История StarCraft. Часть 4: международное соперничество и становление NaNiwa

Возвращаемся к публикации переводов цикла подкастов "История StarCraft 2" от Stuchiu. Если первые несколько частей были посвящены корейской сцене, то сейчас настало время вспомнить то, что происходило в первой половине 2011 года на сцене международной. Речь пойдет о турнире GSL vs The World, о становлении такого всем известного игрока, как NaNiwa, а также о других интересных соревнованиях и представителях сцены того времени.

Первое поколение чемпионов завоевывает свои титулы в то же время, пока следующие чемпионские кадры куются на GSTL – Squirtle, MMA, DongRaeGu. Упомянутые в предыдущей главе онлайн-турниры начинают проходить уже во второй половине года, и на них формируются такие игроки, как TaeJa, jjakji и Life. Позже подобные турниры начинают исчезать со сцены, и это связано не с нехваткой денег, но с тем фактом, что на них играет все меньше и меньше игроков.

А теперь поговорим об иностранных турнирах. На иностранной сцене в то время прошло несколько соревнований, какие-то из них более важные, какие-то менее. Первый – это финал IEM Season V, который проходит в январе 2011 года. Победу на нем одерживает Sjow.

Sjow это шведский терран, который не особо известен. Вряд ли он войдет в число лучших иностранных игроков всех времен – причем вне зависимости от того, кто будет автором этого списка.

Sjow был очень умным игроком, но у него были очень низкий АРМ и не очень хороший контроль. Хорошо играл он благодаря, главным образом, своей соображалке, в частности – благодаря своим билдам. Его заведомо лучшим матч-апом был TvT. Матч-ап против протоссов, наоборот, был худшим – и тем более удивительно, что в финале этого турнира Sjow обыграл WhiteRa. А вот его TvT хвалил даже Bomber, с которым они сыграли матч, который Sjow то ли выиграл, то ли сумел взять карту.

В Heart of the Swarm карьера Sjow идет на спад. Частично это связано с тем, как изменяется игра. У этого игрока был очень медленный, методичный стиль игры, который стал гораздо менее эффективным после появления в игре медеваков с бустом. Это важный момент для понимания того, как развивается игра и почему игроки со временем уходят в тень – они просто не успевают учиться новому, тогда как новички оказываются более успешными в этом плане. Как говорил Ньютон: "Я высок лишь потому, что стою на плечах гигантов". Вот, вроде того.

Позже в этом же году Ret становится чемпионом Assembly. Это был неплохой турнир и победа на нем стала одним из главных достижений в карьере нидерландского зерга. В то время его многие считали одним из лучших иностранных зергов. Ret был хорошим игроком в Brood War, у него было отличное макро и он прекрасно дронился – вот, в принципе, и все. Но оправдать ожидания болельщиков Ret’у практически никогда не удавалось, да к тому же был у него и ряд слабостей. Например, алл-ины, которым он проигрывал раз за разом. Также в 2012 году у Ret’а начались проблемы и с лейт-геймом.

В 2011 году лейта в ZvT фактически не существовало, но не потому, что игроки были плохи, а потому, что не было tier-2,5-юнитов, т.е. не было возможности легко занять и оборонять новую локацию. Роуч-гидру тогда еще не играли, потому что гидра просто была очень не очень (и так вплоть до баффа в Legacy of the Void). Голые роучи теряли в эффективности по мере того, как затягивались игры, поэтому все стремились закончить пораньше – тем более, опять же, 2,5-тир юнита для того, чтобы дополнить роучей, в игре не было. В итоге этим самым юнитом стал инфестор, но в то время инфесторы находились в печальном состоянии – микоз был малоэффективен, а капиталовложений заразители требовали весьма немалых и ради них приходилось серьезно жертвовать либо мутой, либо бейнами. Вы возразите: "Но ведь Stephano умел успешно играть через лингов и инфесторами". Дело в том, что пик Stephano пришелся на тот момент, когда у королев радиус атаки составлял 5 единиц, да и карты были получше. А вот в начале 2011 года у зергов просто не было юнита, который мог бы позволить комфортно перейти в лейт. Не было кастера, который мог бы позволить зергу сейфово перейти от линг-бейн-муты к ультралам, и даже в тех случаях, когда зергу это удавалось, он обычно незамедлительно умирал. Ультралы тоже были не особо грозным юнитом, потому как ими было сложно управлять, они имели обыкновение громоздиться друг на друга, а до толкового разливания слизи зерги тогда еще не дошли (в будущем необходимость этого покажет Seal). Да и в любом случае тянуть крип было сложно – его могли легко выбить геллионы или пехота, а дальность атаки королев составляла всего лишь 3 единицы. Выходить с такими королевами на третью базу было очень сложно, особенно учитывая тот факт, что терран гораздо раньше делал себе 1-1, после чего мог вусмерть захарассить третью локацию зерга.

Далее у нас IEM World Championship, где победителем становится AcE. Этот турнир становится лучшим в его карьере. У AcE’а были интересные билды с фениксами, но в целом он, как мне кажется, не является значимой для истории StarCraft 2 фигурой. Скажу так: его не запомнят в этой игре. Даже я его не очень хорошо помню.

Также на этом турнире произошла интересная трехсторонняя ничья между Squirtle’ом, Sjow и Socke. Последний – это немецкий протосс, который за свою карьеру успел несколько раз огорчить топовых игроков, а после перешел на Heroes of the Storm.

Следующий турнир – TSL, TeamLiquid Starleague. Вокруг этого турнира был серьезный хайп, и тому есть ряд причин. Во-первых, турниров в то время было не так уж много. Во-вторых, TSL обещала противостояние иностранных и корейских игроков – а многим хотелось посмотреть на то, как иностранцы выступят против корейцев, пусть даже и в онлайне.

На TSL было порядком хороших игр, а также на этом турнире свое восхождение начали два знаменитых шведских игрока – ThorZaIN и NaNiwa. Эти двое каким-то странным образом словно связаны друг с другом – нельзя рассказать историю ThorZaIN’а, не рассказав историю NaNiwa’ы, и наоборот. Оба игрока заявили о себе на TSL, при этом являясь непримиримыми соперниками. Также у этих игроков были абсолютно противоположные сильные стороны. Я уверен, что они искренне ненавидели друг друга – во всяком случае, такое ощущение складывается по рассказам других людей и по интервью.

ThorZaIN – спокойный и манерный игрок за терранов. Можно сказать, что он был словно Sjow "на стероидах". То есть, ThorZaIN был гораздо умнее Sjow и умел очень хорошо готовиться под соперников. Благодаря этому он сумел выбить из турнира FruitDealer’а, что стало большой неожиданностью. Далее ThorZaIN обыграл NonY, а следом поверг и самого МС. Это отличный матч, который стоит пересмотреть. Более того, позже выяснилось, что оба игрока в тот момент были в Корее, т.е. ни о каком преимуществе по пингу для шведа не могло быть и речи.

Игра ThorZaIN’а против МС это редкий пример макро-игр того времени. Швед решил использовать в лейте масс-призраков – нечто, чего МС ранее не видел и к чему не был готов. Игроки подарили нам прекрасную игру с переходящей из рук в руки инициативой на карте "Taldarim Altar" (одна из лучших карт в истории игры, пусть здесь и мог выпасть совершенно дикий вариант с респаунами из-за того, что это карта на четырех игроков). ThorZaIN выиграл благодаря тому, что использовал масс призраков и вырубал всех обсерверов соперника. Также шведский терран стал первым, кто понял и показал, как нужно использовать масс гостов в TvP. Он обыграл MC, дальше обыграл Kas’а, а в финале нанес поражение NaNiwa.

NaNiwa на своем пути к финалу обыграл Ret’а, а затем оказался сильнее GoOdy, который до этого с помощью своего фирменного меха неожиданно выбил из сетки NesTea. Вообще, GoOdy является очень интересным персонажем и о нем можно поговорить и поподробнее.

GoOdy – это немецкий игрок за терранов, который на протяжении всей своей карьеры играл исключительно в мех. Если вы не знали, против кого играете, то он мог быть опасен. Но если вы знали, что играете против GoOdy, то его можно было обыгрывать. Игры, зачастую, получались весьма бесявые, но выиграть у него было вполне возможно.

Следующим соперником NaNiwa’ы стал Cruncher, который ранее выбил из сетки IdrA’у и Mondragon’а. Это прямо-таки пик его карьеры – Cruncher сумел выбесить IdrA’у и тот сказал, что Cruncher "дерьмо". Точно не помню, но, по-моему, что-то вроде этого. IdrA, кстати, был прав, Crucher действительно играл дерьмово. И NaNiwa сумел его обыграть.

Далее швед обыграл HasuObs’а, который в целом очень напоминает Socke (хотя Hasu, пожалуй, будет все-таки посильнее) и вышел в финал, где сразился с ThorZaIN’ом.

Это был очень равный матч, эпичное best-of-7. NaNiwa не выдержал напряжения и "посыпался" в финальной игре. В дальнейшем это стало серьезной проблемой в его карьере. На решающей карте, коей стала "Taldarim Altar", протоссу выпали очень хорошие респауны, благодаря чему он получил возможность эффетивно харассить минеральную линию соперника. NaNiwa, впрочем, все никак не мог решиться на финальную атаку, благодаря чему его соперник получил возможность восстановиться и затем уничтожить войско протосса. В том финале NaNiwa вел со счетом 3:1 и сумел растерять все свое преимущество. Это очень показательный момент, который может очень много рассказать о нем, как об игроке. NaNiwa умел завладеть преимуществом, но умел также его и растерять – и это одна из самых серьезных его слабостей. В каком-то роде он в этом плане схож с soO. NaNiwa раз за разом сыпался в финалах, проигрывая тем игрокам, которых он в другой ситуации мог бы обыграть в любой части сетки. Не думаю, что в итоге этот игрок сумел преодолеть этот свой "недуг".

Итак, в финале TSL начинается соперничество между ThorZaIN’ом и NaNiwa’ой. Если говорить об игровых стилях, то эти двое, как я и говорил, являли собой, являют противоположность друг друга. ThorZaIN играл очень медленно и методично, позже у него даже появилось прозвище "ложечный терран" – ибо словно бы он убивал своих соперников ложкой. На то, чтобы довести начатое до конца, ему требовалась вечность.

NaNiwa, напротив, являл собою квинтэссенцию игрока в WarCraft 3, который переключился на StarCraft 2. Потрясающее микро, очень агрессивный стиль игры, очень четки билды на одну или две базы. Думаю, у NaNiWa было очень специфическое видение игры, а именно – он пытался вывести партию в такую ситуацию, где мог бы максимально эффективно использовать свое микро и за счет этого одержать победу. Иногда это работало, иногда нет, и NaNiwa всего очень сильно бесился, когда у него что-то не получалось. В плане микро он был хорош, но не так хорош, как PartinG – но PartinG в моих глазах является вообще ультимативным игроком от микро.

TSL проходила с марта по май, и за это время NaNiwa успел также отыграть MLG Dallas. Перед началом того турнира NaNiwa сказал, что если не сумеет выиграть, то закончит карьеру. "Если уж я и этот турнир не смогу выиграть, то мне вообще никогда не светит стать сильнейшим игроком".

И NaNiwa действительно без особого труда взял этот турнир, никто там не смог составить ему достойную конкуренцию.

Небольшое отступление. На MLG Dallas выступал игрок с никнеймом PainUser, и я бы не стал останавливаться на его персоне (т.к. бронза MLG Dallas стала буквально единственным его достижением), если бы не одно "но". PainUser был одним из тех игроков, которые первыми поняли, что если включить у сентри щит и сделать зилотам +1 на броню, то марику потребуется 56 выстрелов для того, чтобы убить одного зилота. Это очень важная находка, значимость которой еще и возрастет позже, когда Blizzard поправят механику работы "рывка". Думаю, это заслуживает упоминания – и PainUser был первым игроком, который продемонстрировал это на крупном турнире. А еще он играл очень необычный билд в мех, где в миксе армии собирались торы, геллионы и баньши.

Людям все больше и больше хотелось увидеть противостояние Кореи и остального мира. Параллельно с TSL проходил турнир под названием GSL World Championship. Считается, что на этом турнире Mvp во второй раз стал чемпионом GSL, хотя находятся и те, кто не приравнивает этот турнир к GSL, т.к. здесь использовался другой формат. Также некоторые считают, что Mvp досталась очень легкая сетка, но я не совсем их понимаю.

Это был хороший турнир с отличным подбором игроков. Но лично я не считаю это чемпионство аналогичным чемпионству GSL хотя бы потому, что здесь у игроков не было такого длительного времени на подготовку к соперникам, как в традиционных сезонах. Тем не менее, масштаба этого соревнования это не умаляет.

Задумка GSL World Championship была проста: взять восемь лучших корейских игроков и противопоставить им восемь лучших игроков иностранной сцены. Иностранные игроки отбирались по итогам онлайн-квалификаций; часть игроков также получили прямые приглашения. Сам турнир предполагал командный матч, а также сетку Single Elimination на 16 игроков.

Командный матч получился очень интересным. DIMAGA обыграл Mvp, после чего проиграл NesTea, который и принес своей команде победу. Лучшим игроком в составе иностранцев, на мой взгляд, был либо DIMAGA, либо Sen – оба на том турнире показали очень хорошую игру за зергов. Также отличился ТТ1, который сумел обыграть NaDa’у, предусмотрительно поставив фотонки на мейне и на натурале, вслепую отконтрив весьма популярный в то время билд через баньши.

В том же командном матче WhiteRa в зеркальном матч-апе обыграл МС и на какое-то время стал самым популярным иностранным игроком. Даже документалку про него сняли, если я не ошибаюсь.

Победителем соло-турнира стал Mvp. А еще DIMAGA в best-of-3 обыграл NesTea, которому ранее проиграл в командном матче. Это стало первым поражением NesTea в ZvZ на LAN’е. DIMAGA, конечно же, был очень хорош, и вообще в течение всей своей карьеры не раз доказывал, что несмотря на то, что у него было меньше возможностей для роста, нежели у IdrA’ы и HuK’а, он все равно обладал потенциалом для того, чтобы обыгрывать самых сильных игроков. Это точно.

Теперь по поводу того, что этот турнир был якобы легким для Mvp. Уже в первом раунде он сыграл против HuK’а – который, по моему мнению, в то время был вторым или третьим лучшим протоссом мира. Далее был JulyZerg – серебряный призер GSL. Потом террана ждал San – пусть ранее он потерпел несколько провалов, но тогда находился на пике формы и играл очень и очень хорошо. Думаю, был в топ-5 протоссов. И, наконец, MarineKing – второй лучший терран мира. Так что я бы не сказал, что у Mvp была такая вот прям простая сетка. Все было вполне серьезно.

Но давайте на минутку вернемся на TSL. Здесь был сыгран один матч, а котором вы вряд ли услышите от кого-то еще – уже в первом раунде сетки друг против друга попались qxc и Genius.

Американец как сумасшедший готовился к этому матчу. Говорят, что на тренировках он раз за разом проигрывал матчи Adelscott’у, пока его вконец не задолбало и он не воскликнул: "Да как же мне уже стать лучше"?! На что француз ответил: "Просто перестань играть, как отстой". Ну, или как-то так. Qxc такой ответ только разозлил, в результате чего он начал тренироваться еще больше и в итоге добился весьма хороших результатов в TvP.

В матче на Xel’Naga Caverns игроки поделили карту и со временем партия дошла до того момента, что у обоих начали заканчиваться ресурсы. И тогда qxc совершил гениальный ход, который в будущем еще повторит ThorZaIN – он построил масс риперов. Этих юнитов отличает высокая мобильность, однако в то время для их производства требовалась лаборатория на бараке (тогда как игроки предпочитали строить поровну лабораторий и реакторов). Также риперы строятся гораздо дольше, нежели морпехи или мародеры. Но самое главное – у риперов были гранаты, которые наносили 40 единиц базового урона, а с максимальными апгрейдами давали, наверное, и все 55. Так что можете представить – 20 риперов, которые в секунды выносят базу соперника. В общем, именно на этих юнитов сделал ставку qxc и именно благодаря этим юнитам он смог обыграть Genius’а. Очень хорошая игра. Думаю, это лучшая игра в его карьере, хотя многие считают таковой его all-kill против Incredible Miracle.

Последний турнир, о котором мы поговорим в этой главе – это NASL. Скажем так: эта лига оставила после себя весьма интересное наследие; здесь многое было сделано правильно, но многое было сделано и просто-напросто слишком рано. Помимо этого, у лиги просто не было достаточного бюджета для воплощения всех задумок организаторов.

NASL также породила такой мем, как "звуковик NASL". По-моему, у iNcontroL’а даже остался блог, в котором он рассказывает об организации этого турнира и происходивших на нем событиях, в том числе и о том, как на него пытались наезжать SlayerS.

Если говорить о продакшене, то в этом плане NASL являла собою настоящую катастрофу. А вот игры были хорошие. Важный урок, который из опыта NASL извлекли организаторы других турниров, заключается в том, что пусть даже все идет из рук вон плохо, но если у лиги будет хороший финал, то ей могут многое позволить и многое простить. Именно это и случилось после финала PuMa vs MC – одного из лучших финалов раннего периода StarCraft 2. И это еще до того, как PuMa стал символом 1-1-1-билдов, которые считались чизовыми вариантом игры против протоссов. Не знаю, стоит ли считать этот билд чизом, если он срабатывает каждый раз, но это вы уже сами думайте.

Инициатива в финале PuMa vs MC переходила из рук в руки, игры были очень напряженными. По нынешним меркам этот финал, впрочем, немного теряет в своей зрелищности, и я думаю, что финал PuMa vs HerO был, все-таки, интереснее. Но если говорить о развлекательной ценности и об уровне интриги – все равно очень хороший матч.

Важно также отметить, что NASL стала первым турниром, на котором PuMa сумел подняться к вершине. Его тут же заметили EG, которые предложили ему перейти к ним (игрок выступал за TSL). Как выяснилось, в TSL игрок вообще не получал зарплаты, поэтому он, конечно же, согласился. TSL в ответ сделали вид, что PuMa их продал и предал, ну или что-то похожее. Не вижу в этом особого смысла – как можно называть такой переход предательством, если вы ничего не платили игроку?

В общем, благодаря успеху на NASL, корейский игрок PuMa начал выступать за Evil Geniuses, и это было очень хорошо для него.

Еще пара моментов. DarkForce – немецкий игрок за протоссов, обладавший очень интересным стилем игры, который сильно напоминал игру в шахматы (как я позже выяснил, это было связано с тем, что DarkForce очень много играл в го). Хороший контроль карты, очень методичная игра с завязкой на позиционировании войск. Впрочем, DarkForce так и не добился каких-то выдающихся результатов в StarCraft 2. Он хорошо играл в ранние дни SC2, но в итоге, по истечении определенного времени, начал стабильно проигрывать тем игрокам, которых сам обыгрывал в бете.

Также в турнире принимал участие Sen – представитель Тайваня и один из лучших иностранных игроков всех времен. Sen был выходцем из Brood War’а, но в отличие от многих других игроков в BW сумел в полной мере оправдать возлагавшиеся на него надежды в StarCraft 2. Он также является единственным иностранным игроком, которому за несколько дней (два дня, по-моему) сумел стать чемпионом премьер-турниров по StarCraft 2 и Hearthstone - безумие просто. Sen вполне мог пройти в финал NASL, когда на пятой карте против МС в полуфинале он получил серьезное преимущество, но затем посыпался, потому что, получив экономическое преимущество и преимущество по армии, решил просто спокойно выйти в брудов и совершенно не разведал войдреев, в которых переходил соперник. А вот в матче за третье место Sen очень уверенно обыграл JulyZerg’а. Он также очень хорошо играл против NesTea, который в то время был вообще лучшим игроком в ZvZ (по-моему, эти игроки встретились в третьем сезоне GSL Open).

На этом заканчивается мой рассказ о турнирах первой половины 2011 года. На сцену выходят несколько главных актеров. Изначально главными звездами иностранной сцены были Idra и HuK. Теперь же к ним добавились NaNiwa и ThorZaIN, а также некоторые другие ребята вроде Sen’а. Мы наконец-то приближаемся к тому моменту, где Корея встретится с остальным миром. Все вот-вот начнется.


Предыдущие части: