Часто задаваемые Hardware вопросы 1 - Видеокарты
Каждый день огромное количество людей на форумах задают множество вопросов, просят помочь или посоветовать продукт в той или иной секции. И наш родной гудгейм (goodgame.ru) не исключение. В сегодняшнем креативе я попытался рассмотреть широкий спектр наиболее популярных, часто задаваемых hardware вопросов/проблемax и их последовательные решения. И сегодня пойдёт речь о графических картах...
Что такое видеокарта?
Видеока́рта (известна также как графи́ческая пла́та, графи́ческая ка́рта, видеоада́птер, графический ада́птер) — устройство, преобразующее графический образ, хранящийся как содержимое памяти компьютера или самого адаптера, в иную форму, предназначенную для дальнейшего вывода на экран монитора. В настоящее время эта функция утратила основное значение и в первую очередь под графическим адаптером понимают устройство с графическим процессором - графический ускоритель, который и занимается формированием самого графического образа.
Что такое референс, референсная видеокарта?
ATI (AMD) i nVidia разрабатывают видеопроцессоры (GPU), стандарты (референс) видеокарт на их основе и драйвера (за исключением мобильных видеокарт), а так же задают номинальные частоты GPU и памяти видеокарт. Партнеры, собирающие все комплектующие (ГПУ, печатную плату, память, систему охлаждения) в готовый продукт и продающие его обязаны следовать как минимум этим стандартам или же улучшать\расширять их. Стандартную систему охлаждения можно заменить на более дорогую и эффективную. После этого можно повысить номинальные частоты (заводской разгон). Для гарантии стабильности разогнанных моделей печатная плата может быть модифицирована с целью улучшения подсистемы питания и т.д. Таким образом, референс - это стандарт, заданный ATI(AMD) или nVidia, без каких либо изменений (кроме наклейки).
Какому производителю отдать предпочтение при выборе видеокарты?
Если речь идет о референсных моделей, то их разница заключается в
- лицеприятности наклейки на видеокарте;
- комплекте поставки (в основном это касается наличии игр в комплекте);
- теоретически разница может заключаться в качестве монтажа системы охлаждения на печатную плату, но массовых проблем с этим у какого-то конкретного производителя не наблюдалось.
Таким образом, референсные модели видеокарт ASUS дороже аналогичных от других производителей вовсе не потому, что чем-то лучше - по характеристикам и возможностям они одинаковы.
Если же речь о не референсных моделях, то все зависит от цели (тишина, низкая стоимость, максимум производительности, внешний вид и т.д.).
Что такое SLI, CrossFire и в чем разница между ними?
SLI и CrossFire - технологии объединения нескольких видеокарт на одной материнской плате для совместной работы. Разница между ними исключительно в том, что СЛИ поддерживается картами от nVidia, а CrossFire - картами от ATI. Технологии объединения более двух видеокарт получили отдельные названия - Tri-SLI (3Way-SLI), Quad-SLI и CrossFireX. Каждая из технологий требует поддержки как видеокартой, так и чипсетом материнской платы. К сожалению нВидиа оставляет за собой эксклюзивное право на использование SLI, поэтому поддержка SLI есть только в чипсетах нФорце! ЗЫ: теперь нет, и на амдешных/интеловских чипсетах вы найдёте поддержку SLI, 3Way SLI, Quad-SLI. Благо всё вышло благополучно (так как нвидия перестала выпускать свои чипсеты, последним могиканом оказался чипсет - nForce 980a SLI).
Какие производители видеокарт существуют/есть на данный момент?
Их всего 4! Не больше не меньше а жаль (конкуренция идёт исключительно между AMD и Nvidia)
1) AMD (после покупки ATI)
2) Nvidia
3) Intel
4) VIA (производит свои чипсеты и видеокарты)
Какой объём видеопамяти требуется для комфортной игры?
По нынешним меркам минимальный объём видеопамяти для комфортной игры составляет 512МБ. Это не так однозначно, ибо всё зависит от разрешения вашего экрана (монитора), используемых настроек/параметров.
1) минимум: 512МБ
2) крепкий середнячок: 768-1024МБ
3) максимум: с выше 2048МБ т.е 3072МБ, 4096МБ итп... (однозначно используются/применяются в ТОП видеокартах, ибо там предполагается что игроки не станут играть на граф.адаптере за 20к рублей в разрешении 1024х768)
Какие самые популярные игровые разрешения?
ПК:
Раньше это были:
1) 800х600
2) 1024х768
3) 1280х1024
4) 1600х1200
По нынешним меркам:
1) 1680х1050
2) 1920х1080/1920х1200 (Full HD)
3) хHD разрешение т.е 2048х1536, 2560х1600 и выше
+ ещё до сих пор не менее популярное разрешение 1440х900
Ноутбуки:
1) 1024х768/1280 х 768/1280х800
2) 1366х768/1400х1050
3) 1680х1050
4) 1920х1080 (Full HD)
На изображении появляются разноцветные точки. Монитор подключенный через DVI интерфейс. Чем могла быть вызвана эта проблема и как ее решить?
Это довольно распространенная проблема, связанная с кабелем подключения. Обычно она вызвана попутными факторами:
1) Плохой контакт нескольких пинов кабеля.
2) Недостаточная скорость передачи по кабелю.
Решение проблемы:
1) Улучшить фиксацию кабеля. Если используется переходник DVI> D-sub проверить фиксацию на нем.
2) Заменить кабель на DVI Dual link.
Видеокарта глючит, появляются артефакты, картинка чаем (игры, программы)! Что делать? Нид хелп!
Хммм?! Ну самый часто задаваемый вопрос на форумах и сайтах. Ответить на него однозначно нельзя, но несколько советов/трюков всё же имеем
1) Переустановить драйвера графической карты (не каждая новая версия является стабильной, нужно подыскать себе стабильную не глючную версию)
2) Если видеокарта подверглась разгону (оверклокингу, ОС) то всё сбросить на номинал, т.е дефаулт
3) Почистить и разобрать видеокарту, почистить запылившееся охлаждение
4) Заменить термопасту на более свежую/новую
5) Попробовать прошить/перепрошить БИОС на более свежую версию
6) Переустановить виндоус (бывает что иногда помогает)
7) Переустановить игру, пропатчитсь, скачать новые версии программ
8) Если видеокарта на гарантии, отнести в СЦ или в место покупки и требовать обмен или возврата денег (самый крайний вариант)
+
Всегда указываем скрин с техническими сведениями (GPU-Z) и с температурами (SpeedFan, Furmark) и грамотно описываем возникшую проблему
Какие аналоговые и цифровые выходы бывают на видеокартах?
1) Аналоговый D-Sub, или VGA-выход. Обычно синего цвета, имеет 15 контактов. Был стандартом к появлению нового цифрового интерфейса DVI, но он достаточно популярен до сих пор. Используется для подключения большинства ЭЛТ (электро-лучевая трубка)-мониторов. Часто возникает вопрос: у меня вход на мониторе D-sub, а выход на видеокарте - только DVI. Что делать? В таком случае следует использовать переходник DVI> D-sub, который обычно идет в комплекте с видеокартой.
2) Цифровой DVI-выход (Digital Visual Interface) - обычно это стандартный интерфейс для вывода изображения на большинство ЖК-мониторов. Обычно современные видеокарты имеют два DVI-выхода, что позволяет выводить изображение одновременно на два монитора. Для вывода изображения на мониторы с разрешением 2560x1600 (xHD) и выше требуется Dual-Link выход, то есть двухканальный DVI.
3) RCA, или и называемый "тюльпан", он же Composit. Распространен в аудио-и видеотехнике (телевизоры, видеомагнитофоны). Обеспечивает низкую качество изображения. Постепенно "сходит с арены".
4) S-Video выход. Сигнал передается по двум каналам: яркости (Y) и цвета (С), что обеспечивает лучшее качество изображения. Используется в домашней видеотехнике (например телевизоры).
Еще следует добавить, что практически на всех современных видеокартах разъем типа S-Video используется как универсальный, на который через переходники передаются видеосигналы S-Video, Composit и Component. Последний передается по трем кабелям и обеспечивает на телевизоре наилучшее качество изображения среди аналоговых интерфейсов.
5) High-Definition Multimedia Interface (HDMI) - интерфейс высокой четкости, позволяющий передавать цифровые данные высокого разрешения и цифровые аудио-сигналы с поддержкой HDCP. Подробнее здесь. По сути это усовершенствованный DVI. Основная разница - HDMI меньше по размерам и поддерживает передачу многоканальных цифровых аудио-сигналов.
6) Display Port - новейший интерфейс. Основное отличие от HDMI - более широкий канал передачи данных - 10,8 Гбит / с вместо 5 Гбит / с. Но стоит отметить, что HDMI версии 1.3 и выше тоже поддерживает ширину канала передачи данных 10.2 Гбит / с Это предоставляет более высокое разрешение. Максимальная длина кабеля - 15 м вместо 5м в HDMI. Display Port поддерживает HDCP версии 1.3. Подробнее о Display Port можно почитать здесь.
Какаю видеокарту мне выбрать? И главное как?
Здесь много ключевых факторов которые играют огромнейшую роль при окончательном выборе. Попробуем с парочкой разобраться !
1) Цена/бюджет - т.е сколько вы желаете отдать за покупку видеокарты
2) Производитель - ведь мы же не нуждаемся в ноу неймах а в качественных производителях (Asus, Gigabyte, MSI... к этому вернёмся чуток позже)
3) Для чего будет видеокарта использоватся. Будь это игры/мультимедия/видео-аудио рендеринг/кодировка видео
4) Охлаждение - желаем ли воду, воздух, пассив?
