Интервью с премиум-стримером Goodgame – Scatman
Усатого певца Scatman'а знают многие, а вот о стримере с таким никнеймом до начала Шоу-турнира мало кто слышал. Исправляем это недоразумение и предлагаем к прочтению интервью с Кириллом Патрушевым, из которого вы узнаете о том, почему он целый день проходил с закрытыми глазами, зачем ему нужна финансовая пирамида, как так получилось, что с играми его знакомил дедушка, а в стриминг он попал через киберспорт. Приятного прочтения!
Привет. Мы тебя отвлекаем перед финальным днем Шоу-турнира. Есть какой-то мандраж?
Нет, я его уже весь выпустил — на митинг сегодня ходил, зарядился энергией. А вчера мы связывались с Гэтом и провели тестовый матч. Мандраж гораздо меньше, чем перед стримом с Игорем. Примерно такой же, как с Холли.
Итак, приветствуем тебя на страницах нашей рубрики. Представься для тех, кто тебя еще не знает.
Всем привет, меня зовут Кирилл, никнейм Scatman. В мае будет 5 лет, как я начал стримить. На GoodGame стримлю примерно года 3. Стримлю совершенно разные вещи и стараюсь участвовать в разных движухах, как, например, Шоу-турнир стримеров.
Давай тогда начнем разговор со стримов. Где и с чего все началось, почему ты начал проводить трансляции?
Дело было в далеком 2012 году. Это было время, когда мне очень нравилась Call of Duty, а именно Call of Duty: Modern Warfare 3. Мне нравилась эта мультиплеерная игра, но не нравилось, что по ней не проводится нормальных турниров. Был ESL, но он со своими странными правилами. В общем мы с другом порешали и задумали проводить свои турниры по Call of Duty. Начали их проводить, но нужно было все это как-то освещать. Ну, и друг мне предложил, мол, ты вроде в игре разбираешься и язык у тебя подвешен — попробуй постримить. И тогда я узнал, что такое стримы, поразился тому, что такое движение вообще существует и решил попробовать. Начиналось все именно с комментирования турниров, которые я сам же и организовывал.
То есть, можно даже сказать, что ты пришел в стриминг через киберспорт?
В каком-то смысле да, если Call of Duty можно назвать киберспортом (смеется).
По этой игре проводятся турниры с огромными призовыми...
Да, но они в основном на консолях, а на пк все очень грустно, а в ру-сегменте сейчас и подавно все глухо. Сейчас я прекрасно понимаю, что Call of Duty на пк, как киберспорт, это абсолютно невозможное явление — он не интересен.
Почему тогда вы начали заниматься турнирами? У вас было какое-то активное комьюнити?
Нет, комьюнити вообще никакого не было. Я даже людей на турнир собирал очень смешным способом — просто заходил в паблик, играл и писал в чат: “О, ребята, хотите поучаствовать в турнирах? Вот ссылка на группу в вк.” Даже сайта не было, только группа вк, но через которую все организовывалось. Я этим занимался потому, что мне было это очень интересно. В Call of Duty мне интересно поиграть, но я прекрасно понимаю, что он не сбалансирован. После того, как я увидел огромное количество других киберспортивных дисциплин, понял почему они киберспортивные, а Call of Duty совсем не такова. Но все то время, что я потратил на турниры, я потратил с огромным удовольствием - это был очень полезный экспириенс.
Расскажи, на каком уровне ты играл в CoD и какой был уровень самих турниров?
Сложно оценить на каком уровне я играл. Выше среднего, скажем так. В пабликах, просто в поиске занимал обычно верхние места. Во всяких ESL турнирах я не пробовал участвовать, потому что мне совершенно не нравились их правила. Совсем другая игра, буквально получается, что это подобие Counter-Strike. Я могу про это очень много рассуждать, но, думаю, не нужно.
Турниры проводились через интернет. Благо подключиться и создать свой сервер-лобби с игроками и с наблюдением было достаточно просто, поэтому делали онлайн турниры. Локальные ни разу не удавалось реализовать, хотя один раз я пытался договориться с местным клубом, но потом я понял, что местных игроков в Екатеринбурге очень мало, а в Москву я тогда не ездил, тем более еще учился в университете, поэтому было не до того, чтобы ехать куда-то и как-то все организовывать. Да и в целом мы этим занимались как маленькая группа, создающая свой маленький турнирчик. Нам было приятно, что комьюнити немного расширялось, в какой-то момент группа вк достигла тысячи человек. Игроков было много, команд было много, на самом популярном турнире, насколько я помню, было около 10 команд по 5 человек. И зрители, соответственно, тоже появились, и стримеры тоже.
Турниры проводились через интернет. Благо подключиться и создать свой сервер-лобби с игроками и с наблюдением было достаточно просто, поэтому делали онлайн турниры. Локальные ни разу не удавалось реализовать, хотя один раз я пытался договориться с местным клубом, но потом я понял, что местных игроков в Екатеринбурге очень мало, а в Москву я тогда не ездил, тем более еще учился в университете, поэтому было не до того, чтобы ехать куда-то и как-то все организовывать. Да и в целом мы этим занимались как маленькая группа, создающая свой маленький турнирчик. Нам было приятно, что комьюнити немного расширялось, в какой-то момент группа вк достигла тысячи человек. Игроков было много, команд было много, на самом популярном турнире, насколько я помню, было около 10 команд по 5 человек. И зрители, соответственно, тоже появились, и стримеры тоже.
Как начинался твой путь к Call of Duty, в какие игры задротил в самом начале дороги: в детстве?
В самом начале, в детстве у нас была денди. Помню эти настройки, кода звали отца, который настраивал минут по 20 телевизор на определенный канал, чтобы он захватывал денди. У меня есть старший брат, старше меня на 3 года, мы вместе с ним и играли. Потом появилась Сега, в которую играли, опять же, с братом и с друзьями, которые приходили со двора. Потом появился ПК, кажется, это был далекий 2000 год. Тогда играли в сингловые всякие штуки, типа Doom, Эпоха Империй 1.
Какие любимые игры были на Денди и Сеге?
Про денди, к сожалению, я не помню. Денди у меня была в очень раннем возрасте. Как-то родители уехали на отдых на юг и оставили меня с дедушкой. Так мы с дедушкой играли в Денди, но я вообще не помню во что именно, потому что мне было меньше 8 лет. Сегу помню более основательно – на ней мы играли во все самые популярные игры: в Черепашек Ниндзя, Mortal Kombat, Sonic, Zero Tolerance, Dune. Какие картриджи были, в то и играли. По жанрам было все — и гонки и платформеры, и шутеры и другое. Какую-то одну самую яркую игру я, наверное, сказать не смогу. Хотя на Денди я помню Танчики.
Потом появился компьютер, и в самом начале мы играли только в Doom. Еще были шарики, но они были не для нас - в них мама играла (смеется). Потом пошли другие игры. Это было время, когда люди покупали диски пиратских версий, обменивали их в магазине за 10 рублей, если они не поцарапаны, на другой диск или друг-другу передавали диски. Очень было веселое время. В основном это были шутеры и стратегии. Помню, подсел на серию игр компании Bullfrog: Dungeon Keeper, Hospital, мы ее называли Психушка.
Потом в определенный момент тебя начали считать крутым, если у тебя есть Sony PlayStation. У людей уже был компьютер, но, при этом, они хотели еще и Sony PlayStation. Я все-таки выпросил у отца, чтобы он мне ее купил за хорошие оценки. Это был год 2002-2003. Он сначала хотел купить в магазине, потом увидел ценник и сказал, нет, ни в коем случае. Нашли объявление в газете, где парень продавал подержанную Sony с кучей дисков, картой памяти — в общем, полным набором, но в 3 раза дешевле, чем в магазине. Вот тогда я подсел на Sony. Приходилось играть во что-то помимо компьютера, потому что за компьютером очень часто сидел брат. Компьютер был один, играть одновременно было сложно, если это не была какая-то кооп игра, типа Героев, например. Поэтому я приходил к телевизору, включал PlayStation и играл. А где-то года с 2005, PS отдали двоюродному брату, и я начал играть только в компьютер.
Потом появился компьютер, и в самом начале мы играли только в Doom. Еще были шарики, но они были не для нас - в них мама играла (смеется). Потом пошли другие игры. Это было время, когда люди покупали диски пиратских версий, обменивали их в магазине за 10 рублей, если они не поцарапаны, на другой диск или друг-другу передавали диски. Очень было веселое время. В основном это были шутеры и стратегии. Помню, подсел на серию игр компании Bullfrog: Dungeon Keeper, Hospital, мы ее называли Психушка.
Потом в определенный момент тебя начали считать крутым, если у тебя есть Sony PlayStation. У людей уже был компьютер, но, при этом, они хотели еще и Sony PlayStation. Я все-таки выпросил у отца, чтобы он мне ее купил за хорошие оценки. Это был год 2002-2003. Он сначала хотел купить в магазине, потом увидел ценник и сказал, нет, ни в коем случае. Нашли объявление в газете, где парень продавал подержанную Sony с кучей дисков, картой памяти — в общем, полным набором, но в 3 раза дешевле, чем в магазине. Вот тогда я подсел на Sony. Приходилось играть во что-то помимо компьютера, потому что за компьютером очень часто сидел брат. Компьютер был один, играть одновременно было сложно, если это не была какая-то кооп игра, типа Героев, например. Поэтому я приходил к телевизору, включал PlayStation и играл. А где-то года с 2005, PS отдали двоюродному брату, и я начал играть только в компьютер.
А родной брат во что играл? Обычно, если один играет, то второй брат смотрит, советы дает.
Ну, мы с братом не очень ладили, к сожалению. Ему не очень нравилось, когда я что-то ему подсказывал, типа мешался под рукой, скажем так. В целом он играл в то же, что и я: шутеры, стратегии. Иногда я звал его пройти какой-нибудь тяжелый момент, но он меня редко когда звал. А Sony PlayStation ему особо не нравилась, он любил компьютер.
На Соньке были совершенно разные игры. Помню, что очень много играл в серию Обитель Зла, с 1 по 3 части, даже переигрывал несколько раз. Играл в пару странный игр, которые шли с теми дисками, которые бесплатно прилагались. Какие-то детские игры про фиолетового инопланетянина - это был абсолютно непонятный квест на английском, а у меня тогда с английским было еще не очень. Я тыкал наугад, как-то пытался проходить. Еще была куча гонок, например в Gran Turismo играл, также были гоночки байкеров на мотоциклах, где нужно было сбивать других оружием - Road Rash. Чаще играл один, потому что с друзьями, как ни странно, мы все еще продолжали играть в Сегу. Либо потому, что у большинства не было Соньки, либо потому, что второй джойстик на Соньке глючил и мы играли в Сегу, джойстик которой был чуть ли не у каждого — свой приносили и спокойно играли. Ну и она как-то меньше была. Взять сегу с собой к другу не жалко. Если берешь Соньку, родители говорили: “Ты что!? А если сломаешь? Уронишь?”. На Сеге играли в Mortal Kombat, кооперативные игры с двойным прохождением, в гонки и многое другое. Бывало просто по очереди проходили одну и ту же игру, если один не мог пройти какое-то место, второй садился и проходил. Или по попыткам: одна жизнь — смена джойстика.
На Соньке были совершенно разные игры. Помню, что очень много играл в серию Обитель Зла, с 1 по 3 части, даже переигрывал несколько раз. Играл в пару странный игр, которые шли с теми дисками, которые бесплатно прилагались. Какие-то детские игры про фиолетового инопланетянина - это был абсолютно непонятный квест на английском, а у меня тогда с английским было еще не очень. Я тыкал наугад, как-то пытался проходить. Еще была куча гонок, например в Gran Turismo играл, также были гоночки байкеров на мотоциклах, где нужно было сбивать других оружием - Road Rash. Чаще играл один, потому что с друзьями, как ни странно, мы все еще продолжали играть в Сегу. Либо потому, что у большинства не было Соньки, либо потому, что второй джойстик на Соньке глючил и мы играли в Сегу, джойстик которой был чуть ли не у каждого — свой приносили и спокойно играли. Ну и она как-то меньше была. Взять сегу с собой к другу не жалко. Если берешь Соньку, родители говорили: “Ты что!? А если сломаешь? Уронишь?”. На Сеге играли в Mortal Kombat, кооперативные игры с двойным прохождением, в гонки и многое другое. Бывало просто по очереди проходили одну и ту же игру, если один не мог пройти какое-то место, второй садился и проходил. Или по попыткам: одна жизнь — смена джойстика.
И потом ты перешел на компьютер. Это было уже во времена интернета?
Это было еще до интернета. Очень много тогда залипал в Героев третьих. Опять же, приходили в гости друзья и играли в Героев. Еще тогда начал играть в Counter-Strike 1.6, но с ботами. На замену интернету мы часто ходили в компьютерные клубы и играли там в Counter-Strike или Half-Life 2: Deathmatch. Когда появился интернет, он у нас был в ограниченном состоянии: есть локальный ресурс, как сейчас помню сайт Reborn 16:13, на котором была куча серваков по разным популярным играм, в том числе по Counter-Strike. 200 руб./мес. стоил пакет локальной сети, в которой можно было играть. Мои друзья жили на одной со мной улице, в одной сети и умудрялись друг с другом играть через пк по локалке в тот же самый Counter-Strike, в Героев, в Warcraft 3, различные карты для Warcraft 3. А интернет, именно как интернет, с безлимитом и всеми делами, появился году так в 2006-2007. И там уже пошли всякие MMORPG. Когда открыл для себя интернет, узнал, что можно скачивать игры, которые когда-то уже давно выходили и на дисках их уже не найти. Начал перепроходить всякие известные серии игр прошлых лет.
В какую ММО убивался?
В самую первую, с которой меня друзья познакомили еще в школе. Мы ходили в компьютерный клуб, чтобы в нее поиграть. Это была Lineage 2. Я сам в нее играл примерно полгода, но худшим своим достижением считаю то, что я подсадил на нее брата - он до сих пор время от времени в нее играет. Он постоянно умудряется сбрасывать персонажей, абсолютно все удалять, говоря, что завязал с игрой, а через месяц снова начинает в нее играть. В общем, мне немножко обидно, что я познакомил его с этой игрой. Потому что человек остановился в игровом развитии, скажем так. А потом я перешел на World of Warcraft, так как вселенная Warcraft мне уже тогда была немножко интересна, да и сама игра World of Warcraft, в отличие от Lineage 2, казалась гораздо разносторонней. В Lineage был в основном гринд, фарм и все, а в Warcraft было больше веселья, больше разносторонних занятий и коммуникация с игроками там была тоже достаточно интенсивная. Я познакомился со многими людьми, с которыми в последствии начал общаться через интернет и даже лично встречался в той же Москве. Но это были неофициальные серваки, как и у большинства, наверное, а потом, когда переходили на лицензию повторяли: “Вау! Ниче себе! Тут все нормально работает!”. Ну, и где-то с 2006, когда появился локальный, а потом и безлимитный инет, играл в основном в Counter-Strike 1.6. А в 2007 году случайно познакомился с Call of Duty. Мы все еще время от времени ходили в компьютерные клубы, типа так удобнее было, больше социализация. Друг сидит не где-то там дома за своим компьютером, а прям рядом, под рукой, и ты можешь ему щелбан поставить. И я увидел на соседнем компьютере у какого-то парня классный шутан. Я такой: “О! Что это такое?” “Это Call of Duty. Заходи, посмотришь”. И вот мы с друзьями зашли и меня прям зацепило! Пришел домой, скачал, установил, на том же самом Reborn были сервачки под него, и мне он с тех пор впал в душу. Кампания меня не сильно интересовала, а вот мультиплеер мне сильно понравился.
Чем именно понравился?
В отличие от того же Counter-Strike, в CoD была б0льшая кастомизации бойца, ты изначально выбираешь себе какие-то навыки: быстрее перезаряжаться, быстрее бегать; есть различные режимы, большее количество игроков — 16х16 и это просто мясо, а самое главное не нужно было ждать, когда закончится раунд - можно было воскреснуть и снова идти убивать. А КС все-таки был больше тактически-позиционный.
Почему ты перестал играть в Call of Duty, раз игра тебе настолько понравилась?
Это произошло, когда я начал стримить. На первых стримах я все еще играл в Call of Duty, но потом мне зрители предложили поиграть во что-нибудь сингловое. Подумал почему бы и нет, я же не привязан к Call of Duty навечно. Помню, первые стримы были по Fallout Tactics, по Morrowind, в общем по играм, с которыми я уже был знаком. И мне это понравилось даже больше, чем Call of Duty, потому что с ним особо не почитаешь чат в процессе игры. К тому моменту я наиграл в Call of Duty пару тысяч часов, и она мне не то, чтобы надоела, но я уже ничего нового в ней не видел. А немножко понастольгировать или начинать играть в какие-то новые игры мне было интересно. И вот с тех пор я этим в основном и занимаюсь.
Расскажи, какая у тебя тогда была аудитория?
На турнирах изначально аудитория была не сильно большой - примерно человек 20-30, что, кстати, для 2012 года считалось очень круто. Но за это я благодарен турнирам. Что-то кроме Call of Duty я начинал стримить на sc2tv, и аудитория прибегала самая разная. Конечно, кто-то из зрителей Call of Duty убегал, когда я стримил другие игры, и постоянно заходил, спрашивая: “Ну, что? Когда будет Call of Duty? Когда уже закончится Morrowind? Когда снова начнешь турниры комментить?” В целом, после прекращения трансляций по Call of Duty, потерю аудитории я не увидал, даже наоборот, она начала еще больше расти.
Какие стрим-сервисы ты использовал?
Я начинал с овнеда, у меня там просто был чат и все. Потом нас обнаружил другой сайт, который все еще, по-моему, жив. Он занимался освещением всяких турниров, в том числе и по Call of Duty. Gaming Cyber Club он называется, или GCC. Сайт был достаточно простецким, лучше овнеда, и на нем была определенная аудитория, которая интересовалась турнирами. Они нас увидели и предложили транслировать на их сайт, а они нам будут давать аудиторию. Тогда же я познакомился с iLame, который на тот момент уже стримил на sc2.tv. Практически сразу, когда умер овнед, я попробовал Twitch. Достаточно быстро нашел и GoodGame, но сначала у меня были технические проблемы со стримом на gg, а рестримить я тогда не умел абсолютно, поэтому в основном стримил с Twitch на сайт sc2tv. Впоследствии, когда уже разобрался с рестримами, пошла цепочка CyberGame — GoodGame — Twitch. На данный момент стримлю на много порталов, но в основном на пека2.тв и GoodGame. Это основная моя аудитория, примерно 50 на 50. Плюс кто-то на Twitch, кто-то на YouTube, кто-то на CyberGame. Есть еще StreamCube, но там аудитории вообще ноль. На пека2.тв аудитория по количеству точно такая же, как и на GG, но на GoodGame она сейчас гораздо активнее - примерно 80% сообщений в чате — сообщения с GoodGame.
О зрителях
Остались зрители, которые с тобой с самого начала или существует постоянная их ротация?
Конечно, ротация существует, но и старички остались. Я тут, к слову, в новый год проводил розыгрыш для старожилов. На sc2tv была традиция, такая странная традиция — сейчас я уже понимаю, что она странная — в общем, под каждую игру делать свое лого с sc2.tv. Ну, все помнят лого sc2.tv. То есть вместо гидралиска поставить Пип-боя и будет лого по Fallout. У меня все это время они хранились, я поставил их в один ряд и сказал, что кто больше угадает к каким играм относятся эти лого, тот выиграет и получит прохождение любой игры. И выиграл, как не удивительно, старожил. Многие пытались угадать, но выиграл человек, который был дольше всех, практически с самого начала стримов. Это был Stenson. Кстати, ему привет.
У тебя много веселых фотографий со сходок, причем есть достаточно старые. Расскажи про свои встречи со зрителями.
Первая встреча была в 2013 году. Я первый раз приехал в Москву, это было время после прайм-тайма, в котором я поучаствовал. По деньгам у меня тогда все было хорошо, и я подумал, почему бы не съездить, тем более люди звали. И я прям удивился, когда куча людей приходила на встречи. Мне настолько сильно понравилось знакомиться с людьми, которых раньше знал только по никам, что я еще несколько раз ездил в Москву. Стараюсь каждый год ездить. Ну, и иногда проводим встречи в Екатеринбурге, но в Екатеринбурге мало людей. Был забавный случай, когда мы впервые с тем же iLame (он, кстати, тоже стример из Екатеринбурга) устроили встречу со зрителями, и на нее пришли только я и iLame (смеется). Ну, ниче, пошли поели пиццу, нормально поболтали. Тут людей очень мало, больше 8 человек я не помню, чтобы мы в Екатеринбурге собирали. К слову, думаю еще и по другим городам поездить. Пока что, к сожалению, кроме Москвы и Екатеринбурга, нигде такие встречи не проводились.
Какое впечатление на тебя произвели твои зрители при встрече?
Зрители достаточно доброжелательно настроены, потому что я к ним изначально тоже доброжелательно настроен. Все очень веселые ребята. В целом, я заметил определенную тенденцию среди большинства зрителей, не всех, но большинства: есть такой странный феномен, что они, зрители, как будто бы и в жизни. То есть, мы собираемся на встрече, и очень часто больше всех говорю я, стараюсь какую-то движуху устраивать, чтобы было не скучно. А многие сидят и просто слушают, и я постоянно боюсь что им скучно! А потом спрашиваю, мол, как встреча прошла, мне отвечают: “О! Круто! Посидели отлично! Здорово!” А этот человек молчал весь вечер. Странно для меня это, но и приятно.
А о чем разговаривали: о стримах, играх или о жизни в целом?
О самом разном. Когда я первый раз приехал в Москву, самой популярной темой были те самые прайм-таймы, которые тогда крутились очень активно. В целом, обсуждали других стримеров, они, кстати, тоже приходили на встречу. Тот же Dave Jones пришел на самую первую встречу. Всякий стеб про него был тогда, что он продавался на sc2.tv, и были шутки типа “О, Дейв, мы дадим тебе 1 тыс. рублей, если ты прыгнешь в фонтан!” (смеется) Самые разные были темы, в основном, конечно, про игры, про стримы, про личное тоже бывало. К слову, с девушкой, с которой я сейчас живу, я познакомился как раз таки на одной из этих встреч. Она, по сути, была моим зрителем. В самую первую поездку в Москву я с ней познакомился, и практически сразу все и завертелось.
Все-таки стримы приносят пользу.
Конечно! И не только в плане того, что я девушку нашел. Это вообще очень веселое и классное занятие. Это очень интересный способ социализации и при этом достаточно простой. Многие люди зажаты в себе, не хотят идти на улицу и просто разговаривать со всеми подряд. У нас культура отличается от какой-нибудь Британии или Европы, где любят короткие разговоры ни о чем по-быстрому, а у нас, если люди садятся разговаривать, то разговаривают много и обо всем, но, в целом, не хочется сильно привязываться к незнакомому человеку. А со стримами все очень просто. Ты изначально говоришь со стримером, как аноним, Петя86. Он о тебе ничего не узнает, но ты можешь узнать у него абсолютно все, если стример открытый, конечно. И в последствии ты начинаешь ему сам что-то рассказывать, и таким образом происходит социализация. Очень круто, здорово и просто. Это как форумы, но с гораздо большей обратной связью, так как ты видишь человека на вебке или слышишь его голос, и ты чувствуешь, что он прямо сейчас сидит и тебе отвечает. Это клево.
Чувствуешь какую-то ответственность перед зрителями? Тебя в основном смотрят те, кто достаточно давно с тобой, и они доверяют твоему мнению и твоим словам.
В определенном смысле, да. Я, кстати, на стримах вообще не ругаюсь, абсолютно никакого мата и всегда призываю зрителей к тому же самому. Когда у нас появляется кто-то ворвавшийся с матом, мы его сразу же останавливаем. Я уже кучу раз слышал от зрителей истории, что они всей семьей смотрят стримы, с детьми. Я поражался этому, но они говорили, что смотрят, потому что у меня нет никакой ругани. Мне самому приятно, что у нас такой чистый эфир, и я продолжаю именно в этом направлении. Хотя… Иногда, конечно, не сдерживаюсь, но всегда за это извиняюсь (смеется). В целом, многие, кто поддерживают меня и просто смотрят говорят, что, мол, не меняйся. Поэтому я не привношу радикальные решения в свою систему общения со зрителями. Да, определенная ответственность есть. Я бы даже не называл это ответственностью — что-то вроде договоренности со зрителями, которые привыкли меня смотреть. Они привыкли меня смотреть таким, какой я есть - меня это устраивает и их это тоже устраивает.
Хотелось бы задать вопрос про твой ник. Оказывается, это не совпадение и ты действительно слушал того усатого мужика…
Многие Scatman воспринимают немножко неправильно. Дело в том, что один из переводов с английского слова Scat - “дерьмо”. Типа Scatman — человек-дерьмо. Но на деле, да, это, конечно, связано с певцом. Где-то в 2007 году у меня был очень банальный никнейм — Дарт Вейдер. Но я понял, что Дарт Вейдеров развелось слишком много. Они повсюду. Надо было менять никнейм и тогда я сильно начал увлекаться творчеством Джона Ларкина, он же Скэтмэн Джон, соответственно. Мне очень сильно понравились его песни! У него тоже есть дефекты речи, как и у меня: я картавлю, а он заикался. При этом я достаточно неплохо пою его песни. Ну, как друзья говорят (смеется). (можете убедиться в этом лично, - прим. ред.) И я потом подумал, а почему бы не взять никнейм Scatman, он достаточно оригинальный и редко встречается. Хотя, на Twitch Scatman забили и пришлось сделать никнейм Scatmanok. Везде, где не удается сделать никнейм Scatman, я делаю никнейм Scatmanok, типа “Маленький Скэтмэн”. Плюс, этот никнейм удобно сокращается. Часто пишут просто Scat. “Скэт, как дела?” Достаточно просто и лаконично.
О стримах
Давай подробнее остановимся на твоих стримах, к которым ты относишься со всей серьезностью. У тебя есть четкое расписание: дата, игра, время. Когда ты к этому пришел и почему, ведь это достаточно редкое явление у стримеров, к сожалению?
Можно посмотреть по дате, когда была первая запись. О, уже давно, где-то 2 года назад! До 2014 года я работал, а потом с головой ушел в стримы. Ну, по каким причинам уволился, это не важно. Зрители часто спрашивали когда стрим и по какой игре, то есть это удобный инструментарий для них. Но и у меня еще есть такая система монетизации, если можно так назвать. Очень часто мне зрители заказывают прохождение каких-то игр, и они заказывают их на какое-то конкретное время, чтобы можно было посмотреть тогда, когда им удобно. Для этого нужно было создать расписание, которое мы каждую неделю на специальном стриме обновляем. Все серьезно, и это почти рабочая обстановка. Но всем удобней и понятней, потому что, если бы расписания у меня не было, а я стримлю огромное количество игр, я в принципе не представляю, какой хаос бы творился в голове. Просыпаться и думать, что бы сейчас постримить из 10 игр, которые я уже начал.
Ты упомянул о работе. Те есть ты уволился не потому, что у тебя оставалось мало времени на стримы, а по какой-то другой причине?
Я работал кладовщиком в одной фирме. Меня абсолютно устраивала работа: там была хорошая зарплата, хорошие условия труда, но в один прекрасный момент нам сказали, что офис переедет в другое место. До этого я добирался до работы за 30 минут, а потом мне бы пришлось добираться туда целый час, и там бы не было ни повышения зарплаты, не улучшения условий труда — наоборот, стало бы неудобнее. Самый банальный пример: в здании где я бы работал даже не было туалета. На тот момент, в 2014 году, я уже начинал как-то монетизироваться во всяких праймах и понимал, что если мне интересно это движение, а мне оно было реально интересно, надо к этому серьезнее относиться и больше времени уделять. До этого я приходил домой и 2-3 часа в день стримил. Или стримил много, но на утро полностью разбитый уходил на работу. Теперь я мог полностью все время уделять стримам. От этого количество и качество стримов, как мне кажется, возросло, потому что не было больше никаких напрягов. С другой стороны, даже сейчас, когда я по сути не работаю, а занимаюсь фул-тайм стримингом, я все-равно умудряюсь иногда просыпать стрим, когда ночью засиделись в какой-то игре. У меня, кстати, в последнее время проблемы с распорядком сна.
Еще одно твое ноу-хау — таблица доната. У большинства это обычные таблицы, где перечислены ники и суммы донатов, но у тебя так какие-то челенджи, махинации, процент куда-то откладывается… Расскажи об этом поподробнее.
Пирамида (смеется). В общем, если по-простому, то если зритель меня поддержал, он не просто меня поддержал и все — он может выбрать на что он хочет подержать. Допустим зрителю, чтобы я прошел какую-то конкретную игру, нужно поддержать на определенную сумму. Также помимо прохождения игр есть совершенно разные рубрики вроде спидрана, 24 часового стрима, риалтаймовые рубрики, исторические рубрики по всяким историческим событиям вселенных из игр. Допустим человеку стало интересно узнать побольше о джедаях в Звездных Войнах, но ему лень самому искать информацию или ему интересно послушать, что я наберу. И вот, я готовлюсь, набираю материал, организую все с картиночками, чтобы было красиво и познавательно, и веду стрим-лекцию о том, кто же такие джедаи из вселенной Звездных Войн.
Каждый, кто поддержал канал, если он выбрал рубрику, он может 10% закинуть на какое-то большое приключение. Большое приключение это чаще всего марафон по серии игр. Например, все части Герои Меча и Магии. То есть, помимо того, что я выполняю эти рубрики, еще набирается сумма на марафон. Это как глобальная цель. Зрители либо в донате пишут в комментарии к платежу, либо на GoodGame через алерты, либо в чатике. И во второй вкладке “Поддержавшие” записано кто, куда и на что закинул. Статистика открыта, я ее ни от кого не скрываю. Кому внезапно стало любопытно, сколько же Scatman зарабатывает — все абсолютно открыто. Заметил одну вещь: пытался в феврале собрать на компьютер девушке, но это была плохая идея, потому что, если посмотреть статистически, февраль уже три года подряд самый провальный месяц. Это уже закономерность, видимо после Нового года люди отдыхают, в том числе и финансово.
Каждый, кто поддержал канал, если он выбрал рубрику, он может 10% закинуть на какое-то большое приключение. Большое приключение это чаще всего марафон по серии игр. Например, все части Герои Меча и Магии. То есть, помимо того, что я выполняю эти рубрики, еще набирается сумма на марафон. Это как глобальная цель. Зрители либо в донате пишут в комментарии к платежу, либо на GoodGame через алерты, либо в чатике. И во второй вкладке “Поддержавшие” записано кто, куда и на что закинул. Статистика открыта, я ее ни от кого не скрываю. Кому внезапно стало любопытно, сколько же Scatman зарабатывает — все абсолютно открыто. Заметил одну вещь: пытался в феврале собрать на компьютер девушке, но это была плохая идея, потому что, если посмотреть статистически, февраль уже три года подряд самый провальный месяц. Это уже закономерность, видимо после Нового года люди отдыхают, в том числе и финансово.
Еще у тебя есть рубрика “Стрим-радио”…
Стрим-радио — это эфир, который мы проводим каждое воскресенье, где мы составляем расписание на следующую неделю и, в том числе, обсуждаем различные насущные вопросы и темы, если у кого-то они есть. Например, на предыдущем стриме-радио помимо составления расписания мы обсуждали предстоящий Шоу-турнир на GoodGame.
О Шоу-турнире
Давай тоже обсудим этот турнир. Как ты отнесся к приглашению на него и что ты писал в заявке? Какие остались впечатления от прошедших игр?
Очень приятно, что меня выбрали. В заявке писал ничего, потому что меня по сути продвинул Fibo. Он просто меня спросил: “О, Скэт! Будет вот такая движуха, хочешь поучаствовать?” Я такой: “ДА!”. Все. Он меня продвинул (смеется). Спасибо ему за это. Это супер приятно, потому что, к сожалению, мне совершенно не интересен нынешний марафон. Я прекрасно понимаю, то у меня небольшая аудитория, я не могу тягаться с Ахиллесами Гудгейма в плане стриминга. Но Шоу-турнир судится совершенно по-другому. Судьи оценивают то, как прошел стрим, а не какие-то финансовые показатели или число зрителей. И тут я могу побороться. Подобные ощущения я испытывал во время прайм-тайме на ск2тв. Это волнение, это интрига. О, Боже мой, сейчас начнется, я 2 часа должен что-то такое прям творить! Прям выжимать из себя все-все-все, чтобы зрителям было интересно! Очень классное ощущение, мне этого давно не хватало, появился какой-то адреналин.
На счет игр. С Холли, я слабо себе представлял, как вообще можно судить наше с ней противостояние, ибо, мне кажется, что мы оба выступили достаточно хорошо. Холли очень хорошо себя зарекомендовала в визуальных новеллах, и я был уверен, что я проиграю, но при этом все-равно постарался повеселить своих зрителей смешной озвучкой. Мне кажется, удалось. Ощущения от того, что я выиграл? С одной стороны приятно, а с другой стороны жалко. К Холли я отношусь очень хорошо, мы с ней тоже встречались лично в Москве, играли в настольные игры, и как человека я ее очень уважаю.
На счет игр. С Холли, я слабо себе представлял, как вообще можно судить наше с ней противостояние, ибо, мне кажется, что мы оба выступили достаточно хорошо. Холли очень хорошо себя зарекомендовала в визуальных новеллах, и я был уверен, что я проиграю, но при этом все-равно постарался повеселить своих зрителей смешной озвучкой. Мне кажется, удалось. Ощущения от того, что я выиграл? С одной стороны приятно, а с другой стороны жалко. К Холли я отношусь очень хорошо, мы с ней тоже встречались лично в Москве, играли в настольные игры, и как человека я ее очень уважаю.
Судейство показалось тебе качественным, профессиональным?
Я смотрел видос судейства только Мантича, когда с Холли играл. На счет технических характеристик, это, конечно, полная ерунда. Если стрим не лагает, то все - этого достаточно. Всякие эти ФПСы, рамочки… ну, рамочки ладно, черт с ними. Но, вот, допустим, Мантичу не понравилось, что у меня не было плашки доната, а я ее специально убрал, потому что мне казалось, что зрителей ничего не должно отвлекать от происходящего. Не нужно этого всего. Мне казалось, что это было правильное решение, но нет. Сложно тут сказать, вели ли себя судьи правильно… С другой стороны, я немного почитал на форуме, оказалось, что судей-то выбирали вообще чуть ли не в последний момент, и если бы не те, кто пришел, то судей бы и не было, поэтому огромное спасибо судьям, что они нашли хоть какое-то время и посмотрели нас. Это очень здорово. Действительно непонятно, по каким критериям судить, но в принципе, это и неплохо. Для этого и вызвали судей, чтобы они придумали эти критерии сами для себя. Почему бы и нет? Вы, когда выбирали, знали, что этот человек будет мыслить примерно так.
Как ты считаешь, в следующий раз что-то нужно изменить, например, сделать жесткие критерии оценки по определенным категориям, типа артистизм, звук, графика, креатив и так далее, или оставить вот такую субъективно-эмоциональную судейскую систему?
Конечно, в идеале хотелось бы, чтобы было понятно. С другой стороны, если будет расписано по пунктикам, то все становится слишком очевидным и уже не настолько интересным. Непонятно, заинтересуешь ты судью или нет, поэтому стараешься во всех аспектах сделать одинаково хорошо. В целом я за текущую систему. Но в идеале, конечно, нужно чтобы было 10 судий: один артистизм оценивает, другой графику, третий стабильности битрейта и подобную ерунду, но, мне кажется, что это слишком серьезно для такого фанового мероприятия. Двое судей плюс чатик — вполне нормально. На счет голосования чатика, типа фанаты поддерживают своего… Нет, я не думаю, что численное преимущество имеет настолько сильный фактор. Мне кажется, если два стримера разительно отличаются контентом, то это очень чувствуется. Допустим с Холли я чувствовал, что мы абсолютно ровно выступили, и я не представлял, за кого проголосуют. И голосование чатика это доказало, потому что голосов было 50 на 50, с отрывом в 4 голоса в пользу Холли, что как бы показатель. С Игорем вопросов нет. Игорь шикарно устраивает шоу. Я немножечко подустал уже под конец и это чувствовалось. Поэтому Игорь, который просто выжал из себя все в эти 2 часа, абсолютно заслуженно получил победу.
Ты переиграл в огромное количество игр и, наверное, тебе сложно выбрать любимую, но давай попробуем.
Я вообще не очень люблю вопросы типа “любимая”, “лучшая”. Что-то одно выделить всегда сложно. Очень долгое время я стримил FTL: Faster Than Light. Он был очень популярным, но я от него вынужден был отказаться. Мы каждую пятницу на протяжении четырех лет стримили FTL. Но, наиграв в нее 913 часов, в игру, к которой контента часов на 100, я уже понимаю, что делать там больше нечего. Да, зрителям все еще нравится смотреть ее, да, они все еще собираются, но лично мне уже не так интересно. Я из нее высосал все, что только можно: и моды всякие пробовал и так далее. Эту игру я бы назвал шедевром, и она зацепила меня на очень долгое время.
А сейчас очень много играю в две игры. Всякие различные сингл-игры меняются, а вот эти остаются: Elite: Dangerous, космосимулятор и Tom Clancy's Rainbow Six: Siege. Elite мне нравится тем, что этот космосим очень красивый и здоровский, но в нем не хватает контента. А в Rainbow Six очень крутая задумка, все очень классно реализовано, но ее сделали Ubisoft (смеется). Поэтому эти игры не шедевры, к сожалению, но мне очень нравится в них играть. В последнее время это мои самые любимые игры.
Ты часто играешь в игры, которые тебе не нравятся и можешь ли ты отказаться от заказанных стримов, если игра совсем не зашла?
Случаев, когда мне зрители засапортили на прохождение игры, а я отказался от прохождения, было ровно два. Первый раз это был Final Fantasy VII, просто по той простой причине, что я до этого ни разу не играл в Final Fantasy, и меня немного дезинформировали на счет того, сколько в нее в принципе можно играть. Я не знал, что это настолько огромная игра! Когда отыграл 20 часов и подумал, что уже конец близок, мне зрители сказали, что я и 10% не прошел, я тогда сгорел и отказался. Благо зритель, который заказал игру, воспринял это адекватно. Его задачей было поддержать, а не заказать игру. А вторая игра был недавно, Stephen's Sausage Roll - головоломка, где нужно жарить сосиски. Она оказалась чертовски сложной! Невероятно сложной! В ней постепенно росла сложность, но у одного уровня сложность внезапно возросла просто в тысячу раз, и я тоже сгорел и сказал, что готов что угодно другое пройти, но только не это. Больше такого не происходило. Были игры, к которым я относился равнодушно. Зрители, когда заказывали их, делали это на один стрим, проверить, понравится мне или нет. Я так честно и говорил, что мне не особо нравится игра и я не хотел бы ее проходить.
О хобби и увлечениях
У тебя как-то висел плакат байка на стене. Это как-то связано с твоим хобби?
Плакат с байком был не мой, он был повешен братом. Он долгое время висел, а потом, когда я его убрал, зрители ностальгически кричали: “А! Что? Куда ты дел байк?!” Они почти все время его игнорили, но потом, когда эта маленькая деталь резко исчезла, они запаниковали. Нет, я по байкам не фанатею. Я вообще не водитель, у меня нет водительских прав, я боюсь водить не учился водить и не хочу водить. Мне эта тема совершенно не интересна и, тем более, не нужна — я работаю дома.
Чем ты тогда увлекаешься помимо стримов и игрушек?
Да, наверное, почти ничем. Игровыми вселенными увлекаюсь, допустим, теми же Звездными Войнами: фильмами по ним, у меня куча различных книг и энциклопедий по Звездным Войнам. По Warcraft есть парочка книг. Игра Престолов мне очень сильно понравилась, кстати, с друзьями часто играем в настольные игры. Но, когда я заканчиваю рабочий день, если можно его так назвать, то чаще всего я просто сижу и бывает во что-то еще играю, но уже не на стрим. Например, в ту же самую Elite: Dangerous. В игре достаточно мало контента, поэтому ее не очень интересно стримить, но при этом в нее приятно играть и попутно смотреть какой-нибудь фильм или сериал. Но в последнее время я стримлю чуть ли не на износ: я просыпаюсь, стримлю, заканчиваю стрим, ложусь спать. Впереди лето, я надеюсь, мы снова с друзьями будем играть в футбол. Хотя бы пару раз соберемся (смеется). А так… Встречи с друзьями, настольные игры, чутка совсем коллекционирую монеты. У меня уже около 30 видов юбилейных российских десяток. Все вокруг знают, что я их коллекционирую, и если что увидят новенькое, мне отдают. Это не глобальное хобби и не сижу каждый день в думах, где бы найти монет. Просто, если попадается, плюс в копилочку. Я бы даже не назвал это хобби, просто коллекционирование. А хобби — просто отдохнуть, посмотреть что-нибудь, хорошо провести с девушкой время, сходить в кино, погулять, поиграть немножечко в игры. Допустим моя девушка хорошо очень засыпает именно под Айзека - игра The Binding of Isaac. И очень часто я просто стримлю индивидуально для нее. Стрим не запускаю, просто запускаю игру, играю и она засыпает под него. Такое снотворное. Мне самому приятно и ей приятно.
А из фильмов что нравится?
Те же Звездные Войны я не пропускаю. Седьмой эпизод и Изгой я посмотрел. Седьмой эпизод вообще не понравился. Мы смотрели на стримах весь фильм с моими комментариями, я его разносил в пух и прах часов пять, хотя фильм длится два часа. А Изгой более или менее нормально. Кстати, скоро тоже будем его просматривать на GoodGame под галкой. Недавно с девушкой ходили на Логана. Очень понравился. А так, ходим на различные известные и неизвестные фильмы. А! Вот! Я совсем забыл про хобби-то! Да! Я заработался на этой неделе. У меня есть хороший друг, его зовут Димон, и каждую субботу он устраивает у нас в городе киноклуб. Мы приходим в антикафе и смотрим фильм группой от 10 до 20 человек, а потом мы его все вместе обсуждаем. И это происходит каждую неделю, каждую субботу. Вот это можно назвать хобби, потому что оно достаточно регулярное.
Фильмы любые или какая-то классика кинематографа?
Абсолютно любые фильмы, причем фишка киноклуба еще в том, что заранее никогда не говорится, что будет за фильм. Мы идем вслепую, а потом оказывается, что кто-нибудь не хотел этот фильм смотреть, но мы все-равно смотрим и обсуждаем. Вся суть в обсуждении. Фильм может быть простым, но организатор умудряется задавать какие-то наводящие вопросы и получается очень даже клево и интересно.
Из музыки… Я перестал слушать музыку с 2015 года. На превью у меня чаще всего играют саундтреки из игр, которые меня зацепили. А так, очень люблю того же Скэтмэн Джона, но он ничего нового-то уже не напишет. АТВ, Андре Таннебергер который. Очень мне нравится этот композитор. К слову, у него новый альбом скоро собирается выходить, и я жду его.
Из музыки… Я перестал слушать музыку с 2015 года. На превью у меня чаще всего играют саундтреки из игр, которые меня зацепили. А так, очень люблю того же Скэтмэн Джона, но он ничего нового-то уже не напишет. АТВ, Андре Таннебергер который. Очень мне нравится этот композитор. К слову, у него новый альбом скоро собирается выходить, и я жду его.
Представь, что вдруг исчез интернет, чем бы ты занимался, если бы не было возможности стримить?
Хороший вопрос. Ну, наверное, мне пришлось бы искать какое-то новое активное хобби. Какой-нибудь кружок, может быть, создал бы. Этот огромный поток социализации, я к нему так привык, что бывает один день не постримишь и потом прям аж трясет! Хочется стримить и общаться. Это пришлось бы чем-то покрыть. Даже не знаю… Ходил бы в какие-нибудь антикафе, приставал бы к людям, просил бы их поиграть со мной в настольные игры, наверное. (смеется)
Традиционный вопрос: книга фильм и/или песня, с которыми, по твоему мнению, должен познакомиться каждый. Что бы ты посоветовал зрителям и читателям?
О, сложно. Если говорить о книге, то это Властелин Колец Толкиена. Однозначно. Я много раз перечитывал все три книги. У меня трехтомник был здоровый. Очень интересная вселенная, и при этом она не чисто фентезийная - там все не так просто. И книга, она гораздо жестче, чем фильм. Она глубже, в ней столько различных подоплек, и драма чувствуется гораздо сильнее.
По песням… Ну, я, наверное, не буду говорить Скэтмэн Джон, это будет слишком банально. Хотя Scatman's World, если текст читать, он вполне такой толерантный. Песня обучающая терпимости и пониманию. Собственно мне понравился Скэтмэн не потому, что он веселый, а потому что у него песни с интересным смыслом, привязывающим чуть ли не к христианской доброте. Добрые-добрые песни, при этом зажигательные и интересно спетые.
Мой любимый фильм, который на меня дважды очень сильно влиял, это "Всегда говори “ДА” с Джимом Керри. Дело в том, что два раза, когда я его смотрел, после этого говорил да, а второй раз целый день отвечал всем “да” на абсолютно любые просьбы, буквально воспринимая послание фильма.
По песням… Ну, я, наверное, не буду говорить Скэтмэн Джон, это будет слишком банально. Хотя Scatman's World, если текст читать, он вполне такой толерантный. Песня обучающая терпимости и пониманию. Собственно мне понравился Скэтмэн не потому, что он веселый, а потому что у него песни с интересным смыслом, привязывающим чуть ли не к христианской доброте. Добрые-добрые песни, при этом зажигательные и интересно спетые.
Мой любимый фильм, который на меня дважды очень сильно влиял, это "Всегда говори “ДА” с Джимом Керри. Дело в том, что два раза, когда я его смотрел, после этого говорил да, а второй раз целый день отвечал всем “да” на абсолютно любые просьбы, буквально воспринимая послание фильма.
Были какие-то интересные случаи, связанные с этими положительными ответами?
Мне предложили тогда походить один день с закрытыми глазами. Я тогда еще учился и специально пошел купил кусок ткани, завязал себе глаза и целый день, с самого утра до заката ходил с завязанными глазами. При этом я в этот день учился в институте, и на паре сидел, как дурак с завязанными глазами. Преподаватели спрашивали, что это с ним? Я отвечал, что это эксперимент. Меня сопровождали друзья до университета и обратно. И закончился этот день на крыше моего дома под закатом. Когда я открыл глаза, очень яркий поток всех цветов хлынул в глаза и в мозг, и это очень мощное ощущение. Попробуйте как-нибудь просто целый день просидеть с закрытыми глазами, но при этом в бодрствовании, а потом открыть их на закате. Это невероятное ощущение. Но нужно целый день на это убить (смеется).
Что бы ты хотел сказать напоследок читателям и твоим зрителям?
Привет всем, кто меня знает. Спасибо большое всем, кто меня смотрит и поддерживает. Именно благодаря вам я продолжаю всем этим заниматься. Я желаю всем найти какого-то своего стримера, а стримерам — своего зрителя, с которым всегда можно поделиться чем угодно, который всегда вас поймет. Это как друг. И спасибо большое за интервью.
Спасибо, что выделил время именно сейчас, когда проходит шоу-турнир. Удачи тебе и до встречи в эфире.
Всем пока!
По традиции выкладываем фотографии из святая святых: места, откуда идут потоки добра в мониторы зрителям.
- Канал Scatman'a на GG: https://goodgame.ru/channel/Scatman/.
- Группа в VK: https://vk.com/scatmantv.
- Твиттер: https://twitter.com/Scatmanok.
- Группа в Stеam: http://steamcommunity.com/groups/scatmantv.
- Канал на YouTube.
Первый сезон интервью со стримерами Goodgame:
babymagiK Natalie Moore Foggy САН4ЕС
Второй сезон интервью со стримерами Goodgame: