История DotA: часть 3

Развитие игры в 2006-2007 годах. Defense of the AncientsРасформирование и рождение новых команд. Крупные турниры и шоуматчи с лагами. Олдскульные и только стремящиеся к успеху игроки. Совершенно новые подходы к игре - быстрый пуш с самоном, стратегия игры по трем направлениям и другие неординарные тактики. Изменения геймплея, заставлявшие учиться играть заново. Обо всем этом в третьей части Истории DotA.
История DotA в 7 частях:

1. От Aeon of Strife до 6.27
2. Жёсткое АОЕ: эпоха 6.32
3. Быстрый пуш: эпоха 6.37
4. Трёхполоска и Общая Стратегия: эпоха 6.41
5. Восхождение Блинк Даггера: эпоха 6.43
6. Уроки ганка от Virtus Pro: эпоха 6.48
7. Продолжение следует...

Часть 3 - Быстрый пуш: эпоха 6.37

На дворе 2006 год, 10 сентября в свет выходит патч под номером 6.37. Китайская версия задержалась до 6 декабря. 6.37 считалась второй версией со стабильным геймплеем и наличием баланса среди всей 6.3х серии. Множество серьезных изменений наконец-то заставили игроков отвлечься от массового АОЕ и заняться разработкой других тактик, таких как быстрый пуш с призывом помощников (т.н. саммон, от summon).

События на европейской/североамериканской игровой сцене

Эта глава будет описывать в основном европейскую киберсцену DotA (о североамериканских игроках, командах и турнирах было много сказано в предыдущих частях). Международный масштаб соревнований этого периода позволял сильнейшим командам из Европы и Америки бороться за титулы различных лиг. Благодаря успеху европейских команд в лиге ESL DotA Premiership (Киберспортивная премьер-лига DotA) и в проходившей позднее серии турниров MYM Prime Defending (первенство от организации Meet Your Makers), а так же из-за непостоянства и в итоге расформирования старейших топовых команд Америки coL (complexity), JMC (Jax Money Crew) и tPD (Team Pandemic), Европа стала основной соревновательной площадкой для DotA.

Турниры:

Самым важным соревнованием эпохи 6.37 был ESL DotA Nations Cup (Кубок Наций ESL DotA). В кубке принимали участие 12 команд, включая сильнейшие североамериканские команды coL, JMC, tPD, и топовые европейские составы Team Q, Say Plz, TeG (The Elder Gods) и JoY (Jukes on You). Эти команды можно без доли сомнения назвать лучшими представителями киберсцены DotA того периода. Из-за того, что этот турнир очень растянулся во времени, многие команды претерпевали изменения и к концу сезона некоторые составы изменились почти полностью. Тем не менее, до возникновения первенства MYM Prime Defending, этот кубок считался самым “скилованым” международным турниром.

Главным претендентом на первое место в ESL была команда tPD. На задворках 6.37 эпохи tPD экспериментировали с персонажами Pandaren, Brewmaster, Syllabear и другими, в итоге найдя идеального танка (или просто лучшее “пушечное мясо”) для стратегии быстрого пуша. Им был Bristleback. Начиная с этого момента, лайнап (набор героев) Bristleback, Enchantress, Twin Head Dragon, Beastmaster и Holy Knight доминировал над всеми другими на ESL, никто не мог противостоять неудержимому натиску этой связки.

К сожалению, когда в турнире настал ключевой этап, божественно играющий Bristleback’ом SwissBeatz ушел в инактив, залипнув в World of Warcraft. Затем команда Say Plz использовала против tPD позаимствованную у них же стратегию, отправив их в сетку лузеров в полуфинальном матче. А там другая команда Team Q последовала примеру Say Plz и выбила tPD из соревнования той же тактикой быстрого пуша с самоном. Как ни печально, вскоре после этих событий tPD стали стремительно терять форму.

LighTofHeaven
Креативчик от LighTofHeaven из команды Say Plz, победителя 1 сезона ESL DotA Premiership

Первую игру финала ESL Say Plz выиграла из-за лагов у CatQ (одного из игроков Team Q), и им пришлось делать замену. Вторая игра обернулась серьезным 2.5 часовым противостоянием. После эпичнейшего начала и потрясающего камбека, Say Plz все-таки удалось одержать победу. Эта игра навсегда запомниться как потрясающая битва двух лучших команд DotA того времени. (Ссылка на запись)

Проведя три небольших турнира, не имевших особой значимости для игровой сцены DotA, 6 ноября 2006 киберспортивная организация MYM организовала первенство под названием MYM PriDe Xtreme #1 Tournament (Prime Defending), куда были приглашены самые именитые игроки. Начиная с 5го сезона MYM PriDe #5 эта серия турниров постепенно становилась одним из самых важных событий всемирной киберсцены DotA. Победу в MYM PriDe Xtreme #1 одержала олдскульная румынская команда TeG, одолев coL и Team Q на пути к финалу. Второе место досталось Say Plz.

