СтратеGGии: фотонки на маппуле 2-го сезона 2018 года

Начинаем новую рубрику, в которой вместе с известными игроками или стримерами мы будем рассматривать актуальные стратегии и тактики. В первом выпуске мы вернемся к истокам бобрения и узнаем у Vega.KingCobra можно ли успешно фотонить на пяти новых картах второго ладдерного сезона StarCraft 2.

news_5b047dc532a4a.png

Прежде всего отметим, что новый маппул для зафотона определенно лучше прошлого. На многих картах рампа на мейне располагается близко к главному зданию, а размеры самого мейна небольшие, что во многих случаях играет на руку опытному фотонщику.


16 бит

news_5b047ba074289.png

Фотонить в пвп на этой карте удобно. Стандартная точка с выемкой в рельефе у рампы: три пилона отгораживают поставленную следом фотонку внутри. Фотонка снизу ставится при большом сопротивлении оппонента, причем ее тоже можно прикрыти тремя пилонами. Затем смотрим на реакцию противника и либо сразу строим ряд фотонок, которые будут достреливать до Нексуса, либо двигаемся наверх через вторую выемку в рельефе, которую можно легко перекрыть двумя пилонами.

Можно сперва ставить один центральный пилон, чтобы сэкономить, но если нас сразу заметили, то лучше не жалеть, построив еще 2 в стенку и подстраховаться фотонкой снизу. В начале зафотона легко проиграть, если противник окажется опытный и пошлет пробок как за пилон на мейне (где должна вскоре быть заказана фотонка), так и вниз – тогда места под фотонки вообще не останется. Если он реагирует слишком поздно, то можно сразу уйти направо и поставить там еще 2 пилона с фотонкой внутри - получается немного дешевле. Потом стандартно двигаемся к минералам и на рампу, если оппонент ставил там здания.

Застраивать от рампы на натурал очень не надежно, так как твой пилон сразу виден, а срыв всех рабочих легко убивает три пилона в стенке и как итог – фотонка без питания и застрявшая пробка. Новые пилоны будут легко убиваться рабочими.

За минералами на этой карте тоже можно застраивать, но лучше параллельно продолжать строиться внизу на стандартно точке. За минералами проходит зафотон тремя пилонами, причем внизу будет место как под фотонку, так и под страховочный пилон. Но этого недостаточно, ведь он будет прогрызать с двух сторон, а фотонку внутри защищает только один. В результате противник хоть и получит несколько выстрелов по пробкам, но сможет легко отбиться, особенно, если сделает зилота под бустом.

Терранов фотоним как же, но убить террана фотонками сложно, поэтому чаще применяется тактика с блоком рампы, получением экономического преимущества и добиванием обычными юнитами.

Для этого сперва нужно рампу зафотонить, поэтому ставим пилон в проход на рампу (желательно рядом с бараком, тем самым запирая рампу с одной стороны) и затем снизу фотонку, закрытую двумя пилонами. Она в любом случае достроится, так как по ней могут бить максимум 2 ксм. Потом следует уходить наверх, попутно отстреливая мешающих мариков и саплаи, с целью получить небольшой блок пост. Зачастую получается много рабов убить на починке бункера, но нужно фокусить рабочих, а не стрелять по бункеру – это важно! Потом строим сталкеров, а затем и старгейт или роботикс. Терранов придется добивать обычными юнитами, так как на этой карте он может легко перелететь на натурал и сохранить при этом рабов. Для этого заранее нужно поставить у себя газ, а блокирующий проход к нижней фотонке гейт и так у вас будет.

Зерга на подобной карте с карманом зафотонить практически нереально. Нужно блокировать сразу два направления – две рампы, а это очень невыгодно по ресурсам. И все-равно потом выходят роучи с равагерами и легко все отбивают.


Ловец снов

news_5b047bbb56dba.png

Что можно сказать хорошего об этой карте, кроме как отметить ее оригинальный дизайн? Пожалуй, это ее единственный плюс. Шутка. Это хорошая карта для зафотона: очень удобная против тоссов с зергами и положительно-стандартная против терранов.

Вторая карта с маленьким мейном.

Против протоссов хорошим вариантом станет застройка с помощью гейта противника на рампе. Два пилона блокируют проход, после чего ставится фотонка внизу, до которой пробки какое-то время не смогут доехать, а если они таки прогрызли блок, фотонку можно защитить тремя временными пилонами. Так как нексус расположен близко к рампе, то первые же фотонки наверху уже будут до него достреливать.

Если гейт ставится не на рампе, то ее можно заблокировать тремя пилонами и действовать как описано выше, либо использовать неровности рельефа на карте, которых здесь очень много. Стандартные три пилона за которыми втыкается фотонка. При активном противодействии, используется и вторая неровность на мейне для надежности – прогрызать в двух местах намного сложнее и требуется намного большее количество пробок. Еще одной подстраховкой будет фотонка внизу. Единственный минус, что такие фотонки расположены намного дальше от нексуса, чем построенные у рампы, поэтому потребуется дополнительный ряд фотонок, которые уже будут достреливать до базы противника.

Терраны застраиваются от рампы как протоссы. Можно сказать больше – они практически на всех картах так фотонятся. Здесь уже первые фотонки сверху будут доставать как до Командного центра, так и до рабов, которые будут чинить бункеры. Еще одним плюсом такой застройки является блокировка рампы, посему рабочие не смогут уехать, если терран решит перелететь на другую минеральную линию.

Зафотон за минералами не такой надежный. Все зависит от того, какой пилон будут бить рабочие (в этом случае нужно ставить фотонку ближе к стороне, которую бьют меньше рабов) и сколько их будет. Срыв всех рабочих стабильно приводит к победе обороняющегося.

Близость хаты к рампе играет на руку зергам – слизь помешает сделать там что-то. Поэтому хорошим рабочим вариантом является блок натурала. Ставится пилон на краю рампы, а затем заказывается фотонка внизу, если на спалили, или сразу верхняя фотонка с пилонами и гейтом для ее защиты, если противник заметил нас. Это гарантированная отмена хаты, а в последующем и блок рампы на натурале.

Можно сразу полностью заблокировать натурал пятью пилонами, чтобы защитить фотонку снизу. Да, это дорого, но мы видели подобное даже на про-уровне у корейцев. Экономика LOTV'а позволяет тратить большое количество ресурсов даже в самом начале матча. Рампа на натурале, кстати, блокируется четырьмя пилонами снизу, но зачастую это нужно только для того, чтобы не выпустить рабов, которые очень любят ставить новые здания и базы по всей карте.


Бюро находок

news_5b047c23111f5.png

 

Маленький мейн – радость для фотонщика. На этой карте есть удобное место на натурале, где тремя пилонами отгораживается очень много места, а фотонки поставленные там, очень далеко простреливают наверх и легко прикрывают следующую линию нападения, которая будет иметь фатальный характер для базы врага.

Сперва ставится пилон около минералов. Если противник разведал, ставятся еще два, если нет, то сразу ставим фотонку снизу и едем строить несколько пилонов наверху. Здесь важно не пожадничать и заказывать минимум два. Первые фотонки наверху уже достреливают до нексуса. Единственным минусом является опасность блокировки рампы оппонентом до того, как мы поднялись. Поэтому нужно как можно раньше завести пробку на мейн и поставить там пилоны.

Против террана нужно ставить правый пилон на натурале как можно выше, чтобы в будущем заблокировать рампу и не выпустить рабочих, если он решит перелететь. Отличным бонусом является то, что бункер перед ЦЦ простреливается фотонками снизу, а рабы на починке будут умирать от верхних пушек. Напомним, что очень важным фактором успешной застройки террана является количество убитых рабочих, которых нужно фокусить на починке бункера.

Против зергов опять не получится фотонить рампу, поэтому смело блокируем натурал пятью пилонами и фотоним его с намерением отменить нычку. Если он не заметил первый пилон, лучше ставить в стенку два гейта – получится дешевле, да еще и стена будет прочнее. После блокпоста с работающей фотонкой, ставим следующий ряд, который уже наверняка отменяет хату и блокирует рампу. Не нужно лишний раз говорить, что все ненужные пилоны и гейты следует отменять, когда фотонка, которую они прикрывают, достраивается? Зачастую выгоднее перезаказать пилон и потом совсем его отменить, чем достроить его сразу.

В итоге: терранам и тоссам на этой карте очень трудно отбиться, если они не ждут фотонок заранее. Поэтому всегда проверяйте места для зафотона, чтобы самим не попасть впросак.


Красное смещение

news_5b047c5c3f6e8.png

Карта с карманной золотой базой и большим мейном, что не очень хорошо для застройки.

Против протоссов ставим в стандартный закуток около рампы три пилона и фотонку внутри, причем пробка не сможет после этого выехать наружу – придется либо перезаказыать пилон, либо подводить вторую. Если противник сразу замечает нас, то ставим фотонку снизу, чтобы под ее прикрытием продолжать застройку сверху.

