Финал на пять
Намного лучше попытаться достичь большего,
попытаться стать триумфатором,
даже несмотря на то что шансы ничтожны...
Намного лучше, чем слоняться словно призрак,
не зная ни горечи, ни наслаждения,
ни победы, ни поражения.
- Теодор Рузвельт
Оригинальное название: A Finale in Five
Автор: Arrian @ TeamLiquid
Перевод и оформление на reps.ru: Rus_Brain
Loading...
Еще пару секунд и два игрока будут готовы встретиться друг с другом в этом мире. А пока их умы витают где-то далеко. Они думают о том, что одолели многих соперников на пути к финалу. Через многое пришлось пройти, чтобы добраться до этой кабинки. Еще один и трофей. Ничто не способно отнят его. Но первое место одно, а игроков двое. Это и создает тот тайфун ярости финальных игр. Всего несколько минут работы с мышкой и клавиатурой, и все закончится.
Все просто:
Два игрока,
Одна сцена,
Тысячи фанатов,
Пять игр.
И это финал OSL. Самый значимый для любого старкрафтера. Час, может быть, два, и мир увидит нового чемпиона (как Савиор), озарение юного дарования (как Флэш) или первую в истории Золотую Мышь (как Нада).
1 / BO5: направление
Землетрясение в пять баллов проходит так же стремительно, как и возникает. Оба игрока чувствуют себя уверенными в себе (благо, не один час тренировались), сосредоточенными. Эмоции в кулак, чувствуем ритм; поехали! Обычные люди с мышкой и клавиатурой, на эти мгновенья это Главком, Экзекутор или Сверхразум. Игра начинается
Практически всегда, когда задают вопрос, какая игра из серии наиболее значимая, отвечают - первая. Часто первая победа дает моральное превосходство, из чего складываются и остальные игры. Первая победа дает некое "ментальное лезвие", которое не заметишь по ресурсам, или лимиту, но заметишь по четкости действий соперника. Все эти незначительные "мелочи" для отборочных имеют огромное значение в финале.
"Лезвие", о котором мы упомянули, это своего рода 'нематериальный актив', с точки зрения экономики. Оно есть, потрогать его нельзя, но его ценообразующий фактор огромен. Многие игроки безуспешно пытались найти свое "лезвие", но лишь избранным это удалось. Финал это даже не скилловая игра (бывает, что и на икапе можно получше игры найти), скорее, именно нематериальная. Нужно держать под контролем в первую очередь себя, ведь каждая секунда на вес золота. Все едино, футбол ли это, шахматы или старкрафт.
Конечно, бывает и наоборот - первая победа заставляет игрока расслабиться, и он не может показать себя, но это проблемы самого игрока, а не его оппонента. Победа в первой игре - давление именно на соперника.
Когда STARTALE.July начал EVER OSL 2008 с 5-пула на Отелло, эта стратегия просто перевернула SKTT1_BeSt'а. Поражение, прозвучавшее как мантра: "тебе тут делать нечего" выбила его из колеи сразу же. Всем (включая самого Беста) стало понятно, что Джулай в свой месяц пришел за золотой мышью. Вторая игра стала такой же быстрой, а в третьей Джулай просто игрался со своим соперником как папа с сыночком. "Бог Войны" выиграл, использовав всю мощь "ментального ножа".
2 / BO5: вызов
Сцена с яркими огнями - настоящее испытание для человека. Один падает в нокаут, другой сделал мощный четкий удар. Оба игрока разминают пальцы. В конце концов, одна из кабинок покажет свою слабость, ведь в ней сидят обычные люди.
Вторая игра из серии - это вызов. Это вызов и победителю первой игры (достаточно ли он заточил свой "нож"?), и проигравшему в ней - ведь сейчас ему сравнительно легко выровнять счет и вырвать победу. Но вызов и для второго: достаточно ли он хорош, чтобы вырвать ее самую? Победу? Это вызов поражению.
Из-за этого вторая и первая игра тесно связаны, чего не скажешь о третьей (если она становится решающей). Здесь и можно определить истинного чемпиона - его не сломает поражение в первой игре, он может одолеть соперника во второй, ведь одно очко - не победа. Чего не скажешь о "случайных" игроках - они тут же ломаются и не могут не только взять игру под контроль, но и взобраться на верх снова.
В то же время, победитель первой должен накорню избавиться от попыток проигравшего восстановить свою уверенность в себе. Проиграть вторую так же легко, как и выиграть первую, часто означает попрощаться с первым местом.
Во второй игре EVER OSL 2007 между Team 8]Jaedong 'ом и Samsung_Stork'ом на Катрине показала миру, как зерг может перенаправить соперника в свое русло, несмотря на поражение в первой игре. Вызов, которому Сторк не смог ответить. Пока Джае отбивался от хараса Аиста с одного гейта, все шло хорошо; но когда дело дошло до Муталисков, планы Сторка разбились в дребезги. Дальнейшие две игры Сторк практически отдал сопернику.
3 / BO5: подавление
Судьба уже определила победителя. Сегодня победителем будет лишь один. Фаворит готовится к своей последней игре, а его соперник из последних сил пытется заставить себя выиграть
Для некоторых встреч эта игра становится последней. В первой игре соперник задает ритм, во второй справляется с тем вызовом, который ему можно сделать, а третью доводит до логичного конца.
3-0. Приговор. Разницы нет, три ли это подряд бункерраша, три ли это затяжных макроигры, три ли это "затупа"; это 3-0. Уверенность в своих силах после такого падает в тар-тарары, и часто навсегда.
Нет ни одного "подавления" (если не сказать "унижения") как в играх SKTT1_Bisu и sAviOr'а. Суперзвезда просто исчезла после серий встреч с разгромным счетом. Особенного внимания заслуживает финал MSL на Blitz X. Бису был лучше во всем: в тайминге, в микро, в макро, в контроле карты, в разведке. Особого внимания заслуживает то, что победа над Савиором в то время считалась невозможной. По крайней мере в PvZ - точно.
4 / BO5: отчаяние
Все здесь. Здесь и сейчас. Один игрок против другого, оба против себя, и против соперника. Вылететь в четвертой игре и все, трофей еще очень далеко. Но нет, мысли в сторону, сосредоточение; только к победе!
Четвертая игра это всегда отчаянная игра. Для одного победа это уже троей, для другого - поражение в одном шаге от заветной мечты. Это тот миг, в котором каждый может что-то потерять. Момет истины. Не удивительно, что кто-то может быть доведен до отчаяния.
Четвертая игра, это как сафари - один из игроков загнан в угол, а другого одурманивает запах свежей крови. Тем не менее все, что волнует обоих, это даже не трофей, не серия в целом, а конкретный матч. Быстрый как один миг.
В отличие от третьей игры в ситуации 2-0, в четвертой обе стороны попили кровушки, ведь предполагается 2-1, или 1-2; но оба пострадали. Насколько - вот вопрос. Никогда не выиграешь, если веришь в то, что твой соперник непобедимый; но появляется надежда, как только побеждаешь себя, свое ложное чувство.
В четвертой игре финала EVER OSL 2004 на Requiem, Boxer_old в отчаянии пошел в два барака (M&M) против стандартного начала iloveoov'а. Эта игра, как и вся серия - одна из самых знаменательных игр в истории старкрафта. Помимо прочего это момент перелома "Корейского" стиля в сторону "Европейского", когда Оов положил начало эпохе макроигр. Эта игра песспорно - самая отчаянная в OSL. Если раш проигран, игра проиграна. Если раш замечен, игра проиграна. Но решение принято, план на игру есть.
5 / BO5: судьба!
Какой изматывающе длинный вечер! Оба игрока устали, оба засиделись. Глаза напряжены от постоянного мерцания яркого монитора, руки болят от бешенного клика, ноги хотят размяться... Но игра решающая. Последний раз собраться с мыслями и победить. Сейчас, или уже никогда. Да, еще можно попробовать себя в других OSL, но эта, именно эта Старлига будет утеряна. Еще чуть-чуть. Но пятая игра зависит не только от игроков. Здесь нужна и удача. Судьба, если хотите.
"Смягчающий эффект" пятой игры в том, что проигравший не будет чувствовать себя опустошенным; он сражался на равных, не хватило чего-то малого. Это теория; а на практике совсем иначе. На практике можно винить себя за то, что недостаточно готовился, халатно отнесся к игре, недооценил соперника, делал глупость... А может действительно "не повезло"? Ведь и так бывает.
К пятой игре уже кончаются заготовки, нет хитрых тактик, да и нет сил на их исполнение; но выиграть хочется. Оба почти выиграли, оба почти проиграли. Через несколько минут один станет триумфатором, другой уйдет в молчании. Кульминация карьеры киберспортсмена.
Встреча, которая останавливается на счете 2-2, происходит не просто так. Фанаты просто балдеют. А игроки - оба стараются выиграть, но слепая удача улыбается лишь одному из них.
Boxer vs YellOw в Coca-Cola OSL 2001,
Garimto vs Boxer в SKY OSL 2001,
XellOs vs YellOw в Olympus OSL 2003,
iloveoov vs Boxer в EVER OSL 2004,
GoRush vs Nada в YATGK MSL 2004,
Anytime vs Boxer в So1 OSL 2005,
July vs Goodfriend в EVER OSL 2005,
Nada vs Anytime в Shinhan Bank OSL 2006,
GGPlay vs Iris в Daum OSL 2007,
Bisu vs Stork в GOMTV MSL S2 2007,
Stork vs fantasy в Incruit OSL 2008.
Но едва ли пятая игра была такой напряженной как легендарный бой STARTALE.July против Goodfriend'а на Форте. С самого начала до самого конца пятая игра финала OSL именно такая, какой должна быть - яростная бесконечная битва, невероятное микро, новаторские стратегии того времени, отменное исполнение; и много-много удачи.
Victorious!
Финалы Старлиги - это то, что делает старкрафт зрелищным вот уже двенадцатый год! Финалы породили те игры, которые новички разбирают теперь как азбуку; а игроки, независимо от того, кто победил, а кто проиграл, остаются самыми известными и самыми популярными по сей день.