Интервью с основателем русскоязычного сообщества спидранеров GoldenSplit

Согласитесь, вы все чаще и чаще слышите слова спидран и ранер. Это довольно старые термины в игровой индустрии, но только в последние несколько лет они стали широко известны. Мы решили не отставать и немного рассказать об этом явлении. Представляем вашему вниманию интервью с Кириллом Лапшиным, создателем русскоязычного сообщества спидранеров GoldenSplit.

Для начала предлагаем узнать, что такое спидран (speedrun). Спидран - это быстрое прохождение видеоигры в рамках соревнования. При таком прохождении ранеры демонстрируют свое мастерство, которое выражается в необычной технике передвижения, выполнении эффектных трюков и многом другом. Если это возможно, то ранеры стараются пропускать сюжетные вставки в игре, чтобы сократить время прохождения. Использование различных багов (прохождение сквозь стены или прыжки на большие расстояния) также не является редкостным событием.

news_5915768157eee.jpg

Рады приветствовать тебя на страницах портала GoodGame.ru! Для начала расскажи, как давно ты увлекаешься играми и с чего все началось?
Привет! Играми увлекаюсь очень давно, когда первый раз попробовал поиграть в ATARI 5200. Какое-то время это было лишь просто увлечением, но когда появилась первая личная консоль PlayStation, тогда я для себя решил, что хочу работать в индустрии, связанной с играми. На тот момент это было желание работать редактором в журнале Official Playstation Magazine или в Великом Драконе.
Когда ты впервые услышал о спидранах? Сразу втянулся в этот процесс или поначалу не понимал зачем это нужно людям?
Впервые я увидел спидраны на Awesome Games Done Quick в 2012 году, для меня это стало невероятным открытием и я с упоением начал смотреть, что люди творят в играх. Когда я начал углубляться в тему, я был невероятно удивлен сколько времени люди тратят на попытки, раутинг (прокладывание маршрута), глитчхантинг (поиск полезных для спидрана багов и глитчей). Эти люди играют больше чем кто-либо.
Сколько примерно любителей спидрана насчитывается в мире?
Вопрос некорректен и я не смогу дать на него ответа. Их огромное количество, особенно после бума 2014 года.
Насколько нам известно, сейчас проводятся два крупных ежегодных фестиваля от Games Done Quick: Awesome Games Done Quick (AGDQ) и Summer Games Done Quick (SGDQ). Можешь рассказать небольшую предысторию этих благотворительных марафонов? Существуют ли еще подобные мероприятия, например в Европе или Китае? 
Предыстория проста - в 2010 году ребята решили собраться вместе, помочь организации CARE и провели Classic Games Done Quick. Организатором был на тот момент Mike Uyama, позже ему стал помогать Matthew Merkle. Есть европейский аналог GDQ, который мы тоже проводим - ESA (european speedrunning assembly), туда даже ездили 2 наших спидранеров для участия, Tezur0 и Smartkin. Из больших я только знаю еще в Японии есть один. А так их огромное множество, на любой вкус и цвет. Например есть очень большой марафон, где спидранят только RPG - Limit Break Marathon. Но надо понимать самую главную вещь - они все благотворительные.

Запись прохождения Super Mario Bros на AGDQ 2017. 

Расскажи, пожалуйста, о своем проекте Golden Split. Когда он был основан и кто еще участвовал в его создании?
Golden Split, это проект, который возник спонтанно и я являюсь единственным создателем. Я долгое время смотрел Games Done Quick и со временем там стали появляться трансляции на других языках. Немецкая, французская, испанская и я все ждал когда же будет русская трансляция. Но ее все не появлялось. В итоге я просто связался с одним известным стримером/спидранером, который сейчас является моим очень хорошим другом - PJDiCesare, я спросил про русскую трансляцию и он сказал, что тоже бы очень хотел увидеть, я особо не думая, сказал, что возьмусь за проведение. Спустя 10 минут я уже говорил с организатором Games Done Quick. Это было безумно быстро и мне пришлось с ходу придумать название, потому что оно должно было быть обязательно. Golden Split пришел мне в голову, потому что это термин из спидрана, когда ты проходишь отрезок в игре настолько хорошо, что твое время на таймере окрашивается не в зеленый а в золотой. К сожалению именно тогда я и понял, почему нету русской трансляции. Никто не знал, что такое спидраны и что это такое.
До мая этого года вы занимались исключительно освещением крупных игровых марафонов, но совсем недавно организовали свой благотворительный марафон Golden Split Marathon. Наверняка ты давно мечтал о проведении своего собственного подобного мероприятия, насколько сложно было организовать такой ивент? 
Очень сложно. Но мне помогло то, что я три года занимался организацией рестримов, в которые я вкладывал не меньше сил. Но я обычно думаю наперед и вот этот марафон был лишь тестом, кое-чего намного больше.

news_591576a6359de.jpg

Как составлялся список игр и спидранеров?
Список игр составляется всегда одним и тем же способом как и на другом марафоне - вы объявляете, ждете заявок от спидранеров, отбираете хорошие и интересные раны, составляете тематические блоки и также делаете упор на интерес зрителей в то или иное время.
Какие прохождения понравились больше всего зрителям?
Это надо спрашивать у зрителей, что мы в принципе и сделали. В итоге получается, что им понравилось почти все.
В течение трех дней удалось собрать сумму в 50 000 рублей. Как думаешь, это много или мало для первого раза?
Я считаю это очень хорошим результатом. В первый раз Classic Games Done Quick собрали 10 000 $, на тот момент сами можете посчитать сколько доллар был (2011). Мы собрали около 1 600 $ по курсу 2011 года. И это без главной страницы Twitch.tv, в следующий раз мы на ней будем и результат, поверьте будет еще больше. Но я приятно удивлен на самом деле, что наши зрители пожертвовали столько денег в фонд.
Собранные средства решено было отправить в благотворительный фонд "Подари Жизнь", который помогает детям с онкогематологическими и иными тяжелыми заболеваниями. Почему был выбран именно этот фонд и как происходит процесс передачи денежных средств? 
Мы не решали отправить, мы сразу договорились, что мероприятие пройдет в поддержку именно этого фонда. Мы не получали ни копейки и не было никакого промежуточного пункта, все средства собирались сразу в фонд, благодаря помощи техников из фонда, которые предоставили API своей страницы для пожертвований. Почему именно этот фонд? Если честно я отобрал для себя несколько и у меня было в планах написать в несколько фондов, но мне почти моментально ответили из "Подари Жизнь".
У многих может возникнуть вопрос, насколько надежны все эти благотворительные фонды и можно ли им доверять?
Достаточно легко проверяется. К примеру здесь, там можно увидеть все документы и отчетность и все дети, которым они помогают - вы можете так или иначе их найти. Сам по себе очень хороший фонд, потому что также побуждает на всякие другие полезные активности (сдать кровь например и так далее). Еще есть полезный сайт CharityWatch.org.
Стоит ждать следующий Golden Split Marathon? Какие изменения ждут зрителей и участников марафона?
Конечно, он точно будет проводиться раз в году, а может даже и два как GDQ. Нас точно ждет увеличение размера марафона, участников, уровня проведения и живая площадка.
Есть уже какие-то конкретные идеи по поводу площадки?
Есть, но пока не могу этим поделиться.
Назови топ 5 игр, которые идеально подходят для скоростного прохождения.
К сожалению, это дело вкуса, но мои личные:
  • Half-Life 2 Done Quick;
  • Dustforce DX SS rank;
  • Super Meat Boy 106%;
  • Battle Block Theatre PJ and Mecha;
  • Ghost And Ghoblins by PJ.
Благодарим тебя за потраченное время, а также выражаем огромную благодарность за труд твоей команды на Golden Split Marathon. На фоне алчной войны между стриммерскими студиями и организаторами крупных турниров данный вид деятельности выглядит светлым пятном в игровой индустрии.
Задача GoldenSplit - это стать чем-то большим чем сообществом для спидранеров. Это место станет сосредоточием для тех людей, которые занимаются созданием качественного контента, хотят развивать игровую индустрию и хотят найти то место где в первую очередь хотят сделать что-то невероятное и незабываемое для зрителей и игроков. Как когда-то Penny Arcade сказали про PAX "From Gamers to Gamers.", GoldenSplit придерживается этой формулы.