Grubby: "Сейчас отличное время для того, чтобы начать играть в WarCraft 3"

Интервью с Grubby, в котором он довольно подробно объясняет, почему эльфы так сильны в 1.30, а также рассуждает об относительной силе рас и о том, за какую из них проще играть новичкам, а также делится другими советами по игре. Это очень сильно походит на какой-нибудь хороший гайд из второй половины двухтысячных, но, разумеется, интервью свежее, и есть здесь вопросы про WarCraft 3: Reforfed (потому что ну а как без него?).

news_5c07f2bd0b5bf.jpg

– Можешь кратко представиться?

– Привет, мальчики и девочки, меня зовут Манюэл Скхенкхейзен, также я известен как Grubby. В прошлом я профессионально играл в WarCraft 3 и StarCraft 2. Позже я стал фуллтайм-стримером и контент-продюсером на Twitch/YouTube, а также иногда работаю комментатором. Сейчас живу в Нидерландах с женой и голден-ретривером.

news_5c07f2d115f46.jpg

– Какая раса, по твоему мнению, является сильнейшей в 1.30?

В патчах 1.29 и 1.30 ночные эльфы получили около 13 баффов для ранней стадии игры и для своей основной стратегии:

  • 1. +1 к интеллекту у KotG
  • 2. Снижение стоимости "Силы природы" у KotG со 125 до 100 единиц
  • 3. +2 секунды к длительности корней у KotG
  • 4. двукратное увеличение скорости восстановления здоровья заклинанием "Покой", плюс 3 секунды неуязвимости при касте
  • 5. +1 урона для охотниц
  • 6. Увеличение запаса здоровья лучниц
  • 7. +39% урона баллистам
  • 8. Увеличение скорости регенерации маны в лунных колодцах
  • 9. Увеличение скорости атаки протекторов
  • 10. Увеличение урона у Жрицы луны
  • 11. Увеличение урона у Кислотной бомбы Алхимика, увеличение количества получаемого при использовании заклинания Трансмутация золота
  • 12. Совы у охотниц по дефолту
  • 13. Апгрейд на лунный чакрум на тир-2

Особенно важными считаю пункты 1, 2, 3, 7 и 11 – это очень сильные баффы, которые серьезно ограничивают стили игры других рас. Из-за этого ночные эльфы сейчас каждую игру начинают с очень безопасного экспанда, который строится до или после 1-го юнита, и дальше могут либо массить юнитов и давить соперника, либо уходить в технологии и брать Алхимика для того, чтобы лечить охотниц. Надеюсь, что скоро выйдет баланс матч (дата интервью: 28 ноября).

Эльфы доминируют, а второе по силе место, на мой взгляд, делят орки и нежить. Орками лучше играть против нежити и других орков, а нежитью – против хуманов и эльфов. То есть, у обеих рас есть два хороших матч-апа. Хуманам нормально играть против орка, но у них проблемы с Кипером и масс тир-1 эльфа с дальнейшим переходом в горных гигантов. При этом нежить по-прежнему сильна против хуманов, особенно после того, как Альянсу занерфили экспанд на тир-1 и занерфили грейд на щиты. Зато сильнее стали стрелки, поэтому рифлокаст вернулся во все матч-апы. Это хорошо, потому что это очень интересная стратегия – ее интересно смотреть, ею интересно играть, против нее тоже интересно играть.

– В одном из своих видео ты говорил, что сейчас самая слабая раса это нежить. Можешь пояснить?

– На самом деле, сейчас я думаю, что слабее всех хуманы. Но, может быть, это связано с тем, что в Европе очень мало сильных игроков за Альянс. Если бы я играл против TH000, InFi, Romantic’а и тому подобных ребят, то у меня, может быть, было бы другое мнение на этот счет. Сейчас я играю за все расы, поэтому у названных ребят я бы мог научиться чему-нибудь новому в игре за Альянс, ха-ха.

– В последнее время игроки гораздо чаще берут Алхимика. Почему он стал так популярен в сравнении с другими нейтральными героями?

– На то много причин. В 1.28 этого героя брали практически исключительно ради пассивного эффекта Кислотной бомбы. Его можно было увидеть в матча-апе орк против хумана на Melting Valley в качестве третьего героя, когда обе стороны брали хотя бы один экспанд. Хуман играл Гнома + Паладина и масс воздух, а орк – Блейдмастера + ШХ + несколько наземных юнитов + масс бэтрайдеры. Благодаря Алхимику бэтрайдеры наносили больше урона грифонам и ястребам. Второй способностью обычно брали Ярость.

В 1.29 лечащий спрей больше не восстанавливает здоровье вражеским юнитам, поэтому эту способность можно спокойно использовать прямо в бою. Плюс, был бафф на урон от Кислотной бомбы. Невероятно, но если учесть дебафф на броню и слэш урон, то получится, что Кислотная бомба наносит больше урона, чем молоток Горного короля. Многие игроки на ладдере сейчас только учатся использовать сильные стороны Алхимика и неправильно применяют его способность, атакую ею к одиночные цели. Я в таких случаях просто отделяю юнита от основной армии и таким образом избегаю получения массового урона, но кислотная бомба все равно наносит большое количество повреждений. Она стоит всего 75 маны, и я думаю, что за такую цену она не должна наносить 125 единиц урона, да еще и иметь такой сильный дополнительный эффект.

news_5c07f31926515.jpgНаконец, Алхимик это единственный герой из таверны, который может лечить. И тут он выполняет очень важную роль, особенно сейчас, когда Альянсу нужен второй герой, который может серьезно помочь рифлокастерам. Алхимик справляется с лечением лучше, нежели Паладин, а урона временами наносит больше, чем Горный король – хотя клэп по-прежнему остается эффективным и уникальным заклинанием.

– Можешь рассказать о том, какая выгода в том, чтобы брать одного героя вместо двух, и двух героев вместо трех?

– Игра в одного героя может быть хорошим решением в тех случаях, когда вы полагаетесь на критическую массу каких-то юнитов. Например, у вас 8 бэтрайдеров против 8 ястребов – а значит, что у вас все шансы проиграть бой в одну калитку, для этого ястребам достаточно просто переловить всех ваших бэтрайдеров. Либо же вы можете выиграть бой в том случае, если все бэтрайдеры достигнут цели. А вот если у вас 10 бэтрайдеров против 8 ястребов, то вы выиграете в любом случае, потому что каждый взорвавшийся юнит освобождает последующего и получается последовательная серия взрывов. Если лимита и золота у вас хватает только на 10 бэтрайдеров и одного героя, то правильным решением будет играть в одного героя.

news_5c07f3424f4f2.jpgТо же самое можно сказать и про виверн. Это хрупкие юниты, которые наносят большое количество урона и потому полагаются на тактику ударил-убежал. Определенное количество виверн будет убивать юнитов соперника с одной атаки, поэтому вам нужно как можно быстрее набрать критическую массу этих войск. Вот почему иногда при игре в виверн используют всего одного героя. У одного героя также не хватает места в инвентаре для всех найденных артефактов, поэтому большое количество предметов нужно продавать. И это как раз кстати, потому что быстрое массовое производство виверн требует много золота. Важно не переставать постоянно строить новых виверн, потому что их легко контрить, а у вас не так много времени на то, чтобы собрать свою армию.

В большинстве других стратегий (не предполагающих использование воздушных войск) рекомендую использовать как минимум двух героев. Орки третьего героя берут только тогда, когда получают нужные технологии, которые им дает тир-3 – такие, как сфера молний против нежити, или же таурены против масс горных гигантов. Также лучше играть в трех героев на больших картах – например, на Островах эхо будет сложно набрать третьему герою хотя бы второй уровень.

Нежить всегда играет в трех героев, здесь практически без исключений.

Для ночных эльфов три героя важны при игре в масс талонов, потому что герои выступают в роли танков, которые не дают войскам соперника добраться до магов. Еще три героя нужны для контры осадных танков – здесь помогает Панда третьего уровня.

У хумана очень сильная связка из трех героев, и при любом удобном случае нужно брать третьим героем Паладина. Но возможность для этого появляется только в тех случаях, когда хуман естественным образом выходит в тир-3. Зачастую же получается, что Альянс выигрывает или проигрывает игру еще до тир-3.

– Какую расу лучше выбрать новичкам?

– В 1.30.2 проще всего играть эльфами – берешь KotG, ставишь два барака, массишь охотниц, при необходимости переключаешься на лучниц. Ставишь быстрый экспанд, параллельно с этим давишь соперника. Если соперник врубает режим черепахи и не высовывает носа со своей базы, то добавляешь баллисты; еще баллисты пригодятся в том случае, если у соперника юниты без брони (кастеры, дриады, охотницы). Очень важно сделать апгрейд на баллисты на т2, тогда они не будут промахиваться. По-моему, там какой-то баг в этом апгрейде.

Вторая по простоте раса – орки. Блейдмастер сам по себе очень сильный, нужно только постараться найти ему хорошие предметы и бусты к параметрам. Фарсир тоже силен, плюс с ним проще разведывать благодаря волкам, которые еще и увеличивают вашу армию.

Сложнее всего, наверное, андедам – там необходимо много всего знать, так как стратегия нежити целиком строится на таймингах и на подборе контрстратегии. Без тех знаний, которыми обладают опытные игроки, вы постоянно будете чувствовать, что ваша армия и герои просто-напросто не так эффективны, как герои и армия соперника. Здесь новичкам, наверное, лучше начинать со стратегий с некромантами и труповозками – они простые в исполнении, неспешные, потенциально очень мощные. Ну и самое крутое это то, что когда вы будете готовы дать бой, то ваши маги на автокасте сами вызовут легионы войск, после чего нужно будет просто отправить их в атаку на соперника.

– Как думаешь, есть смысл в том, чтобы Blizzard как-то улучшили или упростили контроль юнитов в WarCraft 3: Reforged (например, можно сделать так, чтобы в одном бинде было больше 12 юнитов, или же дать игрокам возможность биндить способности героев на QWER)? Или лучше сохранить все так, как это есть в оригинальной игре?

– Мне, как профессиональному игроку, в одной группе и не нужно больше, чем 12 юнитов. Но если мы хотим привлечь и удержать большую аудиторию (а я бы этого хотел), то сделать группы по 14, 16 или 18 юнитов – это не такая уж и плохая идея. Тогда новичкам будет легче управлять войском. Я думаю, что для кастомных карт "безлимитные" группы это нормально, но вводить их в мультиплеер будет ошибкой по трем причинам.

Во-первых, это слишком упрощает контроль юнитов. Слишком многие игроки будут тогда учиться неправильно – все юниты и герои будут у них в одной группе, и так будет всегда. Я сам уже "правильным способом" научился делить армию на 3 группы в зависимости от ренджа или типа атаки, но если бы в мое время были бы "безлимитные" бинды, то я мог бы пойти по неправильному пути. Например, в SC2 слишком многие игроки используют кнопку F2, которая выделяет все войска на карте. Конечно, можно поспорить и сказать, что самые лучшие игроки все равно научатся разделять свое войско, но соблазн собрать все в одну группу будет очень велик.

Во-вторых, интерфейс не потянет бесконечные количества юнитов, потому что для этого нужна система "перелистывания страниц" вроде той, что есть в SC2. А это медленно и не интуитивно. Потому что тогда может получиться так, что у вас, допустим, армия из шаманов и троллей-знахарей, но при этом на первой странице в интерфейсе у вас нет ни одного знахаря – нужно кликать на маленькую кнопку "страница 2", чтобы увидеть эти войска. Я думаю, это не очень хорошо.

В-третьих, это слишком серьезный шаг в сторону от оригинального WarCraft 3. Если мы хотим сохранить дух игры, то лучше идти только на небольшие уступки.

Что касается назначения способностей героев на QWER, то это и так можно сделать через текстовый файл customkeys.txt, хотя это и непросто и требует большого количества времени. Новая система настройки горячих клавиш будет встроена в игровой клиент и, наверное, позволит легко настроить нужную раскладку, в том числе и либо выбрав дефолтную преднастройку, либо импортировав настройки.

– Какая карта в 1х1 является твоей любимой и почему?

– Мне нравится Twisted Meadows, благодаря своим большим размерам она дает игрокам большое количество возможностей. Мне нравятся долгие и непредсказуемые игры.

– У тебя есть какой-нибудь совет для тех игроков, которые хотели бы играть на соревновательном уровне?

– Сейчас прекрасное время для того, чтобы начать играть. Blizzard обещают, что Reforged выйдет в 2019 году. Так что сейчас вы можете купить WC3 и для начала пройти прекрасные кампании в Reign of Chaos и The Frozen Throne; познакомиться с сюжетом, которые позже выльется в сюжет World of WarCraft; узнать, как Артас перешел на сторону тьмы и почему был освобожден Иллидан. Перед запуском Reforged и после запуска нового издания на ладдере Battle.net будет гораздо больше игроков, чем сейчас, поэтому мультиплеер станет сложным и интересным путешествием по пути самосовершенствования. Сцена кастомных карт в WC3 всегда была потрясающей, поэтому если вам нужно просто чистое незамутненное веселье, то кастомки станут для вас отличной сменой обстановки.

Чтобы узнать больше об игре, вы можете проверить мою серию Overexplain на YouTube. А еще я сделал руководства по застройке базы для каждой расы и в дальнейшем буду добавлять новые гайды для начинающих игроков в WarCraft 3.

news_5c07f3bcbaffb.jpg