Менеджмент и киберспорт — два неразлучных звена

 В наше время в связи с ростом популярности компьютерного спорта возникла большая потребность в специалистах по спортивному менеджменту. И поэтому сейчас многие называют себя спортивными менеджерами и пытаются достичь успеха в этой деятельности. Но, к сожалению, далеко не всегда такие менеджеры имеют необходимый набор деловых качеств, необходимых для этого рода деятельности и не всегда соответствуют современным требованиям, которые предъявляются к таким специалистам.

До сих пор бытует мнение, что менеджер — это бывший не очень удавшийся игрок, который решил сделать себе карьеру в сфере киберспорта и реализовать свои несбывшиеся мечты в талантливых игроках. Дело не в том, что такой менеджер, не достигнув собственного успеха, не может знать, как привести команду к успеху. Да и воспринимать его серьёзно вряд ли кто-нибудь станет.

Кроме того, возраст спортивных менеджеров становится всё меньше и меньше. На сегодняшний день менеджером может себя называть даже школьник. В основном, это касается непрофессиональных команд. И даже если молодой человек невероятно талантлив и обладает непревзойдёнными способностями к такому роду деятельности, он  не сможет выполнять ряд поставленных перед ним задач, потому что ему ещё не хватает жизненного опыта и профессиональных знаний, чтобы выполнять работу менеджера эффективно. Вот почему успешных молодых менеджеров, которых воспринимают серьёзно, так мало.

Вместе с тем, есть обратная сторона медали. Успешный и состоявшийся в жизни человек вряд ли  будет заниматься спортивным менеджментом. Для многих таких людей это лишь «быстрый» путь к онлайн-популярности и не более того. А если популярность не приходит, они, как правило, быстро теряют интерес к этой деятельности. Менеджмент спортивных команд — очень сложная и неблагодарная работа. Если команда выходит победителем, редко этот факт относят к заслугам менеджера, а если проиграет — то именно его зачастую делают «козлом отпущения».

 

Каким же должен быть настоящий спортивный менеджер? Прежде всего, менеджер — это мозг команды и главная составляющая её успеха. Не только игроки, но и менеджеры должны нарабатывать опыт и повышать уровень своей работы, постоянно находясь в развитии.

И все-таки, чем же занимается современный киберспортивный менеджер?

США Джеймсон Лейк, руководитель организации coL:
«Основная моя роль - это управление и координация работы нашего клуба. Сюда входит очень много различных обязанностей, начиная от работы со всеми подразделениями и заканчивая техническими и финансовыми вопросами. Здесь должно быть понимание, что есть ряд навыков, которые надо будет нарабатывать, но есть также врожденные навыки, которые наработать не удастся. Все мы пониманием, что менеджер — это управленец, это целая череда совокупности личностных качеств, которые есть не у всех. Если вы понимаете, что это занятие именно ваше, и можете трезво оценить свои способности, тогда вы безусловно можете попробовать встать на этот путь. Основные качества - это коммуникабельность, трезвая самооценка, целеустремленность и понимание человеческой психологии. В принципе, так или иначе все основные качества, которые требуются руководителю в любой сфере. Но в этом спорте есть маленький нюанс, который отличает сильно нас от других занятий, а именно, возраст. В среднем, на западе считается, что руководитель не может быть менее чем с десятилетним стажем работы, и здесь главное именно жизненный опыт человека. Ведь руководитель управляет людьми, и здесь имеющийся жизненный опыт один из главных аспектов».
 

Норвегия Кристоф Роблин, менеджер команды Lions:
«Изначально меня позвали исключительно для того, чтобы развивать команду в ключе ее известности и взаимовыгодных отношений с инвесторами. Спектр моих задач довольно широк — это ведение переговоров со спонсорами, менеджмент игроков и команд, развитие мерчандайз продукции, ассистирование и работа с журналистами, работа над предложениями. Это список можно продолжать бесконечно. Хотя я хотел бы уточнить, что многие из этих задач выполняются группами людей, ассистирующими друг другу, и наша организация - это скорее своеобразная семья, в которой каждый её член ежедневно выполняет поставленные перед ним задачи. Каждое мнения, каждого члена команды будет услышано, и все, кто вовлечён в ежедневную работу, — являются ключом к успеху Lions».
 

Россия Виктор Титов, менеджер команды MYM:
«В команде я должен был выполнять роль связующего звена между немецкой организацией и маркетинговыми партнерами на территории СНГ (будь то Razer, Puma или кто-то еще), ну и, имея определенные наработки с крупными профильными компаниями, постараться за солидные премиальные привести спонсоров в этот проект. После всем известных событий, я выполняю функции полновесного генерального менеджера команды. Приходится быть мудрее во многих вопросах, обладать навыками психологического убеждения, что именно этот вариант правильный, стараться доносить все спокойно, без нервов, раскладывая по полочкам».
 

Украина Александр Кохановский, менеджер команды Na`Vi:
«Я стараюсь как можно больше общаться с парнями и как можно ближе быть к коллективу. Решаю их повседневные проблемы, на ряду с глобальными. Игроки думают только об игре и как можно меньше задумываются об окружающих их проблемах — это моя забота. Нужно обладать высокими организаторскими способностями, лидерскими качествами и харизмой».
 

Вне всякого сомнения, настоящий спортивный менеджер должен быть человеком с хорошо развитыми лидерскими и управленческими качествами, а также с достаточным количеством профессиональных знаний и практических навыков. Он должен координировать действия игроков и направлять в нужное русло работу команды, вести переговоры со спонсорами, предоставлять игрокам всё необходимое, правильно составлять графики тренировок, приобретать наиболее качественный инвентарь, грамотно проводить презентации и работать с журналистами. Менеджер должен быть очень коммуникабельным и контактным человеком, поскольку неотъемлемой частью его роботы является постоянная связь с командой, душевная близость и полное взаимопонимание с каждым игроком.

Поскольку этот человек постоянно находится вместе с командой, от него во многом зависит моральная атмосфера в коллективе. Стиль общения с командой должен быть демократичным, а не авторитарным. Не только игроки должны слушать менеджера, но и менеджер должен прислушиваться к мнению каждого члена команды. От коммуникабельности менеджера зависит также контакт со спонсорами и журналистами.

Именно менеджер определяет будущее команды, особенно в начале её спортивного пути. От спортивного менеджера во многом зависит, как скоро команда начнёт занимать призовые места. Это позволит ей перейти на серьёзный уровень в перспективе, а также иметь хорошего менеджера, занимающегося поездками, и достойного PR-менеджера.  

Наличие всех перечисленных выше менеджерских качеств сделает киберспортивных менеджеров сильными,мыслящими, способными сделать компьютерный спорт наиболее популярным среди широких масс общественности. И, возможно, современный киберспорт выйдет на новый уровень, где общество будет признавать его в полном объеме.