Snute: "Вся моя жизнь – это, по большей части, только StarCraft"

Представляем вашему вниманию перевод еще одного интервью с DreamHack Austin. В роли собеседника на этот раз выступает игрок, которого многие считают лучшим иностранцем в StarCraft 2 – Liquid.Snute!

(примечание: интервью было взято еще до последнего баланс-патча).

Думаю, в начале интервью можно вдоволь пожаловаться на баланс – чтобы потом уже не заниматься этим.
В чем проблема с протоссами – так это в том, что они могут и чизить, и играть макро, или всю игру просто ничего особо не делать, а только обороняться, и в итоге все равно выиграть. Как будто победа у них по умолчанию. И так было всегда. Раньше народ жаловался на роевиков, и потом роевиков в итоге поменяли, но с протоссами так ничего и не сделали. Протоссы по-прежнему могут всю игру просидеть на своих базах, просто защищаясь и собирая лимит. То же самое касается иностранных терранов, у них есть освободители и они тоже сидят и копятся. Но протоссы – ну это же просто смешно.
Но Blizzard в последнее время гораздо более открыты к предложениям, касающимся баланса; активно связываются с игроками и представителями сообщества. Можешь рассказать о том, какие каналы связи игроки могут использовать для того, чтобы поделиться своим мнением с Blizzard? Насколько такая возможность эффективна и насколько часто ты ею пользуешься?
Я не особо много советов давал Blizzard по поводу баланса. Я старался хранить молчание и просто со стороны наблюдать, как будет развиваться ситуация. Обычно я активно высказываюсь против различных бесполезных изменений – если мне покажется, что изменения совсем уж смехотворные, то тогда я, конечно же, свяжусь с Blizzard любым доступным мне путем. Но пока что мне не казалось, что предлагаемые изменения были настолько плохи. В последних двух патчах почти не было ничего смехотворно бесполезного. Предыдущий патч вообще вышел весьма неуклюжим, поэтому я не стал давать по нему особо много отзывов – по правде сказать, я все равно не думаю, что с моим мнением посчитались бы. Есть некоторые странные идеи и решения – такой серьезный фокус на скорости передвижения банши или же изменения фотонных пушек. Я не против незначительных изменений, но ведь в игре и без этого полно вещей, на которые люди хотели бы, чтобы Blizzard обратили внимание – танкиваки, ядро материнского корабля и то, насколько протоссы слабы без этого юнита, и еще тот факт, что протоссам обычно приходится открываться через звездные врата. Есть в игре вещи более важные, чем скорость передвижения банши и фотонные пушки.
В одном из последних фидбеков Blizzard упоминали возможный нерф бессмертных как необходимость, продиктованную мнением профессиональных игроков. А также обсуждались возможные измнения колоссов и циклонов. Что ты думаешь по поводу этих изменений?
Думаю, нерф бессмертных будет очень к месту. Против дестабилизаторов и колоссов играется лучше. Колосс, конечно, немножко скучный, "дезбольный" юнит, но там хотя бы дестабилизаторами нужно микрить. С другой стороны, против бессмертных существует не так уж много контр-стратегий – по крайней мере, у зергов. Можно попробовать включить им барьер, отправив гидралиска для того, чтобы снять эту защиту перед следующей схваткой. Но в конечном счете такие действия выходят дороже, чем простое бездействие. В 99% времени "ничегонеделание" является лучшим выбором, и ничего хорошего в этом нет. Единственное, что можно сделать с бессмертными, это попытаться дать хороший бой, но в такой ситуации все в большинстве случаев сводится к силе вашей армии. Мне не кажется, что в такой ситуации от обеих сторон требуется большое количество контроля. Конечно же, протоссам нужно отлично использовать силовые поля для того, чтобы отбить некоторые тайимнги с гидрой, лингами и бейнами. Нужно умело использовать фотонную перегрузку, правильно занимать позицию в битве. Что касается зергов, то им тоже нужно умело позиционировать гидралисков и бейнлингов, но мне кажется, что сражения могли быть глубже, если бы в них было вовлечено больше высокотехнологичных юнитов – таких как дестабилизаторы и колоссы – и меньше бессмертных.
Ты делаешь выводы, основываясь на своем опыте игры на европейском сервере, или ты также тренируешься и на корейском сервере?
Я не играю на Корее из Европы, но я немного поиграл на корейском сервере, когда был в Китае на WCS Shanghai. Ситуация с имморталами одинаковая что там, что там.
То есть, ты не можешь сказать, что мета сейчас совсем другая?
Мета, на самом деле, довольно сильно изменилась, но что касается регионов – я не думаю, что у нас значительные различия в мета-игре. Протоссы понемногу подстраиваются под зергов. Какое-то время, например, было популярно играть в масс адептов и фениксов с двух звездных ворот, но зерги начали подбирать ключ к такой игре, поэтому протоссы перешли на игру с использованием всего одних звездных ворот, масс бессмертных, два роботикса и вообще стиль стал более традиционным, что мы и видим сегодня. Так сейчас и играют – одни звездные врата, 5-7 фениксов и переход в двойных бессмертных.
Как выглядят твои ежедневные тренировки – от начала и до конца?
Здесь могут быть небольшие вариации. Иногда я сначала играю немного кастом-игр, но вообще же я всегда уделяю много времени игре на ладдере и онлайн-турнирам, потому как они очень хорошо помогают научиться играть best-of-3/best-of-5, а соперники действительно стараются выигрывать игры. Так что я часто играю на онлайн-соревнованиях. Большую часть моих тренировок составляют небольшие еженедельные турниры. Играя на них, я получаю много пищи для размышлений. Также я много времени провожу, просматривая VOD’ы – я уделяю им даже больше времени, чем, собственно, игре. И еще я отслеживаю результаты выступлений различных игроков со своего света. Каждый день я захожу на aligulac и смотрю, нет ли там какого-нибудь матча, который мог бы меня заинтересовать. Если есть – то ищу VOD. Обычно я смотрю игры практически со всех турниров, начиная Кореей и заканчивая онлайн-капами.
Во время просмотра VOD’ов – как ты определяешь, в чем твои сильные и слабые стороны, как игрока? Ну и, собственно говоря, расскажи нам о своих сильных и слабых сторонах.
Когда я смотрю VOD’ы, то это, обычно, для вдохновения – чтобы скопировать какие-нибудь идеи и приемы и использовать их в своей игре. Или же я могу специально посмотреть записи игр, где игроки проигрывают, чтобы знать, чего опасаться при игре в тот или иной билд; чтобы понять, что в игре пошло не так и попытаться проанализировать ее. Что касается моих сильных сторон, то обычно здесь называется оборонительный стиль игры с прицелом на макро в ZvT, но в ZvZ и ZvP я сейчас играю немного по-другому, поэтому не могу с уверенностью сказать, каковы мои сильные и слабые стороны в этих двух матч-апах. Но если говорить в целом, то в течение всех этих лет моей сильной стороной считались макро и оборонительная игра, так что посмотрим, смогу ли я как-то реализовать эти особенности в моих ZvZ и ZvP. Тут дело в том, что против протоссов сейчас нельзя выйти в серьезное макро, если только вы не показываете очень хорошую игру (как, например, Dark). Выйти в макро против протоссов сложновато, и я не уверен, что моя игра на данный момент находится на таком уровне, который позволял бы это сделать. Но я пытаюсь, потому что макро в PvZ смотрится действительно круто и, кажется, хорошо подойдет под мой стиль. Просто сложно выйти на нужный для игры в серьезное макро уровень.
Ты прямиком из Норвегии сюда прилетел?
Нет, летел с пересадками. Довольно долгое путешествие выдалось, но я в порядке.
То есть, чувствуешь, что находишься в хорошем состоянии? Во всяком случае, физически?
Ага. Если бы мне попадались одни терраны, то я бы, наверное, стал бы чемпионом. В ZvT меня сейчас практически невозможно остановить. Я несколько раз проиграл на онлайн-турнирах, но на тренировках мой винрейт в ZvT сейчас около 91%. Обыгрывать меня удавалось лишь очень немногим игрокам – я проиграл несколько карт таким весьма хорошим игрокам, как MaSa, uThermal и Kelazhur. В ZvT я играю очень стабильно, да и терранов сейчас не хватает. На турнире много зергов и протоссов, и это меня немного беспокоит. Я не очень уверен в том, что смогу хорошо выступить в этот раз, но буду очень рад, если сумею выйти в топ-8. Опасаюсь сильных игроков за протоссов, таких как Neeb, PtitDrogo и Harstem.
Обычно ты очень уважительно отзываешься о своих коллегах-игроках. Но не хотел бы ты, разнообразия ради, кого-нибудь хорошенько поругать?
Сейчас хватает игроков, которые хорошо играют в PvZ, но хватает также и таких, кто только в PvZ и умеет – много таких вот "специалистов по зергам". Хотелось бы, чтобы они и против терран что-то могли показать. Мне кажется, что каждый протосс, который хорошо играет PvZ, очень плох против терран. Думаю, наиболее сбалансировано сейчас подготовлен Neeb. Я всегда рад, когда игроки показывают хорошую игру и добиваются побед, когда у них выдается удачный день, но я также жду появления протосса, который будет доминировать во всех матч-апах. Давайте, протоссы, покажите мне, чего вы стоите! Начните уже просто обыгрывать всех подряд. А не сливайте какому-то террану после того, как обыграли пятерых показывающих отличную игру зергов.
Теперь давай немного отойдем от игровой темы. Можешь рассказать, как ты стал прогеймером?
Я начал играть в StarCraft 2 через месяц после его выхода. Сначала я играл 2х2, просто ради развлечения. А потом игра стала все больше увлекать меня. Тогда я жил нормальной, скажем так, жизнью. У меня была работа, была девушка, и я планировал начать получать образование. Я переехал в университет, но продолжал играть в StarCraft. Думаю, университет, все-таки, тогда был не для меня, поэтому я отчислился и начал играть в StarCraft, стремясь стать профессиональным игроком – потому что сцена тогда была действительно большой. Были такие игроки, как Stephano, Idra и HuK, которые выигрывали турниры направо и налево, и я думал, что это было очень круто, и хотел быть таким же, как эти парни. Так что, грубо говоря, я бросил университет, начал жить на сбережения, которые накопил во время работы, и скатался на пару норвежских турниров с призовым фондом. Там мне удалось немного заработать, и я постепенно перешел к тому, что стал жить жизнью профессионального игрока – тренировался в тимхаусах, ездил в Корею.
В итоге, после 9 месяцев тренировок и выступлений, в течение которых я толком ничего не зарабатывал, у меня стало получаться выигрывать на турнирах. Я выиграл HomeStoryCup, уже год будучи прогеймером – и тогда я посчитал, что смогу заниматься этим и дальше. У меня был довольно высокий уровень игры, я получал удовольствие от StarCraft’а. Дальше все пошло по нарастающей.
Как ты изменился в личностном плане после того, как стал прогеймером?
Интересный вопрос. Когда я только начинал, то я был в значительной степени идеалистом. Я равнялся на таких ребят, как Stephano и Idra. Тогда игроки еще часто вели себя невежливо и неуважительно. Чем лучше ты становился, тем чаще сталкивался с подобными вещами. Может быть, они просто понимали, что ты приближаешься к их уровню. В каком-то смысле это естественно – и, в то же время, это страшно, потому что я сейчас чувствую себя точно так же! С годами я становился все более и более раздражительным, язвительным и злорадным. Я уже порядочно долго играю на топовом уровне, и могу сказать, что когда проигрываю, то очень злюсь. Расстраиваюсь от поражений сильнее, чем нужно. Не уверен, что подобрал нужное слово, но сейчас мне, определенно, гораздо сложнее переживать поражения – потому что ожидания выше. Иногда нервы и груз ожиданий сказываются на моей игре. Наверное, нужно просто проще относиться к этим вещам.
Что касается изменений личностного плана, то я стал более раскрепощенным и расслабленным. Но, с другой стороны, из-за того, что я уже долгое время играю на профессиональном уровне, я чувствую, что на меня сейчас возлагают куда более серьезные ожидания. Если я не показываю хороших результатов – то я не знаю, могу ли я оправдываться за это. Так что получается что-то смешанное. Сложно сказать, насколько и как я изменился в целом – потому что все, что я делаю, это целыми днями сижу дома и играю в видеоигры. Здесь сложно что-то измерить, но в финансовом плане киберспорт – как та же работа. Себя окупает, прибыль есть. Я могу жить, оплачивать еду и снимать жилье. Не так уж сильно все и изменилось. Но я, в то же время, получаю удовольствие от жизни, от путешествий и от встреч с другими ребятами, которые играют в игры.
Где ты видишь себе через несколько лет, если принять во внимание, что StarCraft 2 сейчас не так популярен, как раньше, и, может быть, может окончательно сгинуть. Ты в таком случае вернешься в университет, или найдешь работу?
Возможно, университет. Я не особо уверен по поводу этого, да и у меня были идеи по поводу того, чтобы поработать в других областях. Когда я был еще совсем молодым, я хотел быть геймдизайнером. Мне кажется, что иногда у меня появляются хорошие идеи, но я знаю также, что карьера среднестатистического геймдизайнера – не лучший вариант. Я не уверен, так ли сильно я хочу стать геймдизайнером – это если сравнивать с тем, чтобы просто пойти в университет. Посмотрим. Быть геймдизайнером было бы круто, но это очень сложная область для работы, и я не уверен, что смогу втянуться.
Когда ты первая раз поступал в университет, то ты именно этим там собирался заниматься?
Нет, то была музыка – другая моя страсть. Когда был помоложе, я играл на пианино, а потом начал делать музыку на компьютере. Но потом я решил, что университет – не для меня. Слишком много теории, слишком мало практики, слишком мало времени для того, чтобы творить. Я посчитал, что лучше оставить музыку своим хобби. Может быть в будущем какие-то мои хобби станут моей работой.
У тебя есть какие-нибудь запретные удовольствия?
Что это? Вещи, о которых я никому не рассказываю? Тайные хобби? Иногда я немного играю в Counter-Strike, чтобы расслабиться… Иногда в Hearthstone. Но я не играю в эти игры много.
Ничего страшного, ты в безопасности. На TeamLiquid поймут.
О да, я уверен. Я, кстати, не был совсем уж серьезен, когда говорил про протоссов.
Что на счет шуточного вопроса? Представь, что твою семью захватили сомалийские пираты. Каких трех прогеймеров ты бы взял с собой для того, чтобы спасти их? И почему?
Я бы взял MC, просто потому, что он крутой парень. Взял бы sLivko, конечно же – за его мускулы. И еще понадобился бы кто-то умный, этакий сумасшедший ученый. Доктор Дарио.
Ты живешь один? Ты был в тимхаусе TeamLiquid?
Да, живу один. В тимхаусе был прошлым летом – на буткемпе по StarCraft 2. Помимо меня там были TLO, Ret, Bunny и Harstem.
И как обстояли дела с атмосферой внутри команды?
Все было хорошо, мы собирались вместе во время завтрака, ели и начинали свой день. Мы много говорили об игре, показывали друг другу записи своих игр, синхронизировались. Вместе обедали, вместе гуляли. Но главным образом просто много говорили об игре.
То есть, никаких супер-смешных или компрометирующих историй?
Мы не так уж долго пробыли на буткемпе, всего лишь две или три недели. И мы все довольно сознательные люди, так что я не думаю, что там происходило что-то безумное.
Что ты делаешь по вечерам, когда заканчиваешь играть?
Обычно я просто играю. Если я слишком устаю, то смотрю VODы, может быть, стримы… Но ночью не так уж много стримов, которые можно было бы посмотреть. Если я засиживаюсь допоздна, то могу посмотреть какой-нибудь американский турнир, но обычно я просто постараюсь заснуть.  Вся моя жизнь – это, по большей части, StarCraft.  Больше у меня ничего особо не происходит. Мне всегда кажется, что до ближайшего турнира осталось слишком мало времени, поэтому я постоянно готовлюсь. Даже если до игр еще месяц, мне все равно кажется, что у меня совсем нет времени. Улучшать и изменять вою игру – это не так-то просто для меня. Мне приходится действительно упорно работать, и поэтому время летит совершенно незаметно. Даже если я делаю разные вещи, или работаю над разными компонентами игры, то в итоге это все равно компьютер и StarCraft 2.
Ты говорил, что тебе нравится путешествовать.  Но мне показалось, что ты не делаешь всего того, что хотел бы делать во время путешествий.
Иногда я мечтаю о том, чтобы просто пойти на пляж и расслабиться. Провести обычный отпуск. Но я не могу заставить себя сделать подобное во время путешествий. Я всегда сосредоточен на предстоящем турнире. Думаю, мне не нужно никаких пляжей до тех пор, пока я играю на турнире, потому что здесь же все ребята, которых я знаю – и самое главное для меня это именно встреча с ними.
Ну ты хоть в какие-нибудь приличные рестораны успеваешь выбираться?
К счастью, да. В любой стране всегда находится место хорошей пище. Ходить по ресторанам со знакомыми – это, пожалуй, одна из лучших вещей. Сегодня вот я попробовал техасское барбекю. Курица-гриль, грудинка, острый шпинат, картофельное пюре. Очень острое блюдо – я даже не думал, что шпинат может быть таким острым! Но очень вкусно!

Автор оригинального интервью: banjoetheredskin @ TeamLiquid.net
Редактор: thecrazymunchkin @ TeamLiquid.net