История StarCraft. Часть 6: мировое турне PuMa'ы

Очередной материал из цикла "История StarCraft 2" от Стивена "stuchiu" Чиу посвящен второй половине 2011 и началу 2012 года. В центре внимания – Ли "PuMa" Хо Чжун, который в то время активно колесит по миру под знаменами Evil Geniuses. Также на сцене появляются многообещающий Bomber и очень талантливый HerO, IdrA выигрывает IEM в Гуанчжоу, а DIMAGA становится чемпионом ASUS RoG.

В этой части мы затронем временной промежуток с середины 2011 и до начала 2012 года, и главным героем этого эпизода станет PuMa. Это один из немногих игроков, которым я посвящу отдельное видео. На то есть две причины – во-первых, его успехи хорошо накладываются на временную прямую. Во-вторых, PuMa в течение достаточно долгого времени будет определять облик международной SC2-сцены. А еще PuMa является одним из самых незаслуженно забытых игроков в истории – и это при том, что он просто прекрасно выступал большую часть 2011 года. Также PuMa представляет собою настоящую загадку в плане игровых возможностей, а также итогового спада свей формы и завершения карьеры.

Также в этой части мы поговорим о ряде иностранных турниров, которые не получается увязать в единую тему с другими турнирами того периода.

Начнем со знаменитого DreamHack’а в, если мне не изменяет память, Йенчепинге, где в финале HuK обыгрывает Moon’а. Больше дело для того времени – уж не знаю, почему, но многие недооценивали HuK’а и не считали его топовым игроком за протоссов, так что победа канадца в финале стала большой неожиданностью. Хотя если обратить внимание на его игровой, то можно заметить, что в подходе к игре HuK очень напоминал МС и был просто-напросто очень хорошим игроком.

На том турнире HuK обыграл несколько лучших представителей расы зергов – July (ранее я отмечал, как стиль игры July отказывался работать против того стиля игры, который исповедовал МС – точно так же стили сработали друг против друга и в матче HuK vs July) и Moon’а. Я думаю, что Moon был слабее JulyZerg’а, и поэтому должен был проиграть своему сопернику – что, собственно, и произошло. Победа на том DreamHack’е стала серьезным достижением для канадца, но далеко не самым главным достижением в его карьере. Далеко не тем достижением, благодаря которому мы считаем HuK’а одним из лучших иностранных игроков в истории этой игры.

Еще один важный турнир – это ASUS RoG, где в финале сыграли DIMAGA и MaNa. Оба были двумя лучшими игроками того времени. DIMAGA стал тем человеком, которому удалось прервать беспроигрышную серию NesTea в ZvZ, а MaNa отличался прекрасными игровыми решениями и интересными билдами, но все это, зачастую, не получало должной оценки со стороны сообщества. Вообще, MaNa в какой-то степени являет собою пример "обратной эволюции" игрока. Ранее мы говорили о том, как игроки начинают с чизов и затем постепенно переходят на макро. А вот MaNa начинал с макро, затем стал чизером, а затем вновь вернулся к макро-ориентированным стилям. Хотя это было связано, скорее, не с непосредственно его стилем игры, а с тем, как развивалась мета. А ведь и в самом деле – совсем скоро наступит эпоха патчзергов. Даже на этом самом ASUS’е предвестником грядущих событий является Stephano, который занимает место в топ-4.

На этом турнире DIMAGA представляет стиль игры через линг-бейнов. Этот же стиль ранее можно было увидеть на GSL World Championship в исполнении MoRRoW. Украинец довел этот стиль до ума и использовал для победы над своим польским соперником, который до конца не понимал, как таким стратегиям противодействовать. Хотя, как выяснится позже, контрить этот стиль было даже достаточно легко – достаточно было вспомнить про то, что сентрями можно отсекать лингов от сталкеров, а самими сталкерами сбивать дроп-оверлордов еще до того, как они дропнут бейнов. А если еще и войска рассплитить, то бейны, даже если вкатятся в вашу армию, не нанесут особо много урона. Поэтому такой стиль игры оказался в забвении в течение ближайшего месяца. Затем линг-бейны в ZvP увидят вторую жизнь лишь в Legacy of the Void, где можно будет гораздо раньше получить доступ к дроп-оверлордам и где игроки смогут сносить силовые поля.

Ну а теперь перейдем к непосредственно мировому турне PuMa’ы. Как мы говорили раньше, этот терран стал чемпионом NASL, где в финале обыграл МС. Благодаря этому PuMa смог сменить свою "прописку" с TSL на EG. В течение пары месяцев игрока не было видно на иностранных турнирах, а затем он посетил сразу несколько таковых.

Первым иностранным турниром в досье игрока стал IEM Cologne, где в финале PuMa сыграл против МС. Протосс, как и следовало от него ожидать, играл очень агрессивно, тогда как терран выдерживал типичный для себя надежный макро-стиль. PuMa в принципе отличался хорошим пониманием TvP, да и вообще всех трех террановских матч-апов. В Кельне PuMa вновь обыгрывает МС, и уже совсем скоро ему предстоит принять участие в следующем турнире – IEM Guangzhou. Хотя, нет, сначала будет MLG Raleigh.

На MLG Raleigh мир увидит еще одного топового террана родом из Кореи – Bomber’а. Также в этом турнире принимает участие NaDa, который показывает лучший (или второй лучший – смотря как расценивать его успехи на GSL) результат в карьере. В матче верхней сетки NaDa проигрывает PuMa’е со счетом 0:2, затем проходит весь путь по лузерам и выигрывает в рематче в формате best-of-7, где его соперник начинал со счета 2:0 благодаря предыдущей победе в верхней сетке. NaDa был настолько рад своей победе, его тогда настолько завели толпа и все происходящее, что после своего триумфа он громко кричал: "Я NaDa"! Всем очень понравился этот момент, потому что NaDa был легендой Brood War’а и многие считали, что он должен был пройти в финал той GSL, откуда его чизами выбил InCa.

MLG принципиально отличался от прочих турниров по StarCraft 2 оригинальной системой посева и системой открытых сеток. Часто получалось так, что игрок, выигравший ноль игр в предыдущем сезоне, получал посев в групповой стадии, тогда как многим другим приходилось проходить трудную открытую сетку. Так что если смотрите на историю турниров MLG, то всегда обращайте внимание в первую очередь на непосредственно выступление игрока, а не на его изначальный посев, потому что как раз-таки посев полной картины может не отображать.

Bomber. Еще один терран, которому прочили славу "убийцы Mvp". У него было просто прекрасное макро, и он уже выходил на матч против Mvp в Code A, где сумел обыграть этого грозного соперника. А еще у Bomber’а был потрясающе интересный стиль игры. В момент своего пика он обладал превосходной механикой и в этом компоненте не уступил бы тому же INnoVation’у, но такую формуBomber продержал очень недолго. После этого сам игрок очень сильно изменяется, равно как изменяется и его понимание игры. Но в тот момент мы увидели его именно как игрока, обладающим восхитительной механикой.

Помню игру Bomber’а против Mvp на карте Whirlwind. Игроки не потратили впустую ни одного минерала и ни одной единицы газа и шли "ноздря в ноздрю" – настолько хороша и отточена была у них механика. Казалось, им удалось найти оптимальный баланс между атакой, защитой, апгрейдами и экономикой. Bomber в той игре в определенный момент решил отказаться от заказа новых апгрейдов и вместо них подстроить новые войска, тогда как Mvp незамедлительно заказал апгрейды и поэтому задержал заказ войск – и разница по лимиту составила как раз то количество юнитов, которые можно было заказать на сэкономленные с задержанных апгрейдов деньги. Настолько вот равно эти двое играли.

В общем, все думали, что у Bomber’а большое будущее и что он потеснит Mvp с трона. Увы, но пусть Bomber и обладал огромным потенциалом и за свою карьеру смог добиться действительно выдающихся результатов, но он никогда так и не оправдал тех надежд, которые на него возлагали в первое время.

В финале MLG Raleigh 2011 Bomber сыграл против такого зерга, как CoCa. Этого зерга сложно оценивать, он очень непредсказуемый и неочевидный. У него не было мотивации для того, чтобы попытаться стать лучшим игроком мира, но у него, совершенно точно, был определенный талант. В какие-то моменты в ранние годы игры он, пожалуй, даже входил в топ-5 лучших зергов мира, а на том турнире мы могли увидеть его с максимально серьезным настроем. Интересно еще и то, что CoCa, который тогда дошел до финала MLG, позже непреднамеренно поможет jjakji стать чемпионом GSL.

Идем далее – IEM Guangzhou. Турнир, в финале которого оказались elfi и Idra. Принимал участие на этом турнире и PuMa, который в полуфинале со счетом 0:3 проиграл как раз Idra’е. Для американца этот турнир стал одним из лучших в карьере в плане итогового результата. Но не самым лучшим – самый лучший будет позже.

Я помню этот турнир, в частности, еще и потому, что Idra на своем пути к финалу обыграл многих хороших игроков, тогда как вторым финалистом стал elfi – игрок, который был известен тем, что обладал смехотворным АРМ, что был до смешного плох в PvZ и PvT, но при этом просто-таки невероятно хорош в PvP. Idra совершенно не уважал elfi – на лице американца можно было даже заметить отвращение и презрение в тот момент, когда он узнал, кто будет его соперником в финале. Idra выиграл турнир, но не знаю, насколько рад он был после финала – ведь на пути к этому финалу он обыграл PuMa’у, он обыграл Revival’а, а затем на последней ступеньке его ждал всего лишь elfi. Но финн за свою карьеру, кстати говоря, сумел обломать несколько хороших игроков и "запороть" тем перспективные турниры – опять же, благодаря своему шикарному PvP.

Затем, ближе к концу года, наступает период, который назовут "зимой HerO". Но зима HerO и мировое турне PuMa’ы – это, по сути, одно и то же, потому что эти игроки встретились друг с другом в финалах двух турниров конца того года.

Первым из этих турниров стал DreamHack Winter, где HerO дебютировал в качестве топового игрока за протоссов. Ранее он долгое время тренировался в тимхаусе oGs и к моменту дебюта уже являл собою роскошного стратега со множеством идей, причем идей уникальных. Очень агрессивный, очень зрелищный игрок. Когда в игру пришли профессионалы-протоссы из KeSPA, то практически все они отмечали, что им было интереснее всего смотреть за стилем HerO. Он играл совершенно не так, как МС – а ведь МС определил стиль игры протоссов на долгое время, на большую часть истории StarCraft 2.

PuMa и HerO сходятся в грандфинале, где протосс ставит перед терраном задачу, которую перед ним никто не ставил раньше – он затягивает макро-игру гораздо сильнее, чем это было принято в TvP в то время. Большинство игроков за протоссов тогда играли в агрессивном стиле с двух или трех баз, тогда как HerO играл в три или в четыре базы. Но, в отличие от того же Rain’а, HerO играл куда агрессивнее. Ему нравилось использовать нестандартных юнитов – фениксов, призму, имморталов. Но все-таки самой примечательной его фишкой стала именно призма. Тогда это был очень уязвимый юнит, который умирал буквально от пяти атак королевы, поэтому очень мало кто осмеливался его использовать. Но HerO хотел рисковать, а поэтому он быстрее других разобрался в том, как использовать призму и какое преимущество это позволяет получить. А позже, когда призму баффнули, его идеи стали частью общепринятой протоссовской меты.

HerO выиграл первую встречу – финал DreamHack Winter. А уже совсем скоро эти двое встретились в другом финале – финале второго сезона NASL. И здесь мы смогли увидеть, так сказать, месть PuMa’ы. Терран изменил свой стиль игры и в этот раз вместо пехоты и танков, которые подвели его в прошлый раз, сделал ставку на более макро-ориентированную игру с массированным производством пехоты, медеваков и призраков. В итоге PuMa’е удается найти ключ к агрессии HerO и обыграть его в очередном прекрасном финале. Частично своей репутацией макро-игрока HerO обязан именно этим двум затяжным финалам.

В начале 2012 года проходят два небольших турнира, по которым мы также очень быстро пройдемся. Первый из них – это HomeStory Cup IV, где в финале МС обыгрывает Sound’а, для которого это второе место становится лучшим и, наверное, единственным результатом в карьере. Также на этом турнире в статусе игроков международного уровня дебютируют JYP и viOLet. JYP в своей карьере сможет добиться определенных успехов, а viOLet так и вовсе сумеет стать очень серьезной фигурой, когда наступит эпоха патчзергов.

Второй турнир – IEM Sao-Paolo, где в финале viOLet обыгрывает SuperNova’у. Особо отметить тут нечего, разве что довольно приятную победу для viOLet’а в матче, где фаворитом считался SuperNova. Этот терран, кстати, является обладателем очень интересного стиля игры, пусть даже у него не так уж много достижений и выигранных призовых. Но о нем мы еще, может быть, поговорим отдельно, а пока что отмечаем то, что viOLet находится на подъеме – а этот зерг связан со многими идеями, которые в то время начинают находить путь в зерговскую мету. Мы также поговорим о них отдельно, потому что там очень много о чем нужно рассказать.

И вот мы, наконец, и добрались до последнего по-настоящему выдающегося в плане результатов турнира в карьере такого игрока, как PuMa. IEM World Championship в Ганновере – здесь PuMa со счетом 5:0 проходит свою группу, затем выносит из сетки JYP и MMA и выходит в финал, где его ждет встреча с МС. Кстати, перед этим финалом ведь был еще ASUS Winter, но там PuMa не показал ничего особо выдающегося и занял всего лишь третье место, проиграв Stephano.

Итак, в финале IEM World Championship PuMa в очередной раз в своей карьере играет против МС. Терран выбирает свой проверенный временем надежный макро стиль. МС, как мы знаем, известен своей агрессивной игрой с двух или трех баз, но если вы хотите увидеть обратную сторону этого протосса, его "макро-составляющую" – то вам рекомендуется посмотреть этот финал.

В этом матче МС понимает, что ему нужно сыграть чуть более в стиле PuMa’ы, т.е. сделать ставку на лейтгейм и постараться собрать армию, которая сможет уничтожить армию соперника. При этом протосс не отказывается окончательно от своего агрессивного стиля, что позволяет ему одержать победу со счетом 3:2. PuMa проигрывает этот финал и на этом, фактически, и заканчивается его мировое турне, которое продлилось с середины 2011 по начало 2012 года.

За это время игрок мог сделать много запоминающегося. Он никак не проявил себя на GSL, даже не сумел пройти ни одной квалификации, но за упомянутый период PuMa доказал, что он был способен играть против практически всех сильнейших игроков. Вопросы, ответить на которые нам уже не суждено: почему PuMa так хорошо выступал на зарубежных турнирах и почему ему так не нравилась GSL? А также – что же с ним такое произошло в итоге?

В какой-то момент PuMa решил отказаться от стабильно приносившего ему успех макро-ориентированного стиля игры и переключиться исключительно на алл-ины. Собственно, после этого он уже больше проигрывал, нежели одерживал победы.

Третий вопрос – что же произошло с общим уровнем игры этого террана, с его пониманием геймплея? Ведь он играл просто прекрасно, а потом вдруг стал играть просто отвратительно. Причем это ухудшение в качестве игры происходило не постепенно, а случилось словно в мгновение ока. Вряд ли это связано с тем, что он перестал быть частью корейской тренировочной системы, потому что переход в EG никак не сказался на его уровне. Приход в игру представителей KeSPA – тоже нет, уровень игры PuMa’ы рухнул раньше. Изменения меты – тоже нет, не было там настолько значительных изменений. Да, играть в TvZ стало очень сложно, в TvP в какой-то момент произошла революция протоссов, но PuMa не стал ее очевидцем и не соприкоснулся с нею непосредственно, сразившись с PartinG’ом, Squirtle’ом и NaNiwa’ой.

PuMa – очень интригующий и очень хороший игрок, чье макро часто оказывается недооцененным. В каком-то смысле PuMa еще и игрок странный и загадочный. И очень символично, что в своем последнем финале он играет против МС, потому что именно благодаря соперничеству PuMa’ы и МС (а также HerO) мы увидели несколько прекрасных финалов, а сам МС стал частью первого сезона NASL и его присутствие, фактически, спасло тот сезон (потому что все в том сезоне было из рук вон плохо, но финал заставил всех позабыть о том, что было "до").

PuMa – один из великих игроков, память о которых затерялась во времени. Но, надеюсь, прочитавшие эту главу узнают, что он был прекрасным игроком, одним из лучших игроков 2011 года и что он не всегда был тем чизером, в которого превратился в 2012-2013 годах.

news_5b197ea93f682.jpg


Предыдущие части: