Интервью с B1ad3
FlipSid3 сотворили одну из главных сенсаций StarLadder i-League StarSeries Season 2, переиграв в матче за выход из группы FaZe. Предлагаем вашему вниманию перевод интервью, взятого порталом hltv.org у капитана команды B1ad3.
Поздравляем, вы стали единственной местной командой, прошедшей в плей-офф. Для начала, давай быстренько пробежимся по матчу с FaZe. На первой карте вас довольно сильно переиграли, в перерыве между картами вы практически молчали, но на Nuke смогли вернуться. Как вы готовились к выбору карт? Расскажи об этих играх.
Мы ожидали, что будем играть эти три карты — Train, Cache и Nuke, но не в такой последовательности. Мы хотели сыграть Nuke первым, мы ожидали, что они пикнут Cache, но они были уверены в своем Train и выбрали его. У нас есть постоянная проблема: мы не настолько опытны и уверены в себе, как Tier1-команды, и всегда очень тяжело стартуем, если допускаем ошибки.
Команды вроде FaZe пользуются такими ошибками и делают это на высшем уровне. В наших действиях чувствовалась неуверенность после первых раундов на Train, и хотя мы очень хотели победить и знали что можем это сделать, допускали ошибки снова и снова. Мы знали, как они играют на первой стороне, но наши глупые ошибки, например, когда мы пушим мид, и знаем, что там есть игрок, но не можем взаимодействовать должным образом, чтобы убить его. Очень много таких ошибок.
Потом я объяснил, как играть против террористов, и мы взяли несколько раундов, но этого было недостаточно для равной игры с FaZe, они были слишком хороши в индивидуальном мастерстве, и чтобы бороться с ними, надо было отыгрывать идеально. Но мы понимали, что это только первая карта и что мы можем сыграть лучше на второй и третьей. Мы также знали, что всегда начинаем не лучшим образом, как это было в матче с Ninjas in Pyjamas на ESL One: Cologne 2016, когда мы также проиграли первую карту.
Я думаю, хорошим моментом стало то, что мы играли Nuke второй картой, потому что я не могу назвать много команд, которые хорошо знают, как играть на этой карте за террористов правильно. Чтобы победить, тебе надо отыгрывать раунды очень уверенно и знать, как контролировать карту, как бы не было тяжело это делать. Мы изначально планировали сыграть Nuke вторым, если проиграем Train. И это сработало: мы глупо отдали несколько раундов за террористов, но когда мы сменили стороны, то немного посовещались и решили по максимуму сфокусироваться на пистолетном раунде. Мы обсуждали все варианты: если они пойдут на В, если они пойдут на "лонг", или А, как мы будем это отбивать. WorldEdit выдал три отличных попадания на рампе, и с этого момента пошел наш камбек. Мы знали, что выигранная пистолетка станет поворотным моментом.
После победы на Nuke мы знали, как они будут играть Cache, мы знали все их привычки. Мы начали за террористов, потому что знали, какие ошибки их игроки обычно допускают в защите, и воспользовались этим, взяв первые пять раундов. Затем мы начали совершать глупые ошибки, слишком много разговаривали, были очень взволнованы. На Train нам не хватало коммуникации, но на Cache ее стало слишком много. После 5-0 кто-то постоянно что-то говорил в TeamSpeak. Поэтому мы проиграли несколько раундов, но затем слегка успокоились и сумели взять три или четыре оставшихся раунда.
Был один раунд, оказавший решающее значение в концовке матча, когда вы оставили трех человек на В, и я думаю, то, что FaZe никак не ожидали увидеть там третьего игрока, в итоге принесло вам раунд и, по сути, победу во всем матче. Как вы пришли к такому решению?
Ну, если говорить о чтении игры, то у нас было два раунда, где мы идеально все прочитали. На Nuke я сказал WorldEdit’у раскрыть себя на "лонге" и свернуть к рампе. Они пошли на рампу, где мы их всех перебили. Другой хороший раунд был, когда они взяли тайм-аут на Nuke, и я был на 100% уверен, что они пойдут вчетвером на "лонг" и один в дверь, что они и сделали. Мы обсудили каждый шаг этого раунда, и все сработало идеально.
На Cache было то же самое. Раунд, о котором ты говоришь, был, когда я спрыгнул вниз c Five-SeveN. Они атаковали В, но потратили слишком много времени, поэтому я так сделал. Мы знали, что они редко быстро выходят на мид, поэтому играли "2 на А, 3 на В", даже не пытаясь идти на мид. Поэтому я был на В все время. Иногда, конечно, они идут на мид, но в этот раз мы решили рискнуть и оставили его. Это была исключительная ситуация, мы даже не думали про мид.
В концовке Cache мы чувствовали, что они могут камбекнуть. На Nuke я был уверен, что мы выиграем, а на Cache нет, потому что не знал, что они придумают в последних раундах. Последний раунд был очень важным, и мы сделали важные изменения. Мы пошли в два игрока на В, план на последний раунд был в том, чтобы передвигаться так много, как получится, и стараться использовать каждый шанс, что мы получим. Если они на В, кидаем флешки, убиваем В, если они на миде, кидаем флешки, убиваем мид, и не даем им дойти до А.
FaZe известны как крайне аим-ориентированная команда, их стратегии не всегда хороши, их стиль очень свободный. Тогда как ваш стиль можно назвать противоположным, основанным на психологии. Кажется, в последнее время в CS отходит от аим-ориентированной меты в сторону тактики. Стиль fnatic был очень популярным, но затем стиль SK/Na`vi стал превалировать. Где по-твоему сейчас находится игра?
Это был лишь вопрос времени, я всегда был уверен, что игра перейдет к более тактической и стратегической мете, потому что, если ты умеешь только хорошо стрелять, этого недостаточно. В любом виде спорта, как только кто-то достигнет твоего уровня мастерства, и при этом будет обладать должной командной игрой, коммуникацией и стратегиями, они переиграют тебя. Меня очень раздражал стиль игры EnVyUs, особенно когда они выиграли Мажор. Я чувствовал, что это было глупо, потому что можно было легко выиграть против такой команды, если перестрелять их, и при этом играть умно, как это делают Na`Vi, например.
Но, похоже, Na`Vi не могли перестрелять их. На мой взгляд, чтобы побеждать, тебе просто необходимо иметь пять примерно равных по уровню игроков и добавить те фишки, которые есть в любом другом командном спорте, как грамотная командная игра, связь между игроками, взвешенное принятие решений. Так что основное влияние оказывает тактика и стратегия, и так будет всегда.
У некоторых команд было пять хороших аимеров, и затем они привели себе тренера. Но с новым правилом про тренеров от Valve все это повисло в воздухе, что ты думаешь об этом правиле?
Я думаю, это довольно дисбалансно, когда тренер, как шестой игрок, делает всю работу внутриигрового лидера, потому что он видит все. Я попробовал это с HellRaisers на DreamHack, и я видел, что это действительно легко, если ты понимаешь игру и подготовишь свои стратегии. Ты знаешь, как играет другая команда, и 51% победы - это твое координирование.
Так что да, с этой точки зрения, я считаю решение правильным, потому что в команде должно быть пять игроков, а не шесть. Тренер, являющийся внутриигровым координатором, это уже по сути шестой игрок. Я не думаю, что это правило приведет игру в неверном направлении, только несколько команд используют тренера как игрового координатора, так что ничего страшного. Некоторые команды пострадают больше других, например, Na`Vi, потому что у них есть starix, хотя теперь у них играют молодые игроки вроде seized, способные координировать. Ninjas in Pyjamas тоже в числе таких команд, потому что у них есть такой тренер как THREAT.
Давай перейдем к вашей подготовке к LAN’у. В онлайне у вас было много игр и очень много поражений, как это отразилось на состоянии команды перед турниром? Вы ожидали успешного выступления?
Серия поражений стала вызовом для команды, если вы хотите прогрессировать, становиться лучше, то всегда должны принимать такой вызов и бороться с ним, это необходимый элемент прогресса. Несмотря ни на что, вы должны верить в себя и не дать разочарованию поселиться внутри головы. Надо сфокусироваться на победах, а не на поражениях.
Это действительно тяжело для многих команд, и они распадаются из-за этого. Мы много проигрывали, но мы играли против лучших команд мира, и в некоторых матчах нам почти получалось победить. Да, мы допускали ошибки, но мы проигрывали сильным командам и всегда боролись до конца. Мы давали хороший бой по крайней мере на одной из двух карт. Также это было следствием наших отпусков, у нас не было никаких матчей, и некоторые не играли по десять дней, и так совпало, что у нас получилось почти четыре недели отдыха, это было очень плохо для нас.
Это сильно сказалось, наша командная игра была на нуле, мы не выглядели единой командой после отпуска. Наши игроки много настрадались из-за этих поражений, все были очень подавлены. Я сказал им, что это просто вопрос времени, привел в пример Virtus.pro, которые заняли последнее место на ESL Pro League 3, а затем победили на ELEAGUE. Надо просто разобраться с теми проблемами, которые у вас есть.
У нас не было буткемпа, в основном мы просто практиковались, не готовили ничего особенного. Просто играли, старались как можно больше общаться, обсуждали как играть после установки бомбы, в середине игры, размены фрагов и все такое. Мы были сосредоточены на этом. Это сильно нам помогло, но в то же время мы проиграли много матчей, поэтому не были в себе уверены.
Как же вам удалось обрести эту уверенность по ходу турнира?
Я думаю каждый игрок понимает свой потенциал в глубине души. Мы встретились всей командой и много говорили об этом, что нам пора перестать быть детьми, и надо научиться решать проблемы как профессионалы. Это сильно помогло, мы старались изо всех сил вплоть до последнего раунда против FaZe. Если у нас остался шанс, мы должны сделать все возможное, чтобы выиграть. Вот и все. Таков был план, не важно, проигрываем мы 5-10 или 4-11, мы должны стараться перевернуть игру каждый раз. Мы всегда знали, что есть шанс обыграть любую команду, если у вас есть хороший план и верный настрой.
Ваша команда играет вместе уже длительное время, тогда как летом очень многие коллективы сменили игроков. Вы хорошо выступили на ESL One: Cologne 2016, выйдя из группы, и сейчас вы снова дошли до плей-офф. На LAN’е у вас получается куда лучше, чем в онлайне. Какие у вашей команды планы и цели на ближайшее будущее?
Основная цель — стать более сильной командой к следующему Мажору. Он будет в начале следующего года, это будет тяжело, но мы хотим использовать оставшееся время, чтобы улучшить игру настолько, насколько это возможно. У нас есть статус "легенд", но мы понимаем, что не входим в стабильные топ-8 команд мира, и будем пытаться сделать так, чтобы стать ими. Также, мы действительно гораздо лучше на LAN’е, мы обсуждаем множество деталей, раззадориваем сами себя, мотивируем друг друга.
Как вы думаете добиться этой стабильности? Что вам для этого надо сделать?
Для этого просто надо время и упорная работа, вот и все. Лучший пример это SK Gaming, не так давно они не были даже в топ-10, и начали свой путь наверх после Cologne 2015, где обыграли нас на овертайме, стали топ-8 и продолжали усердно трудиться, стали гораздо сильнее и выиграли два Мажора подряд. Так что это лишь вопрос времени, если все игроки тяжело работают и не ленятся. Я думаю в любом спорте все обстоит так.