Других вариантов в общем-то и нет. Застраивать проход на нычку не имеет смысла – противник уедет на следующую базу, а мы даже не убьем ему первый пилон и гейт. Выбраться из такого технологического отставания почти невозможно.

Терраны застраиваются также. Только в случае, если они не поставили верхний саплай, нужно там построить пилон, с которого питается фотонка внизу. Затем продвигаемся наверх и уже следующая волна будет достреливать до мейна, бункеров и рабочих, которые их чинят.

Против зерга карманный экспанд не так критичен, как на других картах – он простреливается через золотые минералы фотонкой, к которой рабам с собаками "путь заказан". Поэтому можно застраивать натурал пятью пилонами и блокировать его выход на ближний экспанд. Для этого ставим сперва один пилон (лучше дальний от рампы, чтобы фотонки в будущем прикрывали его от реведжеров) и смотрим на реакцию. Если противник не реагирует, сразу приступаем к фотонкам, но если он выводит рабов, то выстраиваем стенку и уже за ней заказываем фотонку. Под ее прикрытием ставим следующий ряд, который заставляет забыть оппонента об этой минеральной линии, а лишний пилон и фотонка за золотыми приисками, оставляет его на одной базе.


Святилище тьмы

news_5b047c8997be6.png

Большая карта на 4 респа. Чтобы как-то разведать и среагировать на ранние атаки противника, нужно отправлять сразу 3 пробки на скаут, причем первого отправлять нужно сразу, а не после пилона, чтобы он успел доехать на противоположный респ. Это очень бьет по ресурсам и даже при таких экономических жертвах у нас не будет возможности на ошибку с первой пробкой – остальные две тоже находятся на распаунах и еще не скоро придут на помощь. Небольшие плюсы в том, что здесь зафотон мало кто будет ожидать: зерги не будут разведывать рабом и могут не оставить овера на натурале или мейне, а терраны и тоссы могут не угадать с разведкой и поздно обнаружить форжу.

Еще одной проблемой является огромная рампа на натурале со стенкой из двух пилонов и трех гейтов (!). Оборонять свою вторую базу от забега лингов будет очень сложно, поэтому нужно надежно заблокировать им проход на их же базе.

Но начнем мы с протоссов и первый способ зафотона представляется следующим образом: ставим пилон сверху и внизу закрываем фотонку тремя пилонами в минералах на натурале. При этом пилон ближний к рампе лучше оставлять, так как он поможет элегантно застроить ее двумя гейтами, если противник вдруг захочет переехать. (при наличии снизу только фотонки, рампа также легко блокируется тремя пилонами). Следующая волна фотонок, которые, к слову, прикрываются нижней, достреливают до базы оппонента.

С терранами повторяем процедуру, при этом лучше ставить верхний пилон максимально близко к рампе, чтобы была возможность поставить фотонку на проходе – она поможет как против переезжающих рабов, так и защитит от мариносов.

Против зергов есть место для фотонки у рампы, которое прикрывается лишь двумя пилонами. Место внутри позволяет ближний к рампе пилон перезаказать, если его особенно активно пилят. Также можно поставить страховочную фотонку на уровень ниже.

Большой мейн позволяет застроить рампу стандартными тремя пилонами – слизи там еще не будет. Затем продолжаем фотонить от рампы, блокируя выход зергу на натурал и отменяем раннюю хату, которую зерги на этой карте будут часто практиковать.

Хорошим и надежным вариантом будет зафотон экспанда. Для этого ставим пилон на дальнем от мейна углу нижней рампы. Если нас заметили, ставится фотонка внизу, но в идеальном варианте ставим ее сразу наверху. Зерги вряд ли будут ожидать застройку на этой карте и стреляющая по экспанду из тумана войны фотонка будет сюрпризом.

Еще один вариант застройки делается через блок рампы снизу. Для этого ставим пилон под ней и смотрим на реакцию. Если выходят рабы, ставим еще 3 пилона и блокируем выход. Затем добавляем фотонки за пилонами и страховочный пилон за ними. Сложностью может стать меньшее количество ресурсов по описанным в начале причинам, поэтому придется чуть подольше подождать перед началом блокировки пилонами.


Благодарим KingCobra за неоценимую помощь в написании материала. Если вам нужны подробности по теории зафотона или требуются срочная помощь опытного фотонщика, заходите к нему на стрим или пишите по следующим контактам: