Интервью с 3D.Lightweight: Азиатские игры, любительский киберспорт и StarCraft в СНГ

В августе в столице Индонезии Джакарте пройдут Азиатские игры – одно из крупнейших спортивных соревнований современности. В 2018 году впервые в истории на Играх будет представлен киберспорт, а одним из участников турнира по StarCraft 2 будет игрок из Казахстана Адлет "Lightweight" Сатыбалдин. Мы пообщались с Адлетом и подготовили обширное интервью, в котором затронули такие темы, как любительский и профессиональный киберспорт, SC2-сцена в СНГ, личная жизнь игрока и, конечно же, его участие в предстоящих соревнованиях.

news_5b574176cbf05.jpg

Lightweight в форме своей команды 3D!Clan

– Ты не прогеймер, но представитель полупрофессиональной сцены. Поэтому для начала стандартная просьба представиться и немного рассказать о себе: как тебя зовут, где живешь, чем увлекаешься.

– Меня зовут Сатыбалдин Адлет, мне 31 год. Я бы даже не сказал, что я полупро – скорее, вообще просто игрок-любитель. Живу в Алма-Ате; родился тоже в Казахстане, в городе Семипалатинске.

Сейчас я не работаю, до этого много лет работал тренером по реальному айкидо и рукопашному бою. Потом продавал технику в торговых сетях, был промоутером компании Phillips. Где-то год назад ушел; последние полгода был в поисках работы, но сейчас приостановил эти поиски, потому что скоро нужно будет уезжать на Азиатские игры, а там я пробуду где-то месяц, судя по всему. Поэтому сейчас работу не ищу.

– Семьей еще не успел обзавестись?

– Да нет, слава богу. Я расстался с девушкой год назад, как ушел с работы, и после этого один. Живу с родителями и с братишками.

– Как семья и друзья относятся к твоему увлечению StarCraft 2? Не возникает проблем или недопонимания?

– Когда я встречался с девушкой, то не играл. У меня не было времени, и я совершенно отошел от этого: с утра работа, вечером тренировки. Потом в какие-то дни встречался с девушкой, но в целом было не до этого, я в компьютер почти не играл, максимум вечерком игру-две. Бывало такое, что вечером зайдешь в StarCraft, просто посидишь – и потом спать идешь.

– Как ты начал играть в StarCraft?

– Я играл еще в оригинальный StarCraft, но на очень старом компьютере. Стоял у меня дома такой – Pentium I, если помните. Эпоха динозавров, скажем так. Pentium I, 133 MHz… Там в принципе никакая играл не шла, кроме StarCraft’а.

Я поигрывал с компьютером – не в компьютерных клубах, не профессионально. Просто дома кампанию проходил. Ну или создавал кастомную карту и так играл.

Потом, когда поступил в университет, меня там познакомили с игрой Call of Duty 4. И вот в этой игре я познакомился с ребятами из России: из Питера, из Краснодара. Выступали на ESL – не как профессиональные команды, опять же, а как полупро.

Когда вышел второй StarCraft, как раз эти ребята и подогнали мне ключик на 7 часов бесплатной игры. В России эту игру продавали, а у нас, насколько помню, тогда еще нет. Вот так я познакомился со StarCraft 2 и начал понемногу поигрывать.

Потом я, правда, уехал в другой город – Усть-Каменогорск – и в течение года тоже немного не до игр было, был занят делами. А вот когда вернулся, тогда и купил себе полноценную игру.

Важный момент: как-то мы сидели в скайпе с одним из тех ребят, с которыми я играл в Call of Duty – с Саней Смирновым из Питера – и он сказал, что вышел в серебряную лигу. А я был в бронзе (естественно – играть ведь не умел). И когда он вышел в серебро, то меня это очень задело: как это так, мой друг вышел в серебро, а я все еще в бронзе?! Непорядок, кошмар! Я играл всю ночь, и за ночь вышел в золото. Джинн был выпущен из бутылки, а я уделал друга и со спокойной совестью пошел спать. Как раз тогда во мне пробудился какой-то соревновательный дух. Если до этого я играл просто так – можно сказать, наплевательски – то именно тогда я почувствовал этот соревновательный момент; мне понравилось играть на ладдере и побеждать. И я взялся за дело очень плотно. Плюс ко всему, я тогда ушел с работы, и времени свободного было много.

– Какое у тебя образование, если не секрет?

– Нет, не секрет. Я поступал в Высшую школу права Адилет – в переводе с казахского "адлет" (как и мое имя) означает "справедливость, юстиция". Примерно такое вот значения. Закончил ВУЗ я уже и забыл, в каком году. В общем, специальность у меня юриспруденция.

– Работал по специальности? Как тебе юридическая работа?

– Честно говоря, это такая скука! Помню, когда был на практике в суде, то мне сказали просмотреть различные дела. И 99,9% дел были разводы и аварии. У меня была стопка папок с делами сантиметров в 40 высотой – я брал их одно за другим и просматривал. И вот серьезно: ни одного, ни одного какого-нибудь интересного дела, которое мне понравилось бы.

Плюс ко всему, я работал тренером, зарабатывал достаточно неплохие деньги. Я был помощником тренера (своего зала у меня не было), плюс была своя группа. Я зарабатывал неплохие деньги и, на тот момент, не видел себя в юриспруденции. А вот сейчас понимаю, что все-таки надо было идти, набираться опыта после университета.

– А что ты делал после университета? Как зарабатывал на жизнь?

– Я ушел из первого зала, когда переезжал в другой город. Хотел попробовать работать там. Год пожил, покрутился (работал не в юриспруденции, немного по другой специальности), но не выгорело. Когда вернулся, то снова пришел в зал, но теперь уже вел только свою группу, и на этом все.

Потом пробовал открыть и раскрутить свой зал, но ушел, потому что там помещение приходилось делить с боксерами. Это ужасно, когда ты работаешь в одном зале с другими людьми (не в один день, понятное дело, но тем не менее). Не хочу никого обвинять, но просто когда ты делаешь что-то, что сам считаешь правильным, а другие ведут себя, как свиньи… Было тяжело так работать, и я развернулся и ушел. Не захотел поднимать больше этот зал один.

news_5b5741acae1b1.jpg

– Сейчас ты выступаешь за команду 3D!Clan. Расскажи, как ты оказался в этом коллективе.

– Когда я начал нормально играть… Ну как нормально? Нормально играть это где-то 6000-6100 MMR, мне кажется. Так что, когда я дошел до какого-то более-менее нормального уровня (по-моему, в алмаз вышел), то и нашел себе первую команду.

Когда SC2 только-только вышел, то было очень много разных кланов, полупрофессиональных команд, и очень много людей смотрело стримы. На форуме SC2TV была тема "Ищу команду", и там была команда SC2TV. Я тогда написал Valon’у – по-моему, тогда они вдвоем с Mef1sto тянули этот клан – что "хочу попробовать вступить в ваш клан". Мы сыграли пару пробных игр и меня приняли. Valon потом перешел в команду 3D и через какое-то время пригласил меня. Я перебрался к ним – ничего такого, просто поиграть на турнирах, ну и чтобы команда была.

Я понимаю, что у StarCraft'а сейчас нелегкие времена, и если все отойдут от игры (даже такие, как я – хотя я и не компанейский человек), если не будет таких полупрофессиональных команд как 3D, HTT и другие; если не будут ребята просто на голом энтузиазме собираться и играть какие-то там турниры – то StarCraft’у будет очень сложно как-то более-менее пережить трудные времена. Поэтому я решил вступить в команду 3D и играть за них.

– А как давно ты вступил в 3D?

– Где-то год назад, если не ошибаюсь.

news_5b574335500c1.png

– Какие момент, связанные с игрой в StarCraft, запомнились тебе больше всего?

– Первое такое воспоминание это когда я был где-то в середине мастер-лиги и на турнире от ФКС, если не ошибаюсь, должен был играть в первом раунде с Happy. За день до этого я смотрел стрим, где Happy играл против Dignitas.BlinG’а. Тогда был билд 5+1, если мне не изменяет память – 5 пехотинцев, 1 мародер и пуш такой вот армией. Happy исполнял этот билд, пряча второй барак где-то на карте. Протосс разведал и увидел это, после чего нашел прокси Happy, который тогда написал, что когда он играет эту стратегию с обоими бараками на мейне, то никто не приезжает и не разведывает, а как только он решает спрятать барак на карте, то обязательно приезжает разведка и барак находят.

В общем, потом я играл против Happy на той же самой карте – разведал, увидел 1 барак; понял, что второй барак где-то спрятан – поехал в то же самое место и нашел этот барак. У меня был отточенный билд в PvT, и тогда я легко победил Хэппича, хотя он был в топе европейского ладдера, а я в середине мастер-лиги.

Тогда я подумал: если я выиграл Happy в макро, то, наверное, могу и более-менее нормального уровня достичь, выйти в грандмастер – что тогда действительно означало очень высокий уровень игры.

Кстати, на этих турнирах от ФКС я оказался единственным за 15 или 20 турниров протоссом, который победил Happy. Это был запоминающийся момент.

Вторая история – это когда я был в команде MLt и на RSTL мы играли за третье место против команды Cascade. В команде были я, Cou, ExE и кто-то еще, уже не вспомню ник. Счет в матче был 3:2 в пользу Cascade, Cou проиграл Friend’у, а я пошел последним игроком от нашей команды. Я победил Friend’а и победил Adonminus’а (если помните такого игрока, он еще все время через старгейт играл). Наша команда победила со счетом 4:3, и это стало очень запоминающимся моментом – на эту тему даже статья выходила на HDGame.net. Потом я узнал, что та наша победа мотивировала какого-то парня собрать свою команду – в частности, потому что мы с Cou тогда еще не были ни разу в грандмастере. Тот парень написал, что его поразило, когда команда, никто из игроков которой не был в ГМЛ, сумела обыграть Cascade и стать бронзовыми призерами RSTL.

А еще я сейчас вспомнил, как первый раз вышел в грандмастер-лигу. Раньше это был действительно показатель скилла, и я никак не мог туда попасть. Когда я начинал играть, то наивысшей доступной лигой была алмазная. Я поставил себе задачу туда выйти. Играл, играл, вышел – и успокоился. А потом как раз первый сезон закончился и появилась мастер-лига. Я решил, что теперь нужно взять мастер-лигу – снова стал очень много играть, и в итоге сумел туда выйти. И тут появилась грандмастер-лига. Я подумал: "Ребят, да вы издеваетесь"? Опять начал очень плотно играть, но выйти в ГМЛ все никак не получалось.

Помните, как раньше попадали в ГМЛ? Играешь ты утром или днем (у кого какой часовой пояс), открывается "окно", ты играешь игру – и тебя закидывает в эту лигу. И далее, если ты играешь хотя бы одну игру, то тебя не выкидывает. Можешь хоть тысячу игр проиграть, но все равно останешься в ГМЛ. Многие, в том числе и я, пытались попасть в это окно, но никак не получалось.

И вот сижу я, играю, думаю себе: "Хорошо, что ГМЛ сейчас закрыта. Не нужно как-то настраиваться, потеть. Можно спокойно себе играть". И тут меня вдруг раз – и кидает в ГМЛ. Сезон-то не закрыт, оказывается.

С одной стороны, ты, вроде бы, выполнил поставленную цель и добился, чего хотел. С другой стороны, думаешь: "Обидно. Столько играл, напрягался, так долго старался в ГМЛ попасть. А теперь стало наплевать, сидел играл на пофиг – и тебя закинуло в ГМЛ. Ну что за бред вообще. Обидно, елки-палки"!

– Сколько времени ты проводил за игрой раньше, и сколько проводишь сейчас?

– Когда я начинал играть в StarCraft, то тогда как раз ушел с работы, а в зал еще не вернулся. Поэтому времени было много и я сидел целыми днями – играл, играл, играл… Правда, играл я в основном бездумно, более интуитивно. Да и к StarCraft’у я всегда относился, как к игре, а не как к профессии или какому-то занятию, где ты должен стать лучше всех. Это, конечно, тоже присутствовало, но в большей степени StarCraft для меня был просто игрой, в которую нравилось играть. Плюс, сказалось немного раздолбайское отношение ко многим вещам: ты просто играешь, тебе лень куда-то зайти и что-то почитать, начать учить. Я играл более интуитивно.

Сейчас в SC2 я нормально не играл где-то месяцев 4-5. Играл одну-три игры в день, но чаще даже не протоссами, а терранами или зергами. Правда, скоро Азиатские игры, и сейчас я начал уже больше тренироваться, стараюсь отыгрывать в день игр 8-10.

Я не могу долго сидеть за компьютером. Помню, как-то прочитал, что ребята играют по тридцать игр в день – по-моему, Bly это рассказывал. Я удивился, попробовал столько поиграть и понял, что это не мое. Может, для Bly’я, который постоянно чизил и чизил, это было нормально, но для меня точно нет.

– Не бывало такого, что ложишься спать, а тебе сниться, как ты микришь юнитами?

– Нет, но что-то подобное было с Call of Duty. Помню, я как-то всю ночь играл прохождение, а утром нужно было выйти с братишкой погулять – он тогда маленький был, годика полтора или два. И вот одеваю я его и понимаю, что как-то неправильно одел. Сразу мысль в голове: нужно перезагрузиться на тот момент, где он еще раздетый, и начать одевать заново. А потом за голову схватился и понял, что надо забивать так играть. Так что такие вот моменты были, но не со StarCraft’ом.

– У тебя большая семья? Много братьев, сестер, да?

– Я старший в семье, у меня двое братишек: одному двадцать шесть, другому пятнадцать будет. Двоюродных побольше, конечно.

– Братья тоже в игры любят играть?

– Средний сейчас перестал играть – может, на выходных в Counter-Strike одну игру сыграет, да и спать ляжет. А младший братишка либо сидит в каких-то программках, либо играет в Garry’s Mod. Надо ее удалить, кстати, а то он на этих летних каникулах очень много в ней времени проводит. С утра сядет и целыми днями дурью мается вместо того, чтобы делами заниматься какими-нибудь.

– Поговорим про Азиатские игры, где ты будешь представлять Казахстан. Как ты попал в заявку от своей страны?

– На самом деле, попал очень легко, так как в старкрафтерском игровом коммьюнити я более-менее известен.

О том, что на Азиатских играх будет киберспорт, сообщили очень поздно. Мне написали ребята из Федерации компьютерного спорта Казахстана – сказали, что на полноценные отборы нет времени, поэтому они выбрали двух самых сильных игроков (меня и еще одного парня, но я, увы, даже не помню его ник), и нам с ним нужно сыграть, чтобы определить, кто поедет от нашей страны на этот турнир.

Я знаю, что в Казахстане, на самом деле, не так уж мало игроков в StarCraft 2. Если смотреть по Amateur Series, то там было человек 30 из Казахстана, и при желании можно было провести полноценный турнир. Понятно, что они, может быть, не очень высокого уровня, но тем не менее.

В общем, отборочного турнира как такового не было – мы просто сыграли матч, и победитель поехал на Азиатские игры. Хотя если бы анонс был где-нибудь за полгода, то, наверное, провели бы полноценный турнир, с сеткой и так далее.

news_5b57445c352ab.jpg

– Есть какие-то особые ощущения по поводу того, что ты будешь представлять свою страну на Азиатских играх? Как-то поменялось, в связи с этим, твое отношение к игре?

– На самом деле, да. Сейчас приходит какое-то осознание того, что если киберспорт будет на Азиатских играх, то это хороший задел на будущее, уже на Олимпийские игры. Поэтому я начал снова играть, тренироваться, смотреть реплеи и так далее – потому что понимаю, что это будет часть истории киберспорта. Нужно выступить нормально. Хотя, конечно, нас там немного будет, но нужно выступить нормально – чтобы, скажем так, вписать свое имя в историю.

