Интервью с чемпионами мира: sOs и Rogue

Гостями очередного выпуска программы SSL 4MAN стали два чемпиона мира по StarCraft 2 – sOs и Rogue. Игроки ответили на вопросы, которые прислали в редакцию программы любители SC2 со всего света. Кто был самым веселым парнем в Jin Air Green Wings, насколько важно иметь профессиональную команду, кто "пробудил" Rogue ото сна, как тренируются игроки-чемпионы и кого они считают лучшими игроками в истории StarCraft... Разговор получился весьма интересным.

  • Вопрос: Jin Air на данный момент является единственной корейской командой по StarCraft 2. В связи с этим, следующий вопрос – как вы тренируетесь? Играете в ладдер или же делаете ставки на кастомы друг с другом?

sOs: Обычно я просто тренируюсь на ладдере до тех пор, пока впереди не замаячит какой-то крупный турнир. Тогда уже я начинаю подготовку под конкретное соревнование и играю гораздо больше кастомов.

Rogue: Что касается меня, то я большую часть времени тренируюсь на ладдере. Даже когда приближается какой-то турнир.

  • Вопрос: Насколько важно то, что у вас до сих пор есть команда и что вы до сих пор живете и тренируетесь в тимхаусе?

sOs: Это очень удобно, не нужно ни о чем беспокоиться. Жилье, пища – все это тебе предоставляют. В плане игры это тоже очень полезно. Например, когда я играю против другой расы и хочу выяснить какие-то подробности о ней, то у меня могут возникнуть сложности, если я буду выяснять это самостоятельно. Но так как у меня есть команда, то интересующий меня вопрос я могу задать кому-то из своих тиммейтов. Благодаря этому я могу лучше понимать психологию других рас. Это упрощает игру.

Rogue: Я согласен с тем, что жить и тренироваться в команде очень удобно. Таким образом, у вас остается больше времени непосредственно на игру. Еду и прочее нам предоставляют. Если сравнивать с другими игроками, то мы живем более комфортно. Думаю, поэтому мы можем лучше сосредоточиться на игре.

  • Вопрос: Кто из вашей команды самый веселый?

sOs: Мне кажется, в последнее время настроение в нашей команде как-то умерло. Нет никого, кто создавал бы веселую атмосферу.

  • Вопрос: А кто это делал раньше?

sOs: Раньше… Раньше у нас был Pigbaby. Еще был Terminator. Да и вот этот вот парень (указывает на Rogue) тоже был очень веселым. Но сейчас он только и делает, что играет, поэтому он стал скучным.

  • Вопрос: А что ты скажешь на этот счет, Rogue?

Rogue: Мне кажется, что у нас очень веселый тренер. Хотя сейчас он с нами не играет.

  • Вопрос: Rogue, как ты готовился к играм BlizzCon’а, находясь в Америке? Ты обращался за помощью к другим игрокам или же тренировался со своими тиммейтами из Jin Air Green Winds?

Rogue: Когда ты в Америке, то из-за пинга сложно тренироваться с корейскими игроками. В Америке я практиковался с herO и Stats’ом, мы с ними были в разных группах.

  • Вопрос: Если бы Jin Air распустили свой состав по StarCraft 2, как это сделали другие профессиональные команды, то продолжали бы вы играть в эту игру, или же нашли бы себе другую работу?

sOs: Думаю, я бы какое-то время продолжал играть. Если бы у меня были хорошие результаты, то я бы не завершал карьеру. А вот если бы результатов не было бы, то я бы успокоился и нашел бы себе другую работу. В моем понимании такой ответ на вопрос очень подчеркивает важность команды.

Rogue: Даже будучи в команде я какое-то время размышлял о том, чтобы перейти на Overwatch. Но не думаю, что у меня есть талант к этой игре, поэтому я вернулся к StarCraft 2. Думаю, так же произошло бы и в том случае, если бы я остался без команды – я бы попробовал себя в Overwatch, а затем вернулся бы в StarCraft 2.

sOs: Как думаешь, ты бы смог стать чемпионом BlizzCon, если бы у тебя не было команды?

Rogue: Конечно, смог бы!

  • Вопрос: sOs, как двукратный чемпион BlizzCon, дал ли ты Rogue какие-то советы перед турниром?

sOs: В принципе, нет. Вот только после того как Rogue обыграл herO и стало понятно, что на турнир поедет именно он, у нас в тимхаусе вполне могла бы воцариться неловкая атмосфера. Поэтому я подошел к Rogue, поздравил его и пожелал удачи.

Rogue: Да, я это помню.

  • Вопрос: Rogue, чем ты угощал своих партнеров по команде после того, как вернулся в Корею в статусе чемпиона мира? Сводил их в ресторан, купил им вкусной еды?

sOs: Я точно не помню, но по-моему я в свое время угощал всех говядиной.

Rogue: Да, помню, как sOs нас потчевал. Поэтому я тоже угостил всех говядиной.

sOs: Но ты, вроде как, 300 тысяч долларов выиграл. Может быть, на такую сумму стоило бы трижды проставиться?

Rogue: Что? Ну, э-э-э…

  • Вопрос: Rogue, теперь ты входишь в топ-10 старкрафтеров по числу выигранных призовых. Планируешь ли ты в связи с этим угощать других прогеймеров и своих тиммейтов почаще?

Rogue: Пока что я постоянно нахожусь в тимхаусе, поэтому угостил только своих партнеров по команде. В будущем планирую выбраться в Ансан, чтобы купить там что-нибудь для TY и Dear’а. Раньше у меня в команде было меньше всего выигранных призовых, поэтому обычно угощали меня. Но теперь, наверное, мне самому следует почаще угощать своих тиммейтов.

  • Вопрос: sOs, вторая победа на BlizzCon’е ощущалась как-то иначе, нежели первая?

sOs: Когда я впервые стал чемпионом, то у меня на счету еще не было каких-то побед на крупных турнирах. Помню, что тогда я очень хотел победить, и был очень счастлив после победы. Когда же я отправился на BlizzCon уже во второй раз, то был счастлив уже просто потому, что мне удалось пробиться на этот турнир и потому, что я еще мог выигрывать в StarCraft. Я даже и не думал о том, что вновь смогу стать чемпионом. Впрочем, когда я вышел из стадии Ro16, то во мне начал просыпаться аппетит до побед. Я начал очень сильно стараться в играх и в итоге стал чемпионом. Так что это также была очень значимая для меня победа, но уже немного в другом плане.

  • Вопрос: Rogue, с чем связан твой успех на BlizzCon?

Rogue: В квалификации во второй сезон GSL я играл против SpeeD’а. Этот игрок уже завершил карьеру, но мне пришлось серьезно постараться, чтобы обыграть его – 2:1. И это еще при том, что он в решающей игре забыл про апгрейды. После того матча я понял, что мне стоит относиться к игре более серьезно. Тогда я очень серьезно взялся за StarCraft 2 и, думаю, это принесло свои плоды.

  • Вопрос: sOs, ты тренируешься после выхода последнего патча? Если да, то стоит ли нам ожидать от тебя каких-то необычных интересных билдов в ближайших играх?

sOs: Да, я уже тренируюсь, и у меня есть кое-какие наработки. Оригинальные билды я, впрочем, пока что не буду использовать – сейчас очень важно пройти квалификацию на GSL. Когда пройду в сезон, тогда и начну заготавливать билды.

  • Вопрос: Тот же вопрос и для Rogue.

Rogue: Да, я уже давно тренируюсь. Мне кажется, сейчас в первую очередь важно привести в порядок базовую механику. В прошлом году я достаточно часто использовал необычные билды, некоторые фанаты как раз из-за них меня и запомнили. Но при этом у меня была хорошая механика. Вообще, я считаю себя игроком, который может время от времени играть нестандартно, но который при этом опирается на очень сильную базу.

  • Вопрос: Как вы выбрали свои игровые расы? Чем они вас привлекли? Если бы вы могли начать играть заново, то взяли бы себе те же самые расы?

sOs: Когда я был игроком-любителем во времена первого StarCraft’а, то я играл терранами. Но мне очень понравилась игра Bisu, поэтому позже я стал играть за протоссов. В первом StarCraft’е игра за протоссов часто сводилась к тому, чтобы провести всего одну мощную атаку. Мне это очень нравилось, и поэтому я выбрал протоссов и в StarCraft 2. Здесь за протоссов можно играть по такому же принципу – одна мощная атака. Но вообще у этой расы здесь есть много классных билдов и много сильных сторон. Если бы я начинал играть заново… Знаете, мы всегда жалуемся на то, что протоссы это плохая раса, но мне они подходят лучше всего.

Rogue: Я даже и не помню, как выбрал себе расу. Помню, что когда я был еще маленьким, когда мне было то ли 8, то ли 9 лет, мне очень понравился первый StarCraft. По-моему, я стал играть зергами после того как посмотрел игры таких игроков, как MuMyung и H.O.T-Forever. Не помню точно, почему, но когда я выбирал расу, то зерги мне и правда очень понравились. Хотя если вот сегодня мне предложили бы начать карьеру заново – думаю, я уже достаточно понервничал из-за этой расы, достаточно напроигрывал всяким странным билдам. Так что я бы взял себе другую расу.

  • Вопрос: В прошлый раз у нас на передаче был soO, и он сказал, что ни в коем случае не стоит начинать зергами.

Rogue: Да, я уже натерпелся от всяких чудных билдов. Слишком уж это большой стресс. Так что я бы попробовал другую расу.

  • Вопрос: Какой ваш фирменный юнит и кто является вашим самым заклятым соперником?

sOs: Думаю, в моем случае это либо оракулы, либо темные тамплиеры. С помощью темных тамплиеров можно получить преимущество в самых разных ситуациях, а еще они ваншотают рабов – мне это очень нравится. А мой соперник… Мне кажется, сейчас у меня нет соперника, потому как я играю довольно плохо. Чтобы получилось соперничество, нужно два хороших игрока. Поэтому не думаю, что стоит сейчас говорить о каких-то соперничествах с моим участием. Вот во времена Heart of the Swarm я, помню, играл против Soulkey. Если говорить о протоссах, то я часто сталкивался с Rain’ом.

Rogue: Думаю, мой фирменный юнит - это свармхосты. Что касается соперников, то я всегда считал своим главным соперником Dark’а. У нас с ним очень похожие стили игры, и когда он стримит свои игры, то я обязательно смотрю – я очень многому у него учусь.

  • Вопрос: А что на счет Solar’а?

Rogue: Его стиль игры отличается от моего. Solar, скорее, похож на soO. Я так думаю.

  • Вопрос: Каковы ваши излюбленные методики тренировок? Как вы повышаете свой уровень игры помимо того, что много тренируетесь?

sOs: Если вы только поднимаетесь с низкого уровня игры, то мне кажется, что протоссу здесь хватит одного только умения эффективно использовать оракулов. Посмотреть несколько матчей профессиональных игроков, взять оттуда отточенные билды, играть по ним – и, думаю, процент побед будет очень приличный. Также хочу отметить, что хоть играть помногу игр и полезно, но нужно также думать во время этих игр. Не играйте бездумно! Я вот как раз это нынче и делаю – играю без какой-либо мысли. Думаю, это не сильно-то помогает моему прогрессу. Так что думайте во время игр, и тогда все будет хорошо.

Rogue: Я тоже считаю, что StarCraft это игра мысли, но при этом здесь важна и хорошая механика. Нужно много играть, много думать и почаще пересматривать записи своих игр для того, чтобы понять, почему вы проигрываете. Именно на этом и строится прогресс.

  • Вопрос: О чем вы думаете в перерывах между играми в матчах?

sOs: Обычно мы заранее решаем, какой билд будем играть на той или иной карте. Бывают карты, выигрывать на которых нужно обязательно, и карты, на которых выигрывать не обязательно. Но если получается так, что вы проигрываете карту, которую должны были брать во что бы то ни стало, то вы начинаете очень сильно нервничать. В таком случае важно постараться как можно скорее позабыть о произошедшем. Лично я стараюсь сосредоточиться на билде для следующей карты.

Rogue: То же самое справедливо и в моем отношении. Когда я проигрываю, то стараюсь понять, почему я проиграл. А затем представляю себе, что буду делать в следующей игре.

  • Вопрос: Кого вы назвали бы в числе пятерых лучших игроков в StarCraft 2 всех времен?

sOs: Мне кажется, что лучший игрок это тот, кто выигрывает главный турнир года. Так что PartinG, sOs, ByuN, Rogue. И есть еще один парень… Но он так. Никто.

