Интервью с SKTT1_iloveoov

В очень интересном интервью главный тренер команды SK Telecom делится мыслями о важности командной работы, о ситуации с подставными матчами и о нынешнем положении дел в StarCraft 2. 

Несколько ключевых игроков покинули команду перед началом сезона 2015. В связи с этим было много разговоров о том, что SK Telecom стали менее конкурентноспособными.
Да, ушли многие ключевые игроки. Rain, который был нашим эйсом, а также PartinG и Soulkey не стали подписывать новые контракты. Ушел даже Fantasy, который был духовным лидером нашей команды. Наверное, впервые с момента основания SKT состав покинуло так много игроков. Безусловно, это было серьезной проблемой, но я был уверен в том, что мы справимся. Командная работа и сплоченность должны были помочь нам.
То есть, отставание в мастерстве можно компенсировать за счет работы в команде?
Наверное, вы думаете, что раз в StarCraft 2 играют один на один, то командная работа абсолютно не важна. Но несмотря на то что это индивидуальная дисциплина, игрокам для достижения победы все равно требуется помощь всей команды. Будь то анализ игры соперника, изучение стратегий, поиск решений для игровых ситуаций – работать должна вся команда. Чтобы игрок достойно сыграл одиночный матч, за ним должна быть команда. Вот какое значение у командной работы в StarCraft 2.
Но ведь в любом случае уход столь большого числа хороших игроков должен был значительно сказаться на результатах.
Если посмотреть на картину в целом, то вы заметите, что когда команда полностью полагается на одного или двух эйсов, возникают проблемы с командной работой. Чем больше вы полагаетесь на эйсов, тем большее от них начинает зависеть решение различных вопросов. Между игроками, а также между игроками и тренерами, возникает какое-то непонятное соперничество за власть. Когда в 2014 начались переговоры по поводу подписания новых контрактов, наши ключевые игроки сообщили о том, что собираются покинуть команду. Я не слишком пытался их удержать. Я посчитал, что если мы перестроим и улучшим свою командную работу, то сможем добиться лучших результатов.
Считается, что за профессионалов говорят демонстрируемые ими результаты. Чтобы добиться хороших результатов, вы должны работать в команде. Что, впрочем, не значит, что хорошая командная работа всегда приводит к хорошим показателям. В 2014 году наша команда показывала хорошие результаты, но посчитать нас командой с хорошим взаимодействием было нельзя. А вот в 2015 году у нас и отлаженная работа в команде, и хорошие результаты.
Похоже, это стало возможным благодаря тому, что компания захотела сделать ставку на ваш подход к управлению.
Наверное, для SKT это был сложный выбор. Состав в виде Rain, Soulkey, PartinG и FanTaSy гарантирует вам, по меньшей мере, топ-4. Но компания поверила в мою стратегию. Если мне нужен был какой-то игрок, его приобретали. Они помогали мне всеми силами – больше, чем какая-либо другая команда.
Прошло два года с того момента, как вы стали главным тренером. За это время вы сумели добиться потрясающих результатов.
Я не ожидал, что добьюсь столь многого. Думаю, так получилось благодаря тому, что игроки и тренерский состав смогли стать единым целым.
На Пролиге у вас также великолепные результаты.
По-другому и быть не могло. Вся команда работала, как единый механизм. Вместо того чтобы полагаться на одного или двух эйсов, мы подходили к матчам так, словно каждый игрок в нашей команде является эйсом. И мы смоги выиграть 13 матчей подряд в течение регулярного сезона, без поражений прошли третий раунд и смогли одержать победу в пост-сезоне. Не проиграй мы SBENU в четвертом круге – смогли бы побить рекорд Пролиги в виде серии из 23 побед. Так что тут даже немного жаль.
Как вам удалось настолько хорошо выстроить командную работу?
Мы создали такую атмосферу, где игроки сосредоточены только на игре. Когда тренеры сообщили игрокам о том, что мы берем новый курс в плане управления, те согласились с этим без всяких вопросов. Они поверили в меня, Doctor.K и MuJuK’a. Мы использовали принцип кнута и пряника. Из всех сезонов, когда SK Telecom принимали участие в Пролиге, в этом году у игроков было наибольшее количество выходных. Перед каждым игроком мы ставили цели, и если игрок выполнял их, то мы предоставляли возможность взять до трех выходных дней в неделю. Даже количество часов, отводимых под тренировки, было сведено к минимуму. Но, с другой стороны, если поставленные цели не достигались, то и расплата за это была соответствующей. Все было очень просто. Игроки, которые слишком часто "награждались", тренировались по собственной воле даже в свободные дни. Я видел это и понимал, что команда, фактически, управляет сама собой. 
Вы установили рекордную для StarCraft 2 победную серию – 13 матчей.
Так как игроки тренировались самостоятельно, тренеры могли сфокусироваться на других аспектах командной игры. Doctor.K и MuJuK анализировали наших соперников и представляли команде их предполагаемые лайн-апы. За весь сезон они ошиблись только насчет 3 или 4 игр. Благодаря тому что тренерский состав точно предсказывал лайн-апы соперников, игроки смогли довериться им и последовать за ними. Это привело к возникновению синергии.
Должно быть, вы расстроились, когда ваша беспроигрышная серия была прервана.
Череда наших побед закончилась на 13. Мы уступили SBENU. Игроки этой команды в тот день сыграли и вправду очень хорошо. Можно было увидеть, как они стискивали зубы, стремясь остановить нас. Мне кажется, что все команды должны выходить на матчи именно с таким отношением – тогда качество игр на Пролиге повысится, появятся новые фанаты. SBENU вернули нас в реальность, и благодаря этому мы смогли оставаться собранными в матчах плей-офф.
Игроки SKT добились невероятных результатов также и в индивидуальных соревнованиях.
Большинство из тех игроков, которые выступали за нас на Пролиге, смогли побывать в финалах разных турниров. Classic. выиграл SpoTV Season 2 Starleague, INnoVation - GSL Season 3. soO стал чемпионом KeSPA Cup Season 2, Dream. два раза подряд дошел до финалов SpoTV StarLeague, а Dark – два раза подряд стал финалистом KeSPA Cup. К сожалению, мы не смогли выиграть BlizzCon, но я доволен тем, что наши игроки смогли добиться успехов на различных турнирах – крупных и не очень.
У большинства других команд выделяются лишь 1-2 игрока, а у SKT есть пять человек, которые в 2015 году становились финалистами различных турниров. Это результат командой работы?
Можно и так сказать. У Jin Air есть Maru и sOs, каждый из которых выиграл по чемпионству. Игроки команды CJ – herO и ByuL – пересеклись друг с другом в одном из финалов. А у нас, игроков, которые побывали в финалах в 2015 году, целых пять. Я думаю, в этом сезоне у нас повысился уровень команды в целом. Мы смогли поднять собственную планку.
SKT провели отличный год, но вот SC2 в целом переживает кризис. Что вы думаете по поводу скандала с договорными матчами?
Случилось то, чего не должно было случиться. Какие бы там ни были причины. Я знаю, что вы в курсе, кто именно был вовлечен в это. Думаю, их нужно наказать со всей строгостью, чтобы показать пример другим. KeSPA пожизненно забанила главного тренера и игроков виноватой команды, а также сделала так, чтобы эти игроки не смогли заниматься стримерством. Но я думаю, что наказание должно быть более жестким. Чтобы все видели и понимали, что грозит таким, как эти нарушители. Они должны быть оштрафованы, должны понести и финансовую ответственность. Они нанесли серьезный урон индустрии, тень легла в том числе и на тех игроков, которые соревнуются честно. Болельщики отвернулись от игры. Виновники должны быть наказаны таким образом, чтобы в будущем ни у кого даже мысли бы не возникло о проведении подставных матчей.
В роли посредника в скандале был замешан олдскульный игрок. Можете как-то прокомментировать это?
Проблема гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Люди, связанные с киберспортом, вовлекаются в подобные аферы и затем выходят на контакт с людьми, занятыми в нашей индустрии. Гораздо сложнее отказать кому-то, кого ты знаешь уже долгое время. На это и уповают посредники. У них мышление такое: "Мы вместе в этом замешаны, нас вместе за это, если что, и накажут". Они используют угрозы типа "если ты сообщишь о том, что я делаю, то пострадаем мы оба". И таким образом зарабатывают деньги на киберспорте. Им неважно, процветает ли киберспорт или вымирает. Горько осознавать, что люди, в свое время занимавшиеся киберспортом, могут так мыслить.
Кажется, что для того, чтобы предотвратить договорные матчи, нужно улучшить условия для игроков. Что вы думаете по этому поводу?
Когда мы принимаем в команду новых игроков, я прошу их прочитать нашу доску объявлений. У самого входа в тимхаус у нас висит предупреждение KeSPA о наказании за участие в договорных матчах. Там есть такие слова, как "уголовная и гражданская ответственность", а также "судебные иски от имеющих отношение к делу компаний". Самое меньшее, что грозит игроку за договорные матчи, это штраф на сотни миллионов вон. Сумма может вырасти и до десятизначного числа. А еще целые команды могут прекратить свое существование.

Если игроки мыслят по принципу "живи сейчас", то они могут стать источником проблем. Лучшая превентивная мера – это обеспечить игрокам зарплату, соответствующую прилагаемым ими усилиям. А также сделать так, чтобы большее количество компаний поддерживали команды и игроков.
Кажется, что индустрия StarCraft 2 уменьшается.
Думаю, множество проблем возникает из-за политики Blizzard. После того как был анонсирован формат WCS 2016, многие ветераны – в особенности те, кто выступал в других странах, - сообщили о завершении карьеры. Политика Blizzard в отношении киберспорта меняется слишком уж часто, слишком уж радикально и слишком уж она против корейских игроков. Изначально формат WCS не предусматривал никаких региональных ограничений. Корейские игроки могли соревноваться в Северной Америке или Европе. Идея была в том, что если корейские игроки могут показывать больше игр, выступая за границей, то это понравится болельщикам. И Blizzard все устраивало. Из-за такой политики североамериканская и европейская сцены пострадали, потому что команды сосредотачивались только на том, чтобы приобретать корейских игроков. Затем политика изменилась, от корейцев стали требовать наличия гражданства, проживания, визы и так далее. Это ограничило соревновательные возможности для моих соотечественников. И теперь, в 2016 году, корейские игроки вовсе не смогут принимать участие в международных турнирах типа “WCS Circuit”.
Когда корейцы играют с иностранцами, они практически всегда побеждают. С точки зрения Blizzard, корейцы являются жабами, которые разрушают экосистему (есть у них такие проблемы с жабами в Корее, – прим. пер.). Blizzard изменяют обстановку, чтобы справиться с этой напастью, но это приводит к тому, что игроки просто заканчивают играть. Одно время Blizzard говорили, что хорошо, пусть играют за границей – и игроки уезжали из Кореи, и из-за этого команды здесь или становились меньше, или и вовсе исчезали. А теперь, через три года, появляется запрет на выступления за рубежом. И у игроков попросту не остается другого выхода, кроме как уйти.
Грустно, но факт.
Начинаешь уже задумываться, а есть ли у Blizzard вообще желание как-то помочь своей игре выбраться из той ситуации, в которой она сейчас находится. В своих интервью они говорят, что "делают игры, пропитанные духом художественного искусства; вкладывают в них душу". На данный момент, StarCraft 2 не нуждается в таком подходе. Игре нужно, чтобы Blizzard действовали как хозяин, гордящийся своей собственностью. У всех корейских игроков в StarCraft есть это ощущение, ощущение обладания, принадлежности. Когда он слышат, как другие игроки говорят, что StarCraft 2 - мертвая игра, то им становится от этого еще больнее, чем самим Blizzard.
Brood War в течение долгого времени был киберспортивной дисциплиной номер один, но уступил свои позиции, и теперь уже не так много людей, как прежде, играют в эту игру. И в такой ситуации для сотрудников Blizzard Korea вполне в порядке вещей в присутствии профессиональных игроков говорить фразы вроде "StarCraft 2 неинтересная игра, да? Ну так играйте в другие игры". Мне кажется, что это неправильно. Игроки, команды, сотрудники индустрии – все они прикладывают максимум усилий для того, чтобы игра продолжала жить. И когда говорят такие вещи, то становится понятно, что кто-то относится к игре неправильно. Да, наверное, они имели в виду, что игроки могут играть HearthStone или Heroes of the Storm. Но я все равно не понимаю этого.
Чем вам, как главному тренеру, запомнился 2015 год?
Я был назначен на должность главного тренера в 2014 году, и тогда я только-только начинал разбираться с тем, как быть обычным тренером. Но когда Boxer оставил свою позицию и ушел из команды, эта большая ответственность легла на мои плечи. Первый год я потратил на то, чтобы адаптироваться. А в течение второго года, как мне кажется, я смог много чего осознать. И главное, что я понял, – это то, что лидер не может все делать в одиночку.
Попробую провести аналогию с готовкой. Шеф-повар счастлив, когда в его распоряжении находятся лучшие продукты, лучшая посуда и лучшие средства для готовки. Но так бывает очень редко. Иногда продукты не так хороши, как хотелось бы. Иногда тупятся ножи, остывают печи. И так далее. Всегда происходит что-то, что тебе не на руку. Хороший лидер проявляется в том, как он действует в неблагоприятных ситуациях. Если ножи затупились – их нужно заточить. Если продукты подгнили – надо отрезать подгнившие части и сделать так, чтобы части оставшиеся приобрели настолько хороший вкус, насколько это возможно.
С управлением командой дела обстоят точно так же. Нужно уметь находить в игроках таланты и потенциал, а затем соответствующим образом раскрывать их. Команда не может выступать за счет одних только эйсов. Точнее, команда не может работать как одно целое для достижения общей цели. Мне кажется, что у SKT был лучший год за счет того, что мы смогли раскрыть таланты наших игроков на 120%. Каждый исполнил ту роль, которая и была ему отведена, и вместе мы достигли даже большего, чем было запланировано.
Чего вы в первую очередь хотите добиться в 2016 году?
Я хочу поднять soO на вершину мира. Он четыре раза подряд доходил до финалов GSL, но так ни разу и не стал чемпионом. Он выиграл KeSPA Cup, но это не турнир нужного масштаба. Чего я хочу добиться в 2016 году, что является моим личным проектом в 2016году – это soO в роли чемпиона Starleague или GSL.
Есть какая-то причина, по которой ваш выбор пал именно на soO?
Когда я стал главным тренером, то он первым из наших игроков дошел до финала турнира. Я присматривался к нему еще до того, как уйти в армию. После того как он перешел на SC2, он проделал громадный объем работы, и это позволило ему достичь финала. К сожалению, он разочаровал нас, не сумев выиграть чемпионство. Он – сердце и душа нашей команды с тех пор, как от нас ушел FanTaSy, и я хочу помочь ему выиграть крупный турнир.
Что можете сказать по поводу предстоящего сезона Пролиги?
Вместо того чтобы смотреть на другие команды, я размышляю о том, как мы можем выстроить свою работу для того, чтобы второй подряд раз стать чемпионами. Мы сохранили всех игроков, которые так хорошо выступали в предыдущем сезоне – а это значит, что нам по силам повторить чемпионство. Но мы не будем терять бдительности. Есть 2-3 игрока, которых я рассматриваю, как многообещающих. Если они хорошо справятся с отведенными им ролями игроков поддержки, то мы, я думаю, сможем стать чемпионами второй раз подряд.

Автор перевода на английский язык: пользователь Waxangel @ TL.net

Оригинал интервью на корейском языке можно найти здесь.