Harstem: "Сейчас я играю хуже, а зарабатываю больше"

Представляем вам интервью с чемпионом последнего турнира HomeStory Cup – Harstem'ом. Игрок из Нидерландов рассказывает о своей игре, о том, чем был хорош формат WCS 2014 года, а также о том, какие противоречия возникают в связи с нынешним форматом чемпионата мира.

Предисловие от автора:

Я не собирался делать какие бы то ни было интервью на SC2-саммите. Но после одного из обедов Harstem, отвечая на самые обычные вопросы, поделился несколькими очень умными мыслями, и мне показалось, что стоит поделиться ими с сообществом. На следующий день мы встретились на кампусе Blizzard для того, чтобы обсудить разграничение регионов, лучший формат WCS и то, каково быть иностранцем в профессиональном StarCraft 2.

Ты недавно стал чемпионом HomeStory Cup. Как чувствуешь себя после победы?
Хм-м-м. Весьма хорошо. Я никогда не показывал хороших результатов на HomeStory Cup, поэтому был очень удивлен своей победой – совсем не ожидал такого исхода. Обычно я всегда вылетал в первой групповой стадии, поэтому я был очень рад тому, какой результат сумел показать. Думаю, я смог обыграть нескольких очень хороших игроков, и вообще показал игру довольно высокого уровня. Свою лучшую игру за этот год.
Ты ранее отмечал, что на момент начала турнира у тебя не было уверенности в собственных силах.
Мне кажется, что каждый раз, когда я хорошо выступаю на турнире – а в этом году я дважды становился чемпионом – то я всегда не очень хорошо чувствую себя на момент его начала, но только в одном матч-апе. Например, во время GPL у меня было очень, очень плохое PvT – я играл этот матч-ап гораздо хуже двух других. Но мне повезло и я просто не попался с терранами.
А на HomeStory у меня было ужасное PvP, и я должен был уже в первый день соревнований проиграть GunGFuBanDa’е. Но я смог обыграть его и в дальнейшем у меня больше не было PvP – и я выиграл турнир. Так что мне кажется, что секрет успеха – хорошо отработать два матч-апа и молиться, чтобы повезло с сеткой.
Как ты думаешь, ты играешь лучше, когда на тебя ничего не давит? Бывает такое, что когда ты сам про себя думаешь, что играешь хорошо, то к тебе в голову приходят мысли о том, что это обязательно нужно продемонстрировать на сцене, ну и так далее?
У меня есть ощущение, что… Если ты постоянно выигрываешь, когда тренируешься, то чувствуешь себя очень тупо, проиграв одну-единственную игру. У тебя возникает ощущение того, что ты плохо играешь, и дальше оно только усиливается. На турнирах появляются мысли вроде "Ох, божечки, я начинаю играть хуже", потом – "Почему больше не работает мой билд?". Выбивает из колеи – во всяком случае, меня точно выбивает. Может быть, я просто не умею как следует настраиваться. Мне кажется, что когда на меня ничего не давит, когда я не ощущаю в себе силы, когда нет чувства, что я просто обязан хорошо выступить – тогда, да, игра идет хорошо.
В значительной степени твоя победа и вообще победы иностранцев на турнирах в этом году обусловлены тем, что в этом сезоне действует разделение по регионам (а на HSC корейские игроки приглашения отклонили). Как тебе этот новый формат? Неплохо ведь живется, да?
В плане денег – да. В плане игрового мастерства – аналогично предыдущему году, игроки ведь практически те же. Единственная разница заключается в том, что я не могу подвергнуть свою игру настоящей проверке в матче против топовых корейских игроков, выступающих в Корее. Иногда это раздражает.
Вчера ты сказал мне, что больше всего тебе нравилась та система, которая была в 2014 году. Почему?
Тогда, когда корейские игроки жили в Европе, мне казалось, что наш уровень игры растет – это и игры с ними на ладдере, и кастомы. Они тогда довольно много кастомов тогда играли с нами. Но даже и просто ладдер с такими игроками, как MMA, MC, HyuN и YoDa, был сильнее.
Вчера ты приводил пример. Сколько раз, ты говоришь, ты сыграл с MMA?
200, может быть, 300 раз. Может, даже и больше. YoDa много играл с TLO, особенно в последнем сезоне. Я много тренировался с ForGG в 2014 году, но он появился в Европе еще раньше, поэтому я не считаю его частью той системы.
Мне кажется, уровень игроков в Европе тогда, определенно, вырос. Вот с Америкой были проблемы. Корейцы могли играть свои Challenger-матчи из Кореи, потому что пинг был не такой уж и плохой, и американцы были не так сильны, чтобы обыгрывать их даже с немного лучшим пингом. Так что… Мне кажется, корейцы просто грабили североамериканскую сцену. Поэтому для Северной Америки та система подходила не лучшим образом. Но вот для Европы – это был лучший вариант в плане влияния на уровень мастерства игроков.
В денежном плане… Я так понимаю, особо много денег иностранцы не зарабатывали, поэтому не уверен, насколько хорошо та система подходила иностранцам в экономическом плане. Но если бы каждый год не появлялись новые игроки, то эта проблема исчезла бы.
Я хочу сказать, что MMA, HyuN, MC, First, YoDa и еще примерно четыре корейских игрока в то время жили в Европе практически постоянно и только в конце года возвращались в Корею для тренировок и для того, чтобы повысить свой уровень, а потом приносили этот свой уровень в Европу. Мне кажется, происходи так два, три года подряд – мы были бы в порядке. Но если бы получилось так, что только в первый год это были MC, HyuN, First, YoDa и остальные, а потом подтянулись бы Zest, Maru и иже с ними… Вот тогда нам могло бы стать очень тяжело. Но если бы у нас просто играли бы одни и те же игроки, которые только повышали бы свой уровень за те три месяца, что они каждый год проводили в Корее – то для меня это был бы наилучший вариант.
То есть, свою лучшую форму ты набрал не в этом году – несмотря даже на то, что сейчас ты выигрываешь турниры?
Я думаю, что сильнее всего в игровом плане я был в 2014 году. Пускай даже результаты у меня были не такие хорошие, но в плане игрового мастерства я был на пике именно в то время.
Зато теперь ты богаче.
Я теперь гораздо богаче. ГОРАЗДО.
Хочу, чтобы ты снова сказал то, что ты сказал мне и вчера. Как ты там выразился?
Я зарабатываю больше, а играю хуже.
Дилемма, да?
Дилемма, да. Вчера я еще сказал, что сейчас я не возражаю против такого положения дел. Меня не особо заботит, какая там сейчас система. Наверное, я бы предпочел играть против корейцев, но, думаю, лет через десять буду рад, что сейчас у нас именно такой формат. Я смотрю на свой банковский счет и понимаю, что StarCraft 2 – это колоссальное вложение времени. Я сейчас не учусь, поэтому если не смогу заработать или не смогу отложить какое-то количество денег на будущее, то игра пусть и не будет бесполезной тратой времени, потому что я все равно получаю огромное количество жизненного опыта, но она и не подготовит меня к последующей жизни так, как могли бы подготовить деньги.
Может, дело просто в возрасте? Может быть, когда ты молод, то можно просто попробовать стать в чем-то мастером просто ради того, чтобы быть мастером? Сугубо на идейных основаниях. А теперь вот нужно заботиться о деньгах – и, вроде как, тебя вполне устраивает то, что ты не лучший в свое деле, потому что тебе хватает и того, что ты достаточно хорош и зарабатываешь деньги?
Да. Думаю, я постепенно приходил к осознанию этого в течение последних нескольких лет. Если бы изменения в системе, то, наверное… В общем, я серьезно подумывал о том, чтобы перебраться в Корею. Но теперь это очень дорого мне обойдется. Разница в прибыли может составить 30, а то и 40 тысяч в год – в зависимости от того, насколько успешно ты выступаешь. А все, что ты заработаешь, выступая в Корее, это уважение поклонников игры, сообщества, ну и, может быть, твоих коллег-игроков.
И еще ты заработаешь уровень игры.
И уровень игры, да. Но сложно этим оправдывать себя за то, что не зарабатываешь денег. И мне кажется, что сложно сохранять мотивацию, особенно в окружении, где очень мало говорят по-английски и где у тебя не так много друзей, как дома. Наверное, в Корее мне пришлось бы очень тяжело.
Можно сказать, что текущий формат WCS нужен не для того, чтобы сделать иностранных игроков лучше, а для того, чтобы сохранить иностранную сцену.
Хмм… Получается, да? Наверное, это правильное определение. Хотя я не уверен. Как я уже говорил, система образца 2014 года отлично сработала бы для Европы, но ни за что не сработала бы для Северной Америки.
Вообще, мне сложно судить, какой формат был бы наилучшим. Мне кажется, что ошибка Blizzard, которую они совершают из года в год, это отсутствие последовательности и стабильности. Они меняют формат… Каждый год? И никогда толком не дают формату проявить себя. Поэтому в 2017 году… Наверное, мы еще не можем обсуждать то, что нас ждет в 2017 году.
Кажется, ситуация немного исправилась в лучшую сторону, но может быть это просто Legacy of the Void. Сейчас очень сложно понять, на каком уровне мы находимся относительно корейских игроков, потому что мы не играли с ними уже полгода. Единственная возможность это сделать появилась только в Китае, да и там условия были неидеальными, потому что двое из наших игроков прошли по итогам голосования болельщиков и это были китайцы – TooDming и iAsonu. Я в предыдущий день стал чемпионом, поэтому был не в оптимальной форме – у нас была небольшая вечеринка. Может быть, мне следовало отнестись к предстоящим играм серьезнее, но сколько раз до этого я становился чемпионом?
Так что там все было очень сложно. У нас был не лучший состав. А все остальные турниры, где иностранцы встречались с корейцами, игрались онлайн, с пингом, и поэтому по ним сложно судить. Так что лучше всего, по-моему, росту нашего игрового мастерства способствовала бы система 2014 года.
Мы не можем подробно обсудить SC2-саммит, но какие у тебя в целом впечатления от него? Положительные? Отрицательные?
Думаю, что положительные. Что меня, наверное, не должно было удивлять, но все равно удивило – это то, насколько хорошо Blizzard знакомы с проблемными вопросами, которые поднимаются в сообществе.
Да, точно. Там проблемы в основном сводятся не к тому, что компания не знает, как решать проблемы, а, скорее, к тому, найдутся ли у них человеческие ресурсы и деньги для того, чтобы их решить.
Так, ладно. Закончим в старом добром корейском стиле?
Спасибо болельщикам. Пожалуйста, продолжайте поддерживать меня. Я очень ценю вашу поддержку. Подписывайтесь на меня в твиттере. Привет тренировочному дому ROOT! И спасибо тебе, Waxangel.

Автор оригинального материала: Waxangel @ Teamliquid.net.