Как использовать сайдборд в Magic: The Gathering на примере топовой колоды

Несмотря на то, с момента своего релиза MTG: Arena всеми силами старалась популяризовать bo1, разработчики решили все-таки послушать фанатов "традиционного" bo3 и дали возможность подниматься по ладдеру именно в этом в режиме. Да и множество турниров, в том числе и соревнования на GoodGame, продолжают его использовать.

Существенным отличием между bo1 и bo3 является возможность изменять свою колоду с помощью сайдборда, и в этом материале мы как раз расскажем о том, зачем нужен сайд, почему это важно, а также поделимся базовыми принципами того, как это нужно делать.


Что такое сайдборд и зачем он нужен

Когда игрок работает над идеей какой-то колоды, зачастую он строит ее вокруг определенной стратегии. Однако в "магии" постоянно случаются ситуации, когда стратегия одного из игроков оказывается абсолютно неэффективна против того, что делает его оппонент. И как раз для таких случаев в Bo3 формате и используется сайдборд (в простонародье сайд), представляющий из себя 15 карт, на которые вы можете заменить ненужные вам заклинания из мейна между матчами. Он позволяет вам подстроиться под оппонента и добавить в свою деку необходимые инструменты для борьбы против него, что, зачастую, должно серьезно увеличить ваши шансы на победу.

Стоит понимать, что sideboarding – это своего рода искусство и овладеть им в совершенстве может оказаться крайне сложной задачей, но мы вам в этом поможем. Чтобы самому постичь этот механизм, вам нужно очень хорошо разбираться в том метагейме, в котором придется играть, нужно понимать, какие карты могут помочь в каждом конкретном матчапе, и нужно чувствовать, когда и какие карты стоит менять, чтобы с одной стороны усилить свою колоду, а с другой не разрушить ее основного плана на игру. Поэтому в этой статьей мы постараемся пройтись лишь по основам сайдбординга, не углубляясь в совсем дикие дебри, для разбора которых потребуется целая книга.

Конечно же вы всегда можете положиться на "нетдекинг" и доверить составление сайдборда игрокам, которые провели многие недели за тестированием каждой карты. Однако мало того, что мета игры постоянно меняется, так еще и те колоды, с которым сталкиваются их создатели, могут заметно отличаться от того, с чем приходится бороться вам. К тому же далеко не все декбилдеры заморачиваются с написанием подробных гайдов, так что вам придется на личном опыте разбираться, когда и какую карту стоит поменять. Да и если говорить в целом, то умение правильно подобрать сайд никогда лишним не будет.

Чтобы как-то визуализировать все те принципы, которые будут обсуждаться в данном материале, мы решили взять за основу колоду Sultai Midrange. С ее помощью Кори Бурхакрт смог добраться до второго места на Гран-при Мемфис.

news_5c703837c742a.png


Сильные и слабые стороны вашей колоды

Для начала нужно понимать что делает ваша собственная колода и в каких аспектах ей может потребоваться усиление.

Давайте сразу же перейдем к нашему Sultai Midrange'у и чего она хочет добиться:

  1. Получить преимущество на начальной стадии игры благодаря легкому манаразгону в лице Llanowar Elves и существам вроде Wildgrowth Walker, Jadelight Ranger и Merfolk Branchwalker.
  2. Уничтожить самые опасные угрозы оппонента: Hostage Taker, Assassin's Trophy и Vraska's Contempt.
  3. Выйти вперед по картам с помощью Vivien Reid и Hydroid Krasis.
  4. Продолжать максимально эффективные размены с оппонентом пока у того не останется способов противостоять вашим кричам.

По сути, Sultai Midrange должен наказывать любого противника в стандарте за мелкие оплошности. В матчапах с агрессивными колодами вам нужно пережить первые пару ходов и если в какой-то момент вам удастся удержать на столе Wildgrowth Walker'a и сыграть что-то с разведкой, то вы сразу же получите серьезное преимущество. В играх с контролем вы должны поджать оппонента на ранней стадии, а затем просто выставлять угрозы, пока у него не закончатся ответы. Ну а если вам придется играть против других мидрейнджей, то тут уж все будет зависеть от того, кто сможет выиграть "войну на истощение", и надо сказать, что у Sultai версии есть все необходимые инструменты для победы в таких ситуациях.

Однако стоит понимать, что несмотря на то, что Sultai Midrange может успешно противостоять любой колоде, ей будет крайне тяжело справиться с идеальными заходами. Кроме этого ваше взаимодействие с оппонентом во многом ограничено: нормально убивать мы можете только существ, да и то многие карты работают на скорости "волшебства", чего временами оказывается недостаточно.


Анализ меты

Вторым шагом будет получение знаний о том, с чем нам предстоит столкнуться.. На Арене эта проблема решает достаточно просто — вы можете зайти на профильный сайт, посмотреть наиболее популярные в данный момент колоды и сделать поправку на свой уровень. Если же речь идет о каком-то бумажном турнире в местном клубе, то тут конечно нужно опираться только на личный опыт.

Вот примерный список того, с чем вы можете столкнуться:


Определить степень угрозы колод противника

Вам нужно разобраться, в каких случаях вам вообще может понадобиться сайдборд. Некоторые колоды просто не могут противостоять вашей стратегии в первой игре, да и после сайда у вас будет определенное преимущество, в то время как в других матчапах ситуация окажется прямо противоположной и вам нужно будет из кожи вон лезть, чтобы иметь хоть какие-то шансы на победу. К тому же нужно понимать, что у вас есть всего 15 карт для сайдборда и если какой-то архетип не представляет особой угрозы, то лучше потратить эти слоты на карты, способные помочь вам в проблемных матчапах.

Давайте определимся с тем, что из вышеперечисленных колод может вызвать сложности у Sultai Midrange.

Опасные оппоненты:

  • Izzet Drakes: много летающих существ, способных убить вас за 2-3 тычки. К тому же в этой деке есть несколько способов защитить своих дрейков, так что уничтожить их будет непросто.
  • Simic Nexus: у вас очень мало способов взаимодействовать с винконами этой колоды.
  • Esper Control: с появлением Kaya's Wrath эта колода получила возможность зачищать ваших ранних существ, а в отсутствии сильного стола у вас не так много способов уничтожить Тефери.

50 на 50

  • Azorius Aggro и Mono-red Aggro: ваши существа зачастую способны остановить раннюю агрессию и дать вам преимущество, однако если у оппонента есть чем на них ответить, то у вас могут возникнуть сложности.
  • Sultai Midrange: миррор — это всегда бросок монетки, так что тут никогда не знаешь чем все закончится.
  • Mono-blue tempo: с одной стороны, многи карты этой колоды просто не работают против вашей стратегии, с другой стороны у Sultai очень мало способов остановить кричей с полетом. Поэтому тут все зависит от захода.

 


Какие карты стоит класть в сайдборд


Спектр применения

При подборе карт для сайдборда главное помнить основное правило: чем уже круг применения карты тем эффективнее она должна выполнять свою задачу.

Если у вашей колоды есть серьезные проблемы в каком конкретном матчапе и вы собираетесь положить в сайдборд карту, способную полностью законтрить стратегию оппонента, то вы должны быть уверены, что ее хватит, чтобы увеличит ваши шансы на победу до 90%+. В стандарте это достаточно редкий случай, однако как пример можно было бы привести Unmoored Ego в матчапе с Nexus'ами.

Пример: Если говорить о нашей Sultai колоде, то можно отметить Cry of Carnarium в играх против Azorius Aggro и возможных токен-колод.

Однако в большинстве случаев сайдборд карты используются для взаимодействия с тем, с чем в первой игре вы бороться не могли. При этом карты могут применяться в самых разных матчапах в зависимости от ситуации.

Пример: Negate будут неплохо играть против Nexus'a, Esper Control и даже чего-то вроде Mono-blue.


Временное окно и манакост

Одно из основных правил Magic'a заключается в том, что среди двух карт с примерно одинаковым эффектом лучше выбрать ту, что стоит меньше маны. Это вполне очевидно и понятно, однако в случае с сайдбордом важно еще и то, что вы сможете применить нужную карту в ответ на угрозу со стороны оппонента.

Пример: Наша колода позволяет использовать Thought Erasure, чтобы доставать из руки оппонента наиболее проблемные карты. Однако принимая во внимание чуть более сложный манакости и наличие нескольких способов борьбы с существами, куда лучше будет положить в сайд комплект Duress'ов.


Сайдборд должен быть продолжением основной колоды

Старайтесь сделать так, чтобы ваши попытки законтрить оппонента соответствовали общему стилю колоды. Это позволит вам избежать ситуаций, когда вы будете сидеть с заклинанием из сайда в руке и не иметь возможности его применить только потому, что оппоненту не зашла нужная карта.

Пример: Чтобы бороться с летающими существами Sultai Midrange может использовать несколько дополнительных копий Cast Down, или любого другого черного ремувала. Однако куда лучше будет взять парочку Kraul Harpooner, которые в случае чего могут выполнять роль ранней агрессии.


Изменение  первоначального плана

Если ваша колода строится вокруг какой-то узконаправленной стратегии, то иногда бывает полезно положить в сайд несколько карт, способных выиграть вам игру в отрыве от первоначального плана, что может застать оппонента врасплох.

Пример: В этот раз нам придется отойти от Sultai Midrange и обратить свой взор к Esper Control'ю. Изначальной в этой колоде нет ни одного существа и увидев это многие ваши соперники предпочтут убрать из своих дек большую часть ремувала. Вы можете воспользоваться этим, засайдив комплект Thief of Sanity, которые станут отличным подспорьем в любой игре против медленной колоды.


Не переусердствуйте с сайдбордингом

Бывают ситуации, когда после первой игры вы захотите изменить десяток карт в своей колоды. Однако не спешите этого делать, так как вполне вероятно, что это может отразится на реализации вашего основного плана игру. Так что постарайтесь заранее определится с тем, что и на что вы меняете в каждом из матчапов. Это поможет вам избежать ситуаций, когда засайдив кучу "контры" ваша колода превратится в простой набор карт не способных взаимодействовать друг с другом.


Небольшой гайд по сайдборду для Sultai Midrange

  • Izzet Drakes:
    • Убираем: 1x Llanowar Elves, 1x Merfolk Branchwalker, 1x Find//Finality, 1x Hydroid Crysis
    • Добавляем: 1x Cast Down, 2x Kraul Harpooner, 1x Crushing Canopy
  • Esper Control
    • Убираем: 2х Cast Down, 1x Ravenous Chupacabra, 2x Hostage Taker, 4x Wildgrowth Walker
    • Добавляем: 4x Duress, 1x Vraska's Contempt, 2x Midnight Reaper, 2x Kraul Harpooner
  • Simic Nexus
    • Убираем: 2х Cast Down, 1x Ravenous Chupacabra, 2x Wildgrowth walker, 2x Vraska's Contempt
    • Добавляем: 4x Duress, 2x Negate, 1x Crashing Canopy 
  • Mono-blue tempo
    • Убираем: 1x Carnage Tyrant, 2x Vivien Reid, 1x Find//Finality, 1x Vraska's Contempt, 1x Forest
    • Добавляем: 1х Cry of Carnarium, 2x Kraul Harpooner, 1x Cast Down, 1x Hostage Taker, 2x Duress
  • Mono-red aggro
    • Убираем: 2x Find//Finality, 1x Forest, 1x Carnage Tyrant, 2x Vivien Reid
    • Добавляем: 1x Cast Down, 3x Duress, 2x Negate
  • Azorius Aggro
    • Убираем: 1x Carnage Tyrant, 1x Viven Reid, 1x Forest
    • Добавляем: 1x Hostage Taker, 1x Cast Down, 1x Cry of Carnarium
  • Sultai Midrange
    • Убираем: 4x Wildgrowth Walker
    • Добавляем: 2х Midnight Reaper, 1x Hostage Taker, 1x Vraska's Contempt