– Что знаешь о соперниках? Как-то готовишься под них специально?

– На самом деле, из всех игроков я знаю только Maru и Nice’а. С Maru понятно – там будет очень тяжело, может быть попробую какие-то чизы. VOD’ы его игр я посмотрю уже непосредственно перед отъездом. Мне кажется, что Maru можно обыграть только такими билдами, какие показывает herO – чизовыми и одновременно с этим очень наглыми. Но у herO, правда, какое-то свое понимание игры.

Больше я там никого и не знаю. Ну, Nice’а знаю – но он протосс, а PvP сейчас это, наверное, мой лучший матч-ап, поэтому тут есть заготовки, да и на ладдере я с протоссами достаточно тренировался.

Еще мне ребята говорили, что MeomaikA и Demigod неплохие игроки.

Буду конкретно готовиться только под зергов, потому что с терранами все более-менее понятно, а вот против зергов у меня самый худший матч-ап, что-то около 37% было в прошлом сезоне.

news_5b574486056cf.png

– А почему такие проблемы с зергами? Имба?

– На самом деле, я просто несколько раз забивал на StarCraft, а мета менялась. Сначала играли сталкеров-дестабилизаторов, потому что зерги строили много  реведжеров – я как раз уходил в то время. Потом начали играть в люру. Потом появились роуч-бейнлинги… Я несколько раз уходил и возвращался, а мета постоянно менялась, и когда я вновь брался за игру после перерыва, то не мог понять, как правильно играть. Когда играли в роуч-линг-бейнлингов, то у протоссов были тяжелые времена, а потом вообще появились гидра-линг-бейнлинги – а я как раз в очередной раз вернулся, и вообще было тяжко играть).

Сейчас многие вещи, на которые я делал ставку – силовые поля и какие-то подпуши – канули в небытие, и мне стало сложно выигрывать.

Плюс ко всему, перестал стримить Rain, который ушел в Brood War. Я был этаким его фанбоем, мне нравилось смотреть его стримы, а после его ухода интерес к игре пропал и я стал играть уже менее серьезно. Просто для удовольствия.

– Ты упредил один из наших вопросов. Хотели спросить, кто твои любимые игроки за протоссов.

– На данный момент мне кажется, что в StarCraft'е нет такого вот хорошего однозначно сильного протосса. Мне нравилось смотреть стримы Rain’а, потому что он, мне кажется, показывал, как протоссу нужно играть. Он играл очень сильно от обороны, но при этом имел отличное микро и иногда проводил тайминговые атаки – особенно когда играл за SKT. На мой взгляд, он просто идеально играл за протоссов. Да, у него было не самое лучше микро, но даже оно все равно было неплохим. Сейчас, как мне кажется, в StarCraft'е такого протосса – с отличным микро и отличным пониманием игры (хотя и сама игра сильно изменилась) – нет.

PartinG вот вернулся, король форсфилдов. На него интересно посмотреть, но мне кажется, что его игра не позволит ему стать топовейшим протоссом.

Stats – хороший игрок, но мне не очень импонирует его стиль игры. Понятно, что игрок он отличный, но не то.

Cейчас мне иной раз нравится смотреть за herO. У него какие-то, скажем так, наркоманские билды, и мне очень тяжело понять его логику – поэтому мне нравится смотреть его игры.

Еoе нравится смотреть за MaNa’ой. Мне очень импонирует этот поляк, который ломает стереотипы о поляках как национальности. Он всегда весел и позитивен, общается с коммьюнити. Приятный парень – всегда болею за него.

Еще люблю смотреть стримы Trap’а. Он играет стандартные билды, очень хорошо микрит и вообще играет очень понятно для меня. Этакий Rain на минималках.

– Многие отмечают, что в СНГ сейчас подъем старкрафта. Не появлялось мыслей на счет того, чтобы попробовать начать очень много тренироваться и стать настоящим прогеймером?

– Как я и говорил, к игре я всегда относился именно как к игре, а не к средству заработка. Я не стремился стать суперкрутым игроком, для меня это было больше просто развлечение.

А что касается подъема старкрафта, то это во многом, наверное, работа наших основных стримеров – Alex007, Pomi, другие. Хоть они и не в ладах друг с дугом, но все равно стараются развивать сцену, потому что понимают, что это их хлеб. Турниров действительно стало как-то больше, появились новые игроки. Не знаю, чем именно это вызвано – опять же, наверное, работа стримеров.

Ну и, конечно, очень много дало то, что StarCraft стал бесплатным.

Что касается "позадродить полгода" – я слишком ленив. Я понимаю, что могу выйти на какой-то уровень, набрать 6-6,5 тысяч MMR – я набивал 5800, поэтому мне кажется, что набрать шесть или шесть с половиной тысяч и стать каким-то полупро для меня реально. Не знаю… Может быть, попробую, но мне кажется, что в 31 год нужно задумываться уже о других вещах – начинать строить карьеру, найти себя в чем-то. Поэтому вряд ли я начну плотно тренироваться, но буду поигрывать больше для удовольствия.

К тому же, StarCraft иной раз уже и надоедает, и ты можешь абсолютно без проблем не играть – нет, как раньше, такого чувства, что нужно сыграть хотя бы одну игру в день на ладдере.

Да и не всегда желания совпадают с возможностями. Бывает, например, что в Казахстане проблемы с интернетом. На GoodGame.ru вот была тема, где ребята из Казахстана спрашивали, у всех ли спайки в игре. Случается, что в течение месяца – и неважно, в какое время ты зайдешь в Battle.net – у тебя идут дикие спайки и постоянно лагает. Проблема не в твоем компьютере, но проблема в твоем интернете – точнее, это проблема именно Казахтелекома. Если в России интернет еще только начинают как-то более-менее к рукам прибирать, то в Казахстане он давно уже под колпаком, и кто что там крутит – непонятно. Как бы ты ни жаловался, ничего не сделаешь.

Я почему забивал месяцев пять назад – потому что сложно играть, когда у тебя постоянные спайки в течение целого месяца. Вот и получается, что желание стать профессиональным игроком в StarCraft не всегда совпадает с возможностями.

– Еще хотели спросить про историю появления твоего ника. Почему Lightweight?

– Когда я начал играть в четвертый Call of Duty, то друг сказал, что нужно выбрать ник. Я спросил, почему нельзя просто подписаться именем, на что он ответил, что это глупо как-то. Я подумал и решил, что действительно глупо. Стал размышлять, как же мне подписаться. А в то время я очень много тренировался в зале, у меня были неплохие силовые показатели, но при этом я не мог увеличить свой собственный вес – на пике (если можно так выразиться) был не больше 70-73 килограмм. Еще тогда я очень серьезно следим за боями без правил – за Pride, за восьмиугольником UFC, за Strikeforce (если он был тогда, я точно не помню). В общем, 70 килограмм это был лимит легкого веса. Я думал, что однажды буду выступать в боях без правил, и решил выбрать себе ник Lightweight – все равно свой вес поднять никак не получалось. С тех пор так и пошло.

news_5b5741ed0c989.jpg

– Как ты в целом относишься к киберспорту? Думаешь, стоит молодым ребятам всерьез пробовать заниматься этим делом?

– Я очень много лет отдал спорту и для меня киберспорт, сказать по правде, спортом не является. Я вижу много вреда от компьютерных игр (может, это уже старость?). На мой взгляд, тут двоякая ситуация.

С одной стороны, мне нравится StarCraft и я понимаю, что если не будет полупрофессиональной прослойки, то не будет таких сильных игроков, за которыми стоит наблюдать. Я понимаю, что есть такие игры, как Dota, Overwatch, LoL, CS, и что киберспорт будет развиваться вне зависимости от того, хочу я или нет.

Компьютерные игры свое место в мире отвоевывают, а StarCraft в последние годы, по большей части, в борьбе за место под солнцем проигрывал.

Не будет какой-то прослойки полупро – не будет и топовых игроков, новых молодых игроков, которые пришли и начали завоевывать турниры. Потому что все они приходят из низов и, в любом случае, они будут всего добиваться своим трудом.

