Grubby: "Успех и счастье - самое важное в жизни"
Очередное стандартное интервью с Grubby? Как бы не так. Перед национальными финалами WCG Netherlands сильнейший голландский эльф Milan "Sasuke" Roman выступил посланником от посетителей wcreplays.com и передал самые каверзные вопросы своему соотечественнику, лучшему европейскому орку Grubby. Легенда WarCraft III поразмышляет о судьбе родной игры, своем будущем в SCII и реальной жизни. Наслаждайтесь!
Привет всем, с вами Sasuke. Сегодня мы проинтервьюируем не кого иного как EG.Grubby! Здравствуй!
Добрый день, Sasuke!
Конечно, это интервью могло быть и на голландском, что существенно сузило бы круг читателей. Но мы проявим толерантность. Итак, Grubby, что скажешь о текущем балансе в игре, что бы ты хотел видеть в грядущих патчах от Blizzard?
Полагаю, баланс не идеален, и главная причина в том, что существенных влияющих на игру патчей не выпускалось уже слишком давно. Геймплей со временем «застывает», не хватает стратегического разнообразия, и каждый просто пытается найти оптимальные пути для своей расы. Определенно можно увидеть отличия между сегодняшним стилем и стилем годичной давности; и тем, что было два года назад. По-моему, нас не радовали обновлением уже два года. Думаю, орки очень сильны против андедов, насчет остальных матч-апов такой уверенности нет.
Эльфы слишком доминируют над хуманами, что также очевидно. Все желают увидеть изменения в самом русле игры, дабы избавиться от некоторого имбаланса. Меня спрашивали, что, на мой взгляд, нуждается в корректировке. Я выдвинул несколько предложений и огласил их людям, которые смогут использовать их. Надеюсь, они прислушаются к каким-то вещам, упомянутыми мной. Старался быть настолько объективным, насколько это вообще возможно.
Приятно слышать, после корректирующего баланс патча не хотелось бы видеть Блейдмастера, раздающего криты по десять тысяч!
(шутит) Знаете, я предложил +10 урона каждому юниту нежити.
Что думаешь о текущем положении WarCraft III, на сегодняшний день игра медленно умирает?
Что ж, я бы не называл это смертью, WC3 точно никогда не умрет. До сих пор есть люди, которые играют в Diablo 2, WarCraft 2, StarCraft 1. Убежден: значимость WarCraft 3 ВОЗМОЖНО чуть снизится в будущем. Пока еще не знаю, какие турниры будут проводиться. Более того, будущее дисциплины тоже зависит от того, когда Blizzard выпустят освежающий патч.
Обновления могут стать глотком воздуха для WarCraft 3. Они могут привнести вдохновение пользователям, все зависит лишь от того, что изменится, сколько будет отличий; т.к. подарят забытое удовольствие от игры тем, кто больше уже не получает его. Такие вещи всегда сложно предсказывать, но определенно могу отметить: WC3 не умрет. Есть вероятность, что в него только будут меньше играть.
Ты скучаешь по старым временам в 4-Kings? До сих пор постоянно общаешься с бывшими тиммейтами?
Да, вчера с Fury мы воскресили в памяти наши корейские будни. Ну, знаете: круассаны с сосисками, багеты Берри, рис с рыбой и яйцом, рис за десять тысяч долларов…
То есть в основном тебе просто не хватает той еды?
(смеется) Нет-нет, мы совсем не грустим о еде! Имею ввиду, что на протяжении тех трех месяцев, что провели там, иногда приходилось нелегко. Нам нравится припоминать трудности, однако самое главное – то время было фантастическим, и его мне, безусловно, не достает. Тем не менее, постепенно нечто новое приходит в мою жизнь. Корея и 4K – восхитительный отрезок моего прошлого, который я трепетно и с любовью храню в своем сердце.
Кто для тебя являлся самым проблематичным соперником? Ты должен выделить по одному игроку за каждую расу.
Хмм… за всю мою карьеру… Эльф: Moon, Хуман: Sky. Вне всяких сомнений. Андед – скорее всего FoV. Он выбил меня из WWI в первом раунде с single elimination, одолел меня на ESWC дважды. К счастью, я выиграл тот турнир. Если задуматься, он побеждал меня много где, поэтому среди представителей мертвой расы я отмечу FoV’а. Что касается орков, то, вероятно, Lyn, поскольку он частенько останавливал меня на крупных соревнованиях.
Почему ты выбрал орков?
В действительности, я не «выбирал». Поначалу я играл за эльфов, затем хуманами, после орками. Когда я перешел на зеленокожих, как раз вышел вышел TFT, и меня обрадовало, что орда теперь не столь зависима от духов-целителей знахарей. Появилась целебная волна у SH, свитки лечения, свиток скорости. Нововведения пришлись мне по душе. Я оценил и бэтрайдеров, так как грифоны доставляли огромные проблемы в RoC’е. Являлись НЕРАЗРЕШИМОЙ задачей… Как и сейчас (смеется). Однако я полюбил стиль орков в начале TFT и с тех пор оставался верен зеленокожим.
Что ты больше всего ценишь в BlizzCon’е?
Культурную атмосферу там: ты окружен разношерстными людьми, которые любят Blizzard, а еще можно опробовать все игры калифорнийцев, которые пока не вышли. На что, к сожалению, у меня никогда не хватает времени. Blizzcon похож на мекку фриков. Можно повстречаться с разработчиками компании, художниками, подписывающими профессиональные обучающие издания… Все вокруг просто оргазмично.
Оргазмично – отличный способ описать мероприятие! Чувствуешь ли ты разницу в профессиональном гейминге по сравнению с периодом, когда только начинал выступать?
Хмм… Чуствую ли я разницу? Нет. Профессиональный е-спорт – все еще большая привилегия, которая приносит мне массу позитива.
Что надо сделать любительским лигам, чтобы добиться признания и спонсоров?
Что ж, если лига получает спонсоров, то она уже не любительская.
Подразумевается направленность на популяризацию среди игроков, которые просто желают играть в конкурентноспособный WarCraft.
Я не так много играл на любительских лигах, поэтому не могу точно определить, чего им не хватает. Смотрю на ситуацию в общем: киберспорт должен являться чем-то целостным, охватывающим все уровни мастерства. Хотелось бы увидеть турниры, затрагивающие каждый слой игрового сообщества. В один день могло бы проводиться до трех турниров: лучший притянет профессионалов, остальным предоставится возможность получить соревновательную практику, посостязаться, даже завоевать какие-то призы.
Имхо, компьютерный спорт обязан привлекать внимание и рядовых геймеров, и крепких середнячков, и тех, кто послабее. Кто-то в вышеперечисленных категориях может обладать достаточным талантом, чтобы в дальнейшем превратиться в очередного топового или профессионального игрока. Мы никогда не найдем таких людей, если не будет подобных стартовых лиг для талантов. Я действительно выражаю надежду, что в будущем количество лиг для каждого слоя игроков в е-спорте возрастет.
Жена раздражается, когда поздно ночью ты покоряешь просторы ладдера вместо постели?
Обычно такого не происходит. У нас полное взаимопонимание в вопросах игры, да и во всем остальном. Мы по-настоящему живем душа в душу; она знает, насколько важно для меня то, чем я занимаюсь. Она всегда со мной и поддерживает мои начинания. В этом отношении лучшей жены не сыскать (смеется). Иногда мне самому приходится уговаривать ее оторваться от дел и идти ложиться, поэтому тут у нас паритет.
Если бы у тебя был шанс убрать одну расу из игры, кто бы это был?
Я бы никогда на такое не пошел, скорее добавил бы одну. Не считаю, что решением определенного общепринятого имбаланса или чего-то в этом роде послужит удаление расы. Я приверженец умеренных мер: лучше дайте расе время раскрыться, чем сразу отбрасывать ее.
Сожалеешь, что подался в профессиональный WarCraft после поражений в матчах, к которым долго готовился?
