За кадром BlizzCon 2017: корейские прогеймеры

Как после очередного поражения в финале чувствовал себя soO и почему другие корейцы в финале турнира болели именно за него? Какое слово чаще всего говорит INnoVation? Насколько хорош в языках SpeCIal? Сколько потратил на угощение для других игроков Rogue? Ответы на эти и другие вопросы можно найти в переводе подкаста MAL'а и Waxangel'а.

Примечание: скачать подкаст на английском языке можно здесь. Ниже представлен текст примерно 50 минут разговора, посвященных обсуждению прогеймеров. Также в подкасте обсуждаются съемки серии видео WCS Signature Series, но эту часть подкаста мы не переводили.

Жирным выделены реплики Waxangel'а, который выступает в качестве "интервьювера". Обычный текст - ответы MAL'а, который оказался на главном турнире года в качестве менеджера Dark'а и большую часть времени провел в компании корейских игроков.


news_5a0f069cc2918.png

– Как себя после поражения чувствовал Stats? Он ведь получил первый номер в посеве, но в результате именно с его именем оказались связаны одни из самых неожиданных результатов. Отыграл он, по правде говоря, дерьмово.

– Да он не показывал прямо вот хорошей игры аж с Шанхая. В первой половине года он играл очень хорошо, а вот к концу сезона игра у него перестала получаться.

– Так как игрок себя чувствовал после в какой-то степени унизительных поражений в групповой стадии?

– Да конечно же он себя нормально чувствовал. Я, INnoVation, остальные парни – мы все привели его в чувство. Спросили его: что это за хрень там творилась? Подкалывали его постоянно. И он перенес поражение как истинный чемпион. С ним всегда так, и чувствовал он себя хорошо.

– Как он прокомментировал игру SpeCIal’а?

– Да ничего особого он не сказал. А я эту игру не смог посмотреть – в этой группе я видел только игру TY vs Stats.

– А другие корейцы? Они как-то обсуждали игру Stats’а?

– О, да. Но там все сводилось к персоне TY. SpeCIal как-то мало всех интересует, поражение от него воспринималось, скорее, как неприятная осечка. Типа: "Эй, ну как так – проиграть белому"? Можно ведь так сказать – "белому"?

– Да, конечно. Ну, то есть, нет, но в глазах корейских про он – да, белый.

– Вообще-то у него довольно светлый цвет кожи, как для мексиканца.

– Так, ладно, это мы из подкаста вырежем.

– В общем, если вы смотрели решающую игру, то знаете, что Stats вел игру, но затем сам себя похоронил неудачным форсфилдом.

– То есть, проиграть из-за глупой ошибки корейцу более унизительно, чем проиграть иностранцу?

– Конечно же! Потому что в таком случае ты сам отдал свое преимущество! Он был значительно впереди – и сам себя похоронил своими форсфилдами. И мы ему потом всю неделю напоминали: "Эй, ну как там у тебя дела с форсфилдами? А?"

– А как TY себя вел? Он как-нибудь саркастически поблагодарил Stats’а? Вроде: "Спасибо за то, что дал мне дорогу в следующий раунд, брат"?

– Нет, TY в пятницу остался в своей комнате, потому что ему нужно было готовиться к следующему матчу. Поэтому мы его с собой тусить не звали, а он и не хотел.

– По моим наблюдениям Stats вообще очень позитивный и общительный парень, и легко ко всему относится. Так что могу предположить, что несмотря на то, что отыграл он паршиво, выходные это ему не испортило и повеселился он как следует?

– Это вообще был странный BlizzCon. Обычно игроки, когда они вылетают с турнира, остаются еще потусить в городе. Но в этот раз было по-другому. Dark проиграл – и уехал. herO проиграл – и уехал. В этом плане уикэнд получился странным. Но это, наверное, связано с тем фактом, что BlizzCon занял большое количество времени. Но Stats – он все равно перенес все, как красавчик. Остался до последнего дня.

– Звучит необычно. Получается, что herO и Dark – своего рода одиночки. Или ты просто не так хорошо с ними знаком?

– Да в этом как раз и дело. herO всегда остается на турнирах до последнего дня. Он любит гулять по городу, исследовать разные места, заниматься чем-то, чем у него нет возможности заниматься в Корее. TRUE тоже обычно куда-то ходит – но в этот раз он весь уикэнд просидел у себя в комнате. Игроки либо сидели по комнатам, либо уезжали. Непривычно. Это и сами игроки подмечали: "Это что – новый тренд? Почему все уезжают"?

– А что на счет Dark’а? Он разве не одиночка по натуре? По-моему, он всегда был одиночкой, верно? Или это просто ощущение, которое он производит?

– Не совсем так. Просто все дело в том, какая ситуация была раньше. Раньше ведь были команды, и игроки проводили время только с ребятами из своей команды. Поэтому Dark всегда был вместе с INnoVation’ом, soO. С другими тим-мейтами он общался уже поменьше. Ну и еще мы все знаем, что у SKT был вражда с Jin Air. Так что раньше Dark – да и не только он, многие другие игроки – отказывались проводить время вместе с игроками из других команд. Но на IEM Shanghai, где команд уже не было, вся ситуация поменялась. Игроки не особо хорошо знали ребят, которые раньше выступали за другие команды, но уже не отказывались от общения с ними. А вот этот BlizzCon в этом плане получился необычным – все просто уезжали домой.

– Думаешь, это из-за того, что турнир очень стрессовый?

– Да нет, мне так не кажется. Это же не турнир типа "все или ничего", как IEM в Катовице три года назад – где в финале сыграли herO и sOs. И даже там все остались до самого финала.

– То есть, просто отношение со временем меняется.

– Возможно. Хотя мне кажется, что дело скорее в том, что BlizzCon длится слишком долго. Если тебя выбили в Ro16, то у тебя впереди почти неделя, которую нечем занять.

– Ну да. Ходить в те же парки развлечений, в которые ты ходил в предыдущие годы…

– Вот именно.

news_5a0f063ac1a9e.png

– Ладно, давай перейдем к следующей теме – к теме, которой будем рекламировать этот подкаст. Как soO? Ты с ним общался?

– Ну… soO в порядке.

– Я к тому, что мы все видели, как он был совершенно разбит после финала.

– Ну, если посмотреть на игры, то это победа, поражение, победа, поражение, еще поражение, и снова поражение – при этом в последней игре он уже не показал той игры, которую должен был показывать. Конечно же, когда у тебя прямо между пальцев уходят 280 тысяч долларов – чувствовать себя ты будешь плохо.

– Ну так как он себя чувствовал сразу после финала? Ты говоришь, что нормально, да?

– Да… Я написал ему сообщение: "Хорошая игра, ты провел отличный год". Попросил его ответить мне, когда он будет чувствовать себя нормально. К такому, в принципе, готовы все прогеймеры. Они знают, что иногда так вот получается – и в такие моменты стараются не трогать других игроков, просто оставляют наедине с самими собой, пока те не восстановятся.

– Так и как soO? Он сидел в одиночестве всю ночь после турнира, или?

– После финала мы оставили его в одиночестве, не трогали его по пути в отель. Он сначала ушел к себе, а через час пришел в комнату INnoVation’а, где мы все собирались. Перед этим я наткнулся на него в лифте, спросил, как он. Он же отмахнулся и улыбнулся.

– То есть, игрок просто вернулся в отель, разобрался с мыслями…

– Ну да.

– О, ну это здорово.

– Так он всегда так, в принципе. С 2015 года.

– Здорово. Потому что 2014 год он вспоминает, как очень грустный для себя.

– Естественно. Он же в 2014, по-моему, занял второе место вообще в каждом сезоне GSL.

– Да, плюс один сезон в 2013.

– Угу. В общем, после 2014 года он решил, что ничего уже не поделать. Что в финале побеждает тот, кто играет лучше. Что в Ro16 / Ro8 – в общем, где best-of-5 – там ты еще можешь пройти за счет удачи, но в best-of-7 удача уже не поможет.

– То есть, ты встретился с soO, когда шел в комнату к INno? Опиши эту ситуацию поподробнее.

– Да, я встретил его в лифте, еще там же нам попался SpeCIal. Я спросил soO, как он себя чувствует. Он отмахнулся, улыбнулся. "Черт, к черту такую жизнь". И в этот момент в лифт зашел SpeCIal. А в 90% случаев никто не понимает, что говорит SpeCIal.

– Это потому, что он говорит на ломаном корейском?

– И плюс на ломаном английском. Он говорит на ломаном корейском и ломаном английском.

– Ну, зато он добрый и воспитанный.

– Чего? Куда? Он же злонравный тип. SpeCIal та еще паскуда, ты чего. Это давно известно.

news_5a0f0649e16c7.png

– И он начинает что-то говорить soO, да?

– Да. И soO смотрит на меня, как бы спрашивая: "Что он мне говорит"? А я отвечаю: "Да я понятия не имею, мне не разобрать". А потом выяснилось, что и я, и soO идем к INnoVation’у.

– А что INno сказал soO?

– Ничего не сказал. Там вообще никто в принципе ничего не говорил.

– А почему вы вообще пошли к INno?

– Это было место сбора. На этом BlizzCon’е мы собирались у INno.

– А почему? И как вам его теплая компания?

– Да уж... Если что, то на любом BlizzCon’е, на любом турнире комната одного из участников становится местом сбора. Иногда это моя комната, часто в роли принимающей стороны бывал StarDust. В этот раз получилось так, что мы собирались у INno. Когда я пришел, то там были Jaedong, TY, Stats, Саша Scarlett… Да, в принципе, все там собирались.

– soO что-нибудь говорили, когда он пришел?

– Да нет. Все просто играли в покер, так что единственным вопросом было: "Эй, сколько денег у тебя с собой? Давай к нам"!

– То есть, вполне обычная ситуация?

– Да, вполне обычная ситуация.

– Не сильно-то эмоционально, да. С одной стороны, вроде бы, не так романтично, как мне казалось. С другой стороны – у человека было время разобраться с собой и вернуться в привычное русло.

– Да. Понятно, что игроки проигрывают, их собственные ошибки стоят им чемпионств и энных сумм денег. Но у них нет желания переносить свой негатив на других. Игроки достаточно зрелые люди для того, чтобы не позволять своим эмоциям влиять на других людей.

– Просто офигеть. После такого поражения, да еще на фоне всех предыдущих поражений подобного типа… Думаю, это в очередной раз показывает, насколько soO зрелый и опытный.

– Думаю, это приобретенный с годами опыт. Для таких ребят, как Dark – относительно-новых лиц на сцене, у кого за плечами еще не так много финалов – для них такие поражения могут быть очень болезненными. А такие игроки, как soO – они сталкивались с подобными ситуациями год за годом и знают, как справиться с разочарованием. Я забыл, кто… А, TaeJa! TaeJa! У него в карьере было много финалов, он часто проигрывал в финалах – и после каждого поражения говорил, что ну его все к черту, я завершаю карьеру. И он так три года говорил, прежде чем все-таки закончить играть и уйти в армию. В общем, старички знают, как реагировать на собственные поражения. По крайней мере, мне так кажется.

– А soO что-нибудь говорил о своих играх?

– Нет, вовсе нет. Единственное – мы все болели за soO…

– Так, стоп. "Мы все" – это?

– CranK, INnoVation, TY… С нами был GuMiho, Stats… Вот. Мы вот такой компанией смотрели игры. И мы все болели за soO - не потому что мы хотели, чтобы он наконец-то стал чемпионом столько масштабного турнира, но потому что знали, что если выиграет Rogue, то он нас обедом угощать не будет.

news_5a0f06689f76a.png

– Что?

– Не знаю, говорил ли я об этом в прошлом подкасте, посвященном IEM, но…

– Он унылый?

– Да. Он часто называет себя неудачником. Зовешь его выпить пива – а он говорит: "Не знаю, ребят, я же не такой крутой, чтобы пить с вами пиво". Он часто ведет себя как-то странно.

– Он новый чемпион по худшим интервью в StarCraft’е? Забрал корону у INnoVation’а?

– Ну да.

– Потому что INnoVation тоже отвечает не ахти, но это хотя бы смешно. А Rogue полностью оправдывает стереотип о скромных игроках, которые никогда особо ничего о себе не рассказывают.

– Когда общаешься с INnoVation’ом не на камеру, то это да – это хотя бы забавно. После общения с Rogue остается впечатление, что он парень со странностями. Есть такой обычай, что игрок, ставший чемпионом, угощает всех остальных участников турнира – будь то пивом проставиться или заказать обед. Не организаторы турнира, а именно участник. Если вспомнить IEM, то там после финала все поздравляли Rogue с победой: "Поздравляем, поздравляем! Как-никак, а первое чемпионство! Когда идем праздновать"? Потом идем мы такие в какую-то забегаловку, и в конце обеда Rogue весь на понтах достает 100 юаней – это примерно 20 баксов – и говорит: "Я угощаю". Но на 13 человек этого явно маловато. Мы говорим: "Чувак, тут надо бы еще хотя бы баксов сто". А он отвечает: "Да у меня как-то не особо есть деньги. Я только-только выиграл свой первый серьезный турнир. Я никогда не выигрывал денег, а вы столько денег в прошлом подняли все".

В общем, еще перед началом BlizzCon’а мы знали, что если выиграет Rogue, то угощения нам не видать.

– Но в этот раз, как ты говорил, обед проставили ребята из киберспортивного отделения Blizzard.

– Да, было такое. В смету турнира он не входил, нарисовался в самый последний момент, и на него даже не планировали идти.

В общем, все болели за soO, потому что он планировал отвести всех в дорогой ресторан и угостить дорогими блюдами. Прямо перед финалом soO пообещал, что если выиграет, то мы пойдем в стейк-хаус, где он оплатит всю еду. А так к тому моменту, когда нам поступило предложение от ребят из Blizzard, мы все уже наелись.

– Сколько денег он собирался спустить из тех 280 тысяч, что игроки получают за чемпионство? Тысячи 2-3?

– Нет, столь много мы никогда не тратим.

– Ну, на 13-то человек…

– Нет, в этот раз у нас была компания поменьше. Да неважно, сколько ты выиграл – 280 тысяч или 10 тысяч. Если организаторы не накрывают стол, то это делает чемпион. И мы все знали, что Rogue этого не сделает. А если бы мы подняли этот вопрос в разговоре с ним, то он опять бы начал свое "Ребят, вы же столько денег заработали, а это мои первые деньги, они мне нужны".

– А он, случаем, не второй самый молодой корейский игрок на турнире?

– Я не знаю. Для меня все моложе, чем я. Ну за исключением разве что Bomber’а. Так-то мне без разницы, кто моложе, а кто старше.

– Просто если Rogue такой молодой игрок, и предпочитает не проставиться, находясь в компании более старших старкрафтеров – по корейским меркам это же вообще…

– Наверное, в киберспорте ситуация немного другая. Если говорить о первом поколении прогеймеров – BoXeR, YellOw, NaDa – то там все было строго. Но сейчас эта культура уже перестала существовать. Но уважение-то все равно нужно проявлять.

– Я очень жалею о том, что как-то купил Flash’у суши. Мы как-то с ним тусили, и я ведь заметно старше. И я купил самому денежному BW-прогеймеру всех времен суши. Отстойно получилось.

– Не хочу хвастаться, но когда я тусил с Flash’ем или Jaedong’ом, то они всегда платили за еду. Ну, я сам может разве что кофе оплачивал.

– Так, ладно, вернемся на BlizzCon. Когда к вашей компании присоединился Rogue?

– Когда мы все собирались в вестибюле для того, чтобы пойти на обед.

– То есть, он ни с кем не собирался, не праздновал?

– Да нет. Наверное, сидел у себя в комнате, передергивал на свой трофей.

– А с soO он поговорил? Там же еще эта вражда между SKT и Jin Air. Что на стримах, что в церемониях.

– Dark – вот он точно не любит ребят из Jin Air. Но soO уже столько лет в этой игре, что ему, наверное, все равно. На обеде мы сидели так: я, справа от меня Rogue, и прямо напротив меня soO. Обычно на таких праздненствах чемпионы очень осторожно общаются с игроками, которые остались на втором месте – понятное дело, что это соревнование, они соперники. Но с другой стороны – они друзья, никто не хочет сделать другому больно. Все тусят, веселятся, но все равно заметно, что победитель и серебряный призер не особо общаются – потому что чемпион не хочет задеть чувства проигравшего.

– И в этот раз было так же?

– Да. Только я не уверен – может быть, это потому, что Rogue просто странный парень, и для него ни с кем не разговаривать вполне нормально. Он просто ждет момента, когда может поделиться мнением, что-сказать, донести какую-то идею.

– А как Rogue сам переживал свою победу в финале? Потому что после победы на IEM он практически не показывал никаких эмоций, максимум что было – это вот та ситуация в ресторане, которую ты описывал.

– По пути в ресторан его всего трясло, он постоянно повторял: "Я не могу поверить в то, что только что произошло".

news_5a0f0680e7279.png

– О, ну это уже прогресс. Он что-то почувствовал.

– Так он это же самое и на IEM Shanghai говорил. Думаю, он просто даже и не знает, как ему себя чувствовать в такой ситуации. Но вообще он просто очень плох в выражении своих эмоций. Да и в общении в целом.

– А после ужина вы куда-то пошли? На вечеринку от Twitch, еще куда-нибудь?

– Да нет. Никого из игроков туда не звали, и мы решили никуда не идти.

– А кого вообще позвали на Twitch-вечеринку? Старкрафтеров не звали в принципе?

– Нескольких, наверное. Но то были стримеры, как мне кажется. Jaedong’а, вроде бы, позвали.

– Jaedong’а? Который не стримил на Twitch в принципе и у которого эксклюзивный контракт с их прямым конкурентом. Мило.

– С этой вечеринкой от Twitch вообще странно получилось. Мы ведь обычно первым делом идем именно туда – чтобы поблагодарить их за то, что они все организуют и поддерживают киберспортивную сцену.

– Ну, вообще-то этом им нужно приходить к вам и благодарить игроков, как по мне. Ну да ладно. Что на счет INnoVation'а? Как он себя чувствовал после очередного обескураживающего выступления на BlizzCon’е?

– В общем, Stats притащил INnoVation’а. Я думал, что он позовет TY, но TY нужно было готовиться к играм. А Stats позвал INno. Я очень удивился – мол, а ты тут что делаешь, ты разве не прошел в следующий раунд. А он отвечает: "Разумеется". А Stats мне и говорит: "Так его же TY как раз и выбил". Разумеется. Он вообще постоянно повторяет эту фразу. Может, ты замечал за ним такое?

– Нет, не замечал. Со мной он обычно говорит так, словно он робот.

– Видимо, есть у него какая-то такая закономерность. Ты как будто вводишь команду, а в ответ получаешь "разумеется". В общем, INnoVation нормально воспринял проигрыш – он никогда не испытывает каких-то серьезных эмоций от поражений и даже от того, что становится чемпионом.

– На хоккей сходили? Что-нибудь интересное поделали?

– Я как-то между делом спросил, интересно ли ему, нравится ли в городе. На что он ответил: "Разумеется". Но, опять же – он постоянно так говорит. soO с ним жил 7 лет и до сих пор не научился различать, правду ли говорит INno, или это сарказм. Мне это уж тем более не по силам.

– С другой стороны, он ведь предпочитает находится в обществе других людей. Это должно о чем-то свидетельствовать, верно?

– Да, наверное. Даже когда его выбивают из турниров, он все равно старается держаться с кем-нибудь, не остается один.

– Но при этом практически не участвует в разговорах, верно?

– Нет-нет, вполне себе разговаривает. INno говорит гораздо больше, чем тот же Rogue. Только это обычно очень простые реплики – только и всего.

– Каждый раз, когда я говорю с ним, он очень сильно напоминает робота. По-моему, это смешно.

– Да, в какой-то степени забавно. Каждый раз, когда INno на интервью, twitch-чат взрывается эмотиконами робота.

– И это как раз-таки здорово. Он вызывает у зрителей какую-то реакцию – и уже этим отличается от большинства прогеймеров. Такой вот небольшой успех.

– Я бы этот успех "небольшим" называть не стал. По-моему, тут уже более серьезный успех. Хорошо, когда у игрока есть какая-то характеристика, с которой он ассоциируется у игроков. Характеристика, благодаря которой можно понять, что это за человек такой. Думаю, что INnoVation как раз тот уникальный игрок, который предоставляет такую возможность.