Большое интервью с Grubby

Манюэл "Grubby" Схенкаузен дал большое интервью порталу warcraft3.info. Игрок из Нидерландов, который после невероятно успешной киберспортивной карьеры стал профессиональным стримером и ютубером, ответил на огромное количество вопросов про личную жизнь, жену и собаку, про прошлое и будущее, про баланс игровых рас и карт, а также многое другое, в том числе даже гипотетическое покорение мира. Читайте скорее, ибо когда еще какая-нибудь легенда расщедрится на столь объемный разговор?

news_5c45dd6a8a15e.png

Личная жизнь

– Можешь, пожалуйста, представиться тем читателям, которые тебя еще не знают?

– Всем привет. Меня зовут Манюэл Скхенкзейхен, я профессиональный игрок, стример и ютубер.

– Есть какая-то особая причина, по которой ты сделал своим выходным днем четверг?

– Мы сделали это для того, чтобы поддерживать баланс в жизни и вести здоровый образ жизни. Четверг стал хорошим вариантом для выходного дня, потому что в Нидерландах по четвергам открыто больше ресторанов чем, скажем, по вторникам. Многие магазины в четверг или в пятницу работают дольше, чем в понедельник или вторник. И еще выходной в четверг это хорошее "обнуление" перед тремя самыми загруженными днями недели – пятницей, субботой и воскресеньем.

– Чем ты занимаешься помимо стриминга? У тебя есть какие-нибудь особые хобби, увлечения?

– Мне нравится читать книги, еще я люблю исследовать окружающий мир посредством занятий дайвингом, серфингом; хожу под парусом, катаюсь на лыжах и сноуборде, хожу в походы. Я делаю это не очень часто, но перечисленные занятия это один из лучших способов дать своему сознанию отдых после того, как много времени потратил на "цифровую" жизнь. Погрузиться в совершенно иную обстановку иногда очень полезно.

Еще я, бывает, играю в какие-то другие игры, уже не на стриме. На телефоне, например, или на Nintendo Switch, или на ПК с друзьями.

– Если бы ты не стал прогеймером и стримером, то как думаешь, чем бы ты сейчас занимался?

– Сложно сказать. Все моя жизнь выглядела бы совершенно иначе. Я бы никогда не повстречал Кассандру – а именно встреча с ней стала самой важной переменой в моей жизни (вместе с карьерой прогеймера, которая на втором месте). До того, как я начал профессионально играть, у меня не было какого-то определенного направления в жизни, передо мной словно был чистый лист. Мне интересны изучение языка и работа на компьютере, поэтому, может быть, я бы стал писателем или переводчиком?

– На скольких языках ты говоришь?

– Мои основные языки это нидерландский и английский. Еще я могу изъясняться на немецком, а также учил французский, но для меня он оказался слишком сложным и на нем я толком не могу даже составить предложение. Я хнаю пару сотен слов на корейском языке и на китайском диалекте "мандарин" – этого хватит, чтобы заказать еду или же выставить себя полным дураком.

– В какой момент ты решил закончить карьеру прогеймера и стать стримером? Состоялся ли этот переход в основном из-за того, что на прогейминг уходило очень много времени?

news_5c45df94bdb4d.png

Grubby на стриме

– Я стримил уже во время профессиональной карьеры в StarCraft 2, поэтому у меня было время на то, чтобы привыкнуть к стримингу. Сначала стримить мне совсем не понравилось, потому что трансляции забирали у меня время, которое можно было потратить на серьезные тренировки. Мне было сложно справиться с мнениями "с заднего сиденья", вопросы вроде "почему было просто не построить пару авианосцев" были совсем не той темой, на которую мне хотелось общаться, и поэтому стримы иногда просто доводили меня до белого каления, из-за чего стримил я не так много.  

Но со временем я стал более терпеливо относиться к подобным вопросам. Я понял, что меня смотрят люди самых разных уровней игры, с разным игровым опытом, и для них было бы логично "построить пару авианосцев", потому что эти юниты казались им очень крутыми и они и представить себе не могли, что ход игры не позволял мне добавить этих юнитов в армию, не проиграв при этом в нули профессиональному игроку.

По мере того, как я выгорал в профессиональном StarCraft 2, мы начали подумывать о том, чтобы начать стримить фулл-тайм. Но это стало бы очень рискованным шагом, потому что это означало, что вместо того, чтобы отыгрывать два турнира в месяц и при этом стримить примерно по 40 часов, нам нужно было бы стримить по 200+ часов в месяц и всегда оставаться дома. Раньше количество зрителей на наших трансляциях составляло от 2 до 5 тысяч зрителей, а в январе 2015 года, когда я начал стримить Heroes of the Storm, оно упало на отметку в 100 зрителей.

Но, даже несмотря на весь связанный с такими переменами риск нам, казалось, что это правильное жизненное решение и даже если бы у нас ничего не получилось – что же, по крайней мере, мы попытались. Нам потребовалось много времени и множество часов стримов, но наше сообщество стало понемногу расти и со временем превратилось в то, что мы имеем сегодня.

– Сколько времени ты тратишь на WarCraft 3, ну или же другие игры, вне стрима? Ты вообще любишь поиграть в свободное время?

– Примерно час в день я провожу, общаясь с сообществом в дискорде, твиттере или через почту – отвечаю на вопросы, все такое. Еще час в день я трачу на подготовку к стриму, а собственно стримлю по 6-8 часов 6 дней в неделю. Я также играю сверх этого – либо просто для развлечения, либо для тренировки. Еще я играю 2х2 с Кассандрой, потому что мы оба любим игры. Можно смело сказать, что я определяю себя, как геймера. Да и почему нет? Жизнь сама по себе это удивительная игра!

– Можешь немного подробнее рассказать о Кассандре? Как вы встретились?

news_5c45df87d61ef.jpg

Жена Grubby Кассандра и любимец зрителей Логан

– Нас свели вместе судьба и любовь к играм. Она работала на одном телеканале и брала интервью у участников World Cyber Games 2005 в Сингапуре, где я присутствовал в роли профессионального игрока. Она взяла у меня интервью и попросила подписать ее диск с WarCraft 3.

Думаю, я казался ей довольно клевым парнем. Но она вела себя очень достойно, вовсе не как какая-нибудь оголтевшая фанатка. Просто обычная девушка – но невероятно красивая и милая. Я был сразу же сражен. Я еще подумал про себя, почему такая красивая девушка вообще разговаривает со мной. Честно говоря, мне было немного страшновато. Через день или два, после афтэпати, я уехал из Сингапура, и после этого мы друг друга какое-то время не видели.

Мы еще не были парой, но нам обоим понравилась наша первая встреча. Спустя полгода, во время просмотра какого-то онлайн-турнира, мы наткнулись друг на друга на Garena (это эмулятор локальной сети для WarCraft 3, который позволял улучшить пинг). Мы поздоровались, вспомнили друг друга, начали обсуждать игру. Потом разговор перешел на другие темы, еще позже мы стали говорить вообще обо всем.

Через какое-то время мы уже каждый день с нетерпением ждали того момента, когда свяжемся через интернет и расскажем друг другу о том, как у нас идут дела. И в итоге еще до того, как мы сами этого поняли, еще до того, как мы встретились вновь, мы оказались крепко влюблены друг в друга. Наши последующие встречи только помогли только еще лучше понять то, что мы и так уже знали: нам нужно всегда быть вместе.

– Мне нравится видеть на стриме Логана, с виду он очень крутой пес. Глядя на него, я вспоминаю голден-ретривера, который был у нас, когда я был помладше. Можешь рассказать о своей собаке? Он такой же обжора, как и большинство голден-ретриверов? Может быть, с ним связаны какие-нибудь забавные истории, которыми ты можешь с нами поделиться?

– Логан это один из самых глупых, но в то же время спокойных псов, что я когда-либо видел. Он много дурачится. Например, у нас как-то началась миграция червей наверх (можете погуглить, что это такое), и Логан взялся поедать вылезавших на поверхность земли червяков. Думаю, для собаки такое поведение естественно, мы отнеслись к этому с пониманием и особо не воротили нос, но все равно пытались предотвратить подобное. Нам казалось, что у нас есть шанс отучить его не съедать все, что лежит на земле или полу.

И вот мы в очередной раз увидели, как он собрался пожрать червей. Мы скомандовали ему "сидеть", потом "лежать" – специально, чтобы он лег на червяка. Потом мы спросили его "где" (он хорошо знает эту команду), а он притворился, что не знает, где червяк, и вообще не понимает, о чем мы говорим. Хотя сам при этом лежал прямо на червяке. Так вот иногда бывает – Логан клоуничает, либо же врет вам, словно непослушный ребенок. Очень смешно. Еще чаще такое бывает, когда он не хочет приносить мне палку – просто бегает туда-сюда и притворяется, что не знает, где она, хотя сам постоянно переступает через нее.

На улице он может превратиться в сущий ураган, и это здорово, но дома ведет себя очень тихо. Можно делать с ним почти все, что заблагорассудится. И еще он почти никогда не лает. За три с половиной года он лаял раз двадцать, и пятнадцать из этих двадцати раз – это ночью на улице, когда ему попадалась пластиковая бутылка или какое-нибудь необычно выглядевшее дерево. И, да – он еще какой обжора и попрошайка!

– Каким своим достижением в жизни ты гордишься больше всего?

– Я горжусь тем, что смог чего-то добиться в жизни посредством WarCraft 3, что у меня получилось с такой девушкой, как Кассандра, что удалось изменить в себе то, что мне не нравилось, а также тем, что мне удалось создать (и быть частью) игрового сообщества – будь то в WarCraft 3 или же в какой-то другой игре. И еще я испытываю гордость, когда кто-то в нашем сообществе говорит, что я серьезным образом изменил их жизнь к лучшему. Конечно же, я планирую добиться еще чего-то на своем счастливом жизненном пути.

– Сейчас ты живешь в Нидерландах. Когда-нибудь подумывал о том, чтобы перебраться в другую страну? Корея и Китай выглядят хорошим местом для геймера вроде тебя. Да и жена у тебя, если не ошибаюсь, из Индонезии?

– Моя жена из Сингапура – это остров-государство, малюсенькая точка на карте. Одно из самых удивительных мест, в каких можно побывать. А из Индонезии у меня отец. Мы думали о том, чтобы куда-то переехать, но сейчас нам отлично живется и в Нидерландах. Нам явно не хватает причин, которые могли бы заставить нас решиться на переезд.


Карьера прогеймера

– Твои лучшие и худшие воспоминания о карьере профессионального игрока в WarCrft 3?

– Как вы, наверное, и ожидали услышать, лучшие воспоминания – это триумфы на турнирах. А вот о чем вы, возможно, не догадывались, так это то, что некоторые из лучших моментов в моей карьере это всего-навсего очень эффективные и вдохновляющие тренировки. Например, те, на которых я тренировался со Sky’ем, Moon’ом и LucifroN’ом. Когда я видел, как и я сам, и они тоже прибавляют от игры к игре, мне казалось, что наши умы действительно каким-то образом связаны. А потом это же отмечал и тот игрок, с которым я тренировался.

Худшие воспоминания это поражения на турнирах. Не просто какие-нибудь поражения, а те, после которых я чувствовал, что подвел кого-то, либо же кто-то подвел меня. Например, когда я не был согласен с неоднозначным решением судей на турнире, которые рассудили не в мою пользу. Или же когда я не понял правила или расписание. Или же когда что-то не так объяснили или написали, или же когда что-то поменяли прямо по ходу турнира. Или же когда был дисконнект. Или же когда партнер по команде на кланваре сказал, что "не настроен играть", потому что он не верил в себя и не переживал за результат так сильно, как это делал я.

– Есть кто-то, кого ты считаешь своим архи-соперником?

– Я думаю, соперник это кто-то, с кем ты постоянно пересекаешься в игре и у кого есть шанс выбить тебя из важного турнира или квалификации. Это вовсе не обязательно кто-то, кто добился таких же результатов, как ты, или же находится на одном с тобой уровне игры. Соперник может быть даже хуже или лучше тебя. Но это человек, с которым тебе постоянно приходится соревноваться.

Иногда соперником становится человек, которому ты не нравишься, либо же который не нравится тебе – по какой-то известной или неизвестной причине. Иногда соперника для тебя создает сообщество, пусть даже ты сам этого игрока своим соперником не считаешь.

Если говорить обо мне, то на национальном уровне моим соперником был Rotterdam. Мои соперники на региональном уровне это LucifroN, Happy, ToD, Deadman, HoT, Shortround. А на международном уровне – Moon, Sky, Lyn, Sweet & Fly.

– Какой из посещенных ивентов по WarCraft 3 является твоим любимым?

– Это финалы ранних сезонов WC3L, WCG 2004 в Лос-Анджелесе, WCG 2005 в Сингапуре, WCG 2008 в Кельне и WEM 2009 в Ханчжоу. Но и со множеством не таких больших турниров у меня связано немало приятных воспоминаний. Если из всех перечисленных выделить самые любимые, то это, наверное, WCG 2008 и WEM 2009.

– Многие игроки-ветераны, наверное, до сих пор помнят потрясающие матчи между тобой и Moon’ом. Можно ли сказать, что победить его тебе было сложнее всего?

news_5c45e000406ea.jpg

– Moon, когда он готовился к играм, был очень опасен. Он разносил меня 3:0 разными заготовками, и такие матчи давались мне тяжело морально. В матча-апе эльф против орка тон игры задает именно эльф, а орку остается реакционная игра. Но орк может найти контру к эльфу, если хорошо знает эльфийские уловки и имеет хорошее игровое чутье. Но если эльф придумал какие-то новые трюки – то это очень опасно для орка. Однако не каждый игрок за эльфов может придумать что-то революционное. Думаю, у меня с Moon’ом статистика примерно 50 на 50. Но в тех случаях, когда было "вы играете через 10 дней, будет матч до трех побед", он и правда выступал лучше меня и выиграл 3 из 4 встреч.

– Ты поддерживаешь контакт с игроками прошлого, особенно с корейцами? Такими ребятами, как FoV, Lucifer, Moon и Zacard?

– Сейчас нет.

– Какие игроки больше всего повлияли на тебя, у кого ты больше других чему-то научился?

– Zacard и Lyn.

– Какой матч запомнился тебе, как самый сложный?

– С психологической точки зрения это игра против Moon’а на WEG 2006. Это единственный в моей карьере раз, когда я уж подумал, не симулировать ли мне болезнь, чтобы избежать матча. Я не был уверен в себе, я не был хорошо готов психологически. Я не понимал, что благодаря многим часам тренировок мое микро становилось все лучше и лучше, но беспокоился из-за стратегий – это был матч, предполагавший длительную подготовку, а у Moon’а в такого рода матчах была отличная репутация.

Почти на одной ступени с этим матчем идет еще один – против Sky’я на WCG 2005. У Sky’я был новый стиль игры. Тогда он только-только представил игру через первого МК в быстрый эксп, масс башни и выход в масс грифонов. Этот стиль стал стандартом на картах вроде EI и MV на 2005-2009 годы. Его повторяли TH000, Infi, ToD и другие игроки, каждый из которых вносил в него небольшие изменения – но основы были заложены именно Sky’ем на WCG 2005.

– Кто из людей в сообществе WarCraft 3 нравился тебе больше всего, и с кем было веселее всего?

– Веселые и добрые ребята это FuRy, Creolophus, Moon, SoKoL, FoV. Мне также нравились и серьезные игроки, которые думали в первую очередь об игре, а не о личных делах, поэтому с ними всегда можно было обсудить игровые вопросы. Думаю, весело иногда бывало со мной, хотя и не всегда и не всем. Наверное, я за свою пару упустил пару друзей, с которыми можно было завести знакомство.

– Были такие, кого ты на дух не переносил? Если да, то почему?

– Если сейчас оглянуться и посмотреть в прошлое, то я бы, наверное, не смог бы вынести самого себя. Тогда же мне не нравились люди, которые, как мне казалось, играли нечестно – использовали мапхак, пытались подглядывать за моими секретными тренировками, пытались выуживать информацию из моих партнеров по тренировкам, либо же сами тренировались со мной и сливали информацию мои будущим соперникам. Имен называть не хочу. Ну и еще мне не нравились те, кому не нравился я. Думаю, это нормально, да?

– Как думаешь, ты смог бы добиться такого же успеха, если бы играл за другую расу? Или же именно орки все-таки в какой-то мере принесли тебе успех?

news_5c45e01b57790.png

Орда в Reforged

– Я выбрал орков, потому что у них мне нравились все 4 матч-апа, особенно орк против орка и орк против эльфа (пусть даже он и был самым сложным). Ключ к хорошей мотивации это удовольствие от процесса, и в этом плане именно орки двигали меня через мою карьеру, это точно! Все люди разные, и зеркало у нежити или у хуманов мне нравилось не так сильно, как зеркаьный матч-ап у Орды. Плюс, в некоторых расах важнее микро, у других мультитаск, у других макро.

Мне нравится то, что раса орков предлагает в плане стилей игры, мне это подходит. Орки никогда не были самой слабой расой в The Frozen Throne, но едва ли они были и самой сильной. Несмотря на силу Блейдмастера, игроки за хуманов и эльфов навыигрывали больше денег. Если бы я не играл за орков, то перекос в сторону этих рас, наверное, был бы еще сильнее! Конечно же, то же самое можно сказать про Moon’а и ночных эльфов, Lyn’а и орков, Sky’я и хуманов. Я бы сказал, что никто из нас полностью не обязан своим успехом той или иной игровой расе – но мы все приложили свою руку к тому, чтобы сделать свою расу сильной. Это повод для того, чтобы гордиться, а не стыдиться.


Современное состояние WarCraft 3 и Reforged

– Тебе, наверное, постоянно задают этот вопрос. Какие хоткеи ты используешь, а также на какие цифры биндишь войска и здания?

– Мои кастомные хоткеи это F, K, E и Y. F для вызова кабана, K для регенерации у троллей, E для щита молний и Y для Питлорда. Для предметов в инвентаре я использую numpad, юнитов вешаю на 1-2-3, а здания на 4-5-6. 0 это пеоны на дереве. А клавиши 7-8-9 я не использую.

– Какой герой твой любимый? И какой твой любимый юнит?

– Любимый герой время от времени меняется, но сейчас это, наверное, Фарсир. Он напоминает мне о ранних днях WarCraft 3, а еще им можно отлично разведывать, харассить и крипиться. И, по большей части, он более устойчив к чизам.

Мой любимый юнит это, пожалуй, тролль-знахарь. Они отлично работают в разведке и дают контроль карты. К сожалению, у всех рас, кроме орков, есть к ним жесткая контра. Ну и если соперник видит у вас Обитель духов, то это сразу дает ему понять, что нужно начинать строить ведьмаков, дриад или дестроеров.

– Какой юнит, на твой взгляд, получает недостаточного внимания и его несправедливо мало используют в игре?

news_5c45e03937c20.jpegМодель некроманта в Reforged

– Я искренне считаю, что недостаточно внимания получают некроманты, а также Дредлорд. В текущем патче андеды стали гораздо сильнее в плане экономики. Нежить это не моя основная раса, но я чувствую большую силу в стратегии через быстрый экспанд с DL и последующим переходом в технологии с вариантом (только вариантом!) выхода в некромантов. Нужно хорошо разведывать и играть в них только в том случае, если в этом есть смысл. Конечно же, не нужно массить некров против ведьмаков и мортир. Но если там рифлы, рыцари или масс воздух, то некроманты зайдут отлично. А труповозки, к тому же, прекрасно работают против танков. Если уровни героев хотя бы примерно такие же, как у хумана…

Также масс кастеры с поддержкой лучше работают против орковского тир-3, нежели комбинация из финдов и дестроеров (кроме тех случаев, когда у вас божественное микро и вы безукоризненно отыгрываете всю игру).

– Сейчас в игру возвращается много игроков, среди них и я. Можешь дать какой-нибудь совет на предмет того, как быстро вернуть себе былой уровень игры? Помимо того, что "много играть"?

– Все зависит от того, насколько вы внимательны. Позвольте себе почувствовать магию WarCraft 3. Каждая игра – это обучение. Не думайте о том, победили вы или проиграли, но сосредоточьтесь на совершенствовании самого себя. Если бы каждый раз, когда поднимаю в зале вес, я сравнивал бы себя с Арнольдом Шварценеггером и думал о том, как мне добиться таких же результатов, то я бы быстро потерял мотивацию.

Точно так же вам не стоит сразу пытаться выйти на свой прежний уровень, или там на мой уровень, или на уровень, которого будет достаточно для выступлений на турнирах. Но старайтесь каждый день становиться чуть лучше, чем были вчера. Старайтесь узнавать больше нового, два или три новых факта в день. Источники – ваши собственные реплеи, VODы, стримы. Записывайте это все в виде тезисов и чувствуйте удовлетворение от своей вечерней игровой сессии.

– Как ты думаешь, какой навык сложнее всего отточить в WarCraft 3?

– Выучить билд-ордеры под силу каждому, кто старательно записывает то, что видит, а после этого прилежно старается повторить увиденное. Стратегию можно обсудить за чашечкой кофе, либо же прочитать о ней в статьях, либо же поговорить о ней на стриме или в дискорде. Маршруты крипинга и ход игры, тайминг, выход из лимита – это сложные вещи, разобраться в которых можно посредством размышлений и по мере накопления игрового опыта. А вот чему вне игры никак не научишься, так это то, как отвечают на команды юниты и как их микрить. Поэтому я и скажу, что самое сложное в WarCraft 3 это микроконтроль и механика.

– Если каждая раса в Reforged получила бы по новому юниту, то чтобы это были за юниты и какие бы у них были способности?

– Думаю, нежить могла бы получить т2-юнита ближнего боя, который мог бы эффективно сражаться против грантов и рифлов. Хуманам, может быть, можно было бы дать на т2 юнита, который мог бы немного лечить сам себя, чтобы они могли воевать без пристов. Эльфам мог бы зайти т2-юнит, который мог бы забираться на гиппогрифа, как это делает лучница – это позволило бы создать другие стили игры, завязанные на использовании гиппосов. Или, может быть, добавить такой апгрейд, чтобы гиппогриф мог морфиться в нового юнита, который работает совсем наоборот. Что-нибудь вроде мини-химеры с другим типом атаки. Оркам можно было бы дать воздушного юнита с какой-то способностью против магии – например, создавать антиматическую зону. Не диспел, а именно вот антимагическая зона – так, чтобы бладласт или варды троллей в определенной зоне было не задиспеллить, не убив этого самого магического юнита.

– Сейчас постарайся быть настолько объективным, насколько можешь. Последние патчи серьезно так перетряхнули мету. Какие изменения стоило бы сделать для того, чтобы игра теперь приобрела более сбалансированный вид?

– Я уже во всех деталях поделился своим мнением с Blizzard, используя официальные и специально предназначенные для этого каналы связи. Не думаю, что если я поделюсь с вами всем списком предложенных изменений, то это как-то на что-то повлияет – Blizzard знают мое мнение, теперь дело за ними. Им нужно проанализировать всю имеющуюся в наличии обратную связь и принять решения, которые они считают наиболее правильными для игры (ну или какие там решения они собираются принимать).

Правда, мне хотелось бы, чтобы работа с балансом велась быстрее. В истории игры было достаточно примеров имбаланса, но мало какие из них можно назвать такими же вопиющими, как нынешние ночные эльфы. Кажется, что у орков и хуманов против эльфов сейчас попросту нет шансов. Если вспоминать что-то похожее, то это состояние матч-апа нежить против орка в 2005-2015 годах (но тогда никто не собирался выпускать Reforged, чем можно было бы подгонять работу над балансом).

– Какие сильные и слабые стороны у каждой расы?

news_5c45e05ade932.jpgРасы WarCraft 3

Лучшее у орков: тактика "бей-беги", сильные герои в алтаре.

Худшее у орков: антимагия, слабая контра к масс воздуху.

Лучшее у хуманов: устойчивость, длительные сражения, макро, экономика.

Худшее у хуманов: нехватка взрывного урона, низкая скорость.

Лучшее у эльфов: харасс, мультитаск, экспанды, разведка.

Худшее у эльфов: слабые герои из алтаря (традиционно было так, в последнее время KotG компенсирует ситуацию), раньше их бывало легко зарашить, сильно зависящая от добычи дерева экономика.

Лучшее у нежити: эффективность юнитов относительно их стоимости, скорость передвижения, защита базы.

Худшее у нежити: раса очень зависит от таймингов (поэтому иногда оказывается очень слабой), сильная зависимость от DK, андеды часто оказываются ограничены по золоту.

– Насколько сильно на игровой баланс влияют карты? Является ли текущий мап-пул сбалансированным, на твой взгляд?

– Карты влияют очень сильно. Нет карты, которая являлась бы балансной для всех матч-апов, именно поэтому истинно правильное испытание на турнире это best-of-3 или best-of-5 с возможностью вето карт. Цель – сделать мап-пул настолько сбалансированным, насколько это возможно для нескольких рас. Карты также являются инструментом вторичной балансировки, в этом плане они следуют сразу за балансом игровых фракций. Поэтому если бы Blizzard не собирались ничего делать с текущим патчем, то пришлось бы добавлять в мап-пул такие карты, которые плохо подходили бы для игры за эльфов и KotG.

– Какие карты в текущем мап-пуле тебе нравятся больше и меньше всего? Сказывается ли здесь раса, за которую ты играешь?

– Я не большой поклонник Тирисфальских лугов и Островов беззакония. Обе карты располагают к оборонительной игре и не подталкивают к взаимодействию с соперником. Игра на всех картах, ландшафт на которых сделан по принципу "поделить пополам", имеют свойство сводиться к тому, что я криплю свою половину карты, соперник крипит свою половину карты, а бежать друг к другу нам долго, поэтому и смысла пытаться отвоевать друг у друга точки крипинга нет.

От этого немного страдает и Теренас, но это карта более "квадратная", нежели TG и PI.

Если говорить о балансе, то оркам обычно лучше подходят округлые и открытые карты среднего или большого размера (Twisted Meadows). Нежить предпочитает карты с большим количеством точек для крипинга, на которых сложно ставить эксп (Turtle Rock). Хуманам нужны легкие точки под эксп и карты маленького или среднего размера без особо ценных крипов (Острова Эхо, Амазония). Ночным эльфам нравятся много разных карт, их раса весьма гибкая в плане стилей игры, но это вовсе не значит, что это самая сильная раса. Эльфы обычно стараются избегать карт, которые хорошо подходят другим расам (например, EI или TR).

– Если бы ты мог сам выбрать карты для мап-пула Battle.net, то какие карты ты туда взял, чтобы было и интересно, и балансно для всех рас?

– Сейчас ладдерный мап-пул лучше, чем был долгое время до этого. Каждый найдет себе что-то по вкусу. Так что я думаю, что сейчас ладдерные карты в неплохом состоянии.

– Скучаешь по Secret Valley, Gnoll Wood, Lost Temple? Или только у меня такое?

– О да, но это все карты, на которых очень хорошо играть именно оркам. Сомневаюсь, что я бы скучал по Gnoll Wood, будь я игроком за хуманов. Может быть, настало время вернуть Lost Temple? Нежить сейчас может ставить быстрый эксп через DL – поэтому этой карты уже можно не бояться так сильно, ха-ха.

– Если бы ты мог создать команду по WarCraft 3 и взять в нее любого игрока на пике формы, то кого бы ты выбрал? Давай условимся, что максимум 6 человек, и представим, что это под формат WC3L – четыре матча 1х1 и один матч 2х2.

– Я буду выбирать по принципу скилла и командного духа, а также предположу, что я просто капитан, а не игрок, и что мы играем оффлайн (поэтому лаги не решают):

1v1 A: Creolophus

1v1 B: TH000

1v1 C: Lyn

1v1 D: Moon

2v2 A: Lyn + Moon (они сыграли в паре много хороших игр)

2v2 B: Creolophus + TH000 (они никогда не играли вместе и им было бы сложно из-за языкового барьера. Creo играет за эльфов, а TH000 отлично управляется за рандом. Когда я играл с Creo 2x2, то тоже всегда ставил случайную расу).

– Что ты думаешь по поводу того, что у орков нет юнитов, иммунных к магии? Не думаешь ли, что они нужны этой расе, или и без них сойдет?

– То, что у рас есть уникальные сильные и слабые стороны, обогащает дизайн WarCraft 3. Оркам по лору серьезно досталось от магии. Та самая магия, которая сделала их самой грозной силой в мире, была демонической энергией, которая также убила их планету, сделала ее непригодной для жизни. Все сходится. Каждой расе не хватает чего-то, что могут использовать три другие расы. У орков всегда было три слабости: магия, масс воздух и хрупкие логова.

– Спиритволкеров перевели в тотем минотавров, и моя мышечная память до сих пор не может к этому привыкнуть. На твой взгляд, это хорошее изменение?

news_5c45e07e068b2.jpg

В Обители духов больше нет спиритволкеров

– У меня то же самое. Потребовалось много времени, чтобы привыкнуть, а я же теперь еще и не играю постоянно одну и ту же стратегию (или за одну и ту же расу), поэтому я, наверное, привыкаю дольше, чем должен бы, ха-ха. Не так-то просто избавиться от десятилетней привычки. 

– Что ты думаешь о 2х2? Я бы хотел видеть больше матчей в таком формате на про-уровне, чтобы как в былые времена.

– Скажу без обиняков. У WarCraft 3 лучший 2х2-геймплей в истории RTS. StarCraft 1 и StarCaft 2 это прекрасные игры, но 2х2 это не их сильная сторона. А в WarCraft 3 благодаря героям играть 2х2 очень интересно, и при этом матч-апы не становятся слишком чизовыми. И да, я бы тоже хотел увидеть больше матчей 2х2 между казуальными или же профессиональными игроками.

– Какое твое любимое сочетание рас в 2х2?

– Так как я играю за орков, то в качестве союзника больше всего люблю эльфа. Хуманам и нежити нужно много помощи и защиты в ранней игре, или же их жестко захарассят, тогда как эльфы сами обычно играют агрессивно. Поэтому в паре с эльфом орк может почувствовать себя золотым ребенком и легко докачать Блейдмастера до 3 уровня.

– Если бы ты решил возобновить карьеру прогеймера, то что бы ты сделал, чтобы выжать из этого максимум? Наверное, поехал бы тренироваться в Китай?

– Да, в таком гипотетическом сценарии это было бы умно. Хотя в Европе и Америке сейчас тоже есть хорошие игроки, но больше всего хороших игроков обитает на NetEase. В Китае хороших игроков просто-напросто больше. Да и некоторые из нынешних турнирных топов тоже тренируются в Китае на NetEase. К сожалению, тренироваться на NetEase из Европы сложно по причине плохого пинга, различий в версии игры и необходимости установки отдельной программы-клиента.

– Каких стримеров ты смотришь? Можешь дать какие-нибудь рекомендации, может быть даже по расам?

Нежить: интересно смотреть таких стримеров, как EnTe, SyDe, NightEnD. Ну и, конечно же, Happy – он, наверное, лучший, но он стримит на русском и в разрешении 4:3, поэтому мне не очень интересно и не очень нравится смотреть его стримы.

Хуманы: мне нравится смотреть стримы HawK’а, хотя у него на стриме зернистая картинка. Еще интересно бывает посмотреть WTii, но он не очень подходит мне по временной зоне.

Орки: мне нравится Inclnerator. Спокойный, дружелюбный. Крутой парень.

Эльфы: здесь я не нашел себе стримера. Не говорю, что таких нет, просто лично мне не попадались (может быть, опять же, связано с различиями в часовых поясах).


Будущее WarCraft 3

– В 2019 году выйдет WarCraft 3 Reforged. Согласно слухам, бета может выйти уже этой весной. Чего ты ждешь от Reforged помимо улучшений в графике?

– Жду, что будут улучшения в плане простоты доступа и в командных играх; может быть, автоматизированные турниры и поддержка киберспорта. Надеюсь, что нам дадут новые миссии для кампании, которые будут дополнять сюжет World of WarCraft и сюжет которых будет начинаться там, где он окончился в WarCraft 3.

Я также был бы рад новым героям в таверне, при условии, что они будут хорошо сбалансированы. Больше средств для гайдов и туториалов в клиенте – надеюсь на вкладку со ссылками на стримы всех стримеров WarCraft 3. Знаю, что будет новый звук. Надеюсь, что новая озвучка персонажей будет хорошего качества. И еще, так как я всегда играю с музыкой, я надеюсь, что в игру добавят саундтрек из WoW, который обогатит музыкальный ряд WarCraft 3.

– А есть что-то, что вот особенно хочется увидеть в Reforged?

– Игра уже сама по себе отличная, но просто хочется, чтобы все могли играть без лагов мышки, без проблем с портами, без падений игры и так далее. Нужен гладкий игровой процесс и никаких лагов!

– Как, на твой взгляд, релиз Reforged скажется на киберспортивной сцене WarCraft 3? Сможет ли игра догнать StarCraft 2? Или даже обойти его?

– В центре киберспортивной сцены StarCraft 2 есть и всегда была Европа. Дела у Северной Америки и Кореи тоже идут хорошо – в Америке были MLG и IPL, в Корее были GSL и OGN.

Центром киберспортивного WarCraft 3 в 2003-2006 годах тоже была Европа, но затем начался перекос в сторону Китая, и перекос этот только усиливался с течением времени. Северная Америка с точки зрения организации турниров никогда особо не врывалась в киберспортивный WarCraft 3, если не принимать во внимание разовые ESWC и WCG, а также BlizzCon, которые проводились в Америке.

Не думаю, что так необходимо сравнивать WarCraft 3 и StarCraft 2 с киберспортивной точки зрения – нужно развивать те сильные компоненты дисциплин, которые у нас есть (большая база игроков в Европе, хорошо развитая киберспортивная сцена в Китае), а также обеспечивать экспансивное развитие (больше киберспортивных возможностей для Европы и, надеюсь, для Китая тоже).

– Сейчас ты стримишь в основном WarCraft 3, и в контексте выхода Reforged ситуация в ближайшее время вряд ли изменится. У тебя есть какой-то долгосрочный план на следующие 5 лет, ну либо же нечто похожее? Если да, то в чем он заключается?

– Стримеру нет смысла делать планы на 5 лет вперед! Ты просто держишь глаза открытыми, как это делает Фарсир, и действуешь сообразно моменту. Прислушиваешься к своему сообществу, упорно работаешь ради них, и получаешь от этого удовольствие в процессе.

– Совсем недавно Blizzard сообщили о закрытии турнира HGC в Heroes of the Storm. Как думаешь, это как-то негативно скажется на StarCraft 2 или WarCraft 3?

news_5c45e09e50272.jpg

13 декабря 2018 года Blizzard закрыли Heroes Global Championship

– Очень грустно видеть, как закончилась судьба HGC. Этот турнир и люди, которые строили на нем свою карьеру, заслуживали лучшей участи. Думаю, всем сейчас интересно увидеть, что будет со StarCraft 2 и с WarCraft 3, смогут ли Blizzard сделать шаги в верном направлении. Я думаю, что WarCraft 3 за свою историю добивался больших высот, чем Heroes of the Storm, у этой игры очень сильное и верное сообщество, люди здесь очень любят киберспортивный WarCraft 3 и стримы – может быть, даже больше, чем любят свою игру в HotS. Потому что HotS это отличная и веселая игра, но как киберспортивная дисциплина она, по-моему мнению, не так привлекательна для зрителя, как WarCraft 3.

– Какие изменения в Reforged заставят тебя бросить WarCraft 3?

– Если юниам как-то изменят алгоритмы поиска пути (окружения, блокировка) и сделают их "умнее", как это реализовано в StarCraft 2, то это полностью изменит наше представление об этой игре. Некоторые просят, чтобы именно это и сделали, потому что они хотят, чтобы юниты вели себя более отзывчиво, и я это понимаю. Но если они получат то, о чем просят, то мы навсегда потеряем тот волшебный элемент, за которые все так любят киберспортивный WC3 (а также стримы высокоуровневых игроков).

Все игры станут больше похожи одна на другую. Красота WarCraft 3 заключается в том, что каждая игра здесь ощущается уникальной, непохожей, новой, отличающейся от всех других, которые вы играли или когда-либо видели. Это возможно благодаря сложной формуле, создать которую очень трудно, но разработчикам WarCraft 3 это как-то удалось.


Фановые вопросы

– Какие твои любимые алкогольный и безалкогольный напитки?

– Классическое пиво, или даже сакэ. Мне нравится пробовать разные напитки, хотя ценителем я бы себя называть не стал. Просто какие-то моменты жизни у меня проходят с алкоголем. Я пью довольно редко, в основном это или в хорошей компании, или на вечеринках, или на киберспортивных ивентах. Мне нравится алкоголь, потому что он помогает снять напряжение и получить еще больше удовольствия от времени, проведенного в той или иной компании.

Если же говорить о безалкогольных напитках, то я не смог бы жить без чая.

– Если бы ты мог выбрать одно блюдо, которое тебе бы пришлось есть до конца своей жизни, то что бы это было?

– Наверное, наси горенг – жареный рис, национальное блюдо Индонезии. Самое лучшее в нем заключается в том, что нет каких-то строгих правил приготовления или ограничений по ингредиентам (за исключением, конечно же, нескольких основных компонентов – без риса его приготовить не получится). В него можно положить любые виды мяса, специй, овощей и, конечно же, яйца. Прекрасно!

– Что тебе больше всего нравится в твоей жене? Ну и Логане, конечно!

– В жене – ее ум. Меня поражают удивлять ее взгляды на жизнь и на окружающий мир.

А что касается Логана – то это то, насколько он глупенький. Каждый раз, когда ему не терпится что-то сделать или когда он голоден, он издает такой заунывно-трубный звук – словно оскорбляет меня. Он милый, и сущий клоуняка, и еще у него очень спокойный и кроткий характер.

– Какой герой по виду самый крутой?

news_5c45e0cb6eb79.png

Вождь тауренов в Reforged

– Вождь тауренов! Когда он топает, то все замирают и ошеломленно смотрят на него!

– Ты когда-нибудь играл в Hearthstone? Что ты думаешь по поводу этой игры?

– Мы много играли в него, когда он только вышел, но после первого экспаншена стали играть гораздо меньше. Сейчас мы почти не играем, иногда только бывает приходим на арену. Пару дней назад я отыграл 11:3 за Паладина с убойной колодой, но сейчас снова возьму перерыв, хе-хе.

– Какие твои любимые эмоции на Твиче? 

– KappaPride and 4Head.

– Какая у тебя любимая реплика в игре?

Охта: Фукуи-сан?

Фукуи: Да, говори.

Охта: Железный тролль засовывает головы в горшок. Они будут варить их 20 минут, чтобы глаза можно потом было использовать в приготовлении второго блюда – шербета из глаз и яблок.

Женщина: О, звучит здорово!

(Примечание переводчика: в русскоязычной версии игры эту озвучку, которая в оригинале принадлежит троллю-знахарю, видимо, заменили на какую-то другую).

– Есть ли какие-то игры помимо StarCraft 2 и WarCraft 3, которыми ты серьезно увлекался?

– Долго перечислять. Fantasy Empires (1993), Populous 2 (1991) стали для меня определяющими играми и приобрели в моих глазах культовый статус. Еще мне нравятся Settlers, Civilization, Diablo 1, Diablo 2, Magic the Gathering, Clash Royale, Baldur's Gate и так далее.

– Твоя любимая несерьезная стратегия в WarCraft 3?

– Масс тролли-знахари. Вард, вард, еще вард! (Примечание переводчика: в оригинале, думаем, был каламбур "a ward, a ward and a ward – звучит так же, как "award, award and award", то есть "награда, награда и еще раз награда").

– У какого юнита самая лучшая работа вне игры?

– У друидов-медведей. Когда они приходят в WarCraf 3, то только-только просыпаются. Это говорит нам о том, что их другая работа это сон, а сон это прекрасное занятие.

– Как ты думаешь, что снится Логану в кошмарах?

– Что ему принадлежит не вся еда в мире.

– Если бы тебя попросили уничтожить мир, то как бы ты это сделал?

– Ха-ха, вот это вопрос! Я бы убрал все игры, чтобы люди больше не могли развлекаться и расслабляться. Дальше все случится само собой.

– А если бы тебе нужно было завоевать мир и стать его правителем, то что бы ты сделал тогда?

– Я бы заставил всех поверить в общего врага – Пылающий легион. Он ведь реален, понимаете? И они наступают из космоса. Нам нужно объединить усилия и правильно управлять нашей планетой, дабы у нас был шанс против них. Пылающий легион любит, когда горячо, поэтому давайте для начала охладим нашу планету, а для этого нам потребуется несколько умных экологических решений.

– И каким же был бы твой первый президентский указ?

– В Грубторианской Тирании коты и собаки (даже размером с голден-ретривера) имеют право в специальных отсеках, чтобы не вызвать ни у кого аллергию, путешествовать со своими владельцами на другие планеты.


Grubby в социальных сетях:


  • Заключительное слово от автора интервью:

Я являюсь давним поклонником WarCraft 3 и сам давно играю за орков, поэтому поговорить с Grubby и задать ему множество самых разных вопросов было для меня истинным удовольствием. Думаю, мы обсудили многие интересные моменты, связанные с киберспортом в целом и WarCraft 3 в частности. Надеюсь, вам понравилось. В будущем я буду продолжать делать интервью с игроками, и у меня уже есть идеи на счет того, с кем поговорить в следующий раз.

  • Автор оригинального интервью: stothex @ warcraft3.info