С другой стороны, я вижу, что компьютерный спорт вреден. Но в чем плюсы того же LoL’а или CS? Там в команде пять человек, у них хоть какая-то коммуникация есть. А второй StarCraft это игра больше для одиночек – людей, которые понимают, что они предоставлены сами себе. Вот ты, вот игра, вот компьютер – сиди и играй.

Негативных моментов в компьютерных играх я вижу очень много. Но понятно, что никуда от этого уже не деться и компьютерный спорт будет и дальше развиваться.

– Так стоит пробовать себя в киберспорте молодым ребятам? Стоит им начинать тренироваться по 8 часов  в день в надежде стать топовыми игроками?

– Сложно сказать, стоит или не стоит начинать так играть. Могу сказать, что стоит, но сам ведь упомянул, что вижу много негативных моментов. Скажу, что не стоит – но понимаю, что если не будет игроков, то игра тогда действительно загнется. Но тогда эти ребята уйдут в другие дисциплины… А может быть, у кого-то не получится реализовать себя из-за того, что я скажу.

Наверное, стоит выбрать какой-то промежуток времени, и поставить себе на него конкретную цель. Например: в течение года я должен достигнуть вот такого MMR на ладдере или выиграть вот такой-то турнир. И дальше начинать тренироваться, изучать игру. При этом в тебе должен быть внутренний стержень – ты должен подходить к делу обдуманно и дисциплинированно. Если у тебя есть такие задатки, то стоит попробовать – возможно, игра это твое призвание.

А вообще, кто я такой, чтобы указывать вам, что вам делать? Если у вас есть мечта и стремление, то идите к своей цели!

– На этом, наверное, и закончим. Больше спасибо за интервью! Сейчас можешь передать какие-то приветы или благодарности.

– В принципе, я и сам могу всем сам позвонить или в дискорде написать. Но вообще хочется выразить благодарность команде 3D; отдельно DenFrizer’у за то, что он старается поддерживать StarCraft и как-то развивать его, держать на плаву команду, заставлять игроков принимать участие на турнирах. Я вот вообще очень ленив, чтобы регистрироваться и играть на каких-то турнирах, но в чате команды часто пишут: "ребята, вот такой турнир, давайте сыграйте". Напоминают, ну и так далее. Если бы я был менеджером, то я бы так не смог. Но они, наверное, этим болеют, за это дело радеют, и какое-то удовольствие оно им приносит. А еще DenFrizer сделал календарь для игроков своего клана – там отображаются все турниры и кланвары. Большое ему спасибо!

Спасибо ребятам, которые стараются развивать StarCraft в СНГ. Это такие стримеры, как тот же Зерг, Медоед. Как бы их ни критиковали и не любили отдельные лица, как бы я к ним ни относился, но они проводят какие-то турниры, стараются делать какие-то VOD’ы. Спасибо Pomi и KrastyKrabs'у за их турниры и LAN’ы – как раз недавно был последний. Большое спасибо Alex007 и kaby – с течением времени действительно стало видно, кто больше всего работает в СНГ. Спасибо им обоим за Starladder Amatuer Series и Ultimate Series, поддержку и развитие SC2-сцены.

Еще привет моей ученице Koresari. Напоминаю, что наше пари в силе, а пока что иди тренируйся на ладдер.

Ну и спасибо ребятам, что столько времени вытерпели меня и играли со мной в игры: Саня «Vozduh», Паша "Pachan", Стас "Virtual", Серега "Mr.Putin", Артем "Fenrir", Макс "Daigoro". Спасибо лидерам почившим кланов MLt (Мердексу) HDG (Gsom), sc2tv. Да и вообще всем ребятам, с которыми меня свела моя "киберспортивная" карьера. Всем спасибо!

– Спасибо за интервью и удачи на Азиатских играх. Будем болеть за тебя!


Напомним, что Азиатские игры в Джакарте стартуют 18 августа. Приходите на стримы и болейте за Lightweight'а!