Двойное интервью о StarCraft 2 в Китае

Киберспорт в Китае развивается семимильными шагами. Все чаще можно увидеть трансляции китайских турниров у наших топовых стримеров. Самое время поподробнее узнать о сцене StarCraft 2 в Китае, для этого мы и пригласили в нашу виртуальную студию известного стримера "Xiaose" и организатора турниров Leifeng'a.

В последнее время на Goodgame.ru стали появляться стримы самых разных турниров из Поднебесной, причем зачастую это официальные трансляции (спасибо Archer'у). Мы постепенно открываем для себя мир китайского старкрафта, узнаем новых игроков, но в целом об этой сцене нам известно мало. Чтобы как-то исправить такое положение дел, мы поговорили со спонсором и организатором Leifeng Cup, а также с известным китайским стримером StarCraft 2.

Начнем с того, что немного расскажем о наших собеседниках.

  • Хуан "Xiaose" Сюйдун (Huang Xudong) в прошлом был полупрофессиональным игроком, но быстро понял, что комментировать и организовывать турниры у него получается лучше. Сейчас является одним из самых известных кастеров в Китае с огромным опытом и знанием сцены.
  • Лэй Фэн (Lei Feng) традиционный спонсор и организатор китайских турниров. Как и его знаменитый тезка, безвозмездно помогавший своим товарищам в середине прошлого века, наш современник также является примером альтруизма и уже несколько лет вкладывает свое время и не малые средства в организацию еженедельных турниров по StarCraft.

Привет. Прежде всего представьтесь и расскажите немного о себе.
Xiaose: Всем привет! Я известен как Xiaose. Начал стримить StarCraft еще в 2005 году. В 2007 стал работать с NeoTV. Сейчас я продолжаю с ними сотрудничать в качестве продюсера.
Lei Feng: Привет. Меня зовут Лэй Фэн, родился в 1979 году. Впервые познакомился со StarCraft в 2002 году во время WCG. Именно тогда я безумно влюбился в космическую франшизу Blizzard и это чувство до сих пор остается со мной. Сейчас я помогаю с организацией и финансированием турниров, а также у меня есть команда по StarCraft 2. Помимо этого сотрудничаю с PandaTV по вопросам освещения турниров Leifeng Cup.

Мы сразу перешли к обсуждению развития киберспорта в Китае. Как мы знаем, еще со времен Warcraft 3 стратегии в реальном времени были популярны в Китае, однако сейчас лидерами отрасли стали МОВА игры. При этом общая популярность компьютерного спорта очень высока. Масштаб размеров рынка поражает воображение и даже не самые популярные дисциплины собирают на трансляциях турниров десятки тысяч зрителей. Как оказалось, в отличии от некоторых других регионов, количество любителей стратегий не уменьшается, а даже постепенно растет, только вот число игроков в LoL и Dota 2 за последние несколько лет увеличилось даже не линейно, а экспоненциально. Взлет популярности StarCraft 2 случился в Китае во времена WCG 2012, когда третье место занял IG]MacSed. Затем наметился некий спад, нижняя точка которого пришлась на 2014 год. С тех пор StarCraft начал развиваться, растет как аудитория на стримах, так и результаты китайских игроков.

Как и в Южной Корее, в Китае пользуются популярностью большие интернет кафе, где можно встретить даже очень известных игроков. Неожиданной стала информация, что до недавнего времени китайцы много играли в CrossFire, сейчас же в шутерах балом правит Overwatch и его пиратские аналоги. В СНГ много говорят о появлении киберспорта на телевидении, как о мощном бусте индустрии, а вот в Китае это не стало сильным катализатором развития компьютерного спорта. Как выяснилось, бОльшую пользу приносит посильная помощь руководства страны и формирование положительного общественного мнения на киберспорт и компьютерные игры в целом.


Несмотря на то, что мы начали показывать китайские турниры, нам все еще мало известно о StarCraft 2 в Китае. Как поживает игра в Поднебесной?
X: StarCraft 2 в Китае не очень популярен. У нас есть определенное число постоянных зрителей. Мы видим, как их число понемногу растет, но это в большей степени происходит ввиду общей популяризации компьютерных игр, а не из-за переориентации поклонников других дисциплин. Приходят новые зрители и кому-то из них точно придется по душе StarCraft. Самым плохим годом для SC2 был 2014: мало турниров и интереса к сцене. В 2016 ситуация совершенно другая и дела идут очень хорошо.
Lei Feng: В 2016 году состоится множество онлайн и LAN турниров в Китае. Мы несомненно наблюдаем рост количества и качества киберспортивных мероприятий. Если вы достаточно скилловый и конкурентоспособный игрок, вас ждут достойные призовые. Отметил бы, что несмотря на любовь китайских игроков к жанру RTS, у нас также популярны League of Legends, Dota 2 и Counter-Strike: Global Offensive. Тем не менее, число зрителей StarCraft 2 растет, так как многим по-настоящему нравится жанр стратегий.
Показывают ли киберспортивные соревнования на китайском телевидении?
X: На основных каналах киберспорт не представлен. Только интернет-трансляции, размах и качество которых быстро растет.
L: Иногда показывают, да. В Китае есть вещание OCN. С его помощью зрителям рассказывают про самые разные игры, например, Warcraft 3, StarCraft 2, LoL и Dota 2. Там много киберспорта и в основном показывают трансляции матчей или турниры. Вещание идет каждый день, это можно сравнить с показом клипов на музыкальном канале "V". Но китайским зрителям больше нравится смотреть киберспорт на стриминговых платформах прежде всего потому что стримы идут в реальном времени. Телевидение же не часто показывает события вживую.
Совсем недавно в России компьютерный спорт был включен в список официальных видов спорта. Помогает ли государство развитию киберспорта после официального признания в Китае?
X: В Китае этот процесс завершился в 2003 году. Мы уже давно прошли через это. (смеется) Мне лично правительство не помогает, я простой человек. А вообще они делают довольно много, например, организуют национальные матчи NESO (National Electronic Sports Open) и NEST.
L: Процесс признания киберспорта начался еще в 99 году. С тех пор государство сильно поспособствовали развитию компьютерного спорта. Начиная с организации показательных матчей, заканчивая предоставлением помещений для турниров и участием в формировании призового фонда.
Какие китайские или азиатские турниры можно выделить на сегодняшний день?
X: Существует большое количество как просто онлайн турниров, так и соревнований с LAN финалами.
L: Сейчас их очень много. Могу выделить NESO, WESG, WCA и GPL.
Назовите лучших на ваш взгляд игроков в Китае.
X: Назову самого сильного игрока за каждую расу. На мой взгляд лучшим протоссом является Cyan, сильнейший зерг это iA (IG]iAsonu), а из терранов выделю TIME. А вот мой любимый игрок без привязки к расе – IPXZERG (Maestro sAviOr).
L: На мой взгляд сильнейший на данный момент в Китае игрок это iasonu (iA). Но я всегда был поклонником Flash'a.
Какие команды можно выделить?
X: Профессиональные китайские команды это прежде всего IG, XTEAM и Zoo. Также существует большое количество команд уровнем ниже. Наверное, я бы мог назвать более 20 названий.
L: Несомненно, команда номер один в Китае это IG. Из остальных могу выделить Zoo, Bheart, Leifeng и Spa.

После разговоров о китайской сцене, невольно стали напрашиваться сравнения с российскими реалиями. Мы выяснили, что китайцы знают наших топовых игроков и стримеров, а также они сталкиваются со схожими проблемами, связанными с недостаточной конкурентоспособностью на сцене, ограниченными правами на трансляцию крупных турниров и, конечно, им также хотелось бы лучшего финансирования от спонсоров.


Кого из российских игроков ты знаешь и кого считаешь действительно сильными?
X: Я знаю Happy, TORNADO ROX.Pomi, TitaN, Strange и BRAT_OK, но больше всех мне нравится ваш игрок из BroodWar – Androide. Он был по-настоящему сумасшедшим игроком! (смеется)
L: Пожалуй, выделю игрока с никнеймом Happy.
Давайте сравним аудиторию в России и Китае. У нас в среднем на стримы приходит 1500-2000 человек. Сколько зрителей приходят на стримы по StarCraft 2 в Китае?
X: Всего у SCBOY (группа стримеров, в которую входит Xiaose) более 200000 зрителей. Но если говорить о среднем количестве зрителей на моем стриме, могу назвать цифру в 30000 человек онлайн и более.


(Группировка стримеров SCBOY)

L: Как я говорил выше, в Китае стримы популярны и, если говорить о трансляции матчей Leifeng Cup, то в среднем ее смотрят около 30000 человек. На финальных играх это число возрастает до 50000.

Близость к Южной Корее накладывает свой отпечаток на китайский StarCraft 2. Как выяснилось из разговора в этом есть как плюсы, так и минусы. Можно учиться и набираться опыта у южнокорейских мастеров, но тогда приходится забыть о призовых за первые места.


Что вы можете сказать о соседстве с Южной Кореей, Меккой StarCraft 2?
X: Это лично мое мнение, но мне кажется нам по силам их перебороть. В последнее время я не вижу молодых и перспективных корейских игроков.
L: В перспективе это может сыграть нам на руку. Я думаю, Китай скоро обретет звезду уровня корейской Proleague. Это будет прекрасно, очень жду этого момента.
Есть ли какая-то вероятность увидеть китайских игроков в GSL или Starleague?
X: Наверное, да. Такой шанс есть.
L: Надеюсь на это и много для этого делаю. Я организовал и начал спонсировать Leifeng Cup именно для того, чтобы дать нашим старкрафтерам возможность соревноваться, получать опыт игры с сильнейшими игроками и в конечном счете дать им бой.

Закончив с общими вопросами, мы перешли к обсуждению тем, связанных с личной деятельностью собеседников.

Xiaose

Расскажи о своей аудитории на стримах. Как они поддерживают тебя и игроков?
На стримы по StarCraft 2 приходят сотни тысяч китайских зрителей. Для поддержи моих стримов они покупают подарки, которые потом можно обменять на реальные деньги. StarCraft хоть и не самая популярная дисциплина в Китае, тем не менее многие хотят видеть матчи по этой игре.
Зрители какого возраста приходят на стримы по StarCraft 2?
Разброс очень большой. Это могут быть как молодые люди 14 лет, так и мужчины 40 лет и старше. Но большая часть аудитории, это ребята от 18 до 30 лет.
Ты участвовал в организации транслируемого у нас турнира Kung Fu Cup. Расскажи об этом опыте, чем именно ты занимался?
Я общался с игроками и приглашал их на турнир, согласовывал расписание матчей и составлял сетку трансляций. Также мои партнеры поддерживали контакт со спонсором турнира.
С какими проблемами сталкиваются стримеры в Китае?
У нас есть несколько стриминговых платформ и часто мы сталкиваемся с проблемой обладания правами на трансляцию крупных турниров. Например, стример платформы douyuTV не имеет права проводить трансляцию матчей IEM, потому что права на него принадлежат huomaoTV.
Ты начинал карьеру игрока Brood War в Китае и даже занял призовое место на одном из турниров.
Моя основная деятельность это комментирование, а в последнее время к этому добавилась организационная работа на NEOTV. Я всегда был стримером, а то выступление было во многом случайным. Это был онлайн турнир, проводимый на Тайване. Так получилось, что я вышел в полуфинал, ожидаемо проиграл в нем Sen'у, но затем одержал победу в матче за третье место. В итоге первым стал Sen, вторым Super, а я оказался на третьем месте. Это было очень давно, целых 10 лет назад, но я все-равно горд тем результатом, ведь Sen и Super профессиональные игроки, а я просто стример.
Чем ты занимаешься помимо стримов по Starcraft 2?
Люблю футбол, но, к сожалению, уже очень долго не играл.
Тебе понравился фильм Warcraft? Как игровое комьюнити отреагировало на эту экранизацию?
Хороший фильм. В Китае он собрал больше миллиарда за три дня, что является отличным результатом.
У нас очень много поклонников Джеки Чана. Кто из русских популярен в Китае?
Китайский народ не очень внимательно следит за российскими фильмами. (смеется)
Спасибо за интервью. Напоследок у тебя есть возможность сказать пару слов российскому комьюнити.
StarCraft – великая игра. Если вы еще не играли, пожалуйста попробуйте и дайте ей шанс.

Lei Feng

Чего не хватает организаторам турниров в Китае?
Вы можете предугадать ответ. Всегда не хватает денег и нам всегда нужны новые спонсоры.
Leifeng Cup один из самых старых и стабильных турниров, как он помогает учиться и развиваться молодым китайским игрокам?
Онлайн турниры, такие как Leifeng, очень полезны для китайских игроков. У нас уже выросло новое поколение молодых игроков, таких как Zenith of Origin.Chick, Time, Coffee и jin. Каждому из них всего по 15-17 лет. Сейчас в Китае вы можете принимать участие в турнирах каждый день, главное желание.
Как ты думаешь, полезны ли инвестиции в турниры для китайских компаний?
По правде говоря, Leifeng Cup зависит от китайских стримов. Как вы знаете, в Китае есть много стрим-сервисов. Они сильно помогают нашему турниру. В 2015 году мы сотрудничали с douyutv, в 2016 нашим партнером стала платформа pandatv.
С чем связаны изменения в проведении турнира Leifeng в 2016 году?
В этом году появился douyu cup, спонсируемый douyutv продолжатель традиции ежедневных турниров серии Leifeng cup, а также в июне начался sgl cup, финансируемый моим другом kaurala (известный китайский комментатор). Поэтому мы приняли решение с 2016 года увеличить призовой фонд Leifeng cup и поменять формат с ежедневного на схему с одним турниром раз в две недели.
Чем ты увлекаешься помимо StarCraft 2?
Смотрю фильмы, люблю путешествовать и работать.
Тебе понравился фильм Warcraft? Как игровое комьюнити отреагировало на эту экранизацию?
Фильм Warcraft очень популярен в Китае. Огромные сборы могут только подтвердить это.
Спасибо за интервью. Напоследок у тебя есть возможность сказать пару слов российскому комьюнити.
Всем удачи и надеюсь, что российские игроки как можно скорее перестанут иметь проблемы с лагами на корейском сервере.

За помощь в организации интервью благодарим неутомимого archer'a.