Девять лет. Конечно же, один год – это срок, слишком малый для того, чтобы сдвинулись горы или поменялись устья рек. Но для мира киберспорта это вечность. И есть в мире киберспорта человек, который в течение девяти лет работал упорнее, чем кто-либо другой, и показывал результаты лучшие, чем кто-либо другой. И этот человек – Flash из KT Rolster.
Но Flash также очень много пережил не только как игрок, но и как человек. Сейчас он рассказывает, что всегда выкладывался на полную и получал удовольствие от того, чем занимался. Он уже многое дал нам и о многом рассказал после завершения карьеры профессионального игрока. Но у нас все еще остались вопросы, ответить на которые может лишь Flash.
Flash был тем человеком, который вел за собой других прогеймеров. Он был центром киберспорта, и он остался лидером даже после того, когда приоритеты в киберспорте изменились. Каково это было для него? Нам стало интересно, как киберспорт выглядит глазами Flash'a. И мы также захотели выяснить, что игрок думает по поводу своего будущего.
За время нашего интервью Flash очень многое вспомнил о своем прошлом. Рассказал он и о своих разочарованиях и переживаниях. Но когда мы заговорили о будущем – лицо Flash'a словно посветлело. Когда игрок стал рассказывать о том, что он, подобно тому, как был в свое время лучшим игроком, теперь хочет стать лучшим тренером (пускай даже это будет уже другая игра) – я увидел не того Flash'a, который стример, но того Flash'a, который Игрок. Сейчас вы читаете вторую часть интервью, в который мы обсуждаем самые важные моменты карьеры Flash'a, его мысли о киберспорте и его будущее.
После того, как ты завершил профессиональную карьеру, ты стал жить жизнью обычного гражданина. Какие чувства возникают у тебя, когда ты сейчас видишь тех своих "коллег", которые продолжают идти по нелегкому пути прогеймера?
Они действительно выдающиеся люди. Я знаю, насколько тяжел их путь. Обычные люди часто задаются вопросом о том, что такого сложного в том, чтобы играть в игры. Но они не имеют представления о том, как тяжело делать какую-то работу лучше, чем любой другой человек. Мои друзья-киберспортсмены добились бы успехов в чем угодно.
Во времена Brood War'a ты был на пике популярности. Но переход на SC2 в Корее прошел не так гладко, как планировалось, и многие болельщики переключились на League of Legends. Какие чувства ты испытывал, видя это?
(Вздыхает) Не думаю, что я оказался не в том месте и не в то время. Я поиграл и в Brood War, и в SC2, после чего завершил карьеру. Тяжело приходится тем игрокам, которые пришли в эту игру после меня. Находящиеся у власти люди приняли неудачное решение, и League of Legends воспользовалась предоставившимся временем для того, чтобы стать киберспортивной дисциплиной номер один в Корее. Интересно, была бы ситуация сейчас лучше, если бы переход с BW на SC2 прошел более гладко, или если бы лиги по BW продолжили существовать в течение чуть большего времени?
Нам просто не хватило взаимодействия и взаимопонимания. В KeSPA и Blizzard работают замечательные люди, но мне кажется, что им просто не хватило взаимосвязи. А что было бы, если бы они прислушались к мнениям большего количества людей и игроков перед тем, как начинать действовать? Но сейчас, мне кажется, ситуация стала гораздо лучше. Сейчас взаимодействия между сторонами гораздо больше. А это очень важно.
Одним из самых жарких противостояний в твоей карьере стала борьба с
Jaedong'ом. Впоследствии он уехал в США, тогда как ты остался в Корее. Видя то, какого успеха он смог добиться на зарубежной сцене, у тебя не возникло желания также покинуть Корею?
Я позавидовал Jaedong'у, когда увидел, какого успеха он добился за границей. Я думаю, это только подчеркивает наши с ним различия в стилях и в отношении к игре. Он любит бросать самому себе новые вызовы, а я вот не настолько уверен в себе. Останься я в одиночестве в чужой стране, то кто знает, что могло бы со мной случиться? (смеется) Да и, к тому же, я хотел поднять KT на самую вершину – как я уже сделал это в эпоху Brood War'a.
Но, принимая во внимание вышесказанное, нужно отметить, что я ведь бывал за границей. Я уезжал из Кореи около 20 раз. И наиболее всего мне запомнился турнир IEM Toronto, который состоялся в 2014 году. Мне тогда приходилось непросто, меня постоянно сравнивали со мной же в Brood War'e. После победы на IEM Toronto у меня появилась надежда, я вновь обрел уверенность в собственных силах и почувствовал, что смогу продолжать играть.
Твоим последним матчем стала игра против Jin Air Green Wings в полуфинале Пролиги 2015 года. Ты выиграл три игры, после чего проиграл
sOs'у, а ваша команда впоследствии проиграла полуфинал. Ты сожалеешь о том, что твоя карьера завершилась поражением?
Мне очень жаль, что тренер Канг не смог присутствовать на матче по причине болезни, из-за которой его даже поместили в больницу. После того, как я одержал три победы,
KT_Stats и
Zest сказали положиться на них и не относиться к четвертой игре слишком серьезно. Я не готовился к игре против sOs'а. Да и обычно ни один из них обычно не говорит таких вещей, поэтому когда они абсолютно спокойно сказали мне играть в свое удовольствие, я доверился им. Впоследствии они сыграли хорошо, но день, видимо, выдался не самым удачным. В итоге же даже то поражение сыграло нам на руку – в новом сезоне дела у KT идут хорошо. Никто не может играть идеально все время, поэтому я думаю, что с тем поражением можно смириться, ведь благодаря ему KT стали более сильной командой.
За твою карьеру произошло много событий, достойных упоминания. Одно из них - Nate MSL 2010. Генератор вышел из строя, в результате чего студия осталась без электричества прямо во время третьей игры. Какие ощущения ты испытывал в тот момент?
Сейчас, когда я вспоминаю об этом происшествии, то пониманию, что ничего не могу поделать, никак не мог изменить ситуацию. После игры судья, который принимал решения после возобновления матча, подошел ко мне и извинился. Тогда я был очень расстроен, но с тех пор прошло уже порядком времени и я не особо и вспоминаю тот день. Тренер Samsung сказал мне, что ему жаль, что так произошло. Тренер Ли также поспешил поддержать меня. Судья О встретился со мной после матча и также извинился. Я сказал ему, что все понимаю, и тоже принес извинения – за то, что в гневе отбросил наушники. Думаю, мы все примирились друг с другом. Наверное, из-за того, что я был очень популярен, а финал смотрел большое количество зрителей, судьям тоже пришлось нелегко.
Blizzard не патчили Brood War, поэтому баланса приходилось достигать силами самих игроков, а также созданием новых карт. С другой стороны, для SC2 постоянно выходят патчи, которые изменяют юнитов, да и не только. Ты – человек, который прикоснулся к обеим играм. Что ты думаешь по поводу баланса в Legacy of the Void?
Мне кажется, что патчи, выходящие после релиза Legacy of the Void, изменяют игру в нужном направлении. Но в то же время они упускают из внимания что-то очень важное, и поэтому достичь хорошего баланса в игре пока что не удается. Но я не считаю, что мне, будучи закончившим карьеру прогеймером, стоит рассуждать на эту тему. Просто мне, как зрителю, почему-то грустно. Сейчас очень важно понять, чего же не хватает балансу в этой игре.
В 2013 году корейцы, после длительного доминирования в StarCraft'e, стали чемпионами мира в League of Legends. Как ты, бывший прогеймер, а сейчас обычный гражданин, относишься к League of Legends?
Потрясно. Там всегда есть, за кого поболеть. Эти игроки достигли всего того, что у них есть, благодаря упорному труду. Я вижу, как им воздаются их труды, и болею за них. Надеюсь, что корейские команды продолжат хорошо выступать на международной арене. Что касается корейских лиг, то здесь я, конечно же, болею за KT Rolster. Тренировочные комнаты для составов по SC2 и по LoL в нашем доме для тренировок находятся на одном этаже, а поэтому игроки часто видят друг друга. Я и представить себе не мог, что однажды моим болельщиком окажется Someday. Раньше он всегда избегал встречаться со мной взглядами, поэтому я думал, что сделал что-то не то по отношению к нему (смеется). Но потом я узнал, что он мой болельщик и смотрит все мои игры. Я очень удивился, когда узнал об этом. Это очень мило, а он очень застенчивый.
Когда мы говорим "джанглер", на ум приходят такие имена, как
KaKAO и Insee. А когда говорим "мид", то сразу же вспоминается
Faker. Наверное, это очень сложно – стать звездой в команде из пяти человек, и для этого требуется очень высокий уровень игрового мастерства.
Ты был в центре корейского киберспорта в течение девяти лет, и за то время очень многое увидел и пережил. Что, на твой взгляд, требуется корейскому киберспорту для дальнейшего роста? И как ты можешь этому росту способствовать?
Мне кажется, что сейчас нужно завоевать признание некиберспортивной аудитории. Другие страны гораздо более открыты для киберспорта, но у нас, в Корее, с этим проблемы. Нынешнее время определяется доминированием компьютеров и смартфонов. Если мы и дальше будем отвергать киберспорт, то другие страны смогут обогнать нас. Если интернет технологии будут развиваться, то будет развиваться и киберспорт, но если ничего не изменится, то другие страны догонят и перегонят нас.Сейчас игроки в League of Legends, стримеры, другие выдающиеся люди – все перебираются в Китай. Киберспорту в Корее нужно официальное признание и большее количество инвестиций. И я хочу сделать все, что в моих силах, чтобы способствовать получению признания. Думаю, что интервью, рекламные акции и публичные компании должны помочь. Также хорошим средством является демонстрация того, что киберспорт интересен многим людям, на прямых трансляциях. Я не могу расценивать свой стрим как киберспорт, но я все же бывший прогеймер и могу показать людям, что интерес к киберспорту по-прежнему существует. Я и понятия не имел, что на мой первый стрим придет так много зрителей.
Мы слышали, что перенесенная тобой операция все еще напоминает о себе. Это дает тебе освобождение от армейской службы? И какие у тебя вообще планы на этот счет?
У меня была прооперирована рука, и на медицинском обследовании я получил 3 уровень (то есть, годен к воинской службе). Но мне еще нужно будет пройти дополнительное обследование. Я бы хотел в итоге вернуться в киберспорт. Хочу стать тренером. Я был лучшим игроком, поэтому, думаю, у меня найдется, чем поделиться с другими игроками. А еще мне кажется, что работа тренером будет по-своему интересной и я буду работать в удовольствие. Что бы я ни делал, я всегда стараюсь получать от этого удовольствие. Пускай это только в будущем, но я уже с нетерпением жду этого момента. Может быть, пройдет время, и я буду работать уже с другой игрой, но я все равно очень уверен в своих силах. Я попробовал все игры, которые считаются киберспортивными – конечно же, это League of Legends, а также Kart Rider, Sudden Attack, Special Force. Даже FIFA Online. И я слежу за киберспортом во всем мире.
Верно, есть примеры того, как люди становятся тренерами в играх, в которые они не играли. Например,
Reach - бывший игрок в Brood War, сумевший стать тренером по League of Legends. У его команды хорошие результаты. В чем заключается его сильные стороны как тренера? И каким бы тренером хотел бы быть ты?
Reach очень трудолюбивый. Он не такой, как я. Практически всему, что я знаю, я научился у него. Он очень прямолинейный и уверенный. Его уверенность передается игре его команды, и я думаю это очень помогло ему как лидеру. Он никогда ничего не делает плохо, он всегда верен своей работе. Я думаю, что я немного более смелый. И мне интересно посмотреть, как это отразится на моей тренерской работе.
Я думаю, я бы хотел, чтобы профессиональные игроки получали бы удовольствие от жизни. Я бы отвел определенное количество времени под тренировки, после которых игроки могли бы заниматься, чем пожелают. Люди, которым суждено стать великими, не достигают величия потому, что кто-то говорит им, что делать. Это особенно справедливо для прогеймеров, за которых говорят их результаты.
Будучи игроком, я раз за разом готовился к играм. Я упорно тренировался и выкладывался в отборочных играх настолько же сильно, как и в финалах. Я могу с уверенностью сказать это кому угодно. И в будущем я скажу это ребятам из моей команды - если, конечно, я когда-нибудь стану тренером.
Когда ты был профессионалом, то за тебя болело очень много людей. Многие из них пришли посмотреть твой стрим, тем самым продемонстрировав нам, насколько ты популярен. Наше интервью подходит к концу, а потому мы спрашиваем, хочешь ли ты в завершение обратиться к своим болельщикам?
Я хочу продолжать играть в Brood War и общаться со своими поклонниками. Я буду понемногу увеличивать длительность стримов и в ближайшее время начну стримить разные игры. А так во время первого стрима следить за стримом было очень сложно. Но я буду работать над этим.
Хоть я и не мог встретиться со своими поклонниками в течение девяти лет моей карьеры, они все равно стали для меня семьей. Они гордились мною, а я гордился ими. И я принял решение начать стримить во многом из-за моих поклонников. Я еще раз прошу продолжать поддерживать меня и говорю всем вам спасибо!
Перевод интервью с корейского на английский: Bisu-fan @ TL.net.
Автор оригинального материала: Park Sang Jin @ Xsports News.
Перевод первой части интервью.