Мошнаторы и другие о мошне
Поговорим в этот раз о там явлении как мошна. В толковом словаре мошной называют кошелек или большое количество денег. Что обозначает это слово в киберспорте? Для чего оно нужно? Кто, как, а самое главное, зачем "мошнил"? О разных аспектах и пониманиях мошны вы узнаете из этой статьи-интервью.
Менеджер команды RoX.KIS - Pengo:
Менеджеры бывают разные... вообще, это слово очень странно применяется в нашей стране, но сейчас не об этом. В киберспортивных командах, точнее, составах, идеально иметь несколько менеджеров и одному из них, как минимум, разумеется, необходимо понимать "правила игры". Я подразумеваю, что такому менеджеру необходимо свято верить в свою команду, свой мейтов и в то, что правда на их стороне, кроме случаев явного несоответствия слов с действительностью. Такой менеджер должен знать правила лиги/матча/организации/веб-сайта (нужное подчеркнуть), где так или иначе фигурируют игроки или имя команды. Учитывая абсолютную безграмотность в сообществе, скажем так, в законотворчестве (написании правил), менеджер не просто может их интерпретировать как хочет, а он обязан их использовать в сторону своей команды. Он не может терпеть или идти на невыгодные составу уступки с администрацией/организаторы/судьями, если по их вине правила недостаточно полные или "дырявые". Это логично для западного киберспорта, это правильно в Южной Корее и это рано или поздно должно быть и у нас. Вспомните, сколько раз вас удачно "мошнили" немцы на ESL, я думаю, КСеры, КОДеры, да и многие отечественные геймеры знают про любовь администрации этой лиги к "своим". И это нормально. Там умеют "мошнить" и делают это правильно. Без грязи, без оскорблений, чаще всего, вообще по прописанным бумажкам. У нас же, увы, все сводится к ругани и "братанию" и деланию "по понятиям". Мошна у нас, что само по себе глупо, считается чем-то плохим. В профессиональном киберспорте, которого у нас нет, мошна является самым действенным инструментом для менеджера, и если вы не умеете работать в таких ситуациях - вы никому и не нужны.
Менеджер SC2 состава команды Empire - Stranger:
Мошна - это слово, сформировавшееся в русскоговорящем комьюнити, на самом же деле, это синоним слова "договориться". Безусловно, каждый менеджер в той или иной степени обязан отстаивать интересы своей команды. Граница между возможностью "договориться" и "намошнить" проходит в момент, когда менеджер для достижения своей цели использует нечестные методы, которые зачастую дают ему преимущество, ущемляя интересы других. К сожалению, такие случаи происходят постоянно в сфере, где есть деньги, и в киберспорте в том числе. Однако, не стоит сваливать все действия менеджеров под слово "мошна", надо уметь различать случаи, в которых менеджер склонил ситуацию в свою пользу исключительно с помощью профессиональных навыков.
Менеджер и игрок команды AgFox - Gnom:
Для меня лично - это слово. Причём, несущее смысловую нагрузку. Нагрузка заключается в том, что это процесс, в процессе которого кто-то пытается переделать ситуацию под себя - так, чтобы ему или его команде это было выгодно. Причём, слово мошна для меня сугубо отрицательное - это как в греческой философии было направление (я забыл, как оно называется правильно), смысл которого заключался в том, что философы, запутывая оппонента, выигрывали споры. Споры выигрывали философы, но если разбирать то, как они предоставляли факты медленно и логично, то можно быстро прийти к тому, что где-то какая-то деталь была специально изменена или не правильно представлена, чтобы выиграть спор.
В прошлом, менеджер команды eSport.Female - Silena:
"Мошна" - неотъемлемая составляющая работы любого менеджера и организатора. Каким бы правильным и честным не позиционировал себя человек, всегда будут его друзья, его любимая команда, его желание помочь своему кумиру занять первые места. Я не знаю ни одного оргу, кто бы хоть раз в жизни не воспользовался свои положением, чтобы "замошнить" против команды-соперницы в пользу своей собственной команды или команды своих друзей. И сама не безгрешна, конечно.
Это неправильно, но это факт. Само понятие "Зомашнить", т.е. подтасовать результаты или пути достижения результатов - есть составляющая человеческого общества. Это относится не только к киберспорту, но к любой области человеческих действий. С этим можно и нужно бороться, но людей, кто бы мог противостоять этой "машине", существующей практически с самого зарождения такой спортивной культуры, как киберспорт, единицы. И, к сожалению, даже у этих людей, какой бы чистой совестью они не обладали, есть друзья, личные интересы и, самое главное (особенно это касается крупных мероприятий), желание наживы, денег. И пусть деньги не такие уж и большие, если сравнивать с мировыми показателями других спортивных направлений, все же эти суммы растут с каждым годом.
Каждый хороший менеджер должен обладать теми навыками, кои бы способствовали продвижению его команды. Однако многие в этом случае руководствуются не просто своими организационными знаниями и опытом, но связями и влиянием, и идут на принцип "Цель оправдывает средства" - и тут уже действует та самая "мошна", где подкупаются судьи, подтасовывается сетка и группы, и даже портятся игровые компьютеры и девайсы - главное, чтобы моя команда победила, а каким путем - не важно.
Как я к этому отношусь? А никак. Меня давно уже не касается вся эту суета и головная боль. Все это - моя прошлая жизнь, не самая блестящая карьера, и, конечно, почти никаких достойных результатов. Игра - не более того.
Мошнили, Мошнят и будут Мошнить - всегда. В киберспорте, в футболе, в бизнесе, в политике, в учебе и даже в личной жизни. Факт.
Бороться с этим нужно, в первую очередь, начиная с себя самого, а кто среди уважаемых и известных деятелей организаторского комьюнити киберспорта станет это делать? А никто - потому что это не выгодно, это понесет убытки команде, это испортит будущие результаты, испортит репутацию, нажитую "таким непосильным трудом".
Конечно же, все, имхо.
Менеджер команды eSahara - DeathNote:
Хм,ну, я думаю, что умение мошнить является обязательным качеством для менеджера, просто это очень удобный инструмент в нашем арсенале, который может помочь в проигрышной ситуации. Все-таки мы, менеджеры, люди все разные, т.е. один может только мошнить, а другой ни разу её не применить на практике. Мне этим заниматься, конечно же, приходилось, но я предпочитаю дела вести вежливо и адекватно, руководствуясь правилом "не поступай с людьми так, как не хотел бы, чтобы поступали с тобой", НО, если противник сам напрашивается на мошну, анманеря и ведя себя неадекватно, то он напрашивается на мошну. В качестве примера моей мошны могу привести лишь один пример (не люблю это дело, да): играли как-то с командой, название которой уже не вспомню, на EAS (я тогда был в BECS) и мы приметили игрока, которым был всем известный Killon, который использовал мапхак, и я мошнил-мошнил и еще раз мошнил его команду, пока нам не отдали дефвин, а его команду не забанили на ESL. Мда, весело было, но нервы и время того не стоили. Я считаю, что мошна для нас важна, но не следует ей злоупотреблять, так как это вам потом аукнется.
Менеджер команды eSahara, в прошлом - главный менеджер команды RAGE - TeSt:
Да, это необходимый навык, но по сути, очень простой... Главное - хорошо знать правила события и долго и упорно стоять на своем. Отношусь лояльно, мне уже лень этим заниматься, но в случае чего, думаю, смогу что-то промошнить... На самом деле, не особо люблю мошнаторов, но считаю их хорошими менеджерами. Был случай на какой-то русской лиге, которую проводил романтик, когда мои игроки не могли играть, а кв надо было выигрывать, ну вот тогда мне и пришлось долго и упорно тыкать судью в правила, кидать чатлоги и мошнить соперника в итоге, 4-1 победа против ieS, потом в финале они нам очень подло отомстили... Но это уже другая история.
Менеджер команды uPro - Friday13:
Необходимый навык менеджера команды. Я считаю, что мошна - это контрдействие против нашей русской расхлябанности, которое пришло из цивилизованных стран.
Администратор Zotac Cup - AsYouSleep:
OFC мошна нужна. Без неё мы были бы как овощи, а их хватает в психиатрических клиниках =)