Помню моменты кризиса в своей карьере, душевное состояние после особенно обидных поражений. Ощущал, что самостоятельно с этим не справлюсь, возникала необходимость поделиться опытом переживаний с фанатами и общественностью. Иногда мне хотелось бы психологически разобраться самому, однако это не всегда так просто. Прямой ответ на вопрос: у меня нет сожалений. Но я испытываю эмоциональный кризис, когда сокрушающий проигрыш усугубляется тщетностью интенсивной подготовки, проблемами с хостами или давлением со стороны. Так или иначе, мне всегда удается найти выход из состояния подавленности и двигаться дальше.
Твоя позиция по вопросу о современном проведении турниров? Предпочитаешь методы, использовавшиеся в прошлом, или же все планомерно развивается, становясь по большей части лучше и лучше?
Несомненно, мы наблюдаем эволюцию. Не всегда улучшение, но, кажется, организаторы в каждом случае нацелены на качественный рост или эволюцию.
Когда в последний раз ты действительно расстраивался из-за проигранной встречи?
Прямо очень-очень расстраивался?
Да, просто приходил в ярость.
Я никогда не бушевал, может быть, внутри я и негодую. Не знаю насчет последнего раза, но могу назвать самые разочаровывающие моменты, которые пережил. Первый во время полуфиналов WCG 2005, где я проиграл Shortround’у. Второй на ESWC, который взял Lucifer’ом. Когда сражаясь с Zeus’ом у меня пропала электроэнергия. Не помню, чтобы я был подавлен сильнее, чем после двух этих событий.
Какие у тебя отношения с ToD’ом?
Хорошие. Не так часто с ним разговариваю, вроде он живет в Китае сейчас. Он уже отошел от прогейминга, а с ушедшими на пенсию игроками поддерживать физический контакт невозможно.
Ах, таким условием ты осложняешь вопрос, оно отбрасывает множество вариантов! (смеется). Тогда мне больше остальных понравились встречи на World Cyber Games 2004, где Zacard остановил Moon’а. Для меня это было значимым событием, потому что верил, что проиграю Moon’у, встретившись с ним в финале. Очевидно, то противостояние существенно влияло на мой личный турнирный успех. Хотя и ясно представлял, что против Zacard’а шансов тоже будет немного. Но Moon на тот момент изначально казался мне абсолютно непроходимым соперником. То, как Zacard обыграл его, выглядело блистательно. Так как тогда закупаться свитками городского портала являлось правилом хорошего тона.
У меня всегда есть своды своих правил, каждый геймер должен создать собственные для себя, которые обязаны помогать ему принимать правильные решения. В одном из положений говорилось: всегда приобретайте телепорт. Никому не хочется проигрывать матч, если база осталась одинокой без присмотра, или когда ввязываешься в невыгодное по таймингу или позиции сражение. Поэтому всегда носили городские порталы. Zacard не стал исключением. Moon атаковал его базу, а аксиома гласила: «Когда на ваш мейн напали, телепортируйтесь!»
Итак, Мун атаковал его базу и, несомненно, был готов к ответному телепорту орка. Эльф не желал оказаться вне позиции, так как тогда орки зеленокожие очень любили сваливаться прямо на головы рейнжовой армии ушастых. Поэтому Мун аккуратно сносил застройку оппонента, пока тот продолжал крипиться. Обороняющийся терпеливо расправлялся с нейтралами, игнорируя «допустимое» время возвращения, когда уже нужно быть на мейне. А Пятая Раса убил зверинец, барак (тогда еще обитель духов был не популярна среди представителей орды), в конце концов даже логова... А Закард все крипился… Наконец, он стелепортировался на эльфа с хорошо прокаченными героями и смял последнего. Как то было в последствии и в игре со мной. Я воскликнул: «Вау! Этот парень меняет общепринятые параметры игры!» Его примеру затем следовали многие, включая меня. Тот эпизод произвел крайне сильное впечатление.
Сейчас перейдем к вопросам по StarCraft II: что скажешь о дисциплине и когда планируешь переключиться на нее профессионально?
По-моему, это замечательный продукт как с точки зрения зрителя, так и участника. Когда я планирую переключиться… Я и так потихоньку играю, но еще не слишком много. Сегодня хочу сфокусироваться на WarCraft III, немало крупных турниров на подходе. Поэтому полностью отдам себя WC3. После череды соревнований последует период некоторой неопределенности, характерной для киберспортивной карьеры. Но есть шанс, что я перейду на SCII. Даже немаленький. Я не уверен, когда, поэтому в ближайшее время пока буду вынужден держать вас в неведении.
Почему ты остановился на терранах?
Это не так, желание играть той или иной расой разнится день ото дня. Меня радует скорость зергов; мобильность, адаптируемость и универсальность терранов; мощь протоссов и их внешний вид, пси-шторм, материнский корабль. В каждой расе есть много самобытности, Blizzard создавали их быть оригинальными. Конечно, грядут тонны патчей, но ни патч, ни соотношение баланса не вынудят меня выбрать расу в соответствии. Раса должна гармонировать с моей личностью и т.д., заинтересовав тем самым выкладываться со старта.
Какая раса в StarCraft II привлекает больше всего?
Наблюдать: за зергами и теранами, но, скорее всго, из-за того, что выступление протоссов на минувшем IEM не так впечатлило. Вот когда я смотрел за Dimaga’ой, или Morrow’ом, или TLO, или Idra… Крайне интересное зрелище. Кажется, матч-ап терран-зерг – один из тех, что я изучил, т.к. на IEM он был чрезвычайно актуален.
А теперь заурядные вопросы! Какая любимая группа?
Nickelback, Coldplay и парочка других, названия которых не могу припомнить. Меня не особо заботит, если люди восклицают: «О, да это же коммерческая группа» или в этом духе. Я просто слушаю музыку и для меня не важно искать что-то необычное. Наслаждаюсь творчеством этих и других групп.
Твое обычное предтурнирное блюдо?
Оно определенно не должно быть слишком жирным. Не приходится особо привередничать, так как соревнования проходят в разных странах. Но главное, чтобы не очень тяжелое.
Твои одноклассники обзывали тебя тупицей?
Вообще-то нет, только в шутку (улыбается).
Поддержишь ты своего ребенка, если однажды он захочет стать прогеймером?
Я поддержу его вне зависимости, кем он хочет быть. Думаю, детей нельзя растить по заранее продуманному сценарию. Если мне посчастливится иметь ребенка, то цель номер один будет понимать его. Естественно, у меня нет какого-либо опыта в таких делах, поэтому в будущем многие мои сегодняшние представления могут оказаться неверными или ироничными. Более того, я не знаю, как будет выглядеть мир через 20 лет. Стандартный путь к успеху в наши дни – пойти в школу и учиться. Вряд ли он изменится.
Одновременно все больше и больше людей находят альтернативные пути. Кто-то основывает мультимиллионные интернет-компании, не окончив даже старших классов или занимаясь самообразованием. Уверен, в будущем увеличится число самоучек и независимых путей к успеху и счастью, так как это самое важное в жизни. Размышляя над будущем своего ребенка, счастье и безопасность будут основополагающими критериями. По возможности, каждый его жизненный выбор будет максимально поддержан.
Твое видение профессии меняется по мере того как становишься старше?
Теперь я куда более дальновиден. Раньше мало размышлял о своей профессии. В первые годы моего прогейминга я просто усердно тренировался. Но в последние три года стал задавать себе вопрос: все еще ли это здраво и разумно? И до сих пор ответ был утвердительным. Безусловно, в настоящем я задумываюсь над своим будущим гораздо чаще, чем в прошлом.
Ты когда-нибудь представлял, что поженишься на ком-то из прогеймерской среды?
Да, по-крайней мере, отчасти. Знал, встречу девушку, неким образом связанную с тем, чем я занимаюсь. Вероятно, потому, что от человека не из нашего общества трудно ожидать известных жертв. Не видел выхода из сложившейся ситуации, все могло сложиться гораздо печальнее. Значит, мне либо пришлось бы оставаться одиноким до конца жизни, либо настал бы момент судьбоносного знакомства (улыбается).
Ты окончил школу и собираешься ли продолжать обучение?
Мой отец предсказал, что как только я начну вести тот образ жизни, что веду сейчас, будет крайне сложно вновь влиться в школьную среду. Не из-за умственных способностей, просто не будет должной мотивации. Или же вовсе это окажется ненужным. Прогейминг мог стать мимолетной страстью, через пару лет грозящей потерпеть фиаско, тогда все вернулось бы на круги своя. Никогда не заглядывал дальше, чем на год вперед своей карьеры. Так что вполне возможно, что через два года окунусь в повседневную жизнь, вероятно с маленькими неудобствами при адаптации.
Представим: я повидал мир, затем опять очутился за школьной скамьей и начал все с нуля. Вариант не лучший. Больше смысла идти учиться четыре года на бакалавра. Когда окончу вуз, мне будет около тридцати. Большинство компаний я не подойду. Считаю, что обладаю уникальным соревновательным опытом и широкими связями, могу быть более ценен в других местах, нежели в офисе. Возможно, более счастлив. Однако до сих пор сомневаюсь. Но определенная уверенность в том, что все будет хорошо, присутствует. Мой девиз таков: были бы руки, ноги да готовность взяться за любую работу, а все остальное придет. Особенно когда живешь во вполне благополучной стране. Ни в чем не уверен, лишь время покажет.
Твое отношение к религии? Ты религиозный человек?
Именно об этом я постоянно размышлял в последние пару дней, даже недель. По своей сущности, я скорее атеист, но звучит как-то нетолерантно к набожным людям, поэтому чаще приписываю себя к агностическим вольнодумцам. Стараюсь принимать других религиозных людей и их мысли. Не говорю, что знаю «все» или нечто-такое. Хотя в настоящее время множество событий объясняется наукой. Вещей, подтвержденных больше наукой, чем верой. Наверное, у меня недостаточно веры, или я слишком скептично настроен, но в будущем все больше и больше тайн будут раскрыты наукой. Уже сейчас она много растолковала. Это наиболее логичное мировоззрения для меня. Прислушиваюсь к зову сердца, вот моя вера.
Прогеймерам свойственны растяжения кисти/рук. Ты как-нибудь предохраняешься от подобного рода травм из-за многочасовых тренировок?
Данная проблема не свойственна людям, которые знают, как правильно сидеть. Чаще всего травмы случаются, когда располагаешься криво, или стул неудобный, или неподходящий стол. В реальности у меня никогда не возникало с этим трудностей. Важно, чтобы локти лежали под углом 90 градусов, детям следует установить стол исходя из их роста. Убедитесь, что все правильно откорректировано, ваша спина крепко поддерживается. Каждый раз, когда возникает боль, делайте маленький перерыв. Не стоит преодолевать свои страдания, можно только усугубить ситуацию. Меняйте позу, в которой сидите, руку, которой держите мышь и т.д. Тогда все будет прекрасно. Когда почувствуете боль в запястье, знайте, лечиться придется долго, как мне рассказывали. Ваш ранк в ладдере упадет после слишком продолжительного отсутствия, жизнь покажется ужасной. (смеется)
Совершал ли я безумные поступки с фанатами, в каком смысле? Понимаешь, как это звучит?
Sasuke: догадываюсь, имеются ввиду вечеринки или дикие выходки вместе с поклонниками.
Нет, не совсем. Я ходил в клубы с фанами, они мне проставлялись напитками, обслуживали меня, но то были парни, с ними я никогда не мечтал заниматься «дикими выходками» (смеется). Не сделал бы я этого и с девушками-фанатками, даже когда был один. Я не из тех безбашенных парней, иногда отжигаю, конечно, но не слишком сильно.
Sasuke: припоминается клип, где ты скрывался от преследующих тебя фанатов через окно...
Да, настоящее безумие. ToD подстрекнул меня на это, планировалось выпрыгнуть в окно вместе, а он попятился назад, я оказался на улице один в окружении.. О, похоже нам уже пора играть!
Sasuke: В этот момент подошел админ и убедительно-настоятельно позвал нас на матч групповой стадии между мной и Мануэлем, поскольку интервью затянулось уже на 35 минут. Хочу поблагодарить Grubby за ответы и пожелать ему удач на гранд-финалах WCG!