Знаменитый европейский сайт DotA-League занимался проведением 6го сезона своего широко известного онлайн турнира Pick League. За победы командам присуживалось определенное количество очков. В итоге первое место заняла немецкая команда WE (World Eaters - Пожиратели Мира). На этом турнире впервые засветился игрок WE|Kuroky.

В одной из игр этой лиги встретились MYM и WE. Новичок команды MYM.Merlini тогда впервые использовал тактику игры за Tinker с ботинками Boots of Travel (BoT), летая по всей карте и ганкая вражеских героев. До этого момента в серьезных матчах никто не действовал подобным образом, но впоследствии эта стратегия стала популярной. Позднее, в эпоху 6.52 патча, индонезийская команда XcN (eXeCutioNer) довела эффективность связки Tinker+BoT до логичного предела.

Удивительно, но придумал эту стратегию игрок-любитель Virot2, совершенствуя ее еще с 6.27 патча. В период между выходом 6.32 и 6.37 версий он написал продуманный гайд, в котором впервые защищались достоинства подобной тактики, считавшейся тогда крайне неординарной. Если обычные игроки и могли как-то повлиять на развитие DotA, то это можно считать отличным пример такого влияния.

Сильнейшие игроки и команды

29 сентября 2006 знаменитейшая команда 6.32 эпохи - JMC объявила о своем расформировании.

В середине ноября 2006 организация MYM предложила спонсорство недавнему победителю их турнира MYM Prime команде JoY, которой пришлось взять название своих новых спонсоров. Ключевыми игроками были Paccie, MaNia, Maelk, Akke и Loda (расшифровывается как Lord of Dol Amroth). Пол месяца спустя они одержали победу на известном лан-турнире DreamHack. После этого Loda и Akke покинули MYM и образовали новую команду T_T (Team_Team). Из-за ухода Loda менеджеры MYM обратили свой взгляд на бывших игроков недавно распавшейся JMC. Пополнение рядов в виде Merlini, Fang и p0c дало скачек известности и авторитету MYM, сделав ее одной из самых популярных команд.

Meet Your Makers
Слева на право: Loda, MaNia, Maelk; нижний ряд: Akke, Paccie.
До того как Loda и Maelk стали грозными соперниками, они вместе побеждали на турнирах.

Самой влиятельной командой времен 6.37 патча, без сомнений, была tPD. Не смотря на поражение в ESL, их тактика быстрого пуша задала ритм всей эпохе. Можно с уверенностью сказать, что если бы SwissBeatz не начал играть в WoW, то они бы добились гораздо больших успехов.

Тем временем, русские про-дотеры из Say Plz уже во всю завоевывали внимание мирового комьюнити. По популярности Say Plz, как одна из самых старых команд, уже превосходила coL. Играя всегда стабильно и почти без ошибок, команда считалась одной из лучших в мире.

В рядах coL тоже не было спокойно. Дела стали совсем плохи после поражения в финале одного из турниров CEVO (портала CyberEvolution) от tPD. throzz взял бессрочный отпуск, DOGKaiser переманили в verGe, а warr1ck вовсе не мог решить, что ему делать дальше. А ведь этот состав coL под лидерством Fear считался одним из сильнейших среди всех команд 6.32 эпохи.

Сильный игрок iMbaQ побывал в составах Say Plz и STFU (Skill The F Up). В STFU, будучи англичанином, iMbaQ пришлось позабыть об исторической вражде его нации с французами и сыграться с бывшим игроком tPD с ником SoyCD. В этой легендарной команде состояли FocusIRE (так же известный как DoTa[expert]), Get-Lost (его брат, другой ник - DoTa[pro]) и CatQ, все они были сильными игроками, у всех был свой отточенный стиль. Эта звездная команда заняла первое место на турнире MYM PriDe #2 легко одолев всех оппоненов.

Другим влиятельным игроком был SoyCD, его сильной стороной являлось умение хорошо держать центр карты в соло. Некоторые считали его лучшим игроком DotA в мире на тот момент. Он умело играл за почти любого героя. Единственный, кто мог соревноваться с SoyCD за титул сильнейшего игрока той эпохи - FocusIRE. Он так же специализировался на удежрании центра в одиночку. Из его наград можно вспомнить победу во 2 сезоне лиги Dota-League's SIG (Single Instant Game) Ladder.

В команде Team Q ролью iMbaQ была игра за кэрри (произошло от "Carrying the team to victory" – “Приносит команде победу” - ключевой игрок команды, задачей которого является прокачать как можно более сильного персонажа, способного в одиночку убивать нескольких врагов). iMbaQ отлично справлялся со своими задачами, благодаря чему Team Q хорошо выступили в лигах TFL (The Frozen League) и ESL, тем самым показав свое превосходство. Кроме iMbaQ в команде, лидером которой был JesseQ, состояли elJefeQ, BarbaraQ и CatQ - игроки очень скилованые, игравшие вместе еще со времен первого StarCraft. Так же в команде были PenguinQ, nRiQ, QOa и leppasQ. Интересно, что iMbaQ никогда не пользовался пробелом при общении в чате, предпочитая символ нижнего подчеркивания. Он всегда выделялся своей индивидуальностью. Его даже называли Энштейном мира DotA, имея в виду его авторитет в комьюнити.

Игрок LighTofHeaven являлся типичным европейским дотером. Добиваясь успехов вместе со своей командой Say Plz, он привлекал все больше и больше внимания к своим навыкам игры за кэрри. Он превосходно фармил крипов и невероятно хорошо чувствовал игру, при этом стабильно выполняя свои задачи. LighTofHeaven впервые стал использовать Necronomicon за героя Silencer в играх серьезного уровня, да и многие другие его идеи на счет игры за этого персонажа в дальнейшем переросли в стандарты.

Вступив в MYM, Merlini обрел влияние и уважение среди других профессиональных игроков, заполнив пространство дымом от самонаводящихся ракет Tinker’a и расчищая себе дорогу к статусу звездного про-геймера. Не будет преувеличением сказать, что Merlini являлся самым крутым игроком DotA в мире. Он стал вторым дотером после Fear, обретшим статус легенды.

Другими яркими игроками этой эпохи были Loda, ARS-ART, M.Admiration, FocusIRE и Levent.

События на азиатской игровой сцене

6.37 версия игры от IceFrog’a сохраняла свою актуальность с момента выхода 1 сентября 2006 до февраля 2007, но ее жизнь на китайской киберсцене была не такой продолжительной. Ведь китайская 6.37 появилась только в декабре 2006 и просуществовала всего пару месяцев до появления 6.41. В эти два месяца так же вышла китайская версия 6.38. Кроме того, они праздновали Новый Год. Из-за этого 6.37 так и не успела там прижиться. В тот недолгий период, когда китайцы играли в 6.37, не проходило почти никаких крупных турниров, за исключением CDL-I. По сравнению с европейской и североамериканской, китайская игровая сцена того периода была совсем не развита.

7 декабря 2006 года портал OGame.net объявил о проведении турнира CDL-I Tournament в Китае. В этот раз они старались привлечь побольше внимания к событию. Более того, реклама этого турнира была даже на экране загрузи китайской 6.37 версии игры, только что вышедшей в свет. Правда, в результате CDL-I Tournament продлился более полугода и игры проводились на версиях от 6.37 до 6.43.

В соревновании участвовали 12 команд. Почти все они были приглашены профессиональной киберлигой CPL (Cyberathlete Professional League), о чем говориться во 2 части этой статьи. В финале IFNT одержали победу над HTML. Этот турнир был примером качественной организации. Заранее сообщалось о проведении матчей, довольно быстро после финала появились записи игр, да и прямые трансляции нареканий почти не вызывали.

Интересно, что ныне знаменитая стратегия trilane (в три полосы - 3-1-1) появилась в юго-восточной Азии в период между выходами 6.32 и 6.37 патчей. По слухам, впервые эту тактику использовали относительно неизвестные команды на WCG Malaysia 2006 в августе. Но достоверно известно, что в trilane играла сингапурская команда MI2 (кулхацкерский способ написания “MR”) в полуфинальном матче (проходившим, к слову, по BO1 - т.е. до одной победы) WCG Asia 2006. MI2 тогда столкнулись со своими земляками Zenith. Звездный состав Zenith включал в себя таких игроков, как GPS, Ant, ToFu, LuX и iceiceice, а полоса везения их длилась к тому моменту уже целых 10 месяцев. Чтобы победить, MI2 требовалось чудо.

MI2
MI2 - победители WCG Asia 2006 и основоположники трехполосной тактики.
Слева на право: ShouRy (mutton), jiabaoZ (jb), dot-dotrk, K-yLeng, Scotts.

Играя против заточенного на ганк лайнапа Zenith с комбинацией дуал-стан лейна (dual-stun lane - когда один проход удерживают два героя с возможностью оглушить врага), MI2 использовали интересную задумку об игре в три направления героями Enigma, Vengeful Spirit, снизу Medusa соло против Sven. Под угрозой полного доминирования со всех сторон, Zenith пришлось отвести двух своих джанглеров (jungler - игрок, прокачивающийся с самого начала на нейтральных крипах в лесу вместо того, чтобы сражаться на одной из основных линиях) Sand King и Chen из леса Плети к нижней линии, что отрицательно сказалось на скорости прокачки и накоплении денег. В конечном счете, прокачав свою Medusa до предела, MI2 смогли вырубить три башни первым пушем и второй атакой заставить Zenith сдаться.

