История StarCraft 2, часть 7: сыны SlayerS и Mvp

Представляем перевод очередного эпизода истории StarCraft 2 от stuchiu. В этой части мы поговорим всего лишь о двух турнирах, но это будут очень важные турниры. Первый – собравший целую плеяду лучших игроков со всего мира, MLG Anaheim 2011, второй – GSL August, который войдет в историю как самое сильное турнирное выступление легендарного Mvp.

MLG Anaheim – это сочетание нескольких сюжетных рамок, о которых я так или иначе рассказывал ранее. Конечно же, прежде всего у нас здесь весь цвет иностранной сцены. На турнире играет HuK, играет NaNiwa; IdrA здесь, ThorZaIN здесь, Ret здесь; KiWiKaKi, WhiteRa, даже MoRRoW. В общем, очень много представителей иностранной сцены. А еще здесь в качестве участника крупного международного турнира наконец-то дебютирует DongRaeGu.

В те времена существовал такой подкаст о StarCraft, который назывался State of the Game. Одним из гостей в каком-то из тогдашних выпуском оказался NonY – один из лучших иностранных игроков в истории Brood War. В StarCraft 2 он не смог добиться таких же успехов, но речь о другом.

В общем, в том подкасте обсуждали корейских игроков, которых могли пригласить на этот турнир. И NonY на все кандидатуры реагировал очень спокойно, например: "Да, неплохо было бы увидеть ММА". Оно и понятно – он ведь тогда был профессиональным игроком и хотел играть против лучших из лучших. Но когда ведущие упомянули DongRaeGu, то NonY сказал: "Вот уж нет, держите этого чертового монстра подальше от меня". Настолько вот тогда грозно выглядел DRG и настолько мощным соперником он представлялся. Это при том, что игрок даже не играл на GSL. Он считался как минимум вторым лучшим зергом мира, некоторые даже считали его самым лучшим зергом. На главной корейской лиге ему еще только предстояло проявить себя – скажем за это спасибо чрезвычайно плотному и конкурентному пулу игроков среднего звена, а также системе GSL с разделением на Code S / Code A.

Более того, сам DongRaeGu очень хотел попасть на MLG Anaheim, потому что в дополнение к призовым деньгам здесь был еще и специальный приз в виде места в Code S.

Приехал даже сам Mvp, пусть у него даже и был слот в следующий сезон GSL. А также практически в полном составе приехала команда SlayerS, ведомая своим лидером ММА. Был также и BoXeR, был и Rain из TSL (ему было суждено сыграть довольно важную роль на этом турнире).

Журналисты не преминули возможностью узнать мнение игроков SlayerS об их наставнике BoXeR’е. И что ММА, что GanZi, что Ryung (в других интервью – на MLG Anaheim он не приехал) называли себя "сынами BoXeR’а и сынами SlayerS". Все они стремились добиться серьезных результатов, дабы сам BoXeR признал их успехи. "Любимым сыном" BoXeR’а был ММА, который играл лучше всех из этой троицы, но GanZi и Ryung намеревались превзойти его достижения. Во всяком случае, именно в таком ключе это все подавали общественности.

На MLG Anaheim игроки SlayerS задали новую мету в TvZ – мету с синим пламенем. Фактически, на профессиональном уровне тогда никто еще не видел геллионов с синим пламенем. А вы можете представить себе, как это работает – к вам в минеральную линию залетает медевак, после чего вы говорите "до свидания" всем своим дронам, ведь геллион с синим пламенем выжигает рабочих с двух атак. Очень опасная тема, к которой игроки за зергов не были готовы. Позже, конечно, эта стратегия потеряла в эффективности, но сумела вновь обрести "вторую жизнь" в одном очень специфическом билде, придуманном и продемонстрированном Mvp в самой худшей из эпох в истории StarCraft 2.

Итак, на турнире оказались все лучшие иностранцы, целая команда корейцев, ММА, DRG и Mvp. Если говорить о противостояниях, то здесь вам и ММA vs DRG, и MMA vs Mvp, и NaNiwa против всех. Здесь и легендарный BoXeR, и еще ряд игроков, которые сыграют важную роль в истории игры – корейский протосс Alicia, тренер команды fOu Choya.

Одна из особенностей соревнований MLG – это хитровыделанный формат турниров. Конечно же, здесь есть открытая сетка, которая предполагает, что прийти на турнир и сыграть может любой игрок. Разумеется, можно пройти весь путь – от первого раунда открытой сетки и до финала. И смотреть за таким восхождением игрока всегда очень интересно, особенно учитывая тот факт, что на MLG игралась сетка до двух поражений.

С другой стороны, была система групп, где игроки распределялись согласно их рейтингу. Иногда из-за того, как работал посев, сеянными оказывались довольно слабые игроки – например, тот же Cruncher. Тем не менее, благодаря тому, что в группах неизменно оказывалось большое количество сильных игроков, у зрителей всегда был как минимум один интересный матч для просмотра. Да, первые матчи в открытых сетках всегда были плохинькие, но зато в это время в группах играли, например, NaNiwa vs HuK, или там BoXeR vs IdrA, или Mvp vs SeleCT, вокруг которого тогда было очень много хайпа. Или вот ММА vs Ret – последний уже давно ничего не выигрывал, но всем было пофиг, все хотели увидеть этот матч!

После групповой стадии лучшие игроки из групп перемещались в сетку, причем итоговое положение в группе было очень важно – те, кто занимал верхние строчки, получали место в сетке виннеров, а их менее удачливые коллеги отправлялись в лузера, откуда пробиться к чемпионству было очень сложно.

news_5b37b34374135.png

Поговорим о группах. В группе А самыми интересными игроками были DongRaeGu, HuK и NaNiwa. Это первая встреча канадца и шведа на серьезном турнире, и у них в 2011 году даже было что-то вроде мини-соперничества – хотя в принципе тут нет ничего особенного, у NaNiwa вражда была со всеми подряд. Такой уж у него был характер, что он постоянно со всеми всюду ссорился. Если говорить об этом соперничестве, то HuK был сильнее как игрок в PvP, тогда как NaNiwa в этом матч-апе особо не выделялся до тех пор, пока в игру не пришел Rain, который поменял протоссовскую мету. Потом PvP у NaNiwa’ы снова пошло на спад – после того, как в Heart of the Swarm в игру добавили оракулов. В общем, сначала швед играл зеркалку просто хорошо, потом очень хорошо, а потом, после появления оракулов – очень плохо. Хотя даже в игре с оракулами он в итоге более-менее разобрался, но PvP тогда стало слишком уж разнообразным для такого игрока, как NaNiwa.

Главными фигурами в группе В стали BoXeR и IdrA, хотя были там и другие достойные игроки – тот же Sjow. Еще в этой группе сыграл Cruncher, главным достижением которого здесь стало то, что он выбесил IdrA’у.

В группе С был ММА, а еще через открытую сетку сюда пробился Rain. Это самое серьезное достижение этого игрока… Точнее, нет, его самое серьезное достижение – это финал GSL, но выступление на MLG считается самым запоминающимся и эффектным выступлением в его карьере. Если в финал GSL он "выехал" на двух бараках, то уже на MLG он играл уверенное макро и всем очень нравилась его игра. Вообще, Rain очень хорошо играл до самого конца своей карьеры – после MLG он вернулся в Корею, потом покинул свою команду TSL, перебрался в Америку, где тоже играл в StarCraft; потом он вновь вернулся в Корею ради выступлений на GSTL, его форма стала даже еще лучше – и тут он завершил карьеру, вновь уехал в Штаты и, по-моему, стал бойцом ММА. Прямо как JinrO. И, по-моему, он до сих пор в Америке, чем-то там занимается. У него, кстати, есть серия блогов на Team Liquid – можете почитать, они все весьма интересные.

В общем, в группе С именно Rain занимает первую строчку, выиграв все свои матчи и показав блистательную игру в TvT. В группе D на первом месте финиширует Mvp, тогда как вторым оказывается пробившийся через открытую сетку GanZi.

news_5b37b7179b6bc.png

В верхней сетке в топ-4 финишировали DongRaeGu, BoXeR, Mvp и Rain. Mvp был слишком хорош, и легко переиграл DongRaeGu. А вот в матче BoXeR’а и Rain-а сюжет был уже поинтереснее. Все хотели, чтобы BoXeR выиграл турнир, а вместе с ним и место в Code S. У него было плохое TvP, чуть получше было TvZ, а вот TvT было его лучшим матч-апом. У Rain’а также было прекрасное TvT, и в итоге зрители увидели прекрасную игру, где дело дошло и до появления крейсеров, и до нанесения ядерных ударов. BoXeR в итоге смог одержать победу и вышел в финал верхней сетки.

BoXeR vs Mvp в финале верхней сетки – увы, без шансов для BoXeR’а, слишком уж хорош, слишком уж силен его соперник. BoXeR проигрывает 0:2 и падает в нижнюю сетку, а это значит, что еще не все потеряно и что нужно выиграть всего лишь один матч, чтобы получить место в Code S.

Тем временем в нижней сетке GanZi обыгрывает Rain’а, а также фантастический матч выдают MMA и DongRaeGu. Терран побеждает благодаря новой мете с синим пламенем, а также благодаря тем навыкам, которые у него не отнять вне зависимости от меты.

ММА против GanZi – битва "сынов BoXeR’а", где сильнее оказывается ММА. Как я и говорил ранее, этот турнир был ознаменован доминацией игроков SlayerS – ведь в топ-4 оказались сразу три представителя этой команды.

В поединке "отца против сына" – BoXeR против ММА – сильнее оказался именно последний, который и вышел в финал, где ему предстояло встретить финального соперника в лице Mvp. Очередной виток противостояния этих двоих игроков (если мне не изменяет память, то предыдущий был на GSTL, где в эйс-матче победу одержал ММА). В этот раз сильнее оказался MvP, который, повторю, играл на том турнире очень сильно и уверенно.

news_5b37b530381e9.jpg

Турнир MLG Anaheim в какой-то степени оформил фигуру Mvp на киберспортивной сцене, причем игрок получил не самый лучший "облик". Потому что кого за последние месяцы обыгрывал Mvp? Он обыграл старичка NesTea, которого так любили все поклонники игры; он обыграл DongRaeGu, который тогда был в центре внимания общественности; он обыграл BoXeR’а – легенду Brood War; он обыграл MMA – восходящую звезду и игрока, в котором все видели наследника BoXeR’а и которому желали всяческих успехов; он обыграл MarineKing’а, доведя того до слез. В общем, Mvp не любили, давайте скажем так. Да, его уважали – но при этом его не любили. Корейцы называли его "снотворным", потому что он играл очень четко и надежно, но при этом очень скучно. Если другие игроки словно вкладывали в игру душу, то Mvp просто убирал соперников со своего пути, словно бы те были мусором. Хотя стоит признать, что у него был очень эффективный стиль игры, который представлял собою некое сочетание стилей INnoVation’а и TaeJa – от первого у него была механика и выверенность действий, второго он напоминал умением оказывать давление на соперника, ждать ошибок и затем, дождавшись нужного момента, уничтожать. Со стороны выглядит скучно, зато приносит результат.


А теперь перейдем к GSL August. Этот турнир считается одним из самых впечатляющих в карьере Mvp, а все дело в том, что на своем пути к чемпионству он здесь обыгрывает самых сильнейших игроков.

В первой групповой стадии Mvp оказывается в одной группе с Polt’ом и МС. Первый – сильнейший протосс и чемпион GSL, второй – только что выиграл GSL Super Tournament, о нем все говорят и он у всех на слуху. И Mvp обыгрывает Polt’а и выходит из группы с первого места.

В плей-офф первым соперником террана становится NesTea – сильнейший на тот момент игрок за зергов. Следующий соперник – HuK, лучший иностранный игрок за протоссов и, пожалуй, один из топ-3 протоссов на тот момент. В полуфинале Mvp обыгрывает July – одного из топ-3 зергов того времени. Кстати, в том матче July показал лучшую макро-игру в своей карьере и лучшую макро-игру за зерга на тот момент. Он (что с ним в принципе довольно редко бывало) сыграл фулл-макро, занял множество локаций и собрал гигантскую армию для того, чтобы убить своего соперника. Но Mvp был готов и к такому – он вышел в лимит призраков, и с помощью снайперских выстрелов смог уничтожить все, что бросал на него соперник. July пробовал бейнов, пробовал муту, но ничего не помогло, и терран вышел в финал. А ведь это, наверное, был лучший в карьере July шанс на победу на GSL – пусть у него уже был один финал, но там он ни за что не обыграл бы МС просто из-за того, как один против другого работали их стили.

В финале Mvp должен был сыграть против TOP’а. TOP это одно из незаслуженно забытых имен StarCraft 2 и игрок, которого многие недооценивают. Ранее я говорил о нем как об очень макро-ориентированном игроке с очень плохим микро, но могу также сказать, что он по-настоящему блистал в TvT. Потому что в этом матч-апе не так сильно требовалось микро, но были очень важны хорошее макро, хорошее понимание экономики и хорошее понимание позиционной игры. Если у вас все это было, то микроконтролем можно было пренебречь. Если у вас все это было, то вам не нужно было контролить так, как Polt контролил пехоту против осадных танков в своем финале на GSL Super Tournament. Именно это и делает TvT лучшим матч-апом в StarCraft 2 – здесь можно играть в том стиле, который вам нравится, при условии, что вы лучший в этом стиле. В Heart of the Swarm террановская зеркалка стала хуже, и именно потому, что один конкретный стиль получил преимущество над другими. Но, по моему мнению, TvT в Wings of Liberty – это лучший матч-ап в истории StarCraft 2.

TOP на своем пути к финалу обыграл Zenio (довольно среднего игрока за зергов), а также Genius’а, который держался в Code S благодаря одному-единственному билду, а именно – благодаря прокси-войдреям. Он даже позволял себе шутить над другими игроками: "Вы тренируетесь по 8 часов в день? Я тренируюсь по 8 игр в день"! Было противно.

В полуфинале TOP обыграл Polt’а, который тогда был одним из лучших игроков в TvT в мире.

Итак, финал. TOP против Mvp. И здесь Mvp являет миру очередное тактическое новшество, а игроки вдвоем дарят зрителям одну из лучших игр в истории. На карте Daybreak игроки стараются играть очень агрессивно, так как на этой карте есть несколько узких проходов, где сражения против осадных танков могут быть фатальными. Поэтому оба стараются получить преимущество на ранней стадии игры. Но, несмотря на это, игра выходит в лейт – игроки делят карту пополам, после чего каждый выбирает разные вариант продолжения.

Тут стоит отметить, что к тому моменту какие-то интересные решения для лейтового TvT в своих играх предлагал ByuN. О нем я, кстати, практически ничего не говорил, т.к. он станет более-менее заметной фигурой несколько позже (и то – практически исчезнет сразу после наступления этого момента).

В общем, ByuN тогда был очень сильно нацелен на лейтгейм, где являл собою полную противоположность MarineKing’а. Если МКР сводил лейт к размену базами, то ByuN был известен благодаря своей игре осадными танками и так называемому "дюймовому пушу" – в ходе этого процесса он медленно-медленно, буквально дюйм за дюймом, передвигал танки до тех пор, пока окончательно не прижимал своего соперника. Это эффективный вариант для TvT с разделом карты, потому что в такой ситуации нужно уметь очень эффективно размениваться – как показал опыт игры между Ensnare и JinrO, где первый с целью нанести урон даже запускал нюки, что совершенно не окупилось.

Но на Daybreak стратегия с танками совершенно не работала из-за узких проходов – нужно было играть через воздух. И оба игрока начали массированное производство воздушных войск, а именно викингов и воронов. Доминация в воздухе позволяет получить преимущество над соперником, так как дает дополнительную дальность обзора танками без использования сканов. А если у соперника еще и нет пехоты или турелей, то можно попробовать и баньшей с невидимостью.

Раздел карты. Mvp понимает, что сейчас его оборону с танками никак не пробить, и начинает готовить лучший тактический ход в истории игры, что я видел; лучшее тактическое решение за, в общей сложности, 9 лет.

И вот что делает Mvp. Он строит четыре академии призраков, строит четырех призраков, сажает их в медевак; берет всех своих викингов, берет штук 7-8 воронов, а также 3-4 торов, также "сажает" их в медеваки. Затем под прикрытием защитных дронов от воронов он проводит свою армию на базу соперника, где разгружается и начинает уничтожат всю инфраструктуру. Здесь TOP понимает, что это провал: он не может оставить основной фронт, т.к. в таком случае танки соперника доберутся до его баз. Но он не может также и оставить свой продакшен просто так погибать под огнем соперника, потому что в TvT нужно эффективно разменивать ресурсы, но ты просто не можешь тратить свои газ и минералы, если у тебя нет продакшена. Так что ТОР, в итоге, все-таки решает идти отбивать свою базу – но здесь Mvp задействует призраков и начинает ядерные удары, которые одновременно уничтожают сопернику базу и мешают сопернику подняться на рампу. Гениальное тактическое решение, которое, как мне кажется, психологически сломило ТОР’а. Он понял, что в лейте с Mvp ему не справиться, потому что тот просто-напросто намного сильнее. И в итоге тот финал остался именно за Mvp – 4:1.

Если говорить исключительно об уровне превосходства над соперниками, то это лучший сезон GSL в карьере Mvp. Здесь он напоминал будущего INnoVation'а: "Прочь с моей дороги, я слишком хорош для тебя"!

За период времени, пришедшийся на два описанных в этой части турнира – MLG Anageim и GSL August – Mvp уничтожил всех самых сильных своих соперников. Не осталось никого, кто мог бы бросить ему вызов. Да здравствует король!

Mvp стали называть лучшим игроком в мире. Еще бы – дважды чемпион GSL, дважды чемпион GSL World Champioship, победа на MLG Anaheim. Mvp победил всех и стал королем StarCraft 2.

Ах, да. Эта GSL – последнее серьезное достижение в карьере ТОP’а. Он был непримечательным в TvZ и TvP, у него было плохое микро, но у него было отличное макро и он блистал в TvT, что и показал на GSL и GSL Super Tournament. К сожалению, ТОР так и не сможет улучшить свою игру – а ведь это необходимо делать! Даже не быть лучшим в плане микро, а просто вывести его на достойный уровень. Вот, например, Zest – когда он был лучшим игроком в мире, то он не был лучшим в плане микро, но был где-то в топ-10. А ТОР в этом компоненте был где-то в топ-30 или даже 40.

news_5b37b58b64191.png

Он как-то сыграл удивительный билд против NesTea на GSL Super Tournament, но зерг смог отыграться из отставания в 100 лимита – и это вполне себе объясняет, насколько все отвратительно было у ТОР’а с микро. Билд, кстати, заключался в том, что ТОР играл 1-1-1, но вместо мариков он строил геллионов, а из космопорта строил баньши. Этими юнитами он постоянно давил соперника, при этом занимая новые базы, наращивая производственные мощности и затем сокрушая соперника огромным количеством юнитов. Именно так он и обыграл NesTea, хотя в целом тот был на голову выше.

А билд через геллионов и баньши еще сыграл свою роль в эпоху брудфесторов, когда до него дошли руки Mvp. ТОР показал билд через баньшей и геллионов, а ребята из SlayerS в Анахайме представили геллионов с синим пламенем. Mvp взял обе этих стратегии, адаптировал под себя и уже в 2012 году с помощью нового билда выдал одно из лучших выступлений в истории StarCraft 2.