Привет. Представься для тех, кто не знаком с твоим творчеством и стримами.
Всем привет. Меня зовут Игорь или Garklav. Стримлю я уже 4,5 года. В основном занимался стримингом таких игр, как Age of Empires 2 и в последствии Age of Mythology. Именно их мультиплеера, их экспертной части и турнирами. Мне 26 лет и, если кому интересно, у меня есть степень кандидата наук по русской литературе.
Мы еще обо всем этом поговорим поподробнее.
Хорошо. Я видел опубликованные записи прошлых интервью.
Это интервью будет, скорее всего, отличаться от остальных, ведь твоя игровая история не такая обширная, как литературная…
Весьма обширная.
Отлично. Тогда предлагаем с этого и начать. Когда началось твое знакомство с компьютерными играми?
Это был конец 97 года. Мне было 7 лет, когда родители купили компьютер. До этого я со стороны видел те игры, что были на приставках, но никогда не принимал участие. Сразу отвечу, что первой моей приставкой стала PS 4, купленная в 2015 году. Первой моей игрой стала известная многим Duke Nukem 3D. Сложные отношения у меня были с этой игрой, потому что я в нее много тогда играл достаточно специфичным способом – с кодами на бессмертие. Это была довольно страшная для меня игра и я, кстати, много рисунков по ней рисовал. Другие игры того времени так не запомнились. На компьютере также стоял Quake, в который я так в детстве и не поиграл. Помню скроллер с летящим вверх космическим кораблем, который мы называли Тиран. Он очень похож на игру в автомате из StarCraft II: WoL. Был еще файтинг про динозавров, и кто-то из зрителей нашел скриншоты из нее, но сейчас игра совершенно всеми забыта. Вот примерно то, что образовывало мой игровой опыт до ноября 1998 года. Здесь я могу сказать относительно точную дату, потому что тогда мне поставили игру, перевернувшую мое представление о видеоиграх – это была Settlers 2. Это первая моя стратегия и я ей сильно увлекся, о чем свидетельствуют мои рисунки по ней. По рисункам вообще можно проследить историю моих интересов, и я в них когда-то с этой целью копался. Settlers 2 - это хорошая экономическая стратегия, многим бы у нее поучиться в этом плане, но тогда меня заинтересовала прежде всего ее визуальная составляющая. Узнав, что мне нравятся стратегии, мне поставили вторых героев, где я месяц не мог найти кнопку окончания хода. Не понимал, как в это играть, но зато знал совершенно все звуки, которые издавали персонажи, все анимации, движения. Тогда же поставили и WarCraft 2. После этого все завертелось, начали обменивать диски – тогда были популярны палатки, где можно было покупать пиратские диски, брать напрокат, менять и так далее.
Почему тебе нравился именно жанр стратегий? Ведь тогда были популярны шутеры или квесты.
До поступления в другую школу, в гимназию, я был один перед компьютером и мне было все-равно что популярно в этом мире. Меня Сетлерс заворожила, причем я даже не знал, как она называется, мы звали ее просто "стратегия". Потом даже прошел Варкрафт 2, хотя понятно на каком уровне я тогда играл, но и кампания была довольно легкая. Потом был первый StarCraft, который я купил в третьем классе. Одной из главных причин, почему мне нравились стратегии – они давали хорошую пищу для рисования. В них я тогда начал придумывать свои технологические деревья и даже из обычных игрушек устраивал стратегии.
Говоря о популярности шутеров тогда и сейчас, то она не сопоставима. Когда я перешел в 5 класс, наверное, вы слышали про игру Knights and Merchants, так ее тогда пихали на любой диск. Стратегий было полно, тем более после выхода третьих Героев. Даже девченки знали, как выглядят здания из Knights and Merchants. Даже такие RPG, которые никакие не RPG на самом деле, как Diablo, Diablo II и Warlords Battlecry очень сильно на нас влияли. А вот со многими классическими шутерами я познакомился только в 2002-2003 году, например, с DOOM 2, который был, мягко говоря, уже не молодой игрой.
А вот потом мой игровой опыт пошел весьма интересным путем. По финансовым причинам, мой компьютер не обновлялся 4 года и когда все увлекались компьютерными играми, я был немного в стороне. Знаете какой у меня был объем жесткого дика? 1,6 Гб. Это трудно представить, ведь там еще стоял Windows и чтобы установить игру весом в 600Мб, мне нужно было удалять Microsoft Office и после игры вновь его ставить. Тогда я начал читать журнал Лучшие Компьютерные Игры. Тогда подобных журналов было очень много, впрочем, и сейчас эта журналистская традиция не исчезла, а лишь перешла в другие медиа средства. Это нормально для любой журналистики и не только для игровой. Так вот редакцией ЛКИ руководил замечательный журналист Андрей Ленский, человек, которого я могу назвать одним из двух приличных игровых журналистов, второй это Андрей Подшибякин из Game.exe, который я тогда не читал, так как они совершенно не говорили про графику, звук, геймплей из игр – кто читал журнал, те поймут. Я купил его один раз и совершенно не понял о чем там. Допустим, тогда проходил Е3, и они ее назвали чем-то вроде "Большой кухни" и делили блюда на горячие, холодные, а игры, которые им понравились называли десертами, описывая это в виде кулинарных рецептов. Тогда я это не мог воспринять. Мне кажется, что это был журнал для взрослой аудитории и поэтому он закрылся еще тогда, когда ни о каком кризисе игровой журналистики не было и речи.
Чем же мне нравился ЛКИ, так это тем, что журналисты, в частности Ленский, приучали к "умным" играм и рассматривали их по серьезным аналитическим критериям. Находили в стратегиях именно стратегические составляющие и этим в какой-то мере привили мне любовь к этому жанру. Навсегда запомню суд над Героями 5. Ведь когда они только вышли, это был ужасная игра, забагованная и недоделанная. Так вот Ленский под псевдонимом ее защищал, аргументируя так: "Это стратегия, а стратегию нужно судить по стратегическому разнообразию". И по этому критерию она действительно заслуживает внимание.
Помимо этого, они прониклись идеей "игры - искусство". Тогда многие думали об этом. Помимо автора игры Мор (Утопия) Николая Дыбовского, другими игроделами делались доклады об этом на международной конференции GDS (Game Developers Session). Например, Уоррен Спектор - создатель первых Воров (Thief) и Deus Ex, выступил с фразой "Publishers must die. Мы обречены". Говорят, что ему аплодировали и некоторые даже стоя. Но потом мы все знаем, что было: экономический кризис, люди стали качать с торрентов, на ПК игры стало издавать невыгодно и разработчики стали акцентировать внимание на мультиплатформе.
2005 год я считаю поворотным в игровой индустрии. Не скажу, что с тех пор она топчется на месте, но в это время она могла пойти в две стороны. Первая - это как раз создание игр-искусство независимыми разработчиками. Если кто-то скажет, мол, посмотрите на 4000 игр в стиме, то это 4000 инди хорроров, которые сделаны за копейки школьниками, впервые взявшими в руки движок Unity. Тогда индустрия могла пойти по этому пути, тогда как раз вышла Мор (Утопия), которой некоторые журналы дали игру года. Даже Игромания недавно извинилась за выставленную 10 лет назад низкую оценку, мол мы не поняли ее тогда. Либо индустрия могла пойти по пути окончательной коммерциализации, по которому она и пошла. Теперь мы имеем две формы современных игровых проектов: крупнобюджетные ААА мультиплатформы или фритуплей MMO.
В этой связи, что ты думаешь о кикстартере? Многие разработчики, в том числе и новички, получили поддержку от фанатов и успешно выпустили свои проекты, некоторые из которых как раз "об искусстве".
Недавно вышел ролик мистера Зулина о том, что издается в Гринлайте или через кикстартер. В основном это инди-хорроры, а если какой-то разработчик сделал хорошую игру, то она в этом всем затеряется. В 2004 году даже в российском игропроме можно было прийти к издателю с дизайном игры и вам бы выделили какой-то бюджет. Это было совершенно реально - сделать игру "с нуля", и так появился не только Мор, но и много замечательных стратегий, например, замечательный ремейк Fantasy General - Кодекс войны. Космические рейнджеры, которые мне не нравились, тоже были сделаны таким способом. Сейчас же складывается такая ситуация: разработчики ремейка Мор (Утопия) вынуждены побираться на кикстартере. Процесс идет очень долго, хотя ее рекламируют в каких-то СМИ. Я стримлю 4,5 года и все это время меня спрашивают об этом ремейке, и он никак не выйдет, а нужно отметить, что долгострой таким играм противопоказан – в идеале это должны быть 1-3 года.
И, наконец, игры вроде No Man's Sky. Некоторые разработчики кикстартера развращены деньгами, этой системе обещаний за донат и так далее. Таких можно сравнить с крупными компаниями, но от последних можно хотя бы ожидать хороших продуктов, например, серия Souls, в которой есть, по крайнем мере, одна шедевральная игра – Bloodborne, ради нее я и приобрел PS4. При этом она не претендует на огромные продажи, как Uncharted или Last of us. Тот же DOOM, которого вроде и миллиона копий не продалось. Надеюсь, что в игровой индустрии произойдет что-то похожее на современный голливуд, где в последнее время стандартные глупенькие блокбастеры перестали отбивать бюджет.
На стримах мне возражают, что играм всего ничего лет, а кино уже давно существует. Но в 1910-1920 годах кино было лет 15-20 и тем не менее уже тогда снимались шедевральные фильмы, которые сейчас являются классикой и по которым сейчас в киношколах учат. Тот же Броненосец "Потемкин". Видеоиграм уже 30 лет, и то, если не брать самые первые игры 60-70-х годов.
Еще я никогда не смогу простить игровой индустрии уничтожение жанра стратегий, начиная с 2005 года. Если посмотреть, что сейчас выходит в этом жанре, то это либо независимый артхаус, вроде серии Endless, либо игры, которые уже заработали себе имя, как Цивилизация и другие серии от Paradox. Все RTS после Warcraft 3 были задушены этой игрой, и мы о них ничего уже не помним. Люди могут помнить стратегии времен атаки клонов 90-х годов, а вот игру 2005-2006 годов, как ParaWorld или Rising Kingdoms никто уже не помнит. Это поколение игр было потеряно. В тот же ParaWorld вложили более 7 млн долларов, там был новаторский интерфейс, передовая на то время графика, которая даже сейчас не устарела, но эта игра забыта.
О стримах, об Age of Mythology и Age of Empires 2
Можно долго перечислять претензии к игровой индустрии, но тему игр хотелось бы закончить двумя играми…
И вот, как мы можем догадаться, речь пойдет о двух главных играх твоего канала – это Age of Mythology и Age of Empires 2. Как ты с ними познакомился?
С Age of Mythology я познакомился еще в 2006 году, после покупки нового компьютера. АоМ мне понравился визуально, но когда я поставил его на компьютер, ужаснулся и подумал, как в это вообще можно играть. (смеется) Тогда я посчитал ее достаточно рядовой, но не предполагал, что ее мультиплеер может быть совершенно другой игрой. С ним я познакомился в 2014 году благодаря стримам. Я всегда искал идеальную стратегию и вот я ее нашел и стримлю – это Age of Mythology. Вообще знакомство с этими играми тесно связано с моей стримерской деятельностью.
Тогда плавно перейдем к этому вопросу…
В те годы благодаря журналу ЛКИ я узнал про киберспортивные игры StarCraft: Brood War, Warcraft 3 и действительно искренне их тогда любил. С чего можно начать повествование о моих стримах? Я бы назвал следующий источник: тогда журнал ЛКИ сотрудничал с известным киберспортсменом Алексеем White-Ra Крупником. Помимо статей он записывал видео для их диска. Я тогда смотрел это ролики, где он разбирал свои игры с другими игроками или играл FP. Тогда смотреть стримы возможности не было из-за дорогого и медленного интернета, но это было чем-то похожим на них. Я и сам играл в BW до выхода второго Старкрафта, в который тоже играл после релиза. Хотя я тогда считал идеальной стратегией WC 3, но у меня всегда был к ней вопрос, особенно к игре по мультиплееру. Неужели все многообразие карт, огромное количество героев может быть редуцировано до весьма скудной системы онлайн матчей? Для чего? Стандартные карты, стандартные билды и так далее.
Тогда я начал искать альтернативы. Я написал несколько текстов на тему компьютерных игр, и они вызвали резонанс на форуме, где я их выложил. Их обсуждали и я, кстати, жалею, что не привлек ту аудиторию к своим стримам. В то время я нашел комьюнити по игре Age of Empires 2 и активно включился в него, благо тогда я закончил институт и поступил в аспирантуру, а всем известно, что это 3 года полной свободы. Это был конец 2012 года и тогда появилась возможность стримить, эта возможность как бы пошла в народ. Один из администраторов этого комьюнити DFS начал стримить на таком сайте, как sc2tv. Тогда это были не такие руины как сейчас, а он считался чуть ли не образцом качества. Весной 2013 я получил доступ на ск2тв, прошел фабрику комментаторов и начал там стримить Age of Empires. Мне повезло, что лучшие мои стримы 2014 года пришлись на ренессанс этой игры. И даже странно, что у меня берут интервью сейчас в 2017 году, а не тогда. (смеется) Тогда по АоЕ 2 проводилось множество турниров, в том числе и на 120 тысяч долларов, а потом и на 110 тысяч.
Также в то время я начал стримить Age of Mythology, который стал для меня лучшей стратегией. Это глубокая РТС, где решает не скорость управления, хотя в ней есть микроконтроль и мультитаскинг, а понимание игры, креативность и стратегическое мышление. Скажем победитель всех последних турниров IamMagic, индус по национальности живущий в Канаде, на стримах играет с АПМ 100 и с одним биндом. Выигрывает он не потому что другие еще большие нубы, а как раз потому, что он больше понимает и лучше действует стратегически. Его соперник TheMista, кстати, бывший профессиональный старкрафтер (он даже обыграл White-Ra в шоу-матче в 2012 году, - прим. ред.), тоже отличный игрок, но все-же проигрывает Меджику в финалах турниров. И на этих финалах я вижу как раз войну умов и нестандартные стратегий.
Как наши игроки выступают на турнирах по Age of Empires 2 и Age of Mythology?
Сейчас в Age of Empires 2 есть ровно один наш игрок мирового класса - это 16-летний парень из Москвы с ником Vinchester. Он выступал на многих турнирах и даже на одном занял второе место при том, что состав участников на нем был весьма сильным. Обыграл много отличных игроков и только в финале проиграл очень сильному китайцу. Это было в 2016 году. В Age of Mythology у нас было несколько хороших игроков. Один из них WiseBLooD из Сибири, к сожалению, занят сейчас другими делами. Когда у него было время и он наигрывал 20 партий в день, то достиг определенного уровня. Еще есть LionRoar, он недавно смог обыграть Мисту. Понятно, что все партии по АоМ фановые, но он все-равно смог один раз переиграть великого.
Сейчас у меня есть план на полгода – это отстримить огромную коллекцию экспертных игр по АоМ, отобрать из них избранные и, видимо, когда я этот труд закончу, попробую на свои деньги провести турнир. Мои финансовые возможности ограничены, но 500 или 1000 долларов выделить смогу. Возможно этот турнир станет завершением моей стримерской карьеры.
Вот это заявление! Раз уж мы перешли к стримам, расскажи, что они для тебя значат? Некоторые стримеры, например, уже не могут играть без стрима.
Когда я играю без стрима, мне всегда хочется его запустить. Такая психологическая привязанность есть практически у любого стримера, даже у коммерческих стримеров, которые делают это за деньги. У меня это было и до стримов, когда я не мог просто запустить игру, а включал дополнительно либо музыку, либо аудио-лекцию. Что же для меня стримы. Для начала это было просто фор фан занятие, но потом началась некая зависимость от этого дела. Вообще трудно сказать, что такое стрим, а что шоу. Например, передача Дмитрия Быкова "Один" – это стрим или нет? По большому счету да: есть аудио составляющая, видео и вопросы задаются практически в реальном времени. Для меня стрим это в какой-то мере публицистическое сообщение, если говорить о разговорных трансляциях. А стримы по Age of Mythology, несмотря на то, какое удовольствие мне приносит эта игра, это в какой-то мере некая пощечина общественному вкусу. "Помимо того, что вы все любите и считаете нормой, есть еще и такая вот игра".
Хотелось коснуться твоих литературных лекций. Как возникла эта идея и почему они прекратились?
В силу моего образования тема литературы так или иначе поднималась на стримах мной и зрителями. И был один товарищ, с которым мы в последствии разругались очень серьезно из-за отношения к философу Ницше. Он обещал меня убить. Это было 3 года назад, но я пока вроде жив. Так вот он мне предложил провести лекцию о писателе Говарде Лавкрафте. У меня раньше был подобный опыт, когда после практики в институте я с некоторыми заинтересованными детьми безвозмездно проводил занятия. Сперва такие стримы были по моей инициативе, но потом появились заказчики, отсюда и такой разброс тем. Тогда в аспирантуре я много читал, и мне это было интересно, но с сентября 2016 года прекратил делать лекции, хотя заказы еще были. Во-первых, из-за того, что в силу личных обстоятельств я практически перестал читать. Во-вторых, мне это перестало приносить удовольствие. Это уже не входит в мою задачу. Моя задача это достримить коллекцию игр по АоМ. Тем более прочитать хорошую литературную лекцию могут многие, хотя мало, кто из этих людей знает хоть что-то о стримах. А вот то, чем я занимаюсь с Age of Mythology не делает больше никто в русскоязычном интернете, да и в англоязычном стримят в основном FP. Создать такую коллекцию игр, многие из которых нигде не выкладывались, это достаточное оправдание, чтобы ни на что другое не отвлекаться.
Закончим тему с играми вопросом про то, как ты относишься к ремастер-версиям игр и той же Age of Empires? Может ли это вдохнуть новую жизнь или это делается в основном ради денег?
Зависит от качества ремастера. Есть разные примеры, вот, скажем, Age of Empires II. Когда этот HD ремастер анонсировали в стиме, все ждали чего-то невероятного. Был предварительный стрим по игре от разработчиков, куда они пригласили существующих топов поиграть, и это закончилось полным фейлом, причем на стриме. У них оказался неотлаженный сетевой код, какие-то десинхронизации пошли и так далее. Можно себе представить соответствующий эффект. И когда мы купили, скачали и впервые увидели это чудо, мы ужаснулись — сырая, недоделанная игра. Но все-таки, в случае с Age of Empires II, игру смогли допилить и как-то довести до нормального состояния. В нынешнем Age of Empires II, который вы можете купить в Steam, есть мультиплеер и есть игроки, и для непрофессионала она более играбельна, чем старая версия, в которую играют профессионалы. Она просто-напросто лучше, но в силу очень большого консерватизма этого комьюнити и его нежелания что-либо делать, они очень долго избегали эту стимовскую версию.
Есть примеры очень удачных ремастеров. Из игр, не относящихся к этой серии, я бы, например, отметил очень удачный ремастер Duke Nukem 3D в Steam. Во-первых, они не стали, в отличие от авторов модов, сильно затрагивать оригинальный дизайн и контент игры, а просто изменили освещение, и игра сохранила свое лицо. В нее добавили удобную систему сохранения, которая создает такой свойственным современным играм флоу, когда вы можете отмотать в любой момент назад. В нее добавили новый очень хорошо сделанный эпизод от авторов, которые дизайнили оригинальные уровни к Duke. То есть они нашли этих авторов, связались с ними, и они сделали новый уровень. Вот это удачный ремастер.
Хороший ремастер Мор (Утопия), где игре добавили возможность нормально ее запускать на современных компьютерах без возни, добавили широкоформатное разрешение, и, очень важный момент, сделали нормальный англоязычный перевод, а это, извините, полторы тысячи страниц текста. Они ее перевели нормально на английский, а ведь до этого англоязычные игроки просто не могли получить доступ к игре из-за кривого перевода.
Вот Age of Mythology в этом плане очень не повезло. У нее ремастер вышел плохим и его так и не доделали. Это плохо, но, с другой стороны, спровоцировало само комьюнити делать патчи к игре. Но сам ремастер Age of Mythology я не рекомендую покупать в Steam просто потому, что он действительно сделан очень плохо во многих отношениях, в частности, здесь можно затронуть и кислотную вырви-глаз графику, я не шучу, от нее действительно болят глаза, и нерабочий мультиплеер, где нет игроков, и баланс, который только новым DLC они еще сильнее подпортили, и так далее.
