Из Heroes of the Storm – в StarCraft 2
Недавно ты вернулся в StarCraft 2 из Heroes of the Storm. Как ощущения, как оцениваешь свою форму?
На данный момент мне кажется, что я нахожусь в очень хорошей форме. Мне понадобилось какое-то время на то, чтобы привыкнуть к Legacy of the Void и выйти на тот уровень игры, какой меня устраивал бы. Но прямо сейчас я думаю, что если буду показывать свою лучшую игру, то смогу обыграть кого угодно.
Когда ты говоришь "кого угодно", то ты имеешь в виду "кого угодно вне Кореи" или вообще "кого угодно"?
Любого соперника, который может встретиться мне на обычном турнире. То есть, иностранных игроков и тех корейцев, которым "можно".
За время своей карьеры в Heroes of the Storm ты выступал за лучшие команды. Как ты думаешь, каким будет твое наследие в Heroes? К примеру, каким игроком тебя запомнят?
Думаю, я смог популяризовать некоторых чемпионов, которые в то время считались слабыми – как, например, Потерявшиеся викинги. Думаю, большинство запомнит меня как лучшего игрока за Потерявшихся викингов. Я не думаю, что был прямо уж лучшим игроком, но кажется, что большинство людей думают именно так, потому что я первым начал играть этим чемпионом на турнирах. Для меня было легче играть за них благодаря прошлому опыту игры в WarCraft 3 и StarCraft 2.
Было ли сложно переключиться с командной игры обратно на индивидуальную дисциплину?
Вовсе нет. Может быть, это покажется удивительным, но я не думаю, что моя механика ухудшилась за год. После 3-4 дней тренировок в StarCraft 2 я чувствовал себя практически так, словно никуда и не уходил из игры. Конечно же, если не принимать во внимание используемые стратегии. И еще, может быт, многозадачность стала чуть похуже. Но в целом проблем с возвращением не возникло.
Смотрел ли ты StarCraft 2 и следил ли за сценой этой дисциплины во время своей карьеры в Heroes of the Storm?
Я немного следил за WCS, но смотрел только плей-офф и то, если там были какие-либо интересные матчи с участием зергов. Еще я смотрел BlizzCon, ну и на этом все, пожалуй.
Игра в Heroes of the Storm как-то сказалась на твоем подходе к StarCraft 2?
Да. Наверное, сейчас я лучше организую свои тренировки. К примеру, играю каждый день в одно и то же время, и поэтому я так или иначе отыгрываю определенное количество игр. А до того, как я начал играть в Heroes, я просто играл тогда, когда мне хотелось играть, и зачастую изрядно халявил. В Heroes у меня было расписание, потому что нужно было тренироваться с 4 партнерами по команде – и я, по большому счету, просто перенес это расписание тренировок на SC2. За исключением этого момента, я думаю, больше из Heroes of the Storm в StarCraft 2 перенести нечего.
Есть ли такие игроки, которых ты повстречал в Heroes of the Storm и которых ты хотел бы увидеть в StarCraft 2? И наоборот – есть ли такие игроки в SC2, которых ты хотел бы увидеть за игрой в Heroes?
Я думаю, что вряд ли бы игроки в Heroes of the Storm стали переходить в StarCraft, потому как в этой игре много таких вещей, как макро, механика и так далее, которые не являются частью MOBA-игр. Но мне всегда казалось, что если бы
Happy играл в MOBA-игры, он был бы просто-таки невероятно хорош. Он невероятно хорошо управлялся с героями в WarCraft 3 и может просто до безумного хорошо использовать отдельных юнитов в StarCraft 2.
До того, как переключиться на Heroes of the Storm, ты был очень стабильным игроком в StarCraft 2, долгое время выступал на хорошем уровне. Как думаешь, в Legacy of the Void твоя карьера сложится аналогичным образом?
Думаю, да. Не знаю, будет ли она долгой, потому что в какой-то момент я, возможно, полностью переключусь на учебу (хотя я еще не знаю, когда). Но мне кажется, что перерыв длиною в год стал для меня словно глоток свежего воздуха и я, определенно, снова могу выступать на очень высоком уровне. Вообще я надеюсь, что теперь буду показывать даже лучшие результаты, чем до перехода на Heroes of the Storm.
Похоже, уверенности в собственных силах тебе не занимать. Ты даже сказал, что сможешь обыграть кого угодно на WCS. То есть, нам ждать, что ты завоюешь одно из 8 мест на BlizzCon’е?
Конечно же, игроков, которые думают аналогичным образом, сейчас побольше, чем восемь. Когда играешь на высоком уровне, то случиться может все, что угодно. Я могу взять и выиграть следующий крупный турнир, а могу и вылететь уже в первом раунде. Так уж оно есть. Безусловно, я считаю, что могу взять одну из восьми квот, но нельзя не принимать во внимание множество различных факторов… Знать наверняка – невозможно. Конечно же, я попытаюсь, и я полон надежд, но со стопроцентной вероятностью ничего утверждать нельзя.
Legacy of the Void
VortiX переключился на Heroes of the Storm потому, что потерял интерес к Heart of the Swarm. Мы решили узнать, какое мнение у игрока о новом аддоне и почему он считает, что теперь игра стала лучше.
Когда ты уходил из SC2, то сказал, что игра стала скучной и ты потерял к ней интерес. Но теперь ты вернулся. Что, в общем и целом, изменилось для тебя в игре?
В HotS я был вынужден играть такими стилями, которые мне не нравились (например, свармхосты против протосса, свармхосты против террановского меха и так далее). В LotV же, как мне кажется, можно играть любыми стилями. Если вы агрессивный игрок, то за каждую расу можно одержать победу посредством агрессивной игры. А если вы предпочитаете "черепаший стиль", то его тоже можно использовать. Также в игре теперь гораздо больше действия, а поэтому играть и смотреть за играми интереснее, даже несмотря на то, что партии стали короче.
Появилось ли в LotV что-то, что смогло удивить тебя или застать тебя врасплох?
Я как-то играл против билда на освободителей с улучшением на дальность атаки – и даже не подозревал, что у этих юнитов есть такой апгрейд. Я подумал, что это какой-то хак, или баг, или что-то еще. Пришлось потом зайти в настройку горячих клавиш, чтобы убедиться, что в игре действительно есть такой апгрейд.
Давай поговорим о зерговских матч-апах. Что является текущей метой в ZvT? И играть этот матч-ап сейчас интереснее и веселее, чем в HotS?
Я думаю, что сейчас этот матч-ап очень хорошо сбалансирован. В начале LotV большинство людей играли в разорителей с последующим переходом в ультралисков, поэтому игры были довольно однообразными. Но сейчас игроки стали понимать, что можно играть опенинги, более похожие на те, что использовались в HotS, и что довольно-таки здорово иметь различные варианты игры в макро – а не всего лишь один, как было в HotS. И еще игры теперь, по большей части, стали интереснее, потому что это не просто тир-2 юниты против тир-2 юнитов. TvZ часто доходит до поздних стадий, где на сцену выходят призраки, освободители, ультралиски, повелители стаи и так далее. Это гораздо лучше, чем получасовая игра МММ против линг-бейн-муты.
А что на счет ZvP? Как изменился этот матч-ап в плане дизайна и баланса?
Разумеется, для зрителей только в плюс то, что сейчас не используются свармхосты (вообще этого юнита можно и вовсе удалить из игры, если Blizzard не собираются его как-то изменить). Что касается баланса, то лично я считаю, что есть несколько карт, на которых преимущество на стороне зерга, но на других в более выигрышных условиях находится протосс. У протосса есть преимущество на поздних стадиях игры, но мне все равно нравится этот матч-ап. Здесь очень многое зависит от принимаемых игроками решений и странно все время видеть похожие игры.
Новая экономическая модель, юниты и карты принесли изменения в ZvZ?
Сказать по правде, все довольно похоже на HotS. В большинстве случаев это линги с бейнлингами и переходом в тараканов и разорителей, плюс как вариант есть возможность сначала выйти в муталисков. Мало что изменилось, разве что теперь нельзя просто а-кликать – потому что нужно уворачиваться от зарядов едкой желчи.
Что ты думаешь по поводу текущего мап-пула? Нравится ли тебе то, что Blizzard пытаются добавить в него больше необычных карт? Не кажется ли тебе, что стоит уделить больше внимания балансу, или же что стоит использовать более стандартные карты, потому что игра все еще новая?
Мне нравится, когда в мап-пуле есть 1-2 нестандартные карты – тогда, если они вам не по душе, вы можете их просто вычеркнуть. Но сейчас с ними, кажется, перебор – есть Ульрена, Террасы Приона и, применительно к некоторым матч-апам, Лерилак. Я бы хотел, чтобы в игре было больше стандартных или же ориентированных на макро карт.
Что думаешь по поводу того, с какой скоростью Blizzard выпускают патчи? Тебе больше нравится, когда разработчик оставляет игру в покое и позволяет игрокам самостоятельно разбираться в ней, или же ты считаешь, что стоит проводить правки баланса как только что-то станет слишком "оверпауэрным"?
Исходя из своего опыта игры в Heroes of the Storm, я могу сказать вам, что когда постоянно выходят серьезные патчи – это просто ужасно. Бывали моменты, когда такие патчи за 2-3 дня до крупных турниров меняли мета-игру. Я бы, по правде сказать, просто надолго оставил бы игру, как она есть – если только в ней нет явно дисбалансных вещей, вроде свармхостов, дропов хеллбатов в раннем HotS и так далее.
Кто сейчас лучшие игроки в Европе и в Корее? Назови одного-двух представителей для каждой расы. Ну, или больше, если ты думаешь, что они на одном уровне.
Европа. Зерги. Сейчас очень много зергов, которые играют на очень близком уровне. Snute, Nerchio, TLO, FireCake, SortOf, Bly, Serral. И даже еще больше. Я не могу выделить кого-то одного. Протоссы: ShoWTimE, PtitDrogo, Lilbow, MaNa. Терраны: Bunny, Happy, MarineLord.
Корея. Зерги: Solar, soO. Протоссы: Zest, sOs. Терраны: ByuN, TY.
Анализ 5-ой игры Snute vs TLO на DreamHack Leipzig
Одной из лучших игр в Legacy of the Void на данный момент является пятая игра между TLO и Snute на DreamHack Leipzig. Мы попросили VortiX’a разобрать матч его партнеров по команде, чтобы лучше понять, как мыслят профессиональные зерги.
Что ты думаешь о трех хатчери до омута рождения от Snute’a по сравнению с более стандартным опенингом от TLO? Что вообще можно сказать об опенингах в ZvZ по сравнению с HotS? Все стало еще более рандомно, или же нет?
Эти игроки очень хорошо знакомы друг с другом, поэтому, мне кажется, Snute знал, как будет играть TLO и что тот никогда не стал бы играть ранний пул, особенно при счете 2:2. Думаю, что сейчас опенинги стали даже чуть более рандомными из-за мап-пула – Ульрена и карты на 4 респауна способствуют этому.
Что думаешь по поводу быстрого апгрейда на +1 для войск ближнего боя от TLO? Мне кажется, что это опасно, потому что TLO не знал, что Snute играет в три быстрых хатчери.
Мне показалось, что немного рискованно ради этого апгрейда задерживать появление у себя бейнлингов, но с другой стороны, если его не разведать, то такой билд получается очень сильным – потому что, скорее всего, ваш соперник не будет играть агрессивно, если не будет знать, что у вы не можете производить бейнлингов.
Игроки выбирают разные пути развития. TLO играет лингов с переходом в муталисков, тогда как Snute сначала делает лингов, затем тараканов, и лишь потом переходит в муталисков. Что такие пути развития дают игрока в целом и в контексте данной игры? Какой путь предпочел бы ты?
Играть сразу в муталисков, не выходя перед ними в тараканов, довольно рискованно. Вас могут убить тайминговой атакой с тараканами и бейнлингами, нидусом и т.д.. Но, конечно, если вы сможете избежать постройки рассадника тараканов, то это положительно скажется на вашей экономике. TLO, как мне кажется, не дал Snute’у разведать, что он делает – и это было очень хорошо для него.
То есть, TLO на руку сыграло то, что Snute сыграл в три хатчери и то, что он смог помешать сопернику провести разведку?
Да, это весьма помогло.
Snute делает +1 на атаку для тараканов, но в ZvZ в поздней игре нужно переходить в ультралисков. Не является ли ошибкой +1 на атаку для тараканов?
Я думаю, что он заказал этот апгрейд еще до того, как увидел муталисков, поэтому в этом есть смысл – если и ты, и соперник собираетесь играть в тараканов. Но, мне кажется, апгрейд можно было бы и отменить после того, как он увидел нескольких муталисков. Хотя, может быть, Snute все-таки доделал этот апгрейд, чтобы королевы смогли наносить большее количество урона. Здесь я не уверен. Вообще королевы играют важную роль в игре муталиски против муталисков, так что, может быть, он посчитал, что этот апгрейд придется кстати.
В середине игры Snute, увидев муталисков TLO, сам полностью переходит в муталисков (в это же время у TLO делаются апгрейды +2 и +1 на атаку-защиту соответственно для войск ближнего боя). Что ты думаешь по поводу этого хода? Кажется, что Snute понимает, что делает, ведь он не может одолеть TLO с помощью тараканов и разорителей, а если решит выйти в ультралисков, то они появятся позже и будут слабее, чем ультралиски TLO. Получается, масс муталиски в данном случае – верное решение?
Да. Думаю, было весьма очевидно, что он не сможет нагнать TLO по апгрейдам для ультралисков. Поэтому, может быть, массить муталисков и ждать, пока TLO совершит ошибку, было лучшим решением. Сделать много муталисков, разделить их, затем подождать, пока соперник попытается провести атаку на открытой местности и затем постараться окружить его армию.
А что можешь сказать по поводу перехода в повелителей стаи после того, как выиграна битва за воздух? Были ли у Snute какие-то другие выходы? Например, незаметно поставить базу на золотом месторождении или использовать какой-то скрытый тех? TLO ведь совсем не разведывал.
Мне кажется, что на переходов в повелителей стаи требуется слишком много времени. В той ситуации, в которой был Snute, это означало бы смерть от первой же атаки. Наверное, да, он мог бы поставить базу в левом углу, но вообще мне кажется, что если так много ваших муталисков угодили в ловушку, а у соперника уже тир-3, то все, что вам остается, это надеяться на ошибку врага.
Спасибо за то, что поделился с нами своими мыслями по поводу этого великолепного ZvZ. Ты хотел бы что-то сказать в завершение интервью?
Спасибо всем нашим спонсорам. Большое спасибо нашим болельщикам. Надеюсь, что и некоторые из тех людей, которые болели за меня в Heroes of the Storm, продолжат поддерживать меня и в StarCraft 2.
Автор интервью: stuchiu @ TL.net