24 сентября 2006 состоялся шоуматч между MI2 и coL, в котором азиатская ганкерская манера игры столкнулась с европейским стилем контроля проходов. Эта игра стала основной темой для обсуждения на многих форумах и вызвала невероятный интерес у большого числа приверженцев той или иной стратегии.

MI2 были победителями недавнего WCG Asia 2006. coL тоже не так давно выиграли у tPD и заняли первое место в лиге CAL (Cyberathlete Amateur League). Две встретившиеся команды были на пике своей карьеры, поэтому шоуматч вызвал интерес у игровой публики по всему миру. К сожалению, были проблемы с интернет соединением, поэтому обе стороны хорошо себя показали по очереди в двух играх и спор разрешился ничьей.

В первой игре инициатива была у coL, игравших по свой обычной АОЕ тактике 4-защищают-1 Clinkz (напомним, что действие проходило в ранний период 6.37 эпохи). Во втором матче MI2 неожиданно стали играть в агрессивную трехполосную страту (в отличие от их игры против Zenith, когда они удерживали три линии и занимались фармом). Эти две образцовые игры оставили значительный след в истории DotA. После этого шоуматча ганкерский и контролящий стили игры стали взаимодействовать и развиваться, стараясь позаимствовать друг от друга лучшее.


Вскоре после этого события европейские и североамериканские команды, следуя примеру MYM и coL, начали эксперементировать с трехполосными стратегиями, применяя их для атаки или фарма в соответствующих ситуациях. Такие популярные в юго-восточной Азии герои, как Viper и Queen of Pain, стали так же чаще встречаться на турнирах в Европе и Северной Америке.

Наиболее распространенные тактики и герои

Как уже говорилось, в патче 6.32 было много серьезных изменений, положивших конец эре АОЕ, что дало точек к развитию других тактик, в частности быстрого пуша с сумоном помощников. Обратить внимание стоит на следующие строки из списка изменений:

-Мекансм больше не стакался.
-Введены новые предметы Vanguard и Bottle.
-Предмет Ancient Tango of Essifation (Танго) получил бафф и стал лечить на 75 больше HP.
-Заденаеные крипы теперь давали некоторое количество опыта (денай - добивание своих крипов с целью не дать врагу получить с них опыт и деньги). До этого они не давали ничего.
-При уничтожении вражеской башни всем членам команды теперь давалась награда в 200 золота.

Изменение механики деная и усиление Tango наконец-то сделали милишников вроде Beastmaster и Bristleback играбельными.

Честно говоря, версия 6.37 не отличалась особой сбалансированностью. В режиме -LM быстрый пуш с самоном Стражей за героев Chen и Enchantress почти никак не контрился Плетью. Даже играя в три линии за Spectre, Плеть проигрывала большинство игр. По этой причине многие игроки начали сомневаться в справедливости соревновательных матчей и начали подумывать об игре в режиме -AP (режим all pick - когда можно выбирать любых героев, а не персонажей только одной стороны). Общественное мнение на счет наиболее соревновательного режима игры стало меняться.

Несколько патчей, следовавших за 6.37, привнесли важные изменения в игровые механики, и выглядело это так, будто их делали в спешке.

BottleCrowBottleCrowBottleCrow
Рождение связки Bottle - Crow

В версии 6.38 появились новые предметы: Arcane Ring, Flying Courier, Mjollnir и Vladmir's Offering. Кроме того, появилась новая разновидность крипов, наносящих больше урона по зданиям. Предмет Bottle (бутыль маны) усилили, позволив пополнять его с помощью рун и увеличив количество восполняемой маны за каждый глоток. Так же был добавлен новый персонаж - Priestess of the Moon.

Изменения продолжились в 6.39, среди них было добавление нового режима -RD (режим randomdraft: игроки выбирают из 22 героев с каждой стороны по очереди в определенном порядке, т.н. схема 1-2-2-2-2-1), дополнение таблицы статистики для наблюдающих за игрой (“обсов”) и два новых персонажа - Geomancer и Dazzle.

С приходом DotA версий 6.3х началась эпоха стремительного роста популярности игры во всем мире и продолжилось ее развитие как киберспорта. Стали проводиться крупные международные турниры, позволявшие сразиться игрокам с разных частей света и совершенно разными подходами к игре (например трех-полосная стратегия, или игра за Queen of Pain). Заимствуя сильные стороны чужих тактик, команды совершенствовали свои навыки, готовясь к приходу новой эры DotA.