"Я все еще не простил Blizzard за то, что они сделали с SC:BW в Корее."

Cегодня в рамках интервью мы пообщались со стримером Starladder TV Olsior`ом, который рассказал нам о своей работе комментатором, сотрудничестве с Riot Games и о многом другом. 

Привет! Для начала представься пожалуйста нашим читателям.
 Привет! Мой ник - Olsior, я комментатор Starladder.TV и с недавних пор Riot Games RU, естественно, по League of Legends. Думаю, для зрителей гудгейма я был больше знаком по трансляциям Starcraft 2 несколько лет назад.
Можешь нам поведать историю о том, как ты вообще занялся стримерской деятельностью и что вообще тебя привело в мир старкрафта?
Стримы imba.Adolf[RA] в 2008 или 2009 году. Случайно наткнулся на его комментирование с a2)Chingiz-ом на ск2тв и подсел очень жестко. Потом появилась идея немного пописать статей и интервью - затем захотелось развить рубрику "Старые Кости", пару выпусков я делал, сидя дома на отвратном нетбуке, разговаривая с Адольфом по скайпу, пока он обеспечивал стрим и все дела. Затем, Адольф мне просто предложил собрать хороший стримерский комп. Запросто так. Это дало мне огромный буст в плане морали и в плане каких-то планов на будущее, потому что это был первый раз, когда я реально поверил в то, что из этого действительно что-то может выйти.
Твоя стримерская деятельность, как и деятельность журналиста, уже длится довольно долго. Наверное, как у каждого представителя определенной профессии с тобой случалось что-то такое, что ты помнишь до сих пор. Какой-нибудь казус или просто забавный случай. Можешь о чем-нибудь таком нам поведать?
Я всегда старался не допускать казусов специально, поэтому их было настолько мало, насколько возможно. Если говорить о забавных казусах, то я не особо их запоминаю, потому что это мило, здорово и всегда очень весело для зрителя и комментатора. Один из самых ярких моментов, наверное — стрим Панды Кунг-Фу в одном из полуторачасовых перерывов Дримхака. С тогдашней моралью зрителей это был разрыв шаблона - показывать мультики на стримах по киберспорту, но паузы были такими долгими, а мульт таким классным, что это стало на какое-то время мемом и в чате ск2тв даже появился смайл Панды. Если о неприятных казусах, то помню кучу всего: скандал с Verdi, ситуации с Happy и т.д. Такие стараюсь запоминать всегда и надолго и делать выводы о том, что создало конфликт, ситуацию и т.д. А так, конечно, личностей, мероприятий и событий за эти 5 лет в киберспорте мне бы уже хватило, чтобы уйти в реал лайф и до конца жизни вспоминать :)
C чем был связан твой уход с sc2tv и вообще из мира старкрафта?
Решение об уходе с ск2тв было в разы сложнее, чем решение забросить старкрафт. Старкрафт мне просто надоел. Мне надоела динамика игры, надоели разработчики игры, надоело, что игра менялась слишком медленно. При этом я не говорю, что мое мнение объективно. На самом деле, теперь я с огромным удовольствием смотрю некоторые матчи. Я отсмотрел половину матчей последнего IEM-а, и я знаю, что в последнем дополнении Blizzard постарались решить чуть ли не все проблемы, которые только можно было решить. Но то, как приятно было общаться и работать вместе с Riot-ами, как круто было смотреть и наблюдать за разнообразием меты и стилем игры регионов — все это за очень короткий промежуток отбило у меня последние мысли возвращаться в ск2. В принципе, судя по отзывам в последнее время моей работы со стримами и коммьюнити ск2, по мне там не особо скучают, так что, думаю, все в плюсе. Ах, да. Я все еще не простил Близзам то, что они сделали с скбв в Корее. И не прощу.
Поддерживаешь до сих пор контакт со своими прежними коллегами с sc2tv? И вообще, следишь за развитием и судьбой родного для тебя портала?
Да, конечно. Общаюсь с Алексом, Адольфом. За развитием в последнее время не слежу - не очень согласен с тем, что происходит на портале.
Кстати, сейчас все чаще стали появляться темы на форумах, где старкрафту предрекают скорую смерть как дисциплины. Да, такие темы появлялись и ранее, но кол-во зрителей и не корейских игроков на турнирах лишь подогревают подобные настроения. Как считаешь, умирает ли? И в чем главная причина такого спада интереса? Упадок самого жанра или засилье корейских игроков?
Каждая игра постепенно умирает, с этим ничего не поделаешь. Я не думаю, что ск2 исчерпал весь свой потенциал, особенно учитывая все последние изменения в WCS и ту информацию, которая есть по LoTV-у. Спад вне Кореи связан с неграмотной политикой Blizzard по развитию своей игры. Спад в Корее связан с тем, что другие игры заняли нишу. RTS всегда будет находить своего игрока и зрителя. Но я не очень уверен, что могу давать грамотные размышления насчет динамики SC2.
Наверное, сейчас прозвучит неприятный вопрос, но не задать его тебе не могу. Как ты уже заметил, порой ты и твои материалы подвергаются жесткой критике. Как ты всегда реагируешь на подобное? И как считаешь, почему пользователи порой относятся к тебе предвзято?
Все окей, я считаю, что это здорово. Не люблю фанатов и кумиров - не тот стиль общения и отношений, который мне приятен. Я считаю, что круче всего, когда тебе пишут: "Олси, я всегда хейтил/любил тебя, а сегодня я изменил своё отношение, потому что..." — это тот тип фидбека, который позволяет мне лучше всего расти как человеку и комментатору. Ну, а почему идет хейт, я всегда понимаю — я далеко не лучший комментатор мира и мне есть, куда стремиться.
Давай теперь затронем тему твоего нынешнего места работы, а вернее дисциплины. Ты уже рассказал нам почему тебе понравилась Лига Легенд. Можешь теперь поведать о своем первом знакомстве с игрой. Сколько времени потребовалось, чтобы переключиться на другой жанр?
Да, я не могу сказать, что переключился до конца. Многим игрокам хорошего уровня мое комментирование все еще кажется недостаточно глубоким и хорошим. Ну, а так — для ЛоЛа сейчас нужно 5-6 месяцев упорной игры и просмотров матчей из разных регионов, чтобы хоть как-то комментировать.
Насколько сильно и в чем тебе помог опыт старкрафта при переходе? Как в плане твоей личной игры, так и в плане комментирования и подхода к комментированию. 
Очень сильно. Подход, подготовка, майндсет, опыт - всё это ещё со Старкрафта осталось.
 
Как я знаю, ты сам довольно много играл в ЛоЛ Как высоко смог подняться?
Ру сервер - D2 50 птс, Вест - 90 птс Платина 1. Объективно - ниже, потому что многовато играю дуо с сильными игроками.
Наверное ошибусь, но как я помню, твоими любимыми игроками в стакрафте был Flash и Jaedong. Определился уже с любимчиками в лоле? Если да, то почему эти игроки или даже целая команда запали тебе в душу?
Неправильно помнишь :) Bisu и Nal_ra. Jaedong в топе, но не топ-1 или топ-2. Flash`a всегда слегка недолюбливал, как и всех механических монстров (Флеш, Сторк и иже с ними). В ЛоЛе - SKT T1 one love, М5 состава Dayruin+Flash, из игроков — Poohmandu, Faker, Aphromoo, Madlife.
Скажи честно, были мысли уйти работать в дота коммьюнити? Если нет, то почему?
Ни разу за все время, если честно. Мне интересно наблюдать за тем, как развивается сцена доты, но я бы не хотел быть ее обозревателем, комментатором или журналистом - слишком сумбурно, слишком мало интересной стабильной сцены и дотой есть, кому заниматься. Зачем там я? Там есть свои правила, свои мэтры и т.д. Мне хотелось бы самому задавать тон того, как будут строиться трансляции, а не подстраиваться под других людей.
Давай теперь перейдем непосредственно к нашей сцене. Для начала расскажи нам, как ты попал на старладдер?
Мы уже тесно сотрудничали и общались с ру-риотами в тот момент в рамках ск2тв. Когда Старладдер заинтересовался с ЛоЛом, то, насколько я знаю, посоветовали Riot-ы меня. Потом меня позвали на Старладдер. Отношение и условия были предложены просто отличные, и я не особо задумываясь, согласился.

66709_I0gQ.jpg

Что входит в твои обязанности как работника Starladder TV?
Комментирование матчей, написание обзоров, статей, блогов, общение с игроками, идеи насчет сезонов... По сути, все, что только можно. Мне очень нравится такой режим работы - я могу заниматься почти чем угодно, помимо своих прямых обязанностей, и мои инициативы почти всегда поддерживаются. Ну, по крайней мере, удачные.
Кстати, из недавнего анонса я узнал, что теперь ты являешься еще и сотрудником Riot Games. Можешь чуть подробнее рассказать о своих новых обязанностях  и как вообще это произошло?
Удаленным сотрудником и контрактером, то есть, по сути, моя приоритетная работа - это все еще Старладдер, но я могу быть вовленчен и в риотовские проекты: трансляции, ивенты и т.д. Плюс я смогу получить опыт общения с Ру-райотами и заграничными коллегами - это самое ценное.
Ты уже довольно долгое время следишь за развитием РУ сцены. Как считаешь, она сильно прогрессировала за последние два года и в чем ты видишь главную проблему развития ЛоЛа в России?
Прогрессировала, и очень сильно. Появились наконец-то команды, появилась сцена. Да, пока слабая, но через полтора-два года будет играть на почти том же уровне, что и остальные регионы.
Я задавал подобный вопрос игроку Gambit Gaming Edward`у, мол, чего русским игрокам и командам не хватает для того, чтобы быть на уровне Европы. Он ответил, что мозгов или хорошего тренера\менеджера. А что думаешь ты по этому поводу?
Думаю, не хватает практики с самыми сильными командами, потому что сейчас почти нет турниров, где играли бы и команды СНГ, и команды LCS/Азии.
Есть ли сейчас на русской сцене игроки или команда, что смогли бы заиграть на Европейском LCS?
Нет, но М5 или Virtus.pro смогли бы, если бы постоянно тренировались с топовыми EU LCS составами в течение полугода и имели те же условия, что и команды LCS-а. К сожалению, в данный момент такой расклад невозможен. Крайне редко бывают ситуации, когда топовая команда хороша при общей слабости региона (TPA во втором сезоне, например). Поэтому, на мой взгляд, команд нет. Из игроков — точно Stejos, Likkrit, Archie, Dimajke, Kira, Powerofdreams, VincentVega, Dayruin. Я имею в виду, их топовую форму, а не положение дел прямо сейчас. К сожалению, не всем этим игрокам хватает стабильности, широкого чемпион пула, умения легко адаптироваться к патчам, но это, пожалуй, самые яркие таланты СНГ сцены.
Какой игрок на РУ сцене тебя поразил больше всего? В плане игры или может каких-то личностных качеств. А может, на тебя произвела неизгладимое впечатление целая команда?
Dayruin. Очень неоднозначный игрок и лидер, но тем не менее, он самый успешный капитан и игрок в СНГ. Это человек, который почти всегда говорит то, что думает, жестко держит свою команду под контролем, но ведет ее к успеху. Из команд, опять-таки, нынешние М5.
Ты уже несколько раз был комментатором на лан финалах старсерии. Можешь нам рассказать о каких-нибудь курьезных или просто занимательных случаях и был ли матч, который дал столько эмоций, что ты его помнишь до сих пор?
Каждый гранд-финал ЛАНов - это супер-событие. Мой любимый лан - это второй сезон, где выиграли HR-ы, которых лично я прогнозировал на третье место максимум. Курьезы... Хм, танец Флеша со вторых ЛАНов, любое интервью с Лазаньей. А так, было очень забавно, когда на финалах третьего сезона, Лазанье банили в каждой игре Джарвана, и он брал лесников, на которых играл по 3-5 игр до этого за последние несколько месяцев, и он все равно выигрывал игры.

66710_6C9A.jpg

На прошлом отборе на чемпиона мира, как мы помним, русской команде не удалось одолеть турецкий коллектив и пробиться через отборочный этап. Как считаешь, при нынешнем положении дел на русской сцене, каковы шансы наших коллективов просто попасть на ЧМ, который состоится в конце года?
Если решат вопрос с визами, то будут отличные шансы :D
Не могу у тебя не спросить про единственную команду с русскими игроками на Европейской сцене. Речь, конечно же, идет о Gambit Gaming. Как тебе та игра, которую сейчас показывает команда? Как думаешь, чего им пока не хватает, чтобы занимать первую строчку таблицы EU LCS? И считаешь ли ты оправданной замену niQ`a на Betsy, которая произошла не так давно?
Мне нравится эта игра гамбитов больше всего со времен третьего сезона. Разная, умная, не обязательно чизовая. Не хватило удачного старта для первой строчки, а так бы все было вообще супер. Замена Бетси пока неоднозначная, особенно после IEM'а, узнаем в конце сезона, скорее всего.
Перед началом сезона фанаты возлагали большие надежды на две команды. Gambit Gaming, которые до этого взяли IEM, показав красивые игры. И Elements, которые являются Чемпионами Европы, да еще и усилили свой ботлейн, взяв под свою опеку Rekkles`a. Но, к удивлению многих, обе команды начали сезон крайне слабо. И, если сейчас Гамбит уже решили множество своих проблем, то у Элементов все куда хуже. Как считаешь, в чем проблема этой команды? Почему они до сих пор не могут найти свою игру?
Элементс - это главный феномен EU LCS-а сейчас. Эго, отсутствие тренера и очень поспешные и рискованные кадровые замены - вот что привело их к нынешнему состоянию
Как ты считаешь, в чем главная разница азиатской сцены по сравнению с европейской или американской? К примеру, те же GE Tigers в нескольких своих играх пикали Виктора на мид. И вообще, частенько креативят с выбором героев. А что самое главное, они зачастую работают! Почему мы редко встречаем подобное явление в Европе или Америке, как думаешь?
Сейчас разницы в регионах меньше всего за все время. У каждой команды есть аналитики и тренеры, которые наблюдают за командами из других регионов и воруют годные идеи. Самое главное — это решительность взять какой-то нестандартный пик и уверенность в себе. В принципе, Европа и Америка тоже часто берут такие вещи, которые не пикаются корейцами. За этот сезон уже почти все перепробовали.
Но все равно за последнее время можно заметить, что Азия давно захватила первенство на мировой арене. Даже тот факт, что Корея впервые с 12 года оказалась вне топ 2 крупного турнира о многом говорит. В том же Старкрафте всегда была тотальная доминация Кореи над всеми остальными регионами. Нечто подобное есть и сейчас в ЛоЛе. Как считаешь, смогут ли в будущем не азиатские команды бороться с ними на равных? И что могут противопоставить европейские и американские коллективы наперевес азиатскому трудолюбию?
Самое главное — правильный подход к тренировкам и матчам. Деньги, инфраструктура и т.д. — это все здорово, но самое крутое — когда у тебя есть 5 игроков и 1 тренер, которые знают, как настроить себя на тренировки и матчи в любом состоянии. По сути, профессионализм и является решающим фактором. Сейчас произошло сильное обновление сцены во всех регионах, и разница между корейцами и остальными регионами сильно уменьшилась. Уже сейчас команды Запада могут бороться на равных с азиатами, как мне кажется. Но оценивать объективно сложно, потому что международных соревнований маловато.
Большое спасибо за выделенное время и само интервью, было очень приятно пообщаться :) Напоследок, не хотел бы передать привет свои зрителям?
Да, привет всем, кто поддерживает, смотрит стримы, болеет за команды и любит ЛоЛ в СНГ! Спасибо тебе за интервью, и, конечно же, желаю только бобра Гудгейму :)