои силы в OWL, однако их продукция распространяется только в азиатском регионе. Поэтому международная лига не даст им особых бонусов в плане рекламы. Особенно, если принять во внимание, что для участия придется создать абсолютно новый бренд, не привязанный к основной компании. Эти ребята уже успели крупно вложиться в League of Legends, но стоит понимать, что порог вхождения в OWL гораздо выше в финансовом плане. К тому же, у многих корейских компаний остались достаточно негативные воспоминания о том, как Blizzard разрешили ситуацию с APEX'ом, крупным южнокорейским турниром по Overwatch.

В Китае, который является родиной множества фанатов и игроков в Overwatch, тоже есть некоторые проблемы. Большая часть потенциальных покупателей этого региона либо могут создать конфликт интересов с нынешними участниками, либо имеют несколько подмоченную репутацию в киберспорте. Для примера, одним из инвесторов Cloud9 (организация, лежащая в основе London Spitfire), является компания FunPlus Ventures, которая не так давно начала расширение в киберспорт, так что покупка другой команды в OWL может привести к конфликту интересов.

Стоит также заметить, что владельцем Shanghai Dragons (единственной команды в лиге, управляемой не из США) является NetEase, которые по совместительству являются официальными партнером Blizzard на территории Китая, что само по себе представляет определенный конфликт интересов. Ведь если OWL все-таки выйдет на международную арену, то проведением соревнований на территории Поднебесной займется именно NetEase. Это даст компании несколько возможностей для создания более благоприятных турнирных условий для Shanghai Dragons. 

Что же до других китайских организаций, которые могут быть заинтересованы в покупке места в лиге, то многие из них, вроде LGD Gaming и Royal Never Give Up, уже успели заработать достаточно сомнительную репутацию и стали источником многих скандалов.

Как бы то ни было, ребятам из Blizzard придется серьезно потрудится, если они хотят сделать OWL международным соревнованием. Если им с трудом удавалось найти инвесторов при 20 миллионах за входной билет, то увеличение цены до 60 точно в этом деле не поможет.


Итог

Текущее состояние OWL вполне можно считать финансовым успехом: стабильно высокий интерес зрителей, несколько неплохих сделок со спонсорами и довольные инвесторы тому подтверждение. 

Что же до увеличения цены за "входной билет", то позицию Blizzard можно понять. В конце-концов лига уже доказала, что она способна приносить прибыль. А если OWL все же будет расширяться и выходить на международный уровень, то для этого понадобится уйма средств, которые проще всего взять у будущих участников лиги.

Однако настолько серьезное повышение цены все же кажется преждевременным. Основной идеей структуры Overwatch League с привязкой команд к городам является то, что зрители могут болеть "за своих", а если Blizzard не удастся найти инвесторов за пределами США, то круг "своих" будет крайне ограничен. Это вполне может привести к тому, что в какой-то момент лиге просто неоткуда будет брать новых зрителей. Хотя финансово успешным может быть и просто чемпионат Северной Америки по OW.

Сюда же стоит добавить и тот факт, что из-за практически абсолютной монополии Blizzard на турниры по игре, уже сейчас можно заметить, что активность киберспортивной сцены начала падать. Если эта тенденция сохранится, то в мире останутся только команды Overwatch League и конкуренция за каждое место в одной из этих команд будет нешуточная. Это может вынудить возможных будущих "звезд" Overwatch искать счастье в какой-нибудь другой дисциплине, в которой может и не будет заоблачных зарплат, зато будет неплохой шанс на зарплату поменьше.


Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.