Интервью с StarDust

Представляем перевод интервью с StarDust'ом. Как мы знаем, игрок взял перерыв от StarCraft 2, но его возвращение на профессиональную сцену весьма вероятно. Интервью же посвящено, в большей степени, самым памятным моментам игровой карьеры StarDust'a – как в StarCraft 2, так и в Brood War.

Длительность и без того хрупких карьер профессиональных корейских игроков определяется тиканием таймера, который отсчитывает время до начала обязательной воинской службы. Но StarDust является тем игроком, который после армии стал играть даже лучше. Протосс, за свой арсенал агрессивных билдов прозванный "Cheesedust", оказался в центре внимания после победы на DreamHack Summer 2013. Та победа взялась буквально из ниоткуда, но игрок сумел поддерживать высокий игры в течение всего последующего года, в итоге заработав место на BlizzCon 2014. В конце 2015 года StarDust взял перерыв, но его возвращение является лишь вопросом времени.

Когда ты был молодым, чем хотел заниматься профессионально, о какой карьере мечтал? Как ты попал в StarCraft 2?
Я хотел стать ученым. В Корее был популярный сериал "Kais" – его как раз показывали в период моей юности. Персонажи в этом шоу были очень крутыми. А со StarCraft’ом я познакомился в начальной школе. Во время новогодних каникул вся наша семья собиралась вместе, и старшие братья брали меня под свой присмотр. Мы вместе ходили в компьютерные клубы, и там они позволяли мне играть в StarCraft. Так начиналась моя карьера. Хотя сейчас мне кажется, что, может быть, все сложилось бы лучшим образом, не пойди я в компьютерный клуб тогда… И, кстати, человек, который отвел меня в компьютерный клуб, и тем самым повлиял на всю мою последующую жизнь, был пастором.
Ранее ты выступал под никнеймом M18M. Почему ты решил выбрать такой никнейм?
Тогда существовал такой тренд – придумывать никнеймы, которые обрамлялись бы двумя буквами. Например, z"ID"z или x"ID"x. Но мне показалось, что буквы z и x встречались очень часто, поэтому я решил выделиться и выбрать букву М. Разумеется, это все потому, что я был ребенком, который еще только ходил в начальную школу. А число 18 – это то, что поймут корейцы. Это самое распространенное ругательство… В корейском языке число 18 произносится как ship-pal, и это звучит как shi-bal, ругательное слово, буквального перевода которого на английский не существует. Не знаю, почему я взял себе такой ник, но опять же – я был просто маленьким ребенком. Может быть, что-то вроде выражения протеста?
Давай поговорим о твоей профессиональной карьере в Brood War. Когда ты понял, что хочешь стать профессиональным игроком?
Думаю, здесь все получилось так же, как и у остальных прогеймеров. Сначала я просто играл в свое удовольствие, и играть у меня получалось хорошо. В школе у меня был друг, который был известен тем, что очень хорошо играл в StarCraft, но в итоге я начал его легко обыгрывать. И тогда я понял, насколько хорошо играю. Я был еще очень молод, но уже настолько хорош в игре, что мог этим гордиться. Мне казалось, что я был одним из лучших игроков. Но потом я узнал, что паренек, известный как Sea, уже сумел стать профессиональным игроком – это притом, что мы с ним были одного возраста. Но все равно, я полностью отдавал себя игре, и мои оценки, конечно же, стали хуже. Поэтому на втором году получения высшего образования я принял решение стать прогеймером. В течение первого года обучения я старательно пытался учиться, но результаты были неудовлетворительными. И я понял, что быстрее смогу добиться успеха, если будут играть, нежели если буду учиться.  Но сейчас я понимаю, что надо было продолжать учиться… (смеется)
Ты был довольно молодым игроком, когда перебрался в тимхаус. Сложно ли было приспособиться к новой обстановке?
Мне даже сейчас тяжело далась бы жизнь в условиях тимхауса. Я не тот человек, которому важно быть учтивым и выказывать уважение людям, которые старше меня. В доме Samsung возрастным различиям придавалось большое значение, все решения постоянно принимали старшие. Я же не подчинялся кому бы то ни было, если мне не казалось, что они являются хорошими людьми. Вся эта идея с тем, чтобы кланяться и выказывать уважение кому-то только потому, что он старше меня… Я этого никогда не понимал. И поэтому я много бунтовал. Многие из моих партнеров по команде не любили меня за это. Если бы сейчас у меня была возможность прожить тот период жизни заново, то я бы все равно сделал бы все так же.
Ты был игроком второго состава. Какие сложности тебе пришлось пройти в качестве нового игрока команды?
Когда я начал выступать за Samsung, матчи на Пролиге играли по формату best-of-5, а также существовало требование выставлять на матч игроков всех рас. Поэтому для меня было практически невозможным пробиться в состав на матч, ведь в команде были такие игроки, как JangBi и Stork. И невооруженным глазом было видно, что мы очень разного уровня. Я скептически относился к своим собственным способностям, и поэтому мне казалось, что я никогда не буду настолько же хорош в игре, как они. К тому же, руки у меня были действительно не быстрые. Но я постоянно давал тренерам понять, что хочу пробиться в состав на матч, и поэтому меня выставляли на игры чаще, чем большинство других игроков второго состава.
Тебя выставляли не очень часто, потому что ты был одним из новичков в составе. Как получалось так, что твой тренер принимал решение выставить на матч молодых игроков, которые не были такими опытными, как ветераны?
Сказать по правде, ничего такого не было. Надо было просто самостоятельно улучшать свой уровень игры.
Одним из самых запоминающихся моментов Shinhan Bank Winners League стала твоя игра против Flash’a в рамках четвертой игровой недели. Samsung Khan играл против KT Rolster, и Flash был близок к тому, чтобы оформить all-kill: он сумел обыграть JangBi, FireBatHero и Stork’a. Потом Samsung выставили тебя, ты сыграл в 14 нексус на New Tornado и выиграл. Как ты чувствовал себя в тот момент?
Лучшими игроками Samsung тогда были Stork, JangBi, firebathero и Great. Но наш тренер решил, что Great, скорее всего, проиграет Flash’у – ведь тот уже обыграл трех других ключевых игроков команды. Сказать по правде, мы уже ни на что не надеялись в том матче. Просто получилось так, что у меня было ощущение, что я просто-напросто не могу проиграть, и поэтому тренер выставил меня. Но вообще это произошло потому, что счет уже был 3:0.
Насколько важным для тебя стал тот матч против Flash’a?
Наверное, это была единственная игра, за которую меня хвалили (если не считать моего дебюта, когда я со счетом 2:1 обыграл Sea). Конечно же, этот матч был очень важен для меня, но все равно после него осталось горькое послевкусие. Мне кажется, что люди помнят меня только как "парня, который обыграл Flash’a". Это наложило отпечаток на всю мою карьеру.

(Примечание: StarDust не преувеличивает. В 2012 году я как-то встретил его на MLG Dallas и сказал ему, что помню, как он обыграл Flash’a. Он ответил: "Спасибо, но это все, что обо мне знают. Это очень расстраивает меня").

Как получилось, что ты ушел из Samsung Khan и стал игроком Air Force ACE?
В Пролиге начинался 3 раунд. У меня была статистика, кажется, 3:1. У нас был матч против самой слабой команды на лиге, Air Force Ace. Первым от нас вышел игрок, который лично мне не нравился. Он смог сделать all-kill, и его статистика стала лучше, чем у меня. Я почувствовал себя обделенным. Каждый раз, когда мы играл против ACE, тренеры выставляли на матч игроков, от которых ожидали побед. Я никогда не был в их числе, и это очень расстраивало меня. А потом я узнал о том, что ACE набирают себе новых игроков, и я решил попробовать. Если бы они не взяли меня к себе, то я, скорее всего, закончил бы свою карьеру. Отношения с тренерским штабом Samsung тогда достигли точки кипения.
Были ли какие-нибудь различия между Air Force ACE и Samsung Khan?
В Air Force ACE были несколько игроков, которые не любили игру и играли без воодушевления. Я был разочарован этим.
Вернемся в наше время. Ты говорил, что хочешь взять перерыв от StarCraft 2. В начале года ты стримил Brood War на AfreecaTV, а также играл SC2-ладдер. Что ты думаешь по поводу игры в данный момент?
В прошлом году в Challenger League я проиграл Neeb’у. Игра надоела мне. Жизнь заграницей казалась мне сложной, а игра не приносила совершенно никакого удовольствия. Это было непрофессиональное поведение, да, но я решил просто взять перерыв от игры. Играл в Heroes of the Storm и League of Legends. Ну и, как многие, наверное, знают, на Afreeca сейчас все еще очень популярен Brood War. Поэтому я начал стримить в надежде на то, что какая-то ностальгия оживит во мне интерес к StarCraft 2. Тогда я не понимал, что решение взять перерыв создаст множество проблем для моего менеджера, и сейчас я хотел бы извиниться за это.
По Brood War сейчас довольно много турниров. Не думал о том, чтобы принять участие в каком-нибудь из них?
Вообще-то, нет… Я играл в BW ради удовольствия и потому, что хотел отдохнуть от SC2. Я довольно быстро набрал неплохую форму, меня стали считать довольно неплохим игроком… Но на этом я и решил остановиться. Для того, чтобы начать играть еще сильнее, мне понадобилось бы потратить еще больше времени и сил. Да и желания участвовать в турнирах у меня не было.
Что думаешь по поводу оставшихся профессиональных игроков в Brood War и по поводу того, что они играют на Afreeca?
У меня ощущение, что большинство из них делают это потому, что им нужны деньги. Я хочу сказать, что там все, конечно, сложно, но в конечном счете стримить легче, чем работать на обычной работе, и заработать можно побольше.
Ты поддерживаешь связь с кем-нибудь из профессиональных игроков в Brood War? Зависаете где-нибудь вместе, или просто часто общаетесь?
Во времена моей профессиональной карьеры в Brood War у меня, на самом деле, было не особо-то много друзей. Поэтому нет, особо ни с кем не вижусь. Просто много общаюсь с парнями из Air Force ACE и Samsung.
Как мы можем видеть, ты в последнее время играешь в ладдере Legacy of the Void. Как тебе последняя часть игры?
Мне кажется, что играть в Legacy of the Void гораздо интереснее, чем в Heart of the Swarm. В основном это потому, что в HotS вы могли только медленно и постепенно собирать армию, а также были ограничены в количестве билд-ордеров, которыми могли бы начинать игру. Первые 10 минут игры приходилось проводить в обороне, иначе у вас не получалось собрать нужную композицию войск. А в LotV у вас есть несколько агрессивных вариантов игры, которые можно использовать уже в самом начале матча. Поэтому играть очень интересно.
Успех в StarCraft 2 к тебе пришел после того, как ты прошел обязательную воинскую службу. Какой момент ты считаешь лучшим и самым запоминающимся во всей своей профессиональной карьере?
Конечно же, чемпионство DreamHack. Это самый запоминающийся день не только во всей моей карьере, но и во всей моей жизни. Стыдно такое признавать (смеется): это чемпионство потом даже приснилось мне в эротическом сне.

(Примечание: Я не шучу. Все программы-переводчики, к которым я обращался, перевели слова StarDust’a именно как "эротический сон", поэтому я оставил такой вариант, - прим. пер.).

Я в первый раз в жизни рассказываю об этом (смеется). Думаю, вы понимаете, насколько потрясла меня моя победа. Я думал, что никогда нигде не стану чемпионом, что не судьба и даже что не заслуживаю чемпионства. И мне всегда казалось, что если я и смогу где-то завоевать чемпионство, то сначала у меня будет очень сложный матч в Ro16, потому очень сложный матч в Ro8, в Ro4… Вот так вот, шаг за шагом. А потом DreamHack пролетел – глазом моргнуть не успеешь. Эта победа поменяла мои взгляды на жизнь.
В течение всей моей карьеры люди, в основном, негативно отзывались обо мне: "У тебя медленные руки. Плохой мультитаскинг". Я часто слышал такое, и часто думал, что, может быть, лучше было бы стать тренером – раз уж мне нравится подходить к игре стратегически. Много переживал. Постоянно думал, что, может быть, и вовсе не надо было становиться прогеймером. В конце концов, прогеймеры редко получают хорошие деньги и становятся известными – за исключением самых топовых. Я постоянно загонял себя в депрессию такими вот мыслями. Я знал, что играю хорошо, но это было просто "сносно". Было очень много игроков, которые были лучше меня. Но после победы на DreamHack’е все изменилось. Мое мышление с "Некоторым людям, которых очень немного, судьбой предначертано быть чемпионами" изменилось на "Если упорно трудиться, то можно добиться поставленной цели". Такой вот, вроде как, девиз.
Ты не планируешь вернуться в StarCraft 2? Ради своих поклонников?
Если бы мне нужно было принять решение прямо сейчас, то я ответил бы положительно. Я тренируюсь в StarCraft 2, но постоянно беру перерывы. Главным образом потому, что в ладдере и на Пролиге используются разные карты, и не так уж много профессиональных игроков сейчас играют в ладдере. Так что сейчас я, скорее, выжидаю. И жду изменений мап-пула. Планирую вернуться к игре в Америке и жду подходящего момента. Скорее всего, не вернусь до тех пор, пока не появится большое количество турниров, на которых я мог бы сыграть.

Интервьювер: Skye

Переводчик: Seeker @ TL.net