Rogue: В этот список, определенно, должен входить sOs. Еще INnoVation и… Zest. Zest. И еще Soulkey, он лучший зерг. И еще Jaedong.

sOs: Вот, я еще хочу кое-кого добавить. МС! Он номер один по количеству выигранных призовых.

  • Вопрос: Если бы вы могли отправиться в прошлое и дать совет самому себе в возрасте 13 лет, то что бы это была за совет?

sOs: Тринадцать лет… Так, это шестой класс. Я бы просто посоветовал себе играть помногу игр. Играть и наслаждаться жизнью, и так до 2010 года. А там я бы сказал себе не начинать карьеру в первом StarCraft’е, а сразу взяться за StarCraft 2. Там в первых сезонах GSL за первое место давали примерно по сто тысяч долларов, так что если бы я как следует попотел, то мог бы заработать от пятисот тысяч до миллиона. А потом уже можно было бы быстренько решить вопрос со службой в армии.

Rogue: Я бы сказал самому себе не вступать в Hwaseung. В составе этой команды я оказался самым молодым игроком, и пришлось мне там несладко. Жить в тимхаусе было сложно, там была дедовщина. Два раза я плакал, собирался уйти. Очень тяжелый опыт. Конечно, вы можете сказать, что благодаря этому я быстрее повзрослел, но слишком уж тяжело мне пришлось. Так что вот такой вот я бы дал себе совет.

  • Вопрос: Что для вас означает успех в прогейминге?

sOs: Для меня успех – это победа на престижном турнире премьер-класса, либо же большое количество заработанных денег.

Rogue: Я тоже… В общем, я не особо много думал об этом, но мне кажется, что sOs прав.

sOs: Просто дождись того момента, когда тебе придут твои призовые. Ты поймешь, о чем я.

  • Вопрос: Вы довольны результатами своей карьеры на данный момент? Ставите ли вы себе какие-то конкретные цели?

sOs: Два года назад я был очень даже удовлетворен своими результатами. Но с тех пор я так толком и не добился ничего нового. Не думаю, что мои нынешние результаты меня очень радуют. Я играю в Корее, принимаю участие в таких турнирах, как GSL и SSL. И хочу стать чемпионом этих турниров.

Rogue: Я хочу выйти в финал корейского турнира, пригласить на этот матч всех членов своей семьи и у них на глазах стать чемпионом.

  • Вопрос: Вы – два Чемпиона мира, которые никогда не получали чемпионское золото в Корее. Такие лиги, как GSL и SSL – они сложнее, чем BlizzCon?

sOs: Я думаю об этом в немного другом ключе. BlizzCon - это сложный турнир, потому как вам нужно прожить две недели в другой стране. Там у вас нет возможности нормально тренироваться, поэтому приходится очень сильно уповать на "тренировки в воображении". А еще мне нравится, что в Ro16 на BlizzCon теперь играются группы с Dual Tournament – благодаря этому даже если вы и проигрываете, то у вас еще остается второй шанс. А на GSL действительно довольно сложно, но зато эта лига проводится в Корее, и это очень удобно. Думаю, и у BlizzCon’а, и у GSL есть свои сильные и слабые стороны.

Rogue: На GSL я доходил максимум до Ro8, поэтому скажу, что BlizzCon все-таки немного попроще. А еще GSL идет очень долго, тогда как иностранные турниры обычно проходят очень быстро. Думаю, мне больше подходит иностранный формат турниров.

  • Вопрос: Хотите что-нибудь сказать своим поклонникам со всего мира напоследок?

sOs: Я уже и забыл, когда за меня в последний раз болели иностранные болельщики. Поэтому спасибо за присланные вопросы и за то, что по-прежнему интересуетесь мной и моей карьерой. А еще – я понимаю, что это оффтоп, но тем не менее – Wolf, у тебя и правда очень длинная борода. Сколько времени ты ее растил?

Wolf: Я уже три года ношу бороду. Обычно она у меня не такая длинная, просто в этот раз не было времени побриться. Rogue, что на счет твоих заключительных слов?

Rogue: Раньше у меня не получалось особо много ездить по иностранным турнирам, поэтому я думал, что я мало кому интересен за рубежом. Думаю, в этом году я завоевал себе достаточно много новых поклонников благодаря моим результатам. Я много работаю и надеюсь, что вы тоже с нетерпением ждете начала следующего года.