5) Размеры (габариты) - думаю с этим всё ясно
6) Внешний вид, тишина в эксплуатации, производительность
Какие производители самые лучшие, качественные, распространённые?
Их довольно много. Но о некоторых мы напомним: Asus, Gigabyte, MSI, Zotac, XFX, POV (Point of View), Leadtek, EVGA, Gainward......
Где мне скачать драйвера на мою видеокарту?
1) Для AMD (АТИ) карт -> ТУТ
2) Для Nvidia карт -> ТУТ
Какое охлаждение применяется у видеокарт? Какие типы?
1) Пассивное (пассивы, радиаторы - т.е видеокарта полностью накрыта большим пасивом)
2) Активное (вентелятро + радиаторы с малыми пасивами)
3) Водяное (вода)
+
4) Экстремальные виды охлаждение: азот (LN2), фреон, жидкий гелий
Какая видеопамять используется в видеокартах?
У современных граф. адаптеров используются памяти типа: GDDR, GDDR2, GDDR3, GDDR4, GDDR5. Где приставка G означает graphics/gpu (графика)
Какие версии DirectX/OpenGL поддерживают современные видеокарты?
DirectX:
DirectX 7 — карта не поддерживает шейдеры, все картинки рисуются наложением текстур;
DirectX 8 — поддержка пиксельных шейдеров версий 1.0, 1.1 и 1.2, в DX 8.1 ещё и версию 1.4, поддержка вершинных шейдеров версии 1.0;
DirectX 9 — поддержка пиксельных шейдеров версий 2.0, 2.0a и 2.0b, 3.0;
DirectX 10 — поддержка унифицированных шейдеров версии 4.0;
DirectX 10.1 — поддержка унифицированных шейдеров версии 4.1;
DirectX 11 — поддержка унифицированных шейдеров версии 5.0.
OpenGL:
OpenGL 1.0
OpenGL 1.2
OpenGL 1.4
OpenGL 2.0
OpenGL 2.1
OpenGL 3.0
OpenGL 3.1
OpenGL 3.2
OpenGL 4.0
OpenGL 4.1
Что такое BIOS видеокарты, есть ли он вообще?
Да он существует, он подобный обыкновенному биосу который находится на материнской плате. BIOS (видеокарта) - постоянное запоминающее устройство, в которое записаны видео-BIOS, экранные шрифты, служебные таблицы и т. п. ПЗУ не используется видеоконтроллером напрямую — к нему обращается только центральный процессор. Хранящийся в ПЗУ видео-BIOS обеспечивает инициализацию и работу видеокарты до загрузки основной операционной системы, а также содержит системные данные, которые могут читаться и интерпретироваться видеодрайвером в процессе работы (в зависимости от применяемого метода разделения ответственности между драйвером и BIOS). На многих современных картах устанавливаются электрически перепрограммируемые ПЗУ (EEPROM, Flash ROM), допускающие перезапись видео-BIOS самим пользователем при помощи специальной программы.
Какое ценовое распределение видеокарт?
Видеокарты распределяются на 4 ценовые категории:
1) low-end -> бюджетные видеокарты
2) middle-end -> средние видеокарты, крепкий середнячок, самый прибыльный сектор
3) high-end -> одни из производительных решений производителя, дорогие
4) TOP high-end -> ТОП производителей, самые дорогие и самые производительные решения
Какие современные разъём расширения?
Это: PCI, AGP (x4,x8), PCI-Express, PCI-Express 2.0/PCI-Express 2.1, в будущем PCI-Express 3.0 (x8,x16)
Какой объём шины наиболее распространённый и наиболее используемый?
Это: 32bit, 64bit, 128bit, 192bit, 256bit, 512bit, 768bit, 1024bit + комбинированные варианты 512+512bit, 256+256bit итп... (в дух чиповых и более видеокартах)
Нужна-ли мне вообще видеокарта?
Да, потому что без неё не будут запускатся игры, программы итп вещи. Запускатся то будут, но мы их просто напросто не увидим!
Что такое разгон видеокарты?
Разгон видеоадаптера - увеличение его производительности за счет повышения рабочих частот графического процессора (GPU) и памяти. Кроме того современные GPU производства nVidia имеют разные частоты ядра и шейдерных блоков, которые связаны между собой. Но для более точного разгона эти частоты возможно менять отдельно друг от друга.
Что такое вольтмод (видеокарты)?
Вольтмод (voltmodification) - модификация напряжения GPU и / или памяти. В большинстве случаев повышение напряжения компонентов видеоадаптера невозможно программными средствами и проводится энтузиастами методом модификации печатной платы адаптера. Как модификация платы так и само повышение напряжения являются очень опасными и выходят за рамки этой темы.
Таак! Ну на этом на сегодня всё уважаемыe пользователи и читатели, я надеюсь что данный материал был хоть как-то полезным. В следующий раз рассмотрим процессоры (CPU). Удачи :)