Все зависит только от качества ремастера. Если это делается действительно хорошо, то пожалуйста, пусть будет, потому что это позволяет поиграть в игру тем, кто в нее до этого не играл и получить к ней нормальный доступ на современных компьютерах. Я очень рад, что те же Warlords Battlecry появились в Steam или на Good Old Games. Все это можно купить, поиграть и не будет проблем с установкой, не будет проблем с совместимостью. Все это прекрасно и замечательно - я только за. Пусть будет больше ремастеров, но пусть они делаются нормально, и это может как-то поспособствовать популяризации игры или, в любом случае, даст ей новую аудиторию.
Давай перейдем к стримам. Нашли, что у тебя есть расписание трансляций, оно актуально или ты уже не придерживаешься его?
Оно уже неактуально. На Goodgame его в описании уже нет, я его убрал. Сейчас я стримлю почти каждый день, с утра с 9 до 12 МСК, плюс-минус час, и потом вечером, где-то с 15 часов опять начинаю. Нередко мы можем даже просидеть довольно долго. Я планирую переходить на систему стримов по 3 часа, потому что больше трех часов говорить и комментировать игру бывает довольно утомительно. Тяжело без перерыва это делать. То есть планирую делать один стрим утром, один днем и один вечером. Нередко бывает, например, стрим по AoM, а потом толк-шоу, разговорный стрим под какую-нибудь второстепенную игру, которая особого значения не имеет.
Хотелось бы затронуть довольно неприятную тему хейтеров. С самого начала твоего стриминга появились люди, которые негативно относятся к твоим трансляциям, и они на протяжении долгого времени продолжают писать отрицательные комментарии. Что ты думаешь об этом явлении?
Я в этом смысле, наверное, не придерживаюсь общепринятой политики стримеров. Стример, как и всякое предложение, очень часто ориентируется на то, что клиент всегда прав в нашем капиталистическом мире, построенном по маркетинговой схеме. Или, по крайней мере, надо убедить клиента в том, что он за это готов отдать деньги. Это основа любой продажи чего угодно, а стримы это контент, который в той или иной степени ориентирован на продажу зрителю. Я никогда особо этим всем не интересовался, поскольку меня многое раздражает в людях, и взгляды мои на многие вещи часто отличаются от общепринятых, разумеется будут люди, которым это не нравится, в которых это вызывает сопротивление, и они, естественно, будут высказываться на эту тему. Что говорить, хейта вообще в интернете немало. Причем чем более острые вещи я буду говорить, тем больше сопротивления будет, потому что это совершенно непохоже на всевозможные фейсбучные дискуссии или что-либо еще. Я не вижу в этом большой проблемы, но то, что меня это раздражает и иногда портит стримы — безусловно. Период наплыва людей, пишущих подобные комментарии, уже давным-давно прошел и канул в Лету вместе с той относительно большой популярностью, которая была у моих стримов в 2014 году. Бывают отдельные прецеденты, но меня они уже мало интересуют. Я стримлю, в первую очередь, для своих, для тех, кто в теме. А хейтеры неизбежно будут, и несмотря на то, что я часто с ними могу себя вести по-разному — что поделать! Я не вижу в этом какой-то глобальной проблемы. Это проблема, но это неизбежно.
Бывают люди, которые заходят на стрим, чтобы “поджечь” стримера, и ты один из тех, кто прочитав комментарий, может долго объяснять, почему это не так, отвлекаясь на этого хейтера, который уже, может быть, ушел. Ты пытаешься как-то работать над собой в этом плане?
Это, конечно, дурная привычка читать чат неизбирательно, воспитанная стримингом на относительно небольшую аудиторию. Человек, у которого аудитория большая, просто физически не может читать чат, он читается только избирательно. Я это видел, поскольку я выступал в прайм-тайме на sc2.tv — там был такой чат, который прочесть было невозможно - сообщения летели с огромной скоростью. Это привычка читать и общаться с чатом, потому что чат является частью трансляции. Понятно, что для большинства более популярных стримеров, это не такая большая проблема. Это первый момент. Второй момент, я не вижу причины с собой бороться в том, что меня раздражает человеческое невежество и глупость, смиряться с этим я не намерен. Как правило не бывает случаев, что кто-то зашел в чат поджечь стримера и ушел, обычно люди включаются в спор. Как правило люди всерьез пытаются отстоять свои взгляды. и поскольку чаще всего приходится сталкиваться именно с невежеством, я ничего с этим не могу поделать, я не могу с этим мириться и закрывать на это глаза ради ориентации на клиента. Мой стрим это не магазин по продаже удовольствий, где клиент всегда прав. Такие люди будут всегда, я с этим смирился, но реагировать я на это буду, и я не считаю это какой-то страшной проблемой на своих стримах.
Хороший ответ. Как ты относишься к тому, что некоторые зрители специально заходят на трансляцию, где стример говорит спокойным мягким голосом, например, как ты или как Abver, для того, чтобы заснуть? Писали ли тебе люди, что под тебя удобно засыпать?
Это такая старая шутка, что меня еще один из моих коллег об этом спрашивал, мол, когда тебе говорят, что под твои стримы удобно засыпать, ты воспринимаешь это как комплимент или как упрек? Мне некоторые люди это говорили, в том числе и люди, которые довольно серьезные деньги в эти стримы вкладывали, и в частности человек, который, наверное, больше всех на них задонатил. Я не вижу в этом особой проблемы. Да, есть такая часть аудитории, которая приходит на стримы, чтобы подремать. Ну, ок, пожалуйста, это ваше дело, вы же не мешаете другим. Кстати, в последнее время вещей на эту тему я не слышал. Раньше — да. Если они смотрят, пусть смотрят. Может даже человек пришел заснуть, а его чем-то заинтересует то, чем я занимаюсь. Может какие-то семена интереса к тому, что я стримлю, у него удастся посеять.
О литературе и творчестве
Вопрос, которым хотелось бы перейти к твоей литературной истории. Как в тебе уживаются такой начитанный интеллектуал и стример, который любит мемчики, иногда подтралливает чатик?
Во-первых, по-поводу мемчиков, я на самом деле в этом плане фантастически не образован. Я, когда в последний раз гулял с одной особой, которая в этом плане смыслит гораздо больше, чем я, понимал, что в плане этой интернет культуры я по сравнению с ней полный профан. И то, что я подтралливаю, все эти шутки, как ни странно в этом признаться, почти все шутки у нас на стримах не являются моими. Почти все цитаты от моих знакомых или я где-то их услышал. Как уживаются два подобных человека? Очень легко. Я думаю, у каждого поколения свои интеллектуалы. Это представление о каком-то начитанном человеке, который всегда держит серьезное лицо университетского профессора. Но я к университету фактически никак не принадлежу. Вот один из самых умных людей, которых я за последнее время слышал, петербуржский философ Александр Смулянский, лекции которого выкладываются в интернет. Стримами они не являются, хотя мне было бы интересно, если бы он в реальном времени все это выкладывал, когда он это читает, а не постфактум уже. Он вполне может быть примером этого, он обращается к тематике таких cайтов, как хорошо известный всем Lurkmore. В своей речи он вполне может употреблять слова, относящиеся к интернет культуре, типа “нерукопожатный” или “годный/не годный” и так далее. Это нормальная часть всего этого. К тому же я далеко не так уж и начитан. Я могу всем рассказать, кто думает, что я безумно начитан, что я в течение всех пяти университетских лет не читал почти ничего, а по вечерам я играл в первую доту. Так что, называть меня каким-то безумным интеллектуалом, это очень, конечно, лестно, но это совершенно неправда.
А во вторую Dota играл?
Играл. Меня пытались туда сконвертить некоторые люди, как раз из комьюнити Age of Empires II. Я играл в нее немного, у меня, по-моему, 40 часов было наиграно, но мне это надоело. Я могу сказать, почему я в университете играл в доту или почему сейчас, когда у меня плохое настроение, поигрываю в Hearthstone. Это игры, которые являются хорошими филлерами для времени. Они очень провоцируют тебя играть снова и снова. Понятно, что в доте вам всегда кажется, что в следующей игре вы затащите, а в Hearthstone в следующей игре вам зайдет, а не вашему оппоненту. Конечно, эффект привыкания к ним вполне продуман, но всерьез во все это играть у меня больше нет ни малейшего интереса.
Как зародился мемчик твоего канала про Хрумпича? У него есть какая-то история?
Значит так, по-поводу кота Грампи. Это все относится ко временам 2014 года. Тогда на sc2tv была такая группа стримеров, которые себя называли Тлен ТВ. Тогда же откуда-то вылез это Грампи кот, я честно говоря даже не помню откуда, и появилось вот это слово “грумповать”. Было забавненько, весело. На стриме было изображение печати с Грампи котом, с подписью Approved by Grumpy. Все было придумано ради юмора и таковым остается до сих пор. Даже недавно придуманная мне кличка одним из моих зрителей — Грумпич, она, конечно, пародирует популярные клички некоторых стримеров, которых тоже подобным образом зовут с вот этим суффиксом -ич, который вообще сейчас очень популярен в интернете среди околостримерской и околоигровой аудитории.
Ты поступал в университет осмысленно? Обычно те, кто поступают на филологический или философский факультеты, испытывают тягу к литературе, а ты говоришь, что почти не читал все университетские годы.
Честно говоря, я жалею, что не поступил как раз на философско-психологический. Сейчас, по здравому размышлению, я думаю, что лучше бы мне было идти именно туда и работать кем-то вроде психоаналитика. Конечно, чистых психоаналитиков сейчас почти не бывает, но стоило пойти по этому пути. Но в 16 лет, когда был в 11 классе, я совершенно был глуп в этом плане. В одну из самых серьезных школ у нас в городе, в гимназию имени академика Н. Г. Басова, одного из изобретателей лазера, меня взяли именно как человека, которого хотели учить математике. Но как только в 5 классе в класс впервые зашла наша учительница по математике, я понял, что математика из меня не выйдет (смеется).
Что же в ней было такого?
Ужасный был человек. Соответственно я поступил по специализации в историко-филологический класс. В школьные времена я много чем увлекался, например, биологией. Где-то в 6-7 я был приличным ботаником, а потом уже начал прогуливать и вообще вести себя, как ботанику не полагается. Но, поскольку мозги были на месте, учился я всегда нормально и закончил школу с тремя четверками. Но дело не в этом. Там был очень хороший преподаватель по литературе. Сейчас я понимаю, что он был не очень хороший, но это была учительница, которая могла на мозг подростка, интересующегося литературой, воздействовать таким образом, что тебе казалось, что ты действительно хочешь этим заниматься. То есть, человек, может быть, тебе врет, но врет очень убедительно, и ты действительно проникаешься всем этим. Я думал поступить на журналистику. Я ходил на подготовительные курсы, но мне там не понравилось и в результате пошел на филологический факультет. В целом я о своем выборе очень жалею, несмотря на любовь к литературе. И если серьезно, ребята, если вам действительно нравится литература, никогда не идите на филологический факультет. У вас там отобьют всякое желание читать вообще. Я часто на стриме говорю и сейчас скажу, что эти пять лет в университете были худшими в моей жизни. Это был полный кошмар. Я не удивляюсь, что приходил домой из университета в таком состоянии, что мог только в доту играть. Не то, чтобы расслабляло, но помогало. Понятно, что дота не самое расслабляющее занятие, но все-таки это как-то спасало. Никогда не идите туда. Я действительно там не читал, а смог опомниться от этого всего только через год аспирантуры. Но я очень жалею, что я с этим университетом связался. Я не знаю, где бы мне было лучше, но туда я пошел по идейным соображениям и очень жалею о том, что сделал. Не нашелся бы в 16 лет человек, который бы мне все это объяснил! Уж разумеется эта учительница, которая так на меня воздействовала своими красивыми речами, очень убедительными для шестнадцатилетнего подростка, мне этого никогда не объяснила. И это печально.
Как ты начал писать тексты, наверное, как у многих все началось со стихов?
Да, все началось со стихов. Первое, что я написал на бумаге было то, что очень условно можно было назвать стихотворением. Это было в семь лет, и оно обращалось к однокласснице. Это была своего рода пародия на те любовные стихи, которые я мог тогда слышать. В семь лет мне это было сугубо неинтересно, и я написал его скорее ради смеха. Очень много в детстве сочинял. Говорят, что до школы я вообще мог рассказывать какие-то свои выдуманные истории практически непрерывно. Я черпал вдохновение из мультиков, из того, что мне читали и сам что-то придумывал. Например, не так давно на YouTube вышел ролик про старые мультфильмы, которые тогда крутились на канале ОРТ, и я с ужасом понял, что я их почти все смотрел, но и очень многие из них помню, хотя это было где-то в подкорках. Так постепенно кое-что из этого я пытался записывать, но очень мало. Фактически весь огромный пласт сочиненных мной в детстве историй полностью утрачен за исключением очень немногих текстов. Да, я много рисовал, много сочинял, много делал из игрушек того, что называл мультиками, то есть какие-то сюжетные последовательности. Всерьез я начал что-то писать в 12 лет, как раз тогда в школе меня позвали в литературный кружок. Было огромное количество различных проб пера, куча идей, которые я не мог реализовать. Тогда же мне купили энциклопедию по литературе, я начал много читать и мне было это интересно. С 13 по 15 лет я написал огромный роман, который в Word 15 шрифтом занимает 500 с лишним страниц. Он назывался в разные времена “Дети идей” или “Дети идеалов”. Это текст, который совершенно невозможно читать, во-первых, потому что он сочинен 13-15 летним подростком, который очень хотел косить под прочитанных классиков, во-вторых, потому что он остался грудой черновиков, не был доведен до какого-то логического завершения. В последствии из этого романа выросло все мое творчество. В той или иной степени, почти все, что я пишу выросло из него. Уже несколько раз за мою биографию у меня возникала мысль переписать его по-новому. Тогда я действительно всерьез много писал. Например, на первом курсе я написал несколько стихов, как по мне, в основном не очень написанных. На третьем курсе — пьесу.
Роман “Елизавета” так и остался четырьмя главами. Я придумал этот текст еще в 11 классе, но впоследствии он так и не был написан, остались только четыре главы, которые я в разное время писал.
Иллюстрация к Роману "Елизавета". Ссылка на скачивание.
С 2015 по 2017, в основном, конечно, в последние месяцы 2016, я дописал текст, который называется “Год цветения”, который сейчас выложен и опубликован по крайней мере в интернете на Ridero. Он был выложен в свободном доступе у меня в группе, до этого я читал его на стримах. Какой-то определенный, безусловно небольшой, но интерес у некоторых наших зрителей он вызвал. Некоторые по нему задают вопросы, но масштаб этого, конечно, достаточно невелик. Замысел этого романа, который написан в попытке осмыслить как раз свои университетские годы, возник в 2014 году, и за эти два года он был написан. Это, пожалуй, единственный текст, который сейчас мной доведен до ума и опубликован. Несмотря на то, что в разные годы на тех же стихах.ру я выкладывал некоторые переводы любимых групп, когда я туда через много лет зашел, я с ужасом увидел, что там кто-то то все читал, кто-то эти переводы находил, там даже есть какие-то благодарности за них. Я пишу редко, не могу сказать, что страдаю графоманией. Скорее в этом плане у меня стримерская графомания, потому что стримить меня тянет каждый день. Я не знаю, что вы слышали о моих литературных приключениях, но их не так уж и много. Мне очень жаль пьесу, написанную на третьем курсе. По мне, она лучше романа, но из-за того, что она изначально была задумана, как набор воспоминаний о наших школьных байках, стороннему читателю ее, возможно, несколько трудно читать. И там много того, что можно назвать достаточно масскультовым трешем и много цитат из любимых мной произведений, музыкальных групп, и не всегда хороших. Сейчас, конечно, в романе “Год цветения” такого нет. Там все это можно найти, но это тщательно замаскировано. Этот роман более ориентированн на читателя, может поэтому он, хоть и небольшой, но отклик вызвал. Он опубликован, его можно приобрести, стоит он сравнительно небольшую сумму в 200 рублей — по нынешним временам, по сути, это не деньги, но желающие могут ознакомиться.
Ссылка на роман "Год цветенья".
Расскажи об этом романе: что читатель может из него для себя почерпнуть?
Это роман, который изначально был задуман, как попытки как-то осмыслить достаточно страшный опыт существования в университете. Когда я перечитал свои университетские дневники, я пришел в ужас от некоторых вещей. Я пытался на эту тему что-то такое сочинить. Можно этот роман прочитать, как историю антиуниверситетскую, социально-критическую. Можно прочитать как историю несчастной любви, если вам угодно, хотя роман не про это. Когда я его писал, выяснилось, что роман написан в подтверждение мысли далеко не последнего мыслителя, хотя многие мои зрители склонны назвать его шарлатаном, не знаю, в силу чего, Зигмунда Фрейда, о том, что жизнь человека представляет собой бесконечную череду потерь, которые ничем нельзя компенсировать. Это не самое веселое чтение и совершенно не развлекательное, хотя кому-то он может показаться интересным. Этот роман написан в духе филологических романов а-ля Владимир Набоков, Джулиан Барнс, Питер Акройд или Дэвид Лодж, который как раз написал “Мир тесен” о филологах в университете. Не знаю, насколько можно рекомендовать этот роман всем и каждому, но я встречал на стримах некоторых людей, с которыми этот роман определенным образом резонировал, с их мировосприятием. И не только на стримах, мне писали и вконтакте.
Давай поговорим о современной литературе. Как ты думаешь, есть ли зависимость между качеством современной литературы и тем, что люди начали меньше читать?
Ну, на счет меньше или больше начали читать, это, конечно, спорно. Если спросить сколько сейчас читают по сравнению с 19 веком, думаю, статистика будет совершенно однозначная — сейчас читают гораздо больше. А вот качество современной литературы, наверное, такое же, как и было всегда. Не стоит думать, что современная литература чем-то хуже. Я подозреваю, что этот миф существовал всегда, на протяжении литературы — в любые времена всегда казалось, что современная литература хуже, чем прошлая. Этот миф заложен в нашем базовом представлении, всем нам свойственно думать о том, что раньше было лучше. Все мы в той или иной форме мечтаем о некоем потерянном рае. По поводу того, что люди начали меньше читать, скажем, что таких бестселлеров, как, например, “Гарри Поттер” мир не знал никогда. Единственное, что сможет потягаться с ним тиражом это, наверное, Библия. Ну может еще Шекспир и еще несколько текстов.
Я не вижу, что стали меньше читать. Просто, я думаю, в той среде, в которой мне приходится существовать, это как-то не так уж сильно проявляется. Проблема в том, что у литературы есть серьезные конкуренты в современном мире. Как по мне, скажем, видеоигры ими практически не являются — видеоигры искусством не стали и никогда не станут, но есть кинематограф. Я, например, в последнее время пусть и мало читаю, но довольно много, по сравнению с прежним, смотрю кино и понимаю, что есть вещи, которые в литературе нельзя передать физически, а с помощью кино, с помощью визуального языка, это возможно. Так что, я не думаю, что есть какие-то претензии к качеству литературы. Литературы выходит полно, единственное, что тут та же проблема, что и, скажем, с независимым сектором видеоигр — среди бесконечного количества ерунды достаточно трудно выделиться. Ну и в силу специфики издательской системы, в частности у нас в стране, писателю довольно трудно заработать на этом деньги. Конечно, какой-нибудь Стивен Кинг прокормил уже своих правнуков и обеспечил им безбедную жизнь, но в условиях, в которых мы существуем, сделать это не так чтобы очень легко. вообще, такого распространения литературы, какое есть сейчас в виде той же Роулинг или Кинга и так далее, мир просто не знал.
Серьезной интеллектуальной литературы тоже выходит немало, она есть, ее читают. Да, это не удел всякого, но я не думаю, что в этом есть какая-то большая проблема. Я может быть даже страшную вещь скажу, но вот эта энциклопедическая попытка прочитать все, осилить все классику или всю современную литературу, она обречена. Сколько ни читайте, перехода из количества в качество, как нас учат, никогда не будет. Можно прочитать огромный массив литературы и остаться при этом абсолютным дураком. Я думаю, и с кино тоже самое — пересмотреть все более или менее прилично снятое кино невозможно. Даже с видеоиграми уже тоже самое. Как я говорю у себя на стримах, если вы захотите просто поиграть во все когда-либо выходившие приличные стратегии, не так поиграть один разок — стратегии нужно много времени уделять, чтобы понять что там да как — то у вас скорее всего жизни на это не хватит, даже если вы будете уделять этому все свободное и не только свободное время. Просто сейчас есть много доступных вещей, помимо чтения: кинематограф, всевозможные лекции, аудиокниги.
Завершая тему литературы, хотелось бы поговорить о твоей кандидатской работе. Ты Буниновед. Почему ты взялся писать именно по Бунину?
(смеется) Что такое Бунин для 14 летнего подростка? Это разумеется “Темные аллеи”, рассказы типа “Митиной любви” — это первая, скажем так, камасутра. Не случайно в Советском союзе собрание сочинений с “Темными аллеями” был самым зачитанным во всех библиотеках. К тому же, я жил в то время, когда весь этот контент на соответствующую тему, который есть в интернете, а его там немало, говорят, что он даже по количеству запросов прогноз погоды опережает, тогда все это добыть было не так-то просто. Разумеется, Бунин тогда, в 13-15 лет, меня привлекал именно этим вопросом, именно теми подробностями, которые подростку могут быть интересны. Сейчас, когда я это читаю, мне, конечно, просто поражает в тех же “Темных аллеях” этот какой-то настырный старческий эротизм. понятно, что Бунин это писал в голодной оккупированной Германии 1942 года, тогда еще было неизвестно, чем Вторая мировая война кончится. Дома есть было нечего сутками, и так человек как-то спасался от безумия, от старости, от голода и от всего остального. Но вот это именно так читается. Соответственно, узнав про мое увлечение Буниным, которое далеко не только мне свойственно, уверяю вас — на каждом научном обществе учащихся, когда школьники приходят читать в университет свои научные доклады, обязательно будет доклад по Бунину и, вероятно, не один, и что самое интересное, обычно это делают девочки, а не мальчики — и вот притащили меня к человеку, который впоследствии стал моим научным руководителем, я прочитал доклад, потом в 11 классе еще и пошло-поехало.
Честно говоря, опять-таки, как и в случае с факультетом, выбор Бунина я сделал в щенячьем возрасте, когда ничего не понимал. Будь моя воля, теперь бы я занимался, конечно же, не им. Но в университете мне уже было лень заново все начинать и всем этим заниматься, проще уж было по Бунину написать. Как по мне, Бунин замечательный поэт, автор замечательных стихов, поэтому кандидатская моя в основном по стихам, но известен он вот такой стороной своего творчества, именно она рекламируется в первую очередь, первое, что мы узнаем про Бунина. Я бы не сказал, что это очень хорошо, это характеризует не с лучшей стороны данного автора. И поскольку у нас в университете тоже многие занимались Буниным, он собственно, родился в Воронеже, правда прожил там только первые три года своей жизни, тем не менее есть дом, где он родился, там даже, по-моему, доска есть. Соответственно, Бунин в том плане был достаточно удачным выбором в целом. Да, я по нему защитился. Там возникла история о том, что никто не писал про тему моря у Бунина, диссертация называется “Морской код в творчестве Бунина”. Честно говоря, я свою научную работу не ставил бы не просто не высоко, я не ставил бы ее никак. Хотя эта диссертация является хорошей по меркам факультета, это та диссертация, за которую хвалят, она не проходная, написанная мною самим, но все равно это ужасно нудное сочинение, из которого вы можете взять пару цитат, если вдруг тоже пишете по Бунину научную работу, и этот вечный цикл цитирования друг-друга продолжится.
О хобби, кинематографе и музыке
Чем ты еще увлекаешься, помимо игр и литературы? Ты упомянул кино. Какое это кино?
Я не великий знаток кино. Я не могу сказать, что я им безумно увлекаюсь. У меня были периоды, когда я много смотрел кино, были периоды, когда я его не смотрел вообще, когда я много читал, например. Я не так уж многим чем еще увлекаюсь. Я не тот человек, у которого есть хобби, я вообще веду очень замкнутый образ жизни. Из не литературы мне интересна философская мысль XX века, особенно связанная с психоанализом, с постструктуралистской философией типа Мишеля Фуко. В кино я, может быть, не обладаю каким-то невероятным вкусом, по-моему, лучший режиссер, которого я когда-либо видел, это, конечно, Стенли Кубрик. Почти все, что я у него смотрел поражает своим совершенством. Кубрик мне очень нравится почти в любых проявлениях. Конечно, я человек, воспитанный на голливудском кино и ничего не могу с этим поделать, поэтому, скажем, смотреть Бертолуччи “Последнее танго в Париже” или Тарковского, который в своем роде является воплощением артхауса, мне тяжело, я не всегда понимаю, о чем там идет речь. Мне очень нравились нестандартные голливудские блокбастеры типа “Матрицы”, “V for Vendetta”, “Watchmen” — “Хранители” в русском переводе. Кубрик в этом смысле, который тоже воспитан голливудом, но при этом является достаточно интеллектуальным режиссером, мне тоже нравится.
Сейчас я больше стараюсь смотреть промежуточное кино, даже артхаусное. Из голливудских режиссеров мне нравится Скорсезе, особенно ранние его фильмы, типа “Таксиста”, но и новые тоже. Собственно говоря, Shutter Island (Остров проклятых), который породил эту знаменитую картинку с Леонардо ДиКаприо в шляпе со специфическим лицом. Мне такие фильмы нравятся. Я понимаю, что нужно по-хорошему смотреть артхаус, но мне это часто тяжело дается. Еще из голливудских режиссеров мне, конечно, нравится Джеймс Кэмерон, лучший из создателей боевиков. По-моему, снять более совершенный драматургически боевик, чем “Чужие” или “Терминатор 2”, совершенно невозможно. Когда я вижу, куда катится тенденция существующих экш-фильмов, меня это несколько поражает, и есть такое видео довольно известного кинокритика, англоязычного ютубера-блоггера Криса Стакмана, который описывает проблемы в современном экшн-муви, и я с ним, в принципе, совершенно согласен. Понятно, что по драматургии, очень трудно соперничать с тем же Кэмероном. Что можно сказать нового в постановке драк, по сравнению с той же матрицей? Множество постановочных драк, снятых в лучшем случае примерно на том же уровне. И возникает вопрос, доколе уже? Я уже упоминал новый “Призрак в доспехах”. Я совершенно не фанат аниме, но оригинальная картина “Ghost in the Shell” мне кажется безумно замечательной, но что поделаешь. Может быть я человек, воспитанный определенной эстетикой культуры 90-х, мне кажется, эстетика этих фильмом гораздо более интересна, чем то, что снимал Голливуд в 2000-х годов и снимает современный. А что он снимает, мы сейчас можем видеть. Единственное более или менее кассово прибыльные блокбастеры, это комедийные боевики от Marvel и тому подобные фильмы-комиксы. По факту это что-то вроде комедийных боевиков.
Ты упомянул о том, что переводил тексты любимых групп. С тех пор твои музыкальные вкусы изменились?
У меня странная история отношений с музыкой. Я вообще ничего не слушал в те годы, в которые обычно все всё слушают, то есть где-то лет с 10 до 15. Это был интересный опыт в школе, когда меня спрашивали, что я слушаю, а я отвечал, что ничего, всех это поражало и им казалось, что я все-таки что-то скрываю. Потом мы начали слушать русский рок в том объеме, в котором он нам был тогда доступен. Его можно было добыть, и я помню, как админ какого-то компьютерного клуба нам записывал на DVD. До сих пор я могу выделить из русского рока группу, которая остается, наверное, единственной по настоящему любимой группой, это Nautilus Pompilius. Но еще нужно отметить, что у меня вообще нет музыкального слуха. Природа меня этим обделила. Поэтому я, к сожалению, вынужден повторять формулировки, которые обычно звучат из уст всяких молодых людей с длинными волосами, в футболках с Арией, я не знаю, есть ли они сейчас или уже перевелись, которые говорят, что важен только текст. Ну, их обычно в интернете называют словом на букву “г”. Что касается моих музыкальных вкусов, мое настоящее знакомство с зарубежной музыкой началось с того факта, что когда у меня появился безлимитный интернет и я скачивал дискографию Виктора Цоя, я там увидел в жанре название пост-панк, готик-рок. Действительно Цой принадлежит к этой традиции, он строил свой имидж под такого западного исполнителя, как Эндрю Элдрич. Элдрич гораздо менее известен у нас, но в мире он, конечно, поизвестнее будет, чем Цой. Они действительно даже внешне были похожи, была похожа и музыка, и манера исполнения.
С тех пор я всерьез заинтересовался готик-роком. Первый, кого я открыл, был Питер Мерфи, и он до сих пор, наверное, мой самый любимый исполнитель. Достаточно сказать, что у меня долгое время не было смартфона, я намеренно его не покупал, но тогда у меня был плеер на 1 Гб и большая часть альбомов Питера Мерфи никогда не стиралась, и помимо него там помещалось только три альбома. И теперь с телефона я его тоже не удаляю. Я всегда называл пятерку своих любимых исполнителей, они довольно разные и не принадлежат к определенной культуре — это Питер Мерфи и Bauhaus, именно их я и переводил. Мерфи, мне кажется, переводы неудачные, Bauhaus я переводил уже более подготовлено, более тщательно, там действительно в основном удалось передать то, что они имели в виду, насколько возможно было понять контекст, но не везде, потому что местами тексты очень сложные и понять их без специфических знаний трудно. Еще арт-рок группа Genesis или прогрессив рок, это по-разному называется; Эндрю Элдрич — The Sisters Of Mercy, Регина Спектор, как ни странно, о ней я тоже совершенно случайно узнал. Она в основном известна своей песней “Apres moi. (февраль. достать чернил и плакать)” либо песней из мелодрамы “500 дней лета”. Я думаю многие знают этот фильм, там Джозеф Гордон- Левитт играл, который играл в последнем Бэтмене. Еще есть такая замечательная около готик-рок группа Deine Lakaien, и еще я довольно часто переслушиваю в качестве музыкальной жвачки готик-рок группу The Mission UK. Я могу, конечно сказать, что да, я пытался слушать какие-нибудь там Led Zeppelin, но я понял, что классический рок — это не мое. Или Beatles, Rolling Stones или уже более поздние — Metallica и так далее. Чем со мной эти конкретные исполнители особенно синергруют, кроме своих текстов, я не знаю, что я в них такого нахожу. Но именно их мне наиболее приятно слушать
Из разговора с тобой возник вопрос. Тебе комфортно в нынешнем времени?
Есть такая цитата из известного произведения братьев Стругацких “Пикник на обочине” — “Тебе, рыжий, везде плохо будет.” Я абсолютно уверен, что родись я в какое угодно время, я бы тоже чувствовал себя не слишком комфортно. Да, в нашем современном мире есть многие вещи, которые меня совершенно не устраивают, но я не столько, может быть, родился не в то время, сколько не в том месте. Полно в современном мире, которые много читают. Родись я в семье какого-нибудь Славоя Жижека, это такой достаточно известный философ и психоаналитик, были ли бы у меня по этому поводу какие-то претензии? Мне не повезло родиться тем, что называлось раньше разночинец — человеком, который является первым в таком поколении и в среде, которая для этого не очень подходит. В этом смысле я не могу сказать, что очень рад тому, как и где я родился, но когда… Да, наверное, я бы действительно предпочел бы родиться во Франции после Второй мировой войны, как раз, чтобы застать в живых и видеть рядом в 60-70 годы тех людей, которых я справедливо могу назвать своими кумирами. Мне кажется, что все-таки тогда мир был немножко интеллектуальнее, чем сейчас, но вполне вероятно, что я чего-то не понимаю. Комфортно ли мне? Конечно нет, разумеется.
В завершении традиционный вопрос: книга/фильм/песня, с которыми на твой взгляд должен познакомится каждый читатель или твой зритель?
Я очень не люблю подобные опросы. Помнится, когда мы в школе писали сочинение о том, какие три книги я бы взял с собой, почти все написали “Мастера и Маргариту” и “Властелин колец”. Тогда это было очень модно. Но я тоже тогда, как минимум написал “Властелин колец”, но сейчас бы я такого не написал.
Наверное, самый прекрасный фильм, который я видел, это, пожалуй, “Орфей” Жана Кокто, вышедший на экраны в 1950 году. Мы недавно его на стриме смотрели. На счет книги, это особенно трудный выбор для меня. Я бы, наверное, сказал, что это книга стихов Мандельштама. Я мог бы, конечно, потроллить читателей нашей статьи, но этого бы очень многие не выдержали бы (смеется).
По-поводу песни, мне когда-то казалась наиболее совершенной одна из песен Питера Мерфи, называется Seven Veils, но, наверное, я бы сейчас ее такой не назвал. Раз уж мы назвали Питера Мерфи, то, наверное, я бы назвал песню из его первого сольного альбома 1986 года “God Sends”, что я перевел, как “Небесные кренделя”. Забавно звучит, но все-таки.
Что бы ты хотел сказать читателям и зрителям напоследок?
Спасибо всем, кто осилит все это до конца. Спасибо большое вам за интервью, было интересно пообщаться. Я вообще в этом плане люблю поговорить, и получилось что-то вроде ток-шоу. Желать чего-то? Я никогда никому не желаю. Я очень любил в детстве всякие застольные тосты, а сейчас мне этого совсем не хочется. Тем не менее, я бы просто хотел сказать спасибо тем, кто прочитал. Если кто-то соблазнится прийти на мои стримы после этого всего, буду рад их увидеть и буду рад ответить на ваши вопросы. Чтобы всем, действительно, такого пожелать наконец? Я бы, наверное, в первую очередь пожелал всем стараться думать и не пытаться кичиться своим невежеством в тех или иных вопросах. Наверное, это единственное, что я могу пожелать, хотя, на самом деле, это жутко дурацкие слова.
И тебе спасибо за интереснейшее интервью.
По традиции выкладываем фотографию места литературных и стратегических свершений:
Первый сезон интервью со стримерами Goodgame:
babymagiK Natalie Moore Foggy САН4ЕС
Второй сезон интервью со стримерами Goodgame:
Affca frozza Scatman MerdekS
FaaNKa