История StarCraft. Часть 5: террановский триумвират

В 2011 году успехов в StarCraft 2 добились три игрока за терранов, которые через несколько лет войдут в рейтинг лучших игроков в истории этой игры. Mvp, MMA и Polt сформировали своеобразный триумвират, который по раскладу сил очень напоминал игру "камень-ножницы-бумага". Именно об этих трех игроках и о том, какое влияние они оказали на террановскую мету, и пойдет речь в новом эпизоде "Истории SC2".

В этой части мы поговорим всего лишь о двух турнирах – это MLG Columbus и GSL Super Tournament. Оба турнира прошли в мае-июне 2011 года, и я хочу отдельно поговорить об этих соревнованиях по той причине, что на них появились два очень важных игрока. В одной из предыдущих частей я упоминал "новую волну" игроков – ММА пробился к славе посредством GSTL, где заработал себе популярность как эйс команды SlayerS и как "сын" BoXeR’а.

Первым чемпионством ММА стала победа на MLG Columbus. Это был отличный турнир, и один из первых турниров, который определил место StarCraft 2 на всемирной киберспортивной карте и показал, что эта игра может быть просто-таки невероятно интересной и увлекательной. Частично за это стоит поблагодарить и ММА с его стилем игры.

ММА был очень умным игроком, но у него также было потрясающее чутье на агрессию в нескольких направлениях, которая в Wings of Liberty сильно отличалась от того, что мы позже могли наблюдать в Heart of the Swarm и Legacy of the Void. В WoL у медэваков не было буста, в результате чего соперник мог практически гарантированно уничтожить медэвак, стоило ему его засечь. Поэтому большинство игроков за терранов считали, что мультитаск-агрессия представляет собою, мягко говоря, не лучшее решение. Слишком много времени тратилось на дропы, слишком надолго дропы выходили из обороны, слишком долго они в оборону возвращались, и слишком высок был риск.

А ММА отправлял в дроп по 3-4 медевака, и если в это время зерг атаковал основную армию террана, то этот дроп мог бы стоить игры. В Wings of Liberty играть через дропы было гораздо сложнее – нужно было понимать их механику, понимать перемещения соперника и понимать, что эти дропы тебе дают помимо, собственно, нанесения экономического урона сопернику. ММА использовал дропы для того, чтобы контролировать соперника, получать доступ к информации и при этом иметь возможность нанести сопернику серьезный урон в том случае, если тот потеряет позицию. Для этого требовалось очень хорошее понимание игры и большое количество тренировок. В WoL в таком стиле эффективно играли только ММА и GuMiho, и оба они в плане игры через мультитаск-дропы уступают разве что Maru. Никакому другому игроку (за исключением, опять же, Maru, но это вообще отдельный случай) не приходилось создавать новый стиль игры для того, чтобы решить стоявшие перед ними стратегические проблемы.

В общем, за ММА было очень интересно смотреть благодаря его стилю игры. Мы уже видели всю мощь этого игрока на GSTL, где он сыграл блистательные эйсы против Mvp и DongRaeGu. Многие прочили ему победу на MLG Columbus, после которой он должен был стать лучшим терраном мира, потеснив с престола Mvp. Более того (и об этом редко кто скажет), и в Корее, и на иностранной сцене все очень хотели, чтобы ММА стал чемпионом, точно также как и желали победы MarineKing’у. Причину понять несложно – у обоих игроков был очень зрелищный стиль игры.

ММА – игрок с интереснейшим стилем и сын BoXeR’а, кому могла вообще не понравится такая сюжетная линия? А MarineKing – эмоциональный игрок, который увлекал зрителя своими играми и за которого хотелось болеть. А вот об Mvp было известно совсем мало. По единственному его на тот момент интервью можно было понять, что он переключился на StarCraft 2 с Brood War по той причине, что посчитал, что в новой дисциплине он сможет заработать больше денег. Никаких там историй про то, что необходимо было поддерживать семью, ничего подобного.

В плане игрового стиля Mvp очень напоминал INnoVation’а и TaeJa – первый предпочитает брать стандартные билды и доводить их до совершенства, превращая в идеальное оружие. Mvp в этом плане очень похож на INnoVation’а – идеи для микро он взял у MarineKing’а, концепцию игры с трех баз позаимствовал у Jinro, принес с собой что-то из Brood War’а и, возможно, даже вооружился концепцией мультитаск-игры ММА. Все это он "сплавил" в одно целое. И в то же время Mvp играл очень похоже на TaeJa – сложно сказать, агрессивный или пассивный это стиль игры, но это совершенно точно стиль, заточенный под верное принятие решений. Игра Mvp выглядела очень скучной, его победа в каждом матче казалась неизбежной, и именно по этой причине его и прозвали "сонным Чжаном".

MLG стал очень важным турниром для ММА и для StarCraft 2 в целом. Стиль игры ММА оказался чуть ли не вызывающим зависимость, настолько интересно было за ним наблюдать. Для меня именно этот стиль игры и определяет ММА, пусть он даже и перестанет его использовать после перехода в Heart of the Swarm.

На MLG Columbus в финале ММА дважды обыгрывает Losira’у в best-of-3, и пусть итоговый счет по картам в итоге оказывается 4:1, но это все равно очень близкие игры. Он также обыгрывает IdrA’у – та самая знаменитая игра, где ММА уничтожил свой собственный командный центр, а IdrA написал GG и вышел. Еще один классический момент с этим парнем.

На этом турнире хорошо выступил Moon, забавный матч сыграли NaNiwa и MC. Мы еще вернемся к этой теме, когда будем обсуждать Rain’а, потому что для того, чтобы понять этого игрока и его вклад в игру, нужно понимать PvP-мету.

В общем, на второй карте NaNiwa играл через универсальные протоссовские четыре гейта и был близок к тому, чтобы победить МС. Но пробив оборону корейца швед решил потанцевать юнитами – и этого времени оказалось достаточно для того, что МС достроил темное святилище, варпанул темного тамплиера и выиграл игру.

В дальнейшем в сетке МС проиграл Losira’е, который в то время все никак не мог выбраться из Code A несмотря на то, что был очень хорошим игроком и одним из лучших зергов того времени. Это хорошая иллюстрация того, насколько глубоким в то время был пул игроков – особенно в Корее. Да и даже на иностранной сцене.

Но нельзя рассказывать о MLG Columbus, не затронув при этом GSL Super Tournament. Это пик GomTvT-эры – терраны тогда были сильнейшей расой, но это, на мой взгляд, не было связано с балансом. Если бы зерги и протоссы тогда понимали, как лучшего всего играть против терранов, то они бы выступали гораздо успешнее. Зергам, конечно, было бы посложнее, потому что инфесторы были еще не так сильны и королевам сильно не хватало 5 единиц ренджа, и в целом терраны все равно оставались бы фаворитами в этом матч-апе. А протоссы в то время испытывали сложности с терранами потому, что не до конца понимали, насколько сильной их армия становится в лейте. Это частично связано еще и с тем, что протоссы в StarCraft 2 более двух других рас отличаются от своих "предшественников" из Brood War (хотя ни одна из рас не была перенесена в StarCraft 2 идеально точно). Об этом мы еще поговорим в части, посвященной KeSPA. Но, в общем, я не думаю, что терраны в то время были имбой, просто мета благоволила тактической игре, которая находилась в руках терранов. В какой-то степени сказать за это спасибо можно таким игрокам, как ММА, MarineKing и Mvp, которые вывели мета-игру своей расы на столь высокий уровень.

news_5af6116115adf.jpg

Я нахожу Super Tournament очень интересным турниром в частности и благодаря тому, каким получился финал. Разумеется, ММА считался явным фаворитом, потому что он только что выиграл MLG Columbus, а также прошел и по сетке самого Super Tournament, обыграв очень много сильных соперников. Его соперник Polt, с другой стороны, смотрелся очень неуверенно и в полуфинале еле-еле обыграл ТОР’а. Этот самый ТОР, как я отмечал раньше, был хорошим макро-игроком, но у него был очень плохой контроль – тогда как у ММА были и прекрасное макро, и превосходный контроль. В общем, все ставили на ММА, а Polt, фактически, превратил весь турнир в целиком ущербный.

В финале Polt использовал тактику, которая навсегда изменила TvT. Фактически, он сделал практически то же самое, что и MarineKing в матче против Kyrix’а – а MarineKing тогда, позвольте вам напомнить, представил идею сплита пехоты. MarineKing сплитил морпехов против бейнов, а Polt сделал то же самое, но против танков. И тогда-то и выяснилось, что до этого момента все игроки за терранов располагали танки неправильным образом. Танки раскладывались слишком агрессивно, "вслепую", в неправильных позициях. У ММА в этом матче, я бы сказал, не было никаких шансов на победу, потому что то, что показал Polt – это тактическая революция.

Думаю, это первый раз, когда мы могли видеть тактический гений Polt’а. Точнее, второй раз – первый раз был на одном из сезонов GSL Open, где он продемонстрировал 1-1-1. А финал MMA vs Polt является одним из самых недооцененных матчей в истории StarCraft 2. Все помнят матч между Kyrix’ом и MarineKing’ом, но практически никто не помнит этот финал. Причина – все "топили" за ММА и хотели, чтобы он взял свое второе чемпионство и обошел Mvp в гонке за звание лучшего террана. Polt, в свою очередь, многим казался злодеем, потому что раньше он достаточно резко отозвался о Jinro (хотя довольно скоро выяснилось, что Polt тогда был, по сути, прав). Победа Polt’а очень многих разозлила, притом настолько, что продемонстрированные им тактические инновации остались незамеченными. Вот так вот этот игрок выиграл свое первое и единственное чемпионство GSL.

Таким образом, сформировался террановский триумвират – MMA, Mvp и Polt. Все они были знаковыми фигурами для этой игры и соперничали друг с другом, причем соперничество напоминало игру "камень-ножницы-бумага". ММА мог обыграть Mvp, Mvp побеждал Polt’а, а сам Polt всегда оказывался сильнее ММА. Эти игроки пересекались на GSL, на командной лиге и на онлайн-турнирах, и всегда было интересно наблюдать за столкновением их стилей.

Mvp был универсальным и всесторонне развитым игроком, но благодаря своему агрессивному стилю ММА мог успешно находить бреши в его обороне на поздних стадиях матчей. Polt стабильно обыгрывал ММА, играя очень агрессивно (тогда он был гораздо более агрессивным игроком, нежели в последующие годы своей карьеры, и часто полагался на одну выверенную атаку) и исполняя однобазовые или двухбазовые алл-ины, с которыми ММА просто не мог ничего поделать, тогда как Mvp слишком надежно играл в обороне и поэтому обычно отбивал такие атаки.

Все три игрока стали важными фигурами в истории StarCraft 2. У них также были достаточно продолжительные карьеры, особенно у Polt’а и ММА. Последний так и до сих пор играет, уже вернувшись из армии.

Многие склонны принижать достижения игроков того времени и говорить, что общий уровень игры тогда был так себе и поэтому в титуле чемпиона GSL нет ничего впечатляющего. Но на самом деле титул чемпиона GSL тех времен – это очень даже впечатляюще. А Polt и ММА даже спустя годы после пика своей формы обыгрывали лучших игроков мира. Не совсем понимаю, почему люди так любят принижать чемпионов прошлого и почему они забывают, что многое зависит от состояния самого игрока, от аддона и от меты.

Как бы там ни было, ММА выигрывает MLG Columbus, Polt выигрывает GSL Super Tournament, и на сцене формируется террановский триумфират. Их соперничество не продлится долго, потому что уже достаточно выйдет патч, который баффнет кое-какую расу и породит рой патчзергов.

Все три террана станут одними из самых успешных игроков в истории StarCraft 2. Если посмотреть на терранов из KeSPA и на терранов из eSF (это, кстати, очень условное разделение, потому что далеко не все пре-KeSPA-терраны входили в eSF), то я должен сказать, что единственным пост-KeSPA-терраном в моих глазах является INnoVation, тогда как многие из пре-KeSPA-терранов входят в число лучших игроков всех времен. Думаю, это связано с тем, что у этих терранов было особое видение и понимание игры, и играя друг против друга и подобных игроков им приходилось и дальше развивать это видение и понимание.

После того, как в игру приходит KeSPA, такой стиль игры, какой можно было увидеть в террановском триумвирате, практически перестает существовать в Корее – Polt уезжает в Штаты, ММА перебирается в Европу, а Mvp завершает карьеру из-за травм. Их понимание игры за терранов уходит из Кореи и не передается никому из последователей. Даже Maru – пусть он и играл в одно время с этими игроками, но у него совершенно особый стиль игры, который невозможно воспроизвести.