Интервью с финалистами ASL Season 4: Flash и hero

Финалисты четвертого сезона ASL ответили на ряд вопросов от Team Liquid. Серебряный призер турнира hero порадовал достаточно подробными ответами на вопросы о финальном матче и о состоянии корейской сцены Brood War, а вот чемпион Flash в этот раз, кажется, побил все рекорды немногословности.

news_5a2d006e931cc.png

hero: "Дела у зергов сейчас идут хорошо"

Привет, hero. Спасибо за то, что согласился дать интервью TeamLiquid. Начнем с того, что попросим тебя рассказать о том, как ты выбрал себе такой ник и почему ты решил играть зергами.

Привет, это herO. Этот ник я использовал когда еще на первых курсах старшей школы вступил в гильдию AeGis, потому что в детстве я хотел стать героем. В то время мне нравилось играть и за терранов, и за протоссов, но больше всего нравились мне зерги. За терранов и протоссов играть было, все-таки, не так интересно. И когда я играл за зергов, то использовал билды Neo Sauron’а против протоссов.

Думаю, я выбрал зерга потому, что мне нравилось обрушивать на соперника бесконечные потоки юнитов.

В финале ASL Season 4 ты показал отличную игру, но, к сожалению, все равно уступил Flash’у и занял в итоге второе место. Как ты справлялся с теми нервным напряжением перед предстоящим матчем с Flash’ем?

На самом деле, особого напряжения не было. Я упорно тренировался. Я думал, что если сыграю так, как на тренировках, то смогу победить. Вот во время самих игр было волнительно… Мне показалось, что у моего соперника лучше тайминги и более сильные юниты с большим количеством энергии.

Кажется, ты за короткий промежуток времени смог серьезно улучшить свое ZvT. Как у тебя это получилось?

Не думаю, что речь здесь идет о коротком промежутке времени. Считаю, что такой результат – следствие того, что я упорно тренировался с того самого момента, как впервые пришел на AfreecaTV в 2012 году. И все равно мне кажется, что мне много чего не хватает.

Но вообще дела у зергов сейчас идут хорошо. Это можно легко заметить, если посмотреть игры. Лично я смотрю очень много игр и задаю игрокам вопросы по поводу интересующих меня моментов.

В первой игре финала ты сыграл в три хаты до пула, тогда как Flash сыграл восьмой прокси-барак. Ты предполагал, что он может сыграть таким образом, и сознательно решил рискнуть и попробовать три хаты до пула? Если нет, то какой опенинг ты ожидал увидеть от Flash’а с учетом того, что у него возникают проблемы с игрой на этой карте?

В первой игре я хотел сделать себе хорошую экономику. Я видел много игр Flash’а на Crossing Field, и он в этих играх выигрывал. При этом он не играл агрессивный восьмой барак, поэтому я подумал, что и в этот раз он агрессивничать не будет. Свою игру я строил на "двойном поиске".

Во второй игре, которая проходила на карте Gold Rush, ты сыграл в гидру с двух хатчери, после чего занял ближнюю локацию и даже сумел этим удивить соперника. Тебе также практически удалось сдержать атаку Flash’а. По какой причине ты решил занять ближнюю третью? Если, конечно, не секрет.

Все было бы гораздо лучше, если бы гидра смогла нанести какой-то урон. Тогда бы я спокойно получил хорошую экономику. Но так как гидра ничего толком не сделала, то терран просто получил возможность проатаковать на более быстром тайминге. Думаю, что можно сказать, что у меня такой стиль – занимать ближнюю локацию, как это делают протоссы, раскачивать экономику и уже после этого вступать в бой с соперником.

Третья игра получилась настоящим триллером. Ты смог выбраться из невыгодного положения, вывел игру в макро несмотря на то, что Flash вел и смог отменить тебе четвертую. В какой момент ты понял, что игра уже в твоих руках?

Думаю, это была тяжелая игра. Это нормальный игровой сценарий – занимать 4 газ до первого дропа. Но здесь 4 газ был постоянно заблокирован и из-за этого я мог проиграть.

Но даже несмотря на то, что Flash хорошо подготовился к защите от дропов, первый мой дроп зашел хорошо. Я также использовал атаки дронами, попутно раскачивая экспанды, и поэтому, думаю, сумел победить.

В четвертой игре, после того как Flash попробовал уничтожить твои затонувшие колонии, у тебя осталось только 2 дрона на газу на натурале. Насколько сильно эта ошибка повлияла на исход игры?

Flash очень рано обнаружил мой тех в люркеров, постоянно давил меня. Поэтому я допустил ряд ошибок и не смог собрать достаточно газа. По этим причинам я не смог получить достаточно муталисков и сильно опоздал с таймингом. Ложная атака на 3 часах и давление в лоб заставили меня вернуть моих муталисков в оборону, в результате чего я потерял локацию на 11 часах. Flash маневрировал просто блестяще.

Насколько хорошо ты, по собственному мнению, сыграл в финале? Увидим ли мы еще одно преображение hero в следующем сезоне ASL?

После финала у меня осталось чувство сожаления. Думаю, что Flash был слишком хорош для меня, а я не смог сыграть так, как сам хотел. Надеюсь, что сыграю лучше в следующем сезоне.

Твое ZvZ на ASL кажется безупречным, ты в этом матч-апе в целом принимаешь просто прекрасные решения. Ты нашел какой-то новый подход к тренировке этого матч-апа? Если да, то расскажи, пожалуйста. Если нет, то за счет чего ты смог обыграть таких сильных соперников?

В ZvZ очень важны тайминг и контроль. Во-первых, я тренировал сбор минералов. Во время тренировок я понял, что очень важны базовые навыки. Также во время игр лиги у моих соперников не получалось толком предсказывать мою игру, если я даже хотя бы чуть-чуть менял свой игровой стиль. Думаю, одним из самых полезных факторов здесь стали тренировки с моими коллегами.

Тот оборонительный стиль игры, который в своем матче против Rain’а показал Larva, на самом деле очень силен и поэтому его активно обсуждают в иностранном сообществе. Можешь поподробнее рассказать об стиле, в котором играет Larva, и как лучше всего против такого стиля играть протоссу?

Меня также удивил такой стиль игры, которой показал Larva. Сочетание агрессивного стиля Rain’а и оборонительного стиля его соперника подарило нам действительно интересную игру. Сейчас в ZvP не так часто увидишь, как игроки занимают свои натуралы и просто выстраивают оборону (примечание редактора: судя по всему, речь идет о второй и третьей базах).

У Larva’ы свой собственный стиль игры. Например, как в 3 и 4 матчах. Он занимает быстрый третий экспанд и прессингует соперника со смешанными войсками и апгрейдами. Защита от шаттлов и риверы станут хорошей комбинацией для экспандов (примечание редактора: здесь немного непонятно, что игрок имеет в виду; возможно, игрок говорит, что нужно использовать риверов и в атаке, и в обороне).

В течение этого года мы видели, что игроки в ZvP гораздо чаще открываются через гидру, в результате чего сражения муты/скурджей против корсаров стали явлением более редким, нежели раньше. Чем вызваны такие изменения в стиле игры? Гидрами настолько лучше открываться? Расскажи об этом, пожалуйста.

Протоссы сейчас часто играют в экспанд через один гейт. Если зерг в таком случае попытается нагнать протосса по технологиям, то проиграет. Поэтому вместо игры в технологии зерги дронятся, следствием чего становится игра через гидру. Этот юнит позволяет зергу получить инициативу в матче и в дальнейшем вести игру.

В ZvT распространенным билдом является 5 бараков с +1. Что ты можешь порекомендовать против этого билда?

Это очень хитрый билд. Меня часто спрашивают, насколько хорошо против этого билда заходят быстрые люркеры или же 7 муталиков 2 люркера. Лично мне кажется, что защита с использованием 7 муталисков и 2 люркеров является хорошим вариантом. Но вот если терран будет быстро и эффективно давить, то могут быть проблемы.

Сейчас игроки часто ставят третью хату на экспанде (примечание редактора: скорее всего, имеется в виду нестандартная локация под третью базу). Если вы играете таким образом, то нужно уметь очень эффективно использовать зерглингов и муталисков.

Многие игроки в иностранном сообществе сейчас обсуждают переход в механизацию из 5 бараков с +1, потому как многим зергам нынче сложно справиться с такой стратегией. Как лучше всего противодействовать переходу в мех, на твой взгляд?

В прошлом я в основном старался получить преимущество до того, как терран перейдет в мех. Тогда терраны играли быстро и поспешно, но сейчас они уже не так торопятся занимать новые экспанды.

Зергам в такой ситуации важно хорошо использовать дропы и дефайлеров, при этом неспеша занимая новые экспанды. Важно атаковать минеральные линии соперника дропами и при этом постоянно следить за составом армии терана, в зависимости от ситуации и количества экспандов подстраивая либо муту, либо ультралисков. И еще важно перехватывать судна.

Сцена Brood War серьезно изменилась со времен KeSPA. Сейчас основным источником доходов для многих игроков являются стримы. Что ты думаешь по поводу того, как сейчас идут дела у Brood War? Каким видится тебе будущее этой игры?

Я даже не знаю. Flash очень скоро отправится в армию, и поэтому есть какое-то странное ощущение. Будет здорово, если появятся новые игроки, но в нынешней ситуации новичкам будет очень сложно чего-то добиться. Сейчас нам приходится зарабатывать посредством стримов, но у новичков нет большой аудитории и поэтому и доход у них тоже будет скудный. Так что вряд ли найдутся новые игроки, которые посвятят себя Brood War.

Еще я думаю, что после того, как в армию уйдет Flash, один за другим начнут отправляться туда и другие игроки. Надеюсь, что после армии игроки смогут показывать хорошую игру.

Один из самых тревожных вопросов сейчас – это отсутствие в Brood War свежей крови. Профессиональные игроки как-то обсуждают этот вопрос? Может быть, есть смысл ввести какую-то программу менторства, целью которой будет помочь обладающим хорошим потенциалом игрокам-любителям стать новым поколением звезд Brood War?

Я тоже так думаю. Мне кажется, что нынешние про с радостью примут новых игроков, а их опыт нельзя игнорировать. Но между новыми игроками и действующими про по-прежнему огромная разница в уровне игры. Идея с программой менторства лично мне очень нравится. Если мы как следует постараемся для того, чтобы помочь новичкам, то у нас появятся новые игроки.

Некоторые болельщики беспокоятся и предполагают, что без поддержки спонсируемых профессиональных команд, какие были в эру KeSPA, подающие надежды игроки в Brood War уже никогда не смогут достичь уровня нынешнего поколения топовых игроков. Как думаешь, об этом действительно стоит волноваться?

Ну… Может быть. Но сейчас понятие "звезда" ощущается по-другому. Когда я играл на KeSPA, то заметил, что игроки делились по командам и мало взаимодействовали друг с другом. А сейчас все прибавляют в уровне игры, делясь опытом друг с другом.

Тренируемся мы, конечно же, уже не так много, как раньше. Но этого хватает для того, чтобы выступать на соревновательном уровне и претендовать на победы. Практически аналогично высшему уровню. Что хорошо в том, чтобы жить в тимхаусе профессиональной команды – так это то, что у вас гарантированно будет достаточно тренировок. Но в таком случае игроки ограничены в возможности обмениваться мнениями и опытом друг с другом.

После того, как в игру вернулись многие ветераны, уровень игры значительно вырос. Некоторые игроки даже утверждают, что сейчас они играют лучше, чем в дни KeSPA. Ты согласен с тем, что уровень игры вырос настолько заметно, и это несмотря на отсутствие команд, партнеров для тренировок и тренеров?

Во времена KeSPA мы мало обменивались опытом друг с другом, потому как все были поделены по командам. Если говорить обо мне, то у меня в команде было много протоссов, а вот с терранами и зергами мне доводилось играть не так часто.

Сейчас уже недостаточно просто хорошо играть в Brood War. Недостаток команд, тренеров и партнеров для тренировок мы постепенно компенсируем за счет игровой практики. А также мы можем многому научиться из просмотров FP-VOD’ов хороших игроков. Сейчас ситуация сильно отличается от той, что была во времена KeSPA.

Хотел бы ты что-то сказать иностранным поклонникам напоследок?

Я очень благодарен моим иностранным болельщикам и именно им в первую очередь хочу сказать спасибо. Иногда на игры наших лиг приходят иностранные фанаты, но из-за плохого английского я не могу с ними общаться.

Я очень рад, что у StarCraft’а много поклонников. Надеюсь, что в следующий раз я буду давать интервью уже после победы в финале. Спасибо вам огромное!


Flash: "Моим главным соперником в сезоне был Bisu"

Привет, Flash. Спасибо за то, что согласился дать интервью TeamLiquid. Поздравляем тебя с победой в четвертом сезоне ASL. Ты вне всяких сомнений являешься лучшим игроком в StarCraft всех времен. Игра не начинает тебе надоедать из-за того, что ты уже столько долго не имеешь себе равных? Как тебе удается столько долго оставаться на вершине?

У меня такой характер – я ненавижу проигрывать. Поэтому упорно тренируюсь.

У кого в прошедшем сезоне были наилучшие шансы победить тебя?

Думаю, моим главным соперникомбыл Bisu.

Во всех своих играх ты демонстрируешь безупречное принятие решений. Например, уничтожение двух сапплаев с помощью двух танков в третьей игре против Mind’а в четвертьфинале, благодаря которому ты отправил его в сапплай-блок. Можешь рассказать о том, как ты мыслишь?

Это результат того, что я долго и помногу тренировался. Иногда случаются такие озарения, как в этой игре.

В финале ты играл против hero и по итогу нескольких напряженных матчей вышел из этого противостояния победителем. Ты ожидал, что соперник сыграет так хорошо? Как бы ты оценил его игру?

В финале на кону стоит все. Так что конечно же я был готов к яростному сопротивлению.

На своем стриме ты рассказывал, что думал использовать в первой игре быстрые нюки, но в итоге отказался от этой идеи по той причине, что вы с hero являетесь друзьями. Насколько хорошие вы друзья?

Мы хорошие друзья, потому что оба работаем стримерами.

Во второе игре ты хотел сыграть ЦЦ с переходом в билд, известный как "SK Terran". Но информация об этом просочилась на starlog.gg и ты отказался от этой идеи. Это распространенное явление? Что ты думаешь по этому поводу?

Это не такой уж хороший сайт для игроков. Но юзерам нравится. А вообще не хочу особо думать об этом.

На третьей карте ты проиграл макро-игру, несмотря на то, что по ходу матча лидировал. О чем ты думал после того, как первый же дроп hero увенчался успехом? В какой момент игра была проиграна?

hero играл очень быстро, постоянно дропал. Это очень хорошо для него.

В четвертой игре на Fighting Spirit ты успешно пробил рампу на третью базу соперника. Нам также показалось, что ты собирался ослепить люркеров hero медиками, но в итоге у тебя не получилось этого сделать. Это была заготовка, или же ты перестроился по ходу матча?

Я заранее заготовил билд с использованием ослепления, но не смог осуществить задуманное из-за того, что медикам не хватало маны.

Твой стиль с переходом в мех произвел революцию в современном TvZ. Такая новая стратегия – это следствие из новых карт, или же ты просто понял, как усовершенствовать стиль игры террана в этом матч-апе?

Здесь многие зависит от карты. На некоторых картах сыграть переход в механизацию не получится.

Многие критикую тебя за то, что ты играешь слишком стандартно и уже не так креативишь, как в былые дни, когда тебя прозвали чеддар-терраном. В будущем мы еще увидим от тебя новые креативные билды?

Я всегда пытаюсь найти что-то новое. Когда я играю против игроков-любителей, то использую нюки и пытаюсь играть новыми стратегиями. Может быть, мое время красивых игр уже позади, но я все равно постоянно пытаюсь показать красивую игру.

Ты говорил, что карта Crossing Field является для тебя неудобной. Но многие, тем не менее, считают, что игра с разделом карты пополам на этой карте очень даже благоволит терранам. Почему же тебе не нравится эта карта?

Не думаю, что это верная информация. На этой карте что у терранов, что у протоссов возникают проблемы. По всем основным параметрам это очень неудобная карта. И, учитывая это, я с гордостью могу сказать, что особых проблем у меня на этой карте нет и я хорошо на ней ориентируюсь.

Твое понимание матч-апов просто на каком-то другом уровне. Как ты этого добился?

Думаю, это результат многочисленных тренировок.

Сцена StarCraft очень изменилась со времен KeSPA. Сейчас основным источником доходов для игроков является стриминг. Что ты думаешь по поводу нынешней ситуации?

Думаю, что это хорошая тенденция.

Многие переживают за недостаток свежей крови в Brood War. Вы как-то обсуждали этот вопрос с другими игроками? Может быть, стоит ввести какую-то программу менторства, чтобы помочь перспективным новичкам?

На самом деле, я обеспокоен своей дальнейшей судьбой.

Некоторые фанаты переживают, что без поддержки полноценных команд KeSPA-эпохи молодые игроки никогда не смогут выйти на такой же уровень, как и нынешнее поколение топовых игроков. Что ты думаешь по этому поводу?

Я согласен.

После того, как в игру вернулись многие ветераны, общий уровень игры заметно вырос. Многие говорят, что сейчас играют даже лучше, чем в эпоху KeSPA. Ты согласен с тем, что уровень игры вырос, несмотря даже на отсутствие профессиональных команд, тренеров и партнеров для тренировок?

Я стал играть лучше. Так что не думаю, что так важно иметь партнеров по команде, тренера и так далее. Мне кажется, что у всех рост уровня игры происходит в свое время.

Ходят слухи, что ты скоро уйдешь в армию. Но сам ты говорил, что хочешь сначала выиграть пятый сезон ASL, а затем дождаться возвращения из армии остальных ребят из TBLS. Эти планы поменялись?

Здесь у меня определенности еще нет.

Кто сейчас лучше всего играет ZvT?

Сложно сказать.

Что-нибудь скажешь иностранным болельщикам в заключение интервью?

Я всегда выкладываюсь на максимум для того, чтобы порадовать поклонников хорошими играми. Спасибо вам.


  • Вопросы для интервью: Team Liquid.
  • Интервьюверы и переводчики: AfreecaTV.
  • Редактор: BigFan.
  • Графика: shiroiusagi.