"В голове бурлят идеи". Интервью с Carmacом


Несколько часов назад мы узнали, где продолжит свою карьеру один из талантливейших киберспортивных журналистов поляк Carmac. Признаемся, что мы знали заранее о скорой инаугурации Михала и подготовили обстоятельное интервью с этим умнейшим человеком как о его новой должности, так и о мировом киберспорте в целом.

Давай для начала обсудим горячие новости. Ты теперь один из руководителей Extreme Masters, и у тебя начинается новая веха в карьере. Что будет входить в твои обязанности?

Я старший бренд-менеджер на Intel Extreme Masters (IEM) и мы вместе с Jens Allerdissen наблюдаем и координируем всю деятельность ESL по EM. Наша главная задача — держать высокую планку EM и стараться улучшать это мероприятие в любых отношениях. Уже сейчас очень многое хочется сделать... Сложно перечислить все.
Мы меняем то, как ESL TV показывает матчи, мы выбираем города, игры, работаем над сайтом, выверяя каждую деталь... Все, что касается IEM, проходит через нас с Jens'ом.

Твое назначение произошло по твоей инициативе или по желанию боссов ESL?

Несколько месяцев назад мы сидели в одной комнате и разговаривали о том, что бы мы могли сделать вместе. Мы говорили о том, для чего я мог бы подойти, и показалось очень естественным, если я буду работать с главным международным продуктом ESL, а именно с Intel Extreme Masters. IEM сейчас входит в число самых важных киберспортивных трофеев в мире и это также очень хорошо организованный ивент. Турниры проводятся на высшем уровне. В текущий сезон, который закончится через несколько недель на CeBIT глобальным финалом, вошло девять чемпионатов. Это масса матчей и огромное количество удовольствия для зрителей. Меня взяли, чтобы быть уверенными, что фанаты по всему миру не скучают ни на одном из проводимых ивентов, а наоборот получают удовольствие от киберспортивного мероприятия мирового класса, проводимого настолько часто, насколько это возможно. Без сомнения, с таким огромным количеством игр и с призовым в 750 тыс. $, Intel Extreme Masters является источником развлечений для каждого киберспортивного фаната.
Всегда открыт для всего нового

Когда ты получил приглашение, и почему понадобилось так много времени, чтобы вступить на этот пост?

У меня все еще был контракт с SK Gaming и работа, которая приносила удовольствие. Подпись в этой бумаге значила многое, и я не хотел покидать SK, пока не закончится срок действия контракта.

Какие нововведения планируешь внести в лигу?

Конечно. Все может быть сделано лучше. У меня такое отношение к работе, что как бы она не была сделана — мне все равно не нравится. Поэтому предстоящую работу на IEM буду стараться делать идеально. Сезон закончился, и мы можем полностью сфокусироваться на том, чтобы успешно организовать Финалы. А как только трофей попадет в руки победителю, мы начнем работать над новым сезоном.
В голове бурлят идеи. Не могу сказать точно, что мы будем конкретно делать, — сказал уже, что финалы на носу. Но скажем так, если IEM был бы апельсином, мы бы хотели выжать из него столько вкусного сока, сколько это возможно. Все это на радость зрителям.

Extreme Masters проводит крупнейшую лигу по Counter-Strike, однако возраст дисциплины уже преклонный, а смены не видно (в отличие от продуктов Blizzard). Нужны ли попытки смены приоритета в командных шутерах и когда бы ты начал подобный эксперимент?

Мы уже видели несколько примеров того, как игра была выбрана для прогейминга прежде чем она сходила с полок магазина. И это никогда не работало. Единственный способ построить что-то успешное в киберспорте — это поддерживать что-то естественное. Игру, в которую люди играют, потому что они увлечены ею, когда создаются команды, чтобы сыграть в свое удовольствие, а не выигрывать деньги.
Я уверен, что, будучи детьми, Аршавин или Зубков начали играть в футбол не потому, что хотели водить Ferrari — они хотели играть и забивать голы. Машины, деньги и толпа девушек приходят намного-намного позже. Нельзя строить киберспорт с людьми, которые играют, потому что хотят Ferrari.
Вот почему Counter-Strike должен остаться. У него намного больше поклонников, которые любят игру — больше, чем у любой другой игры, ну разве что кроме World of Warcraft'а... который, как вы знаете, тоже есть на IEM. Я думаю, что CS должен оставаться до тех пор, пока у него достаточно поклонников. Также нужно упомянуть другой довод: меняя игру, мы должны строить все сначала: учить новых звезд, как быть профессионалами, как серьезно относиться к игре, как быть чемпионами. Нам придется искать новых журналистов, которые будут знать, как писать об этой игре. Каждый раз, когда мы меняем игры, мы выбрасываем все то, что уже было выстроено.

На турнирах Carmac поддерживал талант Moon'а
Как журналист, ты был весьма экстравагантен, но нынешняя должность обязывает к серьезности. Со старым Кармаком покончено?
ESL — это и соревнование, и развлечение — никак иначе. Поэтому я не могу все время быть серьезным. Саша будет жить, возможно, не как часть ESL, но его квест стать лидером всего e-sports движения еще не окончен. Ему все еще необходимо разрушить World of Warcraft, да и много других вещей. Без него сцена уже будет не та... поэтому если вам нравился Sasha Tsapaev, волноваться не стоит. Вообще, у нас с ним большие планы на будущее. Может быть организуем поездку в Америку, кто знает?

У ESL есть хороший сервис ESL TV. Будешь ли ты участвовать в стримах, в связи, допустим, с освещением EM?

Прямо сейчас на Jens Allerdissen'е большинство обязанностей по управлению нашим ивентом. ESL — очень большая компания, и мне понадобится немного времени прежде чем я пойму, как все работает. Поэтому, естественно, я, по крайней мере, вначале буду работать над освещением. Например, вы увидите мою физиономию на CeBIT'е в интервью с игроками. Но в будущем я не знаю. Мне бы не хотелось работать, только показывая пальцем и отдавая указания. Я отношусь к тем людям, которые любят замарать свои руки, поработав на славу — так же, как каждый в команде. Что это означает? Я не знаю. Я буду делать работу, которую должен, чтобы делать наши турниры каждый раз лучше и лучше.

Ты довольно много поездил по разным мировым ивентам, будучи журналистом, теперь у тебя другая должность, значит ли она, что теперь ты будет ездить только на турниры от EM?

По работе я буду посещать только турниры, организованные ESL, но это не означает, что вы перестанете видеть меня на других киберспортивных событиях. Я люблю киберспорт, и меня не волнует, как называется событие: XYZ или ABC, если оно классное. Но, конечно же, в то же время я буду работать по максимуму над совершенствованием ESL.
В последние годы я ездил на финалы ESWC и WSVG за свои деньги. Вы также можете увидеть меня на ивенте в России, который пройдет в мае, и я постараюсь посещать эту страну как можно чаще. Я люблю Москву и Санкт-Петербург, поэтому вы должны организовывать как можно больше крупных турниров!

Intel friday nights также проводятся орг. комитетом EM, а ты давно хотел побывать в Санкт-Петербурге. Какова вероятность в связи с этим, что одна из остановок пройдет в Санкт-Петербурге?

Intel является самым щедрым партнером киберспорта, поэтому, уверен, что они бы поддержали что-то в этом роде. Это все зависит от людей, которые строят киберспорт в России — фанатов, игроков, а также от того, как работает ESL Russia =)
И Hooch'a однажды тоже поддержал

Квейк — одна из твоих любимых игр. Сегодня как раз эта игра открывается для всех, но есть большая уверенность, что ты уже поиграл в бету Quake Live. Как тебе игра? Какое будущее ей напророчишь?

Мне понравился Quake Live. Думаю, что у игры великое будущее, если будут сделаны две вещи. Первая — если будут привлечены новые игроки — ламеры, которым нужен только фан от игры, больше ничего. Второе — если этих игроков убедить в том, что есть нечто большее, чем просто игра «for fun», рассказать, что есть такие люди, как Cooller, которыми восхищаются за их талант и которые известны по всему миру. Это породит много новых талантов, которые будут усиленно работать, чтобы стать такими, как Cooller.
Без звезд, без талантливых игроков, которые заставляют вас вылуплять глаза, без тех вещей, которые они вытворяют в игре, не будет соревнования, не будет киберспорта. Если игра принесет нам новых звезд, это будет огромный успех для киберспорта и для Quake Live.

Близится выход второго Стара. Конечно, игре понадобится некоторое время, чтобы подстроиться и стать киберспортивной. Какова вероятность, что игра появится в линейке дисциплин EM?

Выбор игры для Extreme Masters — дело не из легких. У IEM турниры в США, Канаде, Германии, Швеции, ОАЭ, Китае, Корее. Любая выбранная игра должна быть межнациональна — чтобы в нее играли во всех перечисленных странах. Например, можно создать мероприятие по футболу в любой части мира, но бейсбол может быть только в Америке и Японии.
По своей теории я жду, что StarCraft 2 станет самой большой киберспортивной дисциплиной и будет популярна в каждой стране. Вероятнее всего, мы не увидим новую игру на IEM в 2009/2010 годах просто потому, что если она выйдет в этом году, сезон будет уже начат. Я не говорю, что мы не можем добавить новую игру в середине сезона, но мы не можем подготовить бюджет, не зная, когда выйдет игра.

Как ты относишься к присутствию World of Warcraft на EM? Изменил ли ты свое отношение к этой игре? Как насчет классического Warcraft III TFT? Какой из Warcraft все-таки победит на EM? 

Я всегда предпочитал другие игры World of Warcraft'у: я фанат того, что логично, но если Михал Бличарз (Carmac собственной персоной — прим. ред.) думает, что мисс России непривлекательна — это не значит, что она не нравится всем остальным. Intel Extreme Masters организован не для одного меня. Нельзя выбирать игру, основываясь на предпочтениях одного человека. Моя любимая игра — Unreal Tournament (версия 1999го). Я предпочитаю ее всем другим играм. Разве это означает, что на Intel Extreme Masters должна быть UT?
Игры должны выбираться за комьюнити, которое у них есть. Если у игры огромное количество фанатов, которые хотят участвовать в турнирах, тогда нужно посмотреть на другие критерии. Может ли эта игры быть интересной зрителям? Популярна ли эта игра на всех континентах? Поставляет ли эта игра новых звезд или на ней побеждает пятерка одних и тех же?
WoW был очень мудрым выбором ESL, как я уже говорил, и я не изменил своего мнения.

Deadman тоже пользовался поддержкой Carmac'а 

Что ты думаешь о DotA как о киберспортивной дисциплине?
Поклонники Warcraft 3 ненавидят DotA, но мне интересно, как много хороших Starcraft 2 игроков придут из WC3, а сколько из DotA. Да, игра «проще», да, на игру до смерти скучно смотреть, а если мыслить глобальнее? Подумайте, сколько игроков в DotA попробуют Starcraft 2 и будут играть в нее, потому что у них есть базовые навыки RTS? В любом случае, как я сказал раньше: если это популярно...

Как ты думаешь, в каком ключе нужно развивать киберспорт: элитарный (CS, WC3, SC etc.) или казуальный (Guitar Hero, WOW etc)?

Когда мы произносим слово «казуальный» — это сразу означает «нет соревнованию». Казуальный — это для развлечения, а не «чтобы быть лучшим». Я в этом интервью еще не сказал о том, как важен талант. В киберспорте соревнуются именно талант одного игрока против таланта другого. А игра должна давать нам больше средств выражения этого таланта. Если я столкнулся с тем, кто играет гораздо лучше меня, игра это покажет. В этом и суть киберспорта, я полагаю. Именно поэтому я фанат таких сильных игр, как Starcraft, Warcraft 3, Quake 3 или старого Unreal Tournament. Еще нравятся, как командные игры добавляют новую внеигровую сложность, ведь координировать работу команды, чтобы она действовала как одно целое всегда сложно.

Считаешь ли ты, что период завышенных ожиданий в электронном спорте пройден, и сейчас нужно сконцентрироваться на нем как на узком сегменте игровой индустрии?

Невозможно перестать верить в то, что киберспорт может обрести величие, наблюдая, как это происходит в Корее! Это возможно. Неужели нам нужно все бросить, перестаить это развивать? У киберспорта было несколько ям на пути. Мы должны помнить, что всего несколько лидеров прошлого возвели нечто, а затем полностью разрушили построенное. Вместо того чтобы развиваться дальше, мы вынуждены выстраивать заного то, что было уничтожено. Еще примите во внимание то, что с 2002 года еще не было выпущено игр с очень хорошим мультиплеером. Это тоже плохо влияет на индустрию киберспорта.  Думаю Starcraft 2 и QuakeLive дадут киберспорту новую жизнь и откроют его для тысяч новых людей. Но даже если так не произойдет, он все равно не умер. Пока люди соревнуются друг с другом, есть и киберспорт. Я сам еще повоюю. В прошлую пятницу играл в Unreal Tournament на командной лиге!

За какую команду ты будешь болеть на финале EM?

Думаю, будет правильно ответить: за ту команду, которая будет больше всех наслаждаться своей игрой на этом ивенте.

Спасибо за беседу. Хочешь что-то сказать в заключение?

Я хотел бы поблагодарить вас за интервью и пригласить всех на европейские финалы Extreme Masters и глобальный финал, который пройдет на CeBIT'е. Это будет пиршество отменных матчей!

Фото с